Как бизнесу воспользоваться новыми формами
государственной поддержки
Насущный вопрос о новых формах государственной поддержки малого бизнеса стоит уже давно. Ныне действующий Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 88-ФЗ) не только устарел, но и во многом дискредитировал себя. Так, всевозможные программы финансирования предпринимательства через посредство федеральных и региональных фондов приводили, с одной стороны, к злоупотреблениям выделяемыми государством ресурсами (когда "приближенные к власти" люди регистрировали малые предприятия, получали финансирование, а после банкротили этот бизнес, оставляя себе государственные деньги), а с другой стороны, к недоступности данных программ для реально действующих предпринимателей. Были и другие многочисленные недостатки у данного Закона.
С 1 января 2005 года многие из них устранены внесенными Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"" изменениями. Так, были признаны утратившими силу статьи ст.ст. 2, 8, 9, 10, 15 и 22 Закона N 88-ФЗ (т.е. статьи, касающиеся разграничения полномочий между Федерацией и субъектами в отношении поддержки малого предпринимательства, фондов поддержки малого предпринимательства, многие из которых уже давно фактически не действовали, льгот по налогообложению, которые, в соответствии с проведенной налоговой реформой, могут устанавливаться только Налоговым кодексом (или субъектами РФ и муниципальными органами власти исключительно в рамках полномочий, данных таковым Налоговым кодексом), а так же статья, посвященная государственным проектам поддержки внешнеэкономической деятельности малого бизнеса, поскольку в необходимо внедрять новые формы такой поддержки).
Однако отмены неработающих либо противоречащих современному российскому законодательству положений Закона N 88-ФЗ недостаточно - необходимо разработать новую нормативную правовую базу, которая введет в действие те правила игры, те механизмы поддержки малого бизнеса, которые используются в развитых странах мира и работают. Для этого мы, Минэкономразвития России, разрабатываем ведомственную целевую программу поддержки малого предпринимательства и комплексные проекты - Программы поддержки, которые в ближайшее время будут утверждены постановлением Правительства РФ. В настоящее время эти нормативные акты уже в высокой степени готовности, и находятся на согласовании в Министерстве финансов РФ.
Новый Закон о поддержке малого бизнеса
По нашему мнению, в проекте Закона о малом бизнесе определены три ключевых элемента:
- критерии отнесения к малому бизнесу;
- разграничение компетенции между федерацией и регионами по его поддержке;
- конкретные механизмы поддержки малого бизнеса.
О критериях отнесения к малому бизнесу хочется сказать особо.
В действующем сегодня Законе эти критерии мизерны.
Справка
Критерии отнесения предприятий к малым предприятиям (включая среднюю численность работников) установлены Федеральным законом от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
Под субъектами малого предпринимательства, согласно указанному Закону, понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): в промышленности, в строительстве и на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве и в научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек. Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени.
Заметим, что критериев по денежному обороту в действующем Законе нет - только предельная численность. Получается, компания с численностью 100 человек в Москве может иметь фантастические обороты, а с точки зрения закона будет относиться к малым предприятиям и претендовать на господдержку, адресованную малому бизнесу. Правильно ли это? Наверное, нет. Поэтому очень важно ввести оборотный критерий отнесения к малому бизнесу. В противном случае крупные компании смогут формально подпадать под критерий малых предприятий.
Что касается показателя оборота, используемого сегодня для целей применения упрощенной системы налогообложения (11 млн рублей (ст. 249 НК РФ) для перехода и 15 млн рублей (п. 4 ст. 346.13 НК РФ) для прекращения применения данной системы), хотя, конечно, это критерий исключительно налоговый, но с точки зрения принадлежности к малым предприятиям - это вообще микробизнес. Например, в Евросоюзе критерий принадлежности к малому бизнесу - численность 250 человек и оборот 40 млн. евро. А у нас для малого предприятия - 100 человек, а по обороту вообще ограничений нет. Так что по численности, скорее всего, мы будем двигаться к европейскому варианту. Но их оборотный критерий нам явно великоват.
Замечу, что совсем не обязательно, чтобы критерии малого предпринимательства совпадали с налоговыми критериями, например, касающимися права перейти на специальный налоговый режим, ту же "упрощенку". В международной практике совершенно нормально разграничивать эти критерии.
