Интернет-интервью
с заместителем директора Департамента стратегии
социально-экономических реформ Министерства экономического развития
и торговли Российской Федерации А.В. Устиновым "Совершенствование
законодательства об особых экономических зонах"
26 апреля 2005 г.
26 апреля 2005 года в компании "Гарант" состоялось интернет-интервью с заместителем директора Департамента стратегии социально-экономических реформ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации Устиновым Александром Валентиновичем.
Тема интервью: "Совершенствование законодательства об особых экономических зонах".
Интервью организовано и проведено компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона о СМИ).
В подготовке стенограммы принимал участие журнал "Законодательство".
Ведущая интервью - Ума Гусейнова (компания "Гарант").
Ведущая:
Доброе утро, уважаемые дамы и господа, уважаемая интернет-аудитория. Здравствуйте, Александр Валентинович.
Тема нашего сегодняшнего интервью: "Совершенствование законодательства об особых экономических зонах".
Особые экономические зоны как части государственной и таможенной территории, на которой действует особый режим ведения предпринимательской деятельности, существуют практически во всех странах, даже странах с развитой рыночной экономикой.
Особый правовой режим данных зон направлен на создание благоприятных условий для развития экономического и научного потенциала страны, привлечения инвестиций в ее экономику.
В России многолетний спор о статусе особых экономических зон должен разрешиться принятием нового закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", недавно внесенным Минэкономразвития России на рассмотрение в Правительство России. Текст законопроекта можно изучить на сайте Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.
Каковы типы и принципы создания особых экономических зон, а также сроки их существования?
Что представляет собой механизм их управления и финансирования?
Каков статус предприятий и организаций, действующих на территории особых экономических зон?
Каким будет порядок предоставления преференций и налоговых льгот?
Обсудить эти и другие вопросы мы пригласили одного из разработчиков будущего закона заместителя директора Департамента стратегии социально-экономических реформ Минэкономразвития России Устинова Александра Валентиновича.
Александр Валентинович, разрешите задать Вам первый вопрос. Что представляет собой ОЭЗ в России сегодня: когда и для каких целей они создавались, каков их правовой статус?
Устинов А.В.:
В настоящее время на территории России действуют две ОЭЗ - это ОЭЗ в Калининградской области и ОЭЗ Магаданской области. Создавались они немного для других целей, нежели те, которые предусматриваются сейчас. В частности, по Калининграду, эти цели, конечно, обусловлены особым положением этой области. И, соответственно, ОЭЗ создавались в целях поддержки социально-экономического развития региона. После принятия закона об ОЭЗ, деятельность всех ОЭЗ будет прекращена, за исключением двух зон, которые я назвал.
Ведущая:
Какие отношения будет регулировать новый закон?
Устинов А.В.:
Закон будет определять режим предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ, поэтому он будет регулировать отношения между резидентами ОЭЗ, т.е. предпринимателями, и государственными органами, в том числе органами управления ОЭЗ.
Ведущая:
Какое решение предполагается принять в отношении уже существующих на территории России ОЭЗ? Вы уже упомянули, что их не будет, кроме Калининградской и Магаданской области. А можно поинтересоваться, в связи с чем, именно Калининградская и Магаданская области?
Устинов А.В.:
В связи с чем? Потому что принятие этих законов, как я говорил, было обусловлено особым расположением этих зон, этих регионов, точнее. И на данный момент просто признано нецелесообразным, скажем так, спешить с отменой этих законов.
Ведущая:
Какие типы ОЭЗ планируется создать, и каковы принципы их создания?
Устинов А.В.:
Планируется создать два типа ОЭЗ: это промышленно-производственные зоны, и технико-внедренческие. Промышленно-производственные направлены на стимулирование производства товаров с высокой степенью добавленной стоимости, технико-внедренческие, в основном, ориентированы не только на создание продукции высоких технологий, но и коммерциализации научно-технических разработок.
Ведущая:
Каков порядок в создании ОЭЗ?
Устинов А.В.:
Порядок, который прописан сейчас в законе, заключается примерно в следующем: региональные власти подают заявки в Правительство РФ о создании ОЭЗ на их территории. Правительство РФ их рассматривает, на конкурсной основе отбирает эти заявки и принимает постановление, согласно которому на данной территории будет создаваться ОЭЗ. Далее заключается соглашение с региональными органами власти, где предусматриваются, в частности, и налоговые льготы, которые региональные власти будут предоставлять, и территория, которая будет предоставляться, а также другие вопросы. А вообще порядок, в том числе и порядок заключения этого соглашения будет разрабатываться позже, как и другие подзаконные акты.
