Комментарий к письму Минфина РФ от 14 апреля 2005 г.
N 03-06-05-04/95 "Об уплате ЕНВД с деятельности по распространению
рекламы в рамках посреднических договоров", и письму Минфина РФ
от 14 апреля 2005 г. N 03-06-05-04/96 "О расчете ЕНВД
для деятельности по распространению и размещению наружной рекламы"
Недавно (25 апреля 2005 года) впервые отчитаться по "вмененному" налогу должны были агентства, размещающие рекламу своих клиентов. И несмотря на то, что новые разъяснения Минфина немного запоздали, с ними следует ознакомиться всем "новобранцам". Из них "спецрежимники" узнают, кто должен рассчитать и уплатить ЕНВД при размещении наружной рекламы в рамках деятельности по посредническим договорам и как правильно определить площадь информационного поля световых и электронных табло.
Для начала напомним, что с этого года перейти на ЕНВД пришлось тем, кто ведет бизнес по распространению и (или) размещению наружной рекламы. К ним относятся фирмы и предприниматели, которые предоставляют или используют щиты, стенды, световые и электронные табло, чтобы донести до потребителя рекламную информацию (ст. 346.27 НК РФ). Иными словами, познакомиться со спецрежимом следовало рекламным агентствам. Ведь именно они получают доход от оказания подобных услуг. Однако, введя "рекламную" обязанность, законодатели не позаботились о некоторых деталях.
Трудности возникают, в частности, в такой ситуации. Организация, которая владеет рекламными конструкциями, решает заключить посреднический договор с компанией, которая будет подыскивать ей клиентов - покупателей рекламных услуг. Возникает вопрос: кто в таком случае будет платить ЕНВД - посредник или принципал?
Однозначный ответ на него дают работники Минфина в своем первом письме. Они указали, что на "вмененный" спецрежим должен перейти владелец конструкций. Поскольку именно он осуществляет деятельность "по доведению до потребителей рекламной информации" (ст. 346.27 НК РФ). А посредник лишь способствует этому. Следовательно, только хозяин использует информационные площади и получает доход от размещения наружной рекламы. Это означает, что посредники распространителями рекламы не являются и платить ЕНВД не должны. Ведь их деятельность считается посреднической, а не рекламной.
Что касается второго письма, то в нем финансисты рассуждают о порядке определения физического показателя, необходимого для расчета ЕНВД при распространении наружной рекламы посредством световых, электронных табло с использованием светоизлучающих элементов. Авторы опубликованного документа поясняют, что в данном случае имеет значение именно площадь светоизлучающей поверхности информационного поля, на которой непосредственно размещается реклама. При этом минфиновцы сделали акцент на следующем моменте. Размер и площадь конструкций, на которых крепится светящаяся поверхность, значения не имеют.
Пример
ООО "Кедр" зарегистрировано в ИФНС N 15 по СВАО г. Москвы. Фирма имеет в собственности 1 световое табло из неоновых трубок, закрепленное на здании по адресу ул. Академика Королева, д. 14. Размер металлической конструкции, к которой крепится рекламный носитель, составляет 12 кв. м, а площадь светоизлучающей поверхности табло - 10 кв. м. В апреле 2005 года "Кедр" заключил агентский договор с ООО "Лотос" на поиск клиентов, которые желают размещать рекламную информацию. За выполнение всех условий договора "Лотосу" причитается вознаграждение, с суммы которого он заплатит налоги по общей схеме или "упрощенке".
Световое табло агентство "Кедр" стало использовать начиная с апреля. В этом месяце оно было занято рекламой в течение 15 дней. А в мае и июне - ежедневно. Фирма последовала рекомендациям налоговых инспекторов (письмо ФНС России от 03.03.2005 N 22-2-16/289) и посчитала апрель как полный месяц, в котором было задействовано рекламное место. Бизнес рекламного агентства "Кедр" подпадает под ЕНВД. Поэтому бухгалтер определил величину коэффициента К2 для табло с учетом всех факторов - 0,300. Коэффициент К1 в 2005 году не применяется. Коэффициент К3 в 2005 году равен 1,104. Базовая доходность при использовании световых табло - 4000 руб. Вмененный доход "Кедра" за II квартал 2005 года составил 39 744 руб. (1 шт. x 10 кв. м x 1 сторона x 4000 руб. x 0,300 x 1,104 x 3 мес.).
Бухгалтер агентства 20 июля 2005 года сдаст декларацию в ИФНС N 15, а 25 июля заплатит единый налог за II квартал 2005 года в сумме 5962 руб. (39 744 руб. x 15%).
О.В. Турукина,
аудитор
"Нормативные акты для бухгалтера", N 9, май 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.