Вопросы судебной практики, связанные с применением законодательства,
регулирующего отношения по уплате земельного налога
Изучение практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства, регулирующего отношения по уплате земельного налога, актуально и необходимо с практической точки зрения.
Земельный налог в соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) относится к системе местных налогов. Несмотря на сравнительно невысокую долю земельного налога в общем объеме доходных поступлений, он выступает в качестве важного источника формирования финансовой базы органов местного самоуправления.
Правовую основу расчета платы за землю составляют нормативные правовые акты. К ним относятся Закон "О плате за землю", указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также нормативные акты органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Объектами налогообложения являются земельные участки, части земельных участков и земельные доли при общей долевой собственности, предоставленные юридическим лицам и гражданам в собственность, владение и пользование.
Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади. В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам.
За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется каждому отдельно пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.
За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в общей собственности нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется каждому из этих собственников соразмерно их доле на эти строения.
Не являются объектом обложения земельным налогом неиспользуемые несельскохозяйственные угодья (леса, лесозащитные полосы, болота, кустарники, под водой и т.д.) совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, других сельскохозяйственных предприятий, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам.
Использование земли в Российской Федерации является платным. Плата за землю - общее название для всех видов обязательных платежей, уплачиваемых в связи с правом частной собственности и иных вещных прав на землю. Под платой за землю законодатель понимает: земельный налог, арендную плату, нормативную цену земли. При этом размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Земельный налог уплачивается собственниками земли, землевладельцами и землепользователями, кроме арендаторов, которые вносят арендную плату.
Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
За земельные участки, не используемые или используемые не по целевому назначению, ставка земельного налога устанавливается в двукратном размере.
Следует отметить, что целевым признаком платы за землю является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышение плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий.
В настоящей работе рассмотрены вопросы судебной практики, связанные с применением законодательства, регулирующего отношения по уплате земельного налога.
Земельный налог в текущем налоговом периоде должен исчисляться как с учетом коэффициента индексации ставок земельного налога, предусмотренного для данного налогового периода, так и с учетом коэффициентов прошлых лет.
Открытое акционерное общество (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в отказе возвратить сумму излишне уплаченного земельного налога с 2000 г. по 2002 г.
Заявленное требование мотивировано тем, что предусмотренные федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующие годы поправочные коэффициенты не являются индексацией ставок земельного налога, в том смысле, который определен Законом РФ "О плате за землю", а определяют порядок исчисления земельного налога. Общество полагает, что предусмотренные законами поправочные коэффициенты подлежат применению при исчислении земельного налога только по году, на который указанные коэффициенты приняты; считает необоснованным применение поправочных коэффициентов, установленных федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, поскольку указанные законы вступили в действие с нарушением установленного ст. 5 Налогового кодекса РФ порядка вступления в силу и применения актов законодательства о налогах и сборах.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд указал на обоснованное увеличение при исчислении земельного налога ставок земельного налога на последовательно вводимые федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год поправочные коэффициенты.
Постановлением апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В силу ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Установление средних ставок налога относится к числу общих принципов налогообложения и осуществляется федеральным законом. Применительно к земельному налогу таким законом является Закон РФ "О плате за землю".
Конкретные ставки этого налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать дифференцированные ставки по местоположению земель, по зонам различной градостроительной ценности территории, определять порядок и сроки его уплаты, правила предоставления льгот и т.д.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
На основании ст. 16, 17 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" юридические лица не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному налогу и уплачивают налог равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.
Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления с учетом местных условий имеют право устанавливать другие сроки уплаты налога.
Согласно ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" и п. 2 ст. 21 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в п. 2 ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (табл. 1, 2, 3) к Закону РФ "О плате за землю".
Установленные Законом "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемых федеральными нормативными актами, исходя из уровня инфляции (темпа роста цен), который в соответствии со ст. 183 Бюджетного кодекса РФ определен одним из исходных макроэкономических показателей для составления бюджета. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные перечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок.
При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания п. 2 ст. 21 Закона Российской Федерации N от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и ст. 2 Федерального закона от 9 августа 1994 г. N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономных областей, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Статьей 15 Федерального закона от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 г., применяются в 1999 г. с коэффициентом 2.
Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 51-ФЗ действие п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ, предусматривающего вступление в силу актов законодательства о налогах не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, приостановлено до 1 января 2000 года.
Статьей 18 Федерального закона РФ от 31 декабря 1999 г. N 227-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2000 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.
Закон "О федеральном бюджете на 2000 год" был принят до окончания срока приостановления п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ и опубликован 03.01.2000.
Статьей 12 Закона РФ от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год", опубликованного 28.12.2000, установлено, что в 2001 г. для всех категорий земель, применяются ставки земельного налога, действовавшего в 2000 г., т.е. ставки земельного налога в 2001 г. не изменялись. В связи с этим у налогоплательщика не было оснований не применять коэффициент к ставке земельного налога по 2001 г., ссылаясь на вступление в силу Закона после начала налогового периода.
Статьей 14 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2002 год", Федеральным законом от 14 декабря 2001 г. N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 г., применяются в 2002 г. для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Статьей 7 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" установлено, что действующие в 2002 г. размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 г. с коэффициентом 1,8.
Учитывая, что в каждом текущем налоговом периоде установление ставок земельного налога федеральным законодательством поставлено в зависимость от размера ставок данного налога, существовавшего в предыдущем году, а ставки налога в предыдущем периоде исчислялись с учетом поправочных коэффициентов, земельный налог в текущем налоговом периоде должен исчисляться как с учетом коэффициента, предусмотренного для данного налогового периода, так и с учетом коэффициентов прошлых лет.
Арбитражный суд обоснованно указал, что нормы федеральных законов о бюджете содержат нормы прямого действия, введение поправочных коэффициентов законами о федеральном бюджете на соответствующий год не противоречит налоговому законодательству.
Законность последовательного применения при расчете размеров земельного налога за конкретные налоговые периоды повышающих коэффициентов, предусмотренных законами о федеральном бюджете на очередной год, согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 6 февраля 2004 г. N 48-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "Уралцемент" на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю", статьи 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год", статьи 18 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год", статьи 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" и Федерального закона "Об индексации ставок земельного налога".
В названном определении Конституционного Суда РФ применительно к толкованию положений федеральных законов о бюджете, вводящих коэффициенты к ставкам земельного налога, отмечается, что закон о бюджете должен исполняться в период, на который он принимался, тем самым действие федерального закона о бюджете ограничивается временными рамками. Именно исходя из этой правовой позиции, Конституционным Судом РФ конституционное требование о недопустимости придания обратной силы законам, ухудшающим положение налогоплательщиков, признано не нарушенным нормами, установившими новые средние ставки земельного налога.
Учитывая изложенное, арбитражный суд отказывая налогоплательщику в удовлетворении заявленных требований.
Временный порядок оформления документов для экономического стимулирования мобилизационной подготовки предприятий, которым предусмотрено представление формы N 3, относится к ведомственным нормативным актам и носит рекомендательный характер.
Федеральное государственное унитарное предприятие (далее - ФГУП) обратилось в арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительными решения налоговой инспекции и требования в части доначисления налога на землю, начисления пени и штрафа.
Заявленные требования мотивированы тем, что лишение льготы по земельному налогу является неправомерным, поскольку факт наличия земельных участков, на которых расположены мобилизационные мощности заявителя, налоговым органом не оспаривается; Временный порядок оформления документов для экономического стимулирования мобилизационной подготовки предприятий, которым предусмотрено представление формы N 3, является ведомственным ненормативным актом несуществующего Министерства экономики и не зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ, следовательно, не имеет юридической силы и не подлежит применению.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции этого же суда, требования ФГУП удовлетворены в полном объеме.
Суд исходил из того, что Временный порядок оформления документов для экономического стимулирования мобилизационной подготовки предприятий относится к ведомственным нормативным актам и не является обязательным к исполнению; форма документа в обоснование предоставления льготы значения не имеет; представленные документы в совокупности подтверждают, что предприятие ФГУП в 2000-2002 гг. располагало земельными участками, непосредственно используемыми для хранения материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв Российской Федерации; следовательно, заявитель имел право на освобождение от уплаты соответствующего налога.