Ведущая:
В течение какого срока ОЭЗ сохраняет свой статус? Предусматривается ли возможность сокращения или продления данного срока?
Устинов А.В.:
ОЭЗ может существовать не более 20 лет. Срок продлению не подлежит согласно нашему закону, но он может быть сокращен. Одна из причин - это обеспечение обороноспособности страны. Вторая причина - это, если в течение 3 лет либо не будет заключено ни одного соглашения между органом управления и резидентами зоны об осуществлении деятельности, либо просто не будет в течение 3 лет подряд ведения самой промышленно-производственной и технико-внедренческой деятельности, то есть хозяйственной деятельности на территории зоны, иными словами она фактически не будет функционировать. В этом случае может быть принято решение о досрочном прекращении ОЭЗ.
Ведущая:
Почему установлен срок именно в 20 лет, в течение которых ОЭЗ сохраняет свой статус?
Устинов А.В.:
Создавая ОЭЗ, мы хотим дать некий толчок и возможность бизнесу для того, чтобы развернуться, начать производство, а далее они должны уже сами осуществлять свою деятельность. И посчитали, что 20 лет - это оптимальный срок, который, с одной стороны, не даст, не позволит слишком долго получать налоговые льготы и, соответственно, не будет дестимулировать регионы на создание зон на своей территории. С другой стороны, 20 лет - достаточно длительный срок для того, чтобы начать, освоить какое-то новое производство и закрепить свои позиции.
Ведущая:
Что представляет собой механизм управления ОЭЗ?
Устинов А.В.:
Политику в области ОЭЗ определяет уполномоченное Министерство, а именно, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, а что касается управления зонами, то эти функции будут возложены на новое федеральное агентство. Функции управления конкретной зоны будут возложены на территориальные органы этого агентства.
Ведущая:
А агентство будет входить в структуру Минэкономразвития России?
Устинов А.В.:
Да, оно будет подведомственно Минэкономразвития России.
Ведущая:
Каков будет порядок финансирования ОЭЗ?
Устинов А.В.:
Здесь, по всей видимости, имеется в виду, что скорее не зона, а инфраструктура ОЭЗ. Поскольку одно из преимуществ, которое дает ОЭЗ заключается в том, что государство финансирует создание инфраструктуры на территории ОЭЗ. А порядок он, в общем-то, общий для любых бюджетных расходов, т.е. средства должны быть предусмотрены в бюджете на очередной год, а также в бюджетах региональных и местных органов власти, на принципах, долевого участия из разных бюджетов.
Ведущая:
То есть и федерального бюджета, и бюджета субъекта?
Устинов А.В.:
Да, совершенно верно. В соглашении, которое заключается при создании зоны будут определяться в том числе и доли финансирования инфраструктуры.
Ведущая:
Каков статус предприятий и организаций, действующих на территории особых экономических зон?
Устинов А.В.:
По всей видимости имеется в виду, кто может стать резидентом зоны? Резидентом промышленно-производственной зоны может стать коммерческая организация, за исключением казенных и унитарных предприятий, а резидентом технико-внедренческой зоны кроме коммерческих организаций, может стать еще индивидуальный предприниматель.
Ведущая:
Предусматривается ли особенности получения иностранной компанией статуса резидента ОЭЗ на территории Российской Федерации?
Устинов А.В.:
Они такие же обычные предприятия. Единственное что, мы учли, - мы попытались максимально ликвидировать те административные барьеры, которые на данный момент являются препятствием инвестициям и экономическому росту. Соответственно создали территориальный орган, который является неким щитом между бизнесом и государством и создан в целях реализации принципа "одного окна". В этом смысле можно сказать, что резидент имеет небольшое преимущество, поскольку он защищен государством вот этим "одним окном" в виде территориального органа. Обязанности определяются необходимостью получить статус резидента. Для этого нужно совершить определенные формальные действия. В частности нужно подать заявку и другие необходимые документы. Например, нужен бизнес-план, другие документы, которые свидетельствуют о намерениях резидента. Можно отметить, что резидент промышленно-производственной зоны обязан осуществить инвестиции в размере не менее 10 миллионов евро. Причем 1 миллион евро он должен внести в первый год. Остальные правовые обязанности в общем-то такие же как и у обычных предприятий.
Ведущая:
Опять же сумма 10 миллионов евро, откуда такие вещи берутся, именно 10 миллионов, не 15?