При этом размер критерия должен быть выбран разумно. Ведь здесь важно найти баланс, так как крайности приводят к злоупотреблению Законом:
- если устанавливается высокий потолок, крупный бизнес начинает искусственно делиться, что приводит к номинальному росту числа малых предприятий, позволяя крупному бизнесу пользоваться преференциями, установленными для малого;
- если низкий, то возникает эффект клонирования, когда предприниматель, подошедший к пороговому значению по обороту, регистрирует в качестве предпринимателей родственников, и дальнейшие обороты по реализации оформляет на них, а если это фирма, то она, перейдя через порог, переводит активы во вновь созданную организацию, а первую бросает или останавливает ее деятельность до следующего года. Такой эффект мы наблюдаем при применении упрощенной системы налогообложения, когда порог в 15 млн рублей (п. 4 ст. 346.13 НК РФ) является явно недостаточным. Похожая тенденция возникает с применением ЕНВД с тех регионах, где это выгодно, только в этом случае деление бизнеса происходит не по критерию оборота, а по тому физическому показателю, применяемому для исчисления доходности, который установлен в ст. 346.29 НК РФ для данного вида деятельности. Это приводит к тому, что действительно малые предприятия, имеющие право на льготы, из-за низкого порога вынуждены придумывать какие-то схемы, чтобы воспользоваться ими.
Для точного определения оборотных критериев в России нужно проводить специальные исследования - выделять референтные группы предприятий (достаточно большие, до 1000), изучать их реальную микроэкономику и влияние налоговой нагрузки предлагаемых режимов на их стратегии развития. Так делается во многих европейских странах. Если такая работа не проводится, любые цифры становятся кабинетными. Сегодня предлагаются разные цифры - 30, 50, 70 млн рублей - но ни под одну из них не сделано достаточное экономическое обоснование, поскольку не собрана соответствующая статистическая база. Однако затягивать с этим вопросом тоже нельзя - текст Закона должен быть подготовлен в I полугодии 2005 года, а дальше необходимо согласовать его с другими заинтересованными министерствами и внести в Правительство. Поэтому мы сейчас занимаемся сбором данных для подтверждения жизнеспособности предлагаемого нами критерия отнесения к малому бизнесу, соответствующего российским традициям делового оборота.
Другой важный момент в разработке данного законопроекта, это формирование пакета поправок в законы, которые будут в комплексе содействовать развитию малого бизнеса, поскольку Закон о поддержке малого бизнеса не должен подменять налоговое, административное, бюджетное законодательство, то есть не нужно пытаться в один Закон вместить все пожелания. В этой связи будут разрабатываться поправки в смежные законы, например, в Налоговый кодекс.
Постановления Правительства о программах
по развитию малого бизнеса
Что касается конкретных "адресных" программ помощи малому бизнесу, то заметим, что они тоже будут существенно корректироваться по сравнению с теми проектами, которые вел Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства. Если в 1995 году, в момент принятия Закона N 88-ФЗ, предприниматели были еще достаточно инфантильны, ждали государственного финансирования, не понимали, что целевые деньги необходимо осваивать, а если это кредит - обязательно отдавать, то сегодняшний предприниматель уже более реально смотрит на вещи. А значит, должен понимать, что сотрудничество с государством должно быть взаимовыгодным. Поэтому и разрабатываются уже другие проекты, чтобы государство могло не просто дать деньги, но и после спросить с предпринимателя либо поучаствовать в прибыли.
Первый проект - создание бизнес-инкубаторов
Обычно у малого бизнеса на старте присутствуют две глобальные проблемы - помещение и финансы. Эти трудности поможет преодолеть проект по созданию бизнес-инкубаторов, подготовленный Минэкономразвития РФ.
Бизнес-инкубатор - это помещения площадью 1,5-2 тыс. кв. м. и больше, где размещаются малые предприятия. Начинающему предпринимателю выделяется, в зависимости от потребностей, 2-3 рабочих места либо небольшая комната (20-30 кв. м). В результате один бизнес-инкубатор может вместить до 100 компаний. В первый год для них действует льготная арендная ставка, во второй год она повышается, а на третий компания выходит из инкубатора, а на ее место берется другая. За десятилетний цикл через один инкубатор пройдет порядка 500 субъектов малого бизнеса, которые могут быть зарегистрированы в форме организации или в качестве индивидуального предпринимателя. Умножьте на 100 инкубаторов - 50 тысяч - столько их появится за три года по всем регионам России. Регионы сами будут решать, где им создавать инкубаторы. Ведь это может быть не только областной центр, хотя понятно, что для города с населением 10 тысяч человек бизнес-инкубатор вряд ли нужен.