Между тем, налоговая инспекция полагает, что основанием для расчета исключаемой части земельного налога является согласно п. 4 "Временного порядка..." форма N 3; организацией не были составлены, утверждены и согласованы перечни земельных участков по данной форме и не представлены в налоговый орган; форма N 2 не может являться основанием для применения льготы по налогу на землю; кроме того, форма N 2 представлена за 1995 г., в том время как организация привлечена к налоговой ответственности за 2000 - 2002 гг.
Рассматривая заявление, суд установил, что по результатам выездной налоговой проверки налоговым органом вынесено решение, которым (применительно к предмету спора) за период с 01.01.2000 по 31.12.2002 заявителю доначислен налог на землю, начислены пени и штраф.
Основанием для принятия данного решения явилось неправомерное, по мнению налогового органа, использование ФГУП льготы по налогу за пользование земельными участками, занятыми объектами мобилизационного назначения, поскольку у него не имеется надлежащего документального подтверждения оснований для ее применения.
В соответствии с п. 13 ст. 12 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождаются предприятия, научные организации и научно-исследовательские учреждения за земельные участки, непосредственно используемые для хранения материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв Российской Федерации.
Согласно п. 1 и п. 3 Временного порядка оформления документов для экономического стимулирования мобилизационной подготовки предприятий N 39-2062 от 24.07.1997 (далее - Временный порядок) для подтверждения права на льготу по уплате земельного налога необходимо подготовить форму N 3 "Перечень земельных участков, на которых размещены производственные и научно-исследовательские комплексы, объекты мобилизационного назначения, в том числе испытательные комплексы, полигоны и склады для хранения государственного и мобилизационного резервов", которая затем направляется в Минэкономики России на согласование и утверждение.
В судебное заседание ФГУП была представлена форма N 2 - "Перечень объектов, сооружений, оборудования, имеющих мобилизационное значение", составленная по состоянию на расчетный 1995 г., но содержащая сведения на 1999 г. Кроме того, заявитель представил также Перечни земельных участков, на которых размещены объекты мобилизационного назначения на 1998-2001 гг. и 2000 г., утвержденные Российским агентством по боеприпасам, которому ФГУП подведомственно как предприятие оборонного комплекса с 1999 г.
Оценив в совокупности представленные заявителем документы, а также учитывая, что факт наличия у него соответствующих площадей земельных участков, на которых размещены объекты мобилизационного назначения, налоговым органом не оспаривается, судебные инстанции пришли к выводу о правомерности применения ФГУП льготы, установленной п. 13 ст. 12 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю".
Доводы налоговой инспекции о необходимости при подтверждении права на применение льготы руководствоваться Временным порядком признаны судом несостоятельными. Временный порядок был разработан департаментом мобилизационной подготовки Министерства экономики в 1997 г. Данный акт является ведомственным и носит рекомендательный характер, а п. 13 ст. 12 Закона РФ от 11 окятбря 1991, г. N 1738-1 "О плате за землю" не ставит освобождение налогоплательщика от уплаты земельного налога в зависимость от наличия или отсутствия у него формы N 3 Временного порядка.
Отсутствие документов, подтверждающих право собственности, владения или пользования земельным участком, не может являться основанием для освобождения от уплаты земельного налога.
Налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества (далее - Общество) налоговых санкций.
Заявленные требования обосновываются тем, что Обществом не включена в представленную в налоговый орган декларацию по плате за землю за 2002 год площадь, занятая под санитарно-защитную зону, в результате чего Обществом была занижена налоговая база.
Решением суда первой инстанции заявленные требования налогового органа удовлетворены. С Общества взысканы налоговые санкции.
Суд исходил из того, что отсутствие документов, подтверждающих право собственности, владения или пользования земельным участком в санитарно-защитной зоне, не может являться основанием для освобождения от уплаты земельного налога; документы, подтверждающие, что земли санитарно-защитной зоны предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам, ответчиком не представлены; факт налогового правонарушения подтвержден результатами выездной налоговой проверки.
Постановлением апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Рассматривая заявление, суд установил, что налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка филиала Общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет земельного налога за проверяемый период, по результатам которой принято решение о привлечении Общества к налоговой ответственности за неполную уплату сумм земельного налога в виде взыскания штрафа.