Устинов А.В.:
Здесь опять-таки посчитали, что это некий оптимальный уровень, который с одной стороны, не отпугнет небольших предпринимателей, а с другой, стороны свидетельствует о серьезности намерений, т.е. достаточно большой для того, чтобы люди задумались, прежде чем приходить в зону, и серьезно проанализировали свои возможности.
Ведущая:
Следующий вопрос, который мы уже затрагивали, о содержании соглашений между резидентом и территориальным органом, осуществляющим управление ОЭЗ, их форме процедурах заключения и расторжения. Вы сказали, что пока еще это все не определено?
Устинов А.В.:
Да, порядок будет в дальнейшем определяться, поэтому сейчас пока трудно что-нибудь сказать.
Ведущая:
Каков режим землепользования в ОЭЗ? Предоставляется ли резидентам ОЭЗ право выкупа или приобретения в собственность земельных участков, расположенных в границах данной территории?
Устинов А.В.:
Режим землепользования будет примерно следующий: территориальный орган обязан заключить договор аренды на земельный участок с резидентом зоны после подписания с ним соглашения. В соглашении, в принципе, могут быть указаны некоторые условия этой аренды. Срок аренды не может быть меньше срока действия соглашения о ведении деятельности на территории зоны. Выкуп земельных участков разрешен. То есть резидент может выкупить участок, на котором он расположен, а договор аренды, соответственно, в этом случае, естественно, прекратит свое действие.
Ведущая:
Александр Валентинович, в связи с этим разрешите задать такой вопрос: территория ОЭЗ будет ограничена? На площадях какого размера будут создаваться ОЭЗ?
Устинов А.В.:
Промышленно-производственные зоны у нас будут располагаться на территории не более 10 квадратных километров, а технико-внедренческие на территории не более 2 квадратных километров.
Ведущая:
Каков будет порядок предоставления налоговых льгот для субъектов, действующих в ОЭЗ?
Устинов А.В.:
Для резидентов всех типов зон субъекты РФ и местные органы власти обязаны будут предоставить льготы по налогу на имущество организаций и по земельному налогу на срок не менее 5 лет. Эти налоги вообще находятся в их компетенции, и поэтому, они могут, конечно, и дальше эту льготу продлить. Что касается федеральных налогов, то для резидентов технико-внедренческих зон предусматривается снижение ставки ЕСН до 14% с последующей регрессией. Напомню, что базовая ставка ЕСН для обычных налогоплательщиков - 26%. Для резидентов промышленно-производственной зоны предусматривается ускоренный режим амортизации с коэффициентом 2, возможность ограничения по списанию убытков на будущее, и снятие ограничения на списание расходов на НИОКР. Кроме того, существуют некоторые льготы, связанные с таможенным режимом. На территории ОЭЗ будет действовать таможенный режим под названием "Свободная таможенная зона". Если упрощенно говорить, то он заключается примерно в следующем: если на территорию зоны ввозятся товары и продукция, а произведенные с их использованием товары впоследствии экспортируются, то эти товары освобождаются от импортных пошлин и НДС.
Также по сути освобождаются от импортных пошлин и НДС ввозимое по импорту оборудование. В случае, если ввозятся товары из-за границы, а затем произведенный товар реализуется на территории Российской Федерации, то в этом случае импортные пошлины и НДС взимаются, но резидент имеет право выбрать по какой ставке ему рассчитывать импортную пошлину: по ставке для товара, который он ввез, то есть, по сути, по ставке на сырье и комплектующие, либо по ставке для товара, который он уже вывозит, то есть по ставке для готовой продукции. Резидент, таким образом, может выбрать меньшую из этих ставок.
Ведущая:
А после принятия этого закона надо будет вносить поправки в Налоговый и Таможенный кодексы?
Устинов А.В.:
Эти поправки уже готовы, они внесены вместе с законом и там предусмотрены изменения в Налоговый кодекс, Таможенный кодекс, Земельный кодекс, и в другие законы.
Ведущая:
Законопроектом устанавливается специальный административный режим в отношении резидентов. Что предусматривает данный режим?
Устинов А.В.:
Административный режим, как я уже говорил, - это принцип одного окна в отношениях с органами управления зоны, некоторое упрощение административного режима. Предусматривается, в частности, что на проведение проверок у резидентов будет устанавливаться ограничение. Проверки будут проводиться только в виде плановых и комплексных проверок. Срок для проведения проверок установлен не более 2 недель, что, наверное, существенно ограничит произвол государственных надзирающих органов. Кроме того, эти проверки будут проводиться по согласованию с территориальным органом по управлению ОЭЗ. То есть территориальный орган будет как бы стоять на страже интересов резидента.