Процедура создания бизнес-инкубатора проста. Выбрав место, региональные власти представляют в Минэкономразвития РФ заявку, она рассматривается. При принятии решения будет учитываться и уровень депрессивности региона, и уровень развития малого бизнеса в нем, и уровень безработицы, и потенциал предпринимательской активности, и инновационная направленность. При этом регион должен быть готов к вложению средств, ведь федеральный центр будет давать деньги на строительство или реконструкцию здания, обеспечение связью, компьютерами, оргтехникой, а не на покрытие операционных расходов. Объект будет находиться в собственности субъекта РФ, а бремя расходов на его содержание у нас несет собственник. В идеале регион нанимает частную компанию, которая эксплуатирует бизнес-инкубатор: получает арендную плату от малых предприятий, оплачивает коммунальные услуги, услуги юристов, образовательные программы и т.д.
Субъекты малого бизнеса, в свою очередь, получают доступ к инкубатору на конкурсной основе. Отмечу, что это конкурс бизнес-планов, а не идей. Но пугаться не стоит: бизнес-инкубаторы оказывают и консалтинговые услуги, и бухгалтерские, и юридические, в том числе учат разрабатывать бизнес-планы. Так что это еще и своеобразная бизнес-школа, школа для малышей. А поскольку администраторы инкубаторов заинтересованы в прибыльности размещенных там компаний (иначе ведь не удастся собрать арендную плату), возникает обоюдный интерес, желание помочь бизнесмену правильно оформить бизнес-план, все просчитать, наладить ведение учета в зависимости от формы регистрации (фирма или предприниматель) и выбранной системы налогообложения (общая или упрощенная), помочь организовать рабочий процесс в соответствии со всеми техническими регламентами (санитарными, пожарными и прочими правилами), проконсультировать по юридическим вопросам и т.д.
Для региона же создание инкубаторов - это налоги, новые рабочие места, а на выборах - голоса избирателей. Об этом не стоит забывать, ведь предприниматель - человек рискующий, имеющий свою точку зрения, который сталкивается с властью не только на бытовом уровне, но и на деле. На сегодняшний день примерно треть регионов страны уже нашли деньги на создание у себя бизнес-инкубаторов и готовы участвовать в этом проекте уже в 2005 году.
Второй проект - поддержка экспортно-ориентированного малого бизнеса
Когда мы говорим о поддержке промышленного экспорта, все представляют крупные компании, выпускающие конкурентоспособную продукцию и поставляющие ее на внешний рынок. А вот об экспортно-ориентированном малом бизнесе представление слабое.
Однако есть достаточно большое количество маленьких фирм и предпринимателей, которые пытаются пробиться на внешние рынки, но этот выход требует слишком больших расходов. Так, есть малые предприятия, делающие конкурентоспособные ювелирные изделия, компьютерные компании - разработчики уникального программного обеспечения, да и в сельском хозяйстве много таких (например, фермеры Калмыкии готовы поставлять на экспорт экологически чистую баранину).
Поэтому здесь предполагается три варианта поддержки:
- Субсидирование процентной ставки. Мы компенсируем 50% ставки, под которую бизнес получил в банке кредит под экспортный контракт, и таким образом удешевляются кредитные ресурсы.
- Помощь при выходе на внешний рынок. Зачастую для этого требуются сертификаты, лицензии, подтверждения соответствия, которые стоят немалых денег - мы готовы компенсировать малому бизнесу 50% таких затрат.
- Компенсация затрат на аренду выставочных площадей за рубежом. Чтобы заключить экспортный контракт, необходимо, чтобы потенциальные покупатели смогли узнать о продукции. Именно для этих целей проводится огромное количество выставочно-ярмарочных мероприятий. Мы предлагаем предпринимателю компенсацию в размере 75% от его затрат на аренду площади для организации стенда со своей продукцией.
Пример
Например, предпринимателю нужно получить сертификат ветврача для поставки продукции на экспорт. Половину он платит сам, показывая серьезность своих намерений, что он разделяет с нами ответственность и риски, а половину мы ему компенсируем.