Основанием для привлечения Общества к налоговой ответственности послужил установленный в ходе проверки факт неуплаты налогоплательщиком в 2002 г. земельного налога, подлежащего исчислению с площади закрепленного за Обществом земельного участка, занятого санитарно-защитной зоной.
Земельный участок санитарно-защитной зоны закреплен за Обществом распоряжением органа местного самоуправления. Указанным распоряжением Обществу поручено выполнить кадастровые работы по формированию частей земельных участков, входящих в санитарно-защитную зону, и зарегистрировать право ограниченного пользования (сервитут) в учреждении юстиции субъекта Российской Федерации по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком.
Согласно ст. 8 названного Закона в облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам.
Между тем, отсутствие документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения земельным участком санитарно-защитной зоны, получение которых зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, не может являться основанием для освобождения его от уплаты земельного налога.
Определение вида использования земель зависит от назначения и цели использования земельных участков.
Федеральное государственное унитарное предприятие (далее - ФГУП) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа в части доначисления налога на землю за 2001 г. а также пеней и штрафных санкций, предусмотренных п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ за неполную уплату налога на землю.
Заявленные требования мотивированы тем, что налоговым органом при исчислении налогоплательщику налога на землю за 2001 г. необоснованно применены ставки земельного налога по 16 зоне градостроительной ценности муниципального образования. Предприятие является сельскохозяйственным, использует предоставленный земельный участок для нужд сельского хозяйства в соответствии с его целевым назначением, и этот участок подлежит налогообложению согласно решению городской Думы, за исключением площади застройки, по ставке, применяемой к землям сельскохозяйственного назначения.
Решением суда первой инстанции, оставленным постановлением апелляционной инстанции этого же суда без изменения, требования налогоплательщика удовлетворены в полном объеме.
Суд установил, что по результатам выездной налоговой проверки налоговой инспекцией вынесено решение о привлечении ФГУП к налоговой ответственности за несвоевременную уплату налога на землю.
Неполная уплата, по мнению налогового органа, произошла в результате неправильного исчисления и занижения налоговой базы и неверного применения ставок в налоговой декларации (расчете) по налогу на землю, поскольку производственная зона, занимаемая налогоплательщиком, должна облагаться налогом на землю по налоговой ставке, применяемой к соответствующей зоне градостроительной ценности муниципального образования.
Согласно ст. 1 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным, формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.
Земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, исчисляется непосредственно этими лицами. Юридические лица ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку (ст. 16 данного Закона).
В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
В силу ст. 21 Закона РСФСР "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", ст. 15 Налогового кодекса РФ земельный налог является местным налогом.
Установление конкретных ставок налога на землю в силу ст. 39 Федерального закона от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 5 и ст. 8 Закона РФ "О плате за землю", статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации относится к компетенции представительных органов местного самоуправления.
ФГУП является сельскохозяйственным предприятием и использует предоставленный земельный участок для нужд сельского хозяйства в соответствии с его целевым назначением.
В соответствии с п. 11 ст. 85 Земельного кодекса РФ определение вида использования земель зависит от назначения и цели использования земельных участков.
Статьей 77 Земельного кодекса РФ установлено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
ФГУП отнесено к сельскохозяйственным предприятиям неиндустриального типа.
Предприятием производственная зона использовалась исключительно для нужд сельского хозяйства, следовательно, налогоплательщик при исчислении налога на землю обоснованно использовал ставки налога, применяемые к землям сельскохозяйственного назначения.
Организации, на балансе которых находятся действующие объекты санаторно-курортного или оздоровительного профиля, вправе воспользоваться льготой, предусмотренной п. 4 и п. 15 ст. 12 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю". Освобождение от уплаты земельного налога за земли, занимаемые детскими оздоровительными учреждениями, законодатель не ставит в зависимость от того, на каком праве налогоплательщик пользуется земельным участком.
Открытое акционерное общество (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа в части доначисления земельного налога.
Заявленное требование мотивировано тем, что обжалуемое решение налоговой инспекции основано на неправильном применении налоговым органом действующего законодательства о налогах и сборах.
