Инспекторы забывают о бухгалтерах
"В налоговой инспекции о нашей фирме и не вспоминают" - под этим утверждением могут смело подписаться многие столичные бухгалтеры. На это можно не обращать внимания, но только до тех пор, пока компании не потребуется провести сверку налоговых платежей.
Сверка - дело добровольное
Общение добросовестного бухгалтера с налоговой инспекцией нередко ограничивается лишь своевременной сдачей отчетности. Но это не единственный повод для бухгалтера наведаться в ИФНС. Столичные специалисты регулярно открывают двери инспекций для того, чтобы пройти сверку платежей. В Налоговом кодексе нет требования обязательного прохождения этой процедуры. Исключение составляют только крупнейшие налогоплательщики, для которых регулярные сверки проводятся в обязательном порядке. Также без этой процедуры не обойтись, если фирма ликвидируется или переезжает в другую налоговую инспекцию (приказ МНС от 10 августа 2004 г. N САЭ-3-27/468@). А значит, фирма несколько лет может спокойно жить и не вспоминать о сверке. Но любая компания может столкнуться с ситуацией, когда пройти эту процедуру будет необходимо. Например, если фирма собралась взять кредит, то без справки об отсутствии задолженности перед бюджетом в банке на нее даже не посмотрят. Кроме того, бывает нелишним проверить, не произошла ли ошибка при уплате налога. Поступили ли средства на счет или потерялись, есть ли переплаты или, наоборот, начали капать пени. А это значит, что бухгалтеру предстоит штурмовать кабинеты налоговой инспекции, для того чтобы договориться о проведении сверки. Именно бухгалтер выступает инициатором прохождения этой процедуры, а сотрудники налоговой должны ему в этом содействовать. Но в некоторых инспекциях даже не пытаются помогать.
Приходите через полгода
Именно такая ситуация уже не первый год беспокоит московского бухгалтера Елену Юрьеву:
- Я веду бухгалтерию сразу в нескольких столичных фирмах, приходится иметь дело с самыми разными налоговыми инспекциями. Не везде дела идут гладко, но в одной из "моих" ИФНС творится настоящее безобразие. И дело не только в длиннющих очередях, которые выстраиваются здесь в периоды сдачи деклараций. Я сдаю отчеты в эту налоговую уже три года. И представляете, все это время я не могу договориться о проведении сверки платежей. Кроме того, я ни разу не смогла назначить время встречи с инспектором, который занимается моей фирмой. Примерно раз в полгода я звоню в инспекцию и прошу назначить мне время сверки, но обычно мне говорят, чтобы я перезвонила еще через полгода. И самое странное, что каждый раз со мной общаются разные специалисты. А на мой вопрос, где же тот сотрудник, который обещал мне сверку шесть месяцев назад, мне отвечают, что он либо уволился, либо ушел в отпуск. Так что даже спросить мне не с кого. Я чувствую, что у нашей фирмы есть переплаты по налогам, но подтвердить это никак не могу. Радует одно - за все это время к нам ни разу не приходили с налоговой проверкой. Но ведь так не может продолжаться вечно.
Как оказалось, не только Елена столкнулась с таким отношением со стороны инспекции. Посетители многих специализированных интернет-форумов и бухгалтеры, стоящие в очередях налоговых инспекций, с негодованием рассказывают о своем опыте общения с отделом по работе с налогоплательщиками. Галина Савельева, бухгалтер кондитерской фирмы, также вынуждена была добиваться сверки буквально с боем:
- В последний раз, когда нашей фирме понадобилась справка об отсутствии задолженности перед бюджетом, я целый месяц добивалась проведения сверки. А ведь, как говорится, документ нужно было получить еще вчера. Если бы не аврал на нашем предприятии, то я не уверена, что на мою просьбу отреагировали бы так оперативно. Конечно, пришлось поругаться, мне сказали, что у них очередь и не хватает сотрудников. Но я смогла доказать, что без их справки у моей фирмы будут серьезные проблемы. И сотрудники инспекции в конце концов проявили великодушие и пошли мне навстречу.
Вам поможет письмо в инспекцию
Наша читательница задала свой вопрос заместителю начальника юридического отдела УФНС по г. Москве Алексею Абрамову, который был участником "горячей линии", опубликованной в майском номере "Московского бухгалтера" (стр. 62-65). Напомним, что Алексей Анатольевич ответил взволнованному бухгалтеру:
- Первое, что я могу посоветовать вам сделать в сложившейся ситуации, - это посмотреть Регламент организации работы с налогоплательщиками, утвержденный приказом ФНС от 10 августа 2004 г. N САЭ-3-27/468@. Пункт 3 регламента посвящен порядку проведения сверки расчетов. Для того чтобы ее начать, вам необходимо письменно обратиться в налоговую инспекцию. Если расхождений между данными инспекции и данными плательщика нет, то провести сверку и составить акт инспектор должен в течение 10 рабочих дней. Если же расхождения есть, то срок может быть увеличен до 15 дней. Если сотрудник ИФНС нарушает сроки, то его действия вы можете также обжаловать.
Почему же многие бухгалтеры до сих пор не привыкли к тому, что каждое обращение в налоговую инспекцию нужно подкреплять письмом или заявлением? Сами специалисты отвечают, что по традиции, выработанной годами, обо всем договариваются на словах. Тем более что даже бумага, заверенная печатью, вовсе не гарантирует оперативных действий со стороны сотрудников налоговой. Так, в некоторых инспекциях бухгалтерам предлагают встать в очередь на сверку. А она может медленно ползти не один месяц. Между тем в некоторых инспекциях по-прежнему достаточно всего одного телефонного звонка для того, чтобы записаться на процедуру сверки. Но именно письмо, заверенное в канцелярии ИФНС, будет веским аргументом, если на вас по-прежнему не будут обращать внимания.
Кстати
Конечно, случаи, когда инспекция старается не вспоминать о налогоплательщиках, встречаются повсеместно. Но если на фирму обращают слишком пристальное внимание, это вызывает у бухгалтеров одни расстройства. Так, в самом конце прошлого года счета многих компаний, прикрепленных к одной из налоговых инспекций Москвы, оказались внезапно заблокированы. Эту крайнюю меру налоговики применили к так называемым недобросовестным плательщикам. По мнению инспекторов, они не вовремя сдали отчетность. Причем в инспекции не стали долго разбираться, по какой причине пропали декларации: вина ли это почты, фирмы или самой налоговой инспекции. Бухгалтерам блокированных фирм пришлось проходить сверку платежей не по собственной воле. Без нее разблокировать счета было невозможно.
Н. Глебова
"Московский бухгалтер", N 7, июль 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007