Такая программа в Чили привела к росту экспорта компаний в 2 раза. Но это не делается в один день, проект длительный - 5-7 лет.
На реализацию механизма компенсации в рамках этой программы органу исполнительной власти региона предоставляются субсидии. Орган исполнительной власти (как правило, это Комитет по поддержке предпринимательства) определяет орган, который будет выдавать компенсацию. Для ее получения предпринимателями предусмотрен заявительный порядок: в уполномоченный орган предоставляются документы (экспортный контракт, справка об отсутствии задолженности по налогам, копии учредительных документов, кредитного договора, расчет), они в обязательном порядке регистрируются в журнале учета, и в десятидневный срок принимается решение.
Третье направление - поддержка микрофинансовых организаций
(кредитных кооперативов)
Поддержка кредитных кооперативов - это помощь наиболее нуждающейся части малого бизнеса.
Сегодня в России рынок микрокредитов (маленьких кредитов, на короткий срок, под большие проценты) составляет порядка 350 млн долларов. По оценкам это всего 5-7% емкости кредитного рынка. То есть этот рынок недоразвит, хотя такие кредиты (средний размер - 1000 долларов) очень нужны и востребованы.
Суть кредитных кооперативов проста: физические лица объединяются в такие кооперативы с целью кредитования друг друга на осуществление предпринимательской деятельности на основе взаимных поручительств.
Понятно, что деньги у каждого из них ограничены, у каждого предпринимателя возникает желание получить дешевый ресурс в банке. Однако, хотя банк удовлетворяет высокая степень возвратности такого кредита - 99%, но не устраивает непрозрачность, не очень хорошее обеспечение клиента, или вовсе отсутствие залогового имущества, и потому кредит дается под очень высокий процент. Поэтому, начиная с 2005 года, мы компенсируем процентную ставку (не больше половины) для микрофинансовых организаций, чтобы стоимость кредита для конечного заемщика была ниже. За счет небольшого вливания денег мы можем увеличить рынок на 30%. В перспективе мы выращиваем сеть кредитных кооперативов, которые заполняют нишу, неинтересную банкам. А из них потом могут вырасти крупные розничные банки. Кстати, 2005 год объявлен ООН годом микрофинансирования.
Четвертый проект - поддержка малых инновационных компаний
Суть в том, что мы вместе с регионами создадим несколько фондов, через которые с привлечением частного инвестора и под управлением частной компании будет осуществляться инвестирование в малые инновационные предприятия (по классической инвестиционной схеме - покупка доли компании, то есть доля в обмен на финансирование). Чтобы реализовать такой проект, бизнесмену нужно будет продать долю своей компании такому фонду.
Средства будут вкладываться в следующей пропорции:
- 25% федерация,
- 25% регион,
- 50% - частный инвестор (венчурный капиталист).
При этом очень важно, что государственные деньги следуют за деньгами частного инвестора, а не вкладываются в полном объеме на основе решения некоего чиновника из фонда (как это часто имело место в деятельности ныне упраздненного Федерального фонда поддержки малого предпринимательства).
Вкладывая деньги, частный инвестор реальнее оценивает риски (ведь инновации - это всегда риск), а значит и у государства вероятность выигрыша выше. Кстати, такая схема неплохо отработана в европейских странах (Великобритания, Франция).
Эта схема хороша еще тем, что по истечение срока окупаемости проекта (который обычно составляет лет пять), государство может из него выйти, продать свою долю в бизнесе и вернуть себе вложенные средства. В том числе и сам предприниматель может выкупить эту долю. И в результате государство поучаствует в проекте, и уйдет. А малое предприятие будет работать.
На 2006 год мы запланировали минимальную планку: на выходе должно быть инвестирование в 100 проектов во всех регионах России.
А.В. Шаров,
директор Департамента государственного регулирования
в экономике Министерства экономического развития и торговли РФ
"Налоговый учет для бухгалтера", N 4, апрель 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Справка к журналу "Налоговый учет для бухгалтера"
Учредитель и издатель ООО "Бизнес-Арсенал".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-37546 от 17.09.2009.
Адрес: 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 7/1-2, стр. 1
Тел.: (495) 482-30-58
E-mail: public@delo-press.ru