В нашем регионе с 1 января 2005 года действуют "трехсторонние соглашения", устанавливающие повышенный размер МРОТ (3000 руб.). В налоговой инспекции мне дали понять, что более высокий МРОТ обязателен для всех, и при проверке факты начисления з/п работникам в более низком размере будут отслеживаться (а в дальнейшем такие данные могут передаваться в "трудовые инспекции", и при выявленных нарушениях будут накладываться штрафы). У нас есть работники, которые получают по 1500-2000 рублей в месяц. Необходимо ли установить всем работникам повышенную з/п и могут ли привлечь к ответственности за отказ от этого?
Действительно, в последнее время в некоторых субъектах РФ принимаются решения, обязывающие работодателей устанавливать заработную плату работникам исходя из минимального размера оплаты труда, превышающего тот, который определен на федеральном уровне. И на практике часто встречаются случаи, когда контролирующие органы пытаются заставить организации "повысить" вознаграждение за труд низкооплачиваемым категориям работников, рассчитывая его именно на основе регионального МРОТ. Но признать подобные требования законными можно не всегда.
Принципиальная возможность повышения МРОТ на территории отдельных субъектов РФ определена в действующем Федеральном законе от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".
В частности, в ст. 2 Закона N 82-ФЗ говорится о том, что законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ могут принимать законы, устанавливающие МРОТ в повышенном размере, действующий на территории региона (субъекта РФ). При этом конкретный размер МРОТ определяется с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего уровня и устанавливается для всех работодателей, действующих в данном субъекте РФ.
Как можно заметить, "повышенный" МРОТ может быть установлен путем принятия специального регионального закона. Но, как правило, подобные акты не принимаются, а региональные власти идут иным путем - принимаются специальные законы "о социальном партнерстве" и, затем, подписываются трехсторонние региональные соглашения между органами власти субъекта РФ, профсоюзами и объединениями работодателей, в котором уже и определяется конкретный размер МРОТ. При этом упомянутые законы субъектов РФ "О социальном партнерстве" предусматривают особую процедуру присоединения к трехсторонним соглашениям (схема проста - власти сделали предложение - работодатели могут отказаться; кто не отказался, тот согласился).
Возникает вопрос - для чего региональные власти избирают усложненную процедуру введения регионального МРОТ? Ответ на этот вопрос следует искать, в том числе, в нормах статьи 2 уже упомянутого Федерального закона N 82-ФЗ. Из нее следует, что повышенный "региональный" МРОТ может вводиться только одновременно для всех категорий работодателей, но при этом расходы на повышения зарплаты бюджетникам должны нести именно сами регионы (источник - региональный бюджет). А "понуждение" работодателей через систему социального партнерства позволяет избежать излишних бюджетных расходов (так как трехсторонние соглашения в части повышенного МРОТ, как правило, не распространяются на организации, финансируемые из бюджета).
Если обратиться к положениям Московских актов, регулирующих данный вопрос, то можно заметить, что городской минимум оплаты труда установлен в размере 2500 руб. (с 1 октября 2004 по условиям Московского трехстороннего соглашения на 2004 г.), а с 1 мая 2005 г. он должен повыситься до 3000 руб. (п. 2.1 Московского трехстороннего соглашения на 2005 г.). В соглашении, принятом на уровне Московской области, также идет речь о сумме в 3000 руб. в месяц (п. 2.4.1 Соглашения).
Сама по себе законность принятия трехсторонних соглашений не может ставиться под сомнение - подобная возможность прямо предусмотрена действующим Трудовым кодексом РФ (ст. 45 ТК РФ). Но, следует заметить, что положения такого рода региональных соглашений могут распространяться не на все организации, а только на те, которые в добровольном порядке присоединились к их условиям.
Здесь надо обратить внимание на следующее - в п. 9 ст. 9 Закона г. Москвы от 22.10.1997 N 44 "О социальном партнерстве" определено, что действие Московского трехстороннего соглашения распространяется на все организации в Москве, не заявившие письменно в Московскую трехстороннюю комиссию о своем несогласии с его содержанием в тридцатидневный срок со дня его опубликования. Практически аналогичный порядок определен и законодательством Московской области (см. п. 3 и п. 4 ст. 19 Закона Московской области от 31.03.1999 N 15/99-ОЗ "О социальном партнерстве в Московской области").
Но подобный порядок присоединения к соглашению противоречит нормам действующего Трудового кодекса РФ. В частности, возможность установления аналогичной процедуры для присоединения к соглашениям в сфере социального партнерства в ТК РФ установлена лишь для случаев, когда на федеральном уровне заключается отраслевое соглашение (ст. 48 ТК РФ). И, по логике ТК РФ во всех иных случаях работодатель может изъявить желание присоединиться к соглашению в сфере социального партнерства в прямой форме (а не "по умолчанию", т.е. в случае, когда не заявлен отказ от присоединения).
Таким образом, если организация не входит в какое-либо объединение работодателей, присоединившихся к Московскому трехстороннему соглашению, то она может соблюдать его условия только в добровольном порядке, а наложение штрафных санкций за неприменение норм, устанавливающих региональный МРОТ, будет незаконным. И в изложенной ситуации организация может определить размер заработной платы, учитывая именно федеральные нормы (с 1 января 2005 г. это 720 руб. в месяц). В иных же регионах применение МРОТ, превышающего "федеральный", может быть обязательно для всех организаций лишь в случае утверждения его законами, принятыми на уровне субъектов РФ (а не трехсторонними соглашениями).
Что касается работодателей, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, то следует отметить, что положения упомянутых в вопросе соглашений вообще не могут распространяться на индивидуальных предпринимателей, добровольно не присоединившихся к ним, поскольку в части установления повышенного МРОТ они действуют только в отношении организаций.
На вопрос отвечает Т.Ю. Левадная, советник налоговой службы РФ III ранга Управления налогообложения доходов физических лиц, исчисления и уплаты государственной пошлины ФНС России
А.Н. Пронин,
заместитель начальника Главного управления N 10
Отделения Пенсионного фонда РФ по Москве и Московской области
1 апреля 2005 г.
"Налоговый учет для бухгалтера", N 4, апрель 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Справка к журналу "Налоговый учет для бухгалтера"
Учредитель и издатель ООО "Бизнес-Арсенал".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-37546 от 17.09.2009.
Адрес: 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 7/1-2, стр. 1
Тел.: (495) 482-30-58
E-mail: public@delo-press.ru