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Решение налоговой инспекции признано недействительным в части доначисления земельного налога.
Судом установлено, что по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки налоговой инспекцией вынесено решение об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением налогоплательщику доначислен земельный налог за проверяемый период. Налоговая инспекция исходила из того, что право на льготу по оплате земельного налога имеют только организации, для которых содержание детских оздоровительных учреждений является основным видом деятельности.
Согласно ст. 1 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.
Пунктом 4 ст. 12 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" установлено, что детские оздоровительные учреждения независимо от источников финансирования полностью освобождаются от уплаты земельного налога.
Согласно материалам дела земельный участок, на котором расположен детский лагерь, передан заявителю на основании решения городского Совета депутатов трудящихся в бессрочное пользование. В дальнейшем органом местного самоуправления данный земельный участок передан заявителю в долгосрочную аренду.
Детский лагерь является структурным подразделением заявителя и является базой, предназначенной для оздоровления и отдыха детей в возрасте от 6 до 14 лет в летний период, финансируется из средств профсоюзного бюджета, бюджета государственного социального страхования, хозяйственного органа и других источников. Исходя из изложенного, Общество обоснованно применило льготу при исчислении налога на землю.
Целевое использование земли налоговой инспекцией не оспаривается.
Оценивая право на льготу по п. 4 и п. 15 ст. 12 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю", следует исходить из того, что целью законодателя при предоставлении данной льготы являлось стимулирование развития оздоровительных учреждений.
Следовательно, организации, на балансе которых находятся действующие объекты санаторно-курортного или оздоровительного профиля, вправе воспользоваться указанной льготой, поскольку нормы Закона РФ "О плате за землю" не содержат такого ограничения и не указывают, что данная льгота не может применяться к организациям-налогоплательщикам, имеющим детские оздоровительные учреждения в качестве обособленного структурного подразделения.
Принимая во внимание, что детский оздоровительный лагерь функционирует по профилю, у налоговой инспекции не имелось правовых оснований для принятия оспариваемого решения.
Согласно п. 9 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю" от уплаты земельного налога освобождаются земли общего пользования населенных пунктов.
Общество с ограниченной ответственностью (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах Общества, в размере недоимки по земельному налогу.
Заявленные требования Общество мотивировало тем, что при исчислении платы за землю из площади земельного участка, предоставленного ему в пользование для строительства домов в жилом микрорайоне города, им были правомерно исключены площади, указанные в расчете баланса территории проекта застройки и утвержденные Комитетом архитектуры и градостроительства как земли общего пользования.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции этого же суда, заявленные налогоплательщиком требования удовлетворены в полном объеме. Оспариваемое решение налоговой инспекции признано недействительным.
Из материалов дела следует, что налоговой инспекцией принято решение, которым на основании ст. 31, 45, 46 Налогового кодекса РФ обращено взыскание на денежные средства, находящиеся на счетах Общества, в размере недоимки по земельному налогу.
Налоговое нарушение Общества, по мнению налогового органа, выразилось в том, что за оспариваемый период сумма земельного налога исчислялась без учета земель общего пользования.
Позиция налоговой инспекции выражалась в том, что наличие прав на льготу по земельному налогу налогоплательщиком документально не подтверждено, поскольку земли общего пользования могут быть льготированы только после окончания застройки территории жилыми домами, когда будет проведено межевание застроенной территории и земли общего пользования будут занесены в состав земель общего пользования муниципального образования.
Судебные инстанции, удовлетворяя требования заявителя, исходили из того, что согласно нормам Градостроительного кодекса началом определения зон общего пользования следует считать дату утверждения проекта застройки, в котором выделены и улицы, и проезды.
Согласно п. 9 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю" от уплаты земельного налога освобождаются земли общего пользования населенных пунктов.
Из пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что под земельными участками общего пользования понимаются участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами общего пользования.
Общество на основании постановления Мэрии получило в постоянное пользование земельный участок площадью под строительство жилых домов.
Площадь земель общего пользования налогоплательщика была документально определена в составе разработанного проекта застройки и подтверждена протоколом совещания по определению территориальных зон Департаментом строительства и архитектуры мэрии.