Ведущая:
Значит, территориальные органы будут давать свое согласие проводить или не проводить проверку того или иного субъекта?
Устинов А.В.:
По сути да. Но дело в том, что проверки будут только плановые, то есть внеплановая проверка разрешается только в случае, если в ходе плановой проверки выявлены нарушения и, соответственно, нужно будет потом проверить, исправлены или нет эти нарушения.
Ведущая:
Какие гарантии предоставляются резидентам российских ОЭЗ?
Устинов А.В.:
В законопроекте мы записали так, что все изменения налогового законодательства и таможенного не будут касаться резидентов ОЭЗ. То есть, с одной стороны, тут есть как бы и риск, а, с другой стороны, и некая надежность. В случае, если налоги будут снижены в будущем, то резидент это не почувствует, по крайней мере, на период действия соглашения. С другой стороны, он застрахован от того, что налоги будут повышены. Мы решили разделить риски между резидентом и государством в этом отношении.
Ведущая:
Использовался ли при разработке данного законопроекта международный опыт регулирования ОЭЗ?
Устинов А.В.:
Да, конечно, опыт анализировался. Многие наши положения очень похожи на то, что действует в других странах.
Ведущая:
Какие ожидания возлагаются на принятие данного законопроекта?
Устинов А.В.:
Здесь просто сложно, честно говоря, что-то прогнозировать, потому что нужно, конечно, посмотреть, как это дело пойдет. Но, в принципе, мы возлагаем большие надежды на это, поскольку мы считаем, что у нас в стране уже созданы объективные предпосылки для того, чтобы этот процесс пошел, тем более, что во многих регионах уже создаются и техно-парки, и некое подобие того, что мы предусматриваем в нашем законе. У нас очень много заявок от регионов. Поэтому, мы ожидаем, конечно, и роста производства научно-технической продукции, наукоемкой продукции и, соответственно, улучшения процесса регионального развития, т.е. развития регионов и межрегиональных связей и можно так сказать даже, что развития процессов интеграции России вообще в мировую экономику. Поскольку это позволит занимать России ту нишу, которую она должна занимать. В частности, нишу наукоемкой продукции, например.
Ведущая:
Прогноз пока еще не делали?
Устинов А.В.:
Здесь прогноз пока сложно сделать, потому что очень сложно оценить, как себя поведут инвесторы. Конечно, это должно привести к росту инвестиций. Я был совсем недавно в Турции на международной конференции по ОЭЗ. Там достаточно большой интерес вызвал, в том числе среди зарубежных инвесторов, процесс создания ОЭЗ. Поэтому мы ожидаем, что будет приток иностранных инвестиций, в том числе связанных с созданием ОЭЗ. Ну, а последствия увеличения инвестиций в такое производство, они, в общем-то, очевидны. Это диверсификация экономики и создание спроса на товары других отраслей, и, соответственно, стимулирование роста производства в этих отраслях. Будет сокращаться отток квалифицированных кадров за рубеж, поскольку при успешном функционировании этих зон, будут создаваться некие очаги научной и производственной деятельности, где будут "вариться" ученые, бизнесмены. Все это будет создавать некий мультипликативный эффект для создания новых продуктов, научных достижений и так далее.
Ведущая:
Когда предполагается внести законопроект в Госдуму?
Устинов А.В.:
Сейчас законопроект находиться в Правительстве. Все уже согласовано. Сейчас происходит последняя редакционная доработка и на днях его должны внести в Госдуму.
Ведущая:
То есть, предположительно, уже в следующем году он может вступить в силу, если в этом году его примут?
Устинов А.В.:
Вообще, да. Мы на это рассчитываем. Мы рассчитываем на то, что будет уже в следующем году идти финансирование создания инфраструктуры зон.
Ведущая:
Спасибо Вам большое, Александр Валентинович за интересные ответы на актуальные вопросы. Мы надеемся, что Вы к нам еще обязательно приедете. Может быть уже после того, когда закон будет принят и начнет работать. Будем ждать Вас у нас еще.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Интернет-интервью с заместителем директора Департамента стратегии социально-экономических реформ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации А.В. Устиновым "Совершенствование законодательства об особых экономических зонах"
Сайт Интернет-интервью:
Организаторы Интернет-интервью:
Компания Гарант