Таким образом, у налоговой инспекции не было оснований для привлечения заявителя к налоговой ответственности, поскольку налогоплательщик при исчислении платы за землю не определял самостоятельно площади земель общего назначения, а использовал их размеры, отраженные документально в Генеральном плане застройки.
Статья 12 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" предусматривает освобождение от уплаты земельного налога государственные предприятия связи.
Государственное учреждение - Управление федеральной почтовой связи Министерства РФ по связи и информатизации (далее - Управление федеральной почтовой связи) обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании налоговой инспекции возвратить сумму ошибочно уплаченного земельного налога.
Заявленные требования обоснованы тем, что земельный налог уплачен в бюджет ошибочно, поскольку земельные участки, отведенные под объекты почтовой связи, данным видом налога не облагаются.
Решением суда первой инстанции требования налогоплательщика удовлетворены в полном объеме.
Судом установлено, что Управление федеральной почтовой связи ошибочно производило исчисление и уплату земельного налога.
Удовлетворяя заявленные налогоплательщиком требования, арбитражный суд исходил из следующего.
В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" земельные участки, предназначенные для размещения объектов почтовой связи, предоставляются в порядке отвода земель для государственных и муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Земельные участки, отведенные под объекты почтовой связи организаций федеральной почтовой связи, предоставляются этим организациям в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование.
Статьей 12 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" предусмотрено, что от уплаты земельного налога полностью освобождаются государственные предприятия связи.
Согласно п. 3 ст. 12 Закона РФт "О плате за землю" от уплаты земельного налога освобождаются не только научные организации сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, но также и научные учреждения и организации другого профиля.
Федеральное государственное унитарное предприятие (далее - ФГУП) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа.
В порядке ст. 132 Арбитражного процессуального кодекса РФ - налоговая инспекция предъявила встречное заявление о взыскании с ФГУП налоговых санкций.
Решением суда первой инстанции требования ФГУП удовлетворены в полном объеме, в удовлетворении встречного заявления налогового органа отказано.
Постановлением апелляционной инстанции решение оставлено без изменения.
Судом установлено, что специалистами налогового органа была проведена выездная налоговая проверка ФГУП по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет земельного налога за проверяемый период.
По результатам данной проверки составлен акт, на основании которого вынесено решение о привлечении заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ, в виде штрафа за неуплату земельного налога, по п. 2 ст. 119 Налогового кодекса РФ в виде штрафа за непредставление в налоговый орган налоговых деклараций по данному налогу за указанные периоды, а также предложено уплатить недоимку по земельному налогу и пени за его несвоевременную уплату.
При этом налоговая инспекция исходила из того, что льгота по земельному налогу носит заявительный характер и налогоплательщик должен заявить ее в письменных заявлениях - налоговых декларациях, в которых указываются все элементы налогообложения (в том числе налоговые льготы).
Удовлетворяя требования ФГУП и отказывая в удовлетворении требований налоговой инспекции, суд исходил из того, что поскольку заявитель является научным учреждением, (что установлено арбитражным судом, подтверждается материалами дела, уставом предприятия и не оспаривается налоговым органом), то в соответствии с п. 3 ст. 12 Закона РФ от 11 октября 1991 N 1738-1 "О плате за землю" он полностью освобожден от уплаты земельного налога.
Согласно положениям указанной нормы от уплаты земельного налога полностью освобождаются научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, а также научные учреждения и организации другого профиля за земельные участки, непосредственно используемые ими для научных, научно-исследовательских, учебных целей и для испытаний сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур.
Из содержания приведенной нормы следует, что от уплаты земельного налога освобождаются не только научные организации сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, но также и научные учреждения и организации другого профиля, к коим относится ФГУП.
Таким образом, в проверяемый период заявитель обоснованно воспользовался льготой по налогу на землю.
М.В. Макаров,
судья Федерального арбитражного суда Западно-сибирского округа
"Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа", N 3, май-июнь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопросы судебной практики, связанные с применением законодательства, регулирующего отношения по уплате земельного налога
Автор
М.В. Макаров - судья Федерального арбитражного суда Западно-сибирского округа
"Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа", 2005, N 3