Бухгалтерия Белой реки
Слово "бухгалтерия" по-русски и по-башкирски произносят совершенно одинаково.
А вот слово "налог" сильно отличается от своего восточного собрата и звучит как "hалым".
Остальные сходства и различия местной бухгалтерско-налоговой жизни с жизнью других российских территорий мы выясняли в самой Республике Башкортостан.
Дыхание Северной Пальмиры
Центра в Уфе два: один расположен в старой части города, а другой - на проспекте, названном именем Октября. Правда, центром этот проспект можно назвать не по всей длине, а только на протяжении двух первых километров. Остальные десять уходят глубоко на окраины Уфы, плавно перетекающие в самый дальний район города, до недавнего времени бывший самостоятельной административной единицей.
Но такая протяженность проспекта все же не самое удивительное в нем. Именно эта улица стала косвенным виновником переполоха среди предпринимателей города. Дело в том, что в самом конце марта городской совет Уфы принял положение, по которому все рекламные щиты, установленные вдоль, и рекламные растяжки, натянутые поперек проспекта, нужно убрать в пятидневный срок. Видимо, им не давало покоя точно такое же решение властей другого города - Санкт-Петербурга, с Невского проспекта которого не так давно тоже были убраны все рекламные растяжки.
Такое негуманное отношение к рекламе вызвало сильное недовольство и рекламодателей, и фирм, занимающихся рекламой. И те и другие из-за решения властей могут потерять огромные деньги. Правда, общественные организации защиты прав предпринимателей и администрация города настроены против нового документа. Они собираются оспорить это решение и добиться его отмены.
Обо всем этом я узнала на третий день своего пребывания в Уфе.
А в первый день меня больше поразило другое: вывески обязательно на двух языках - русском и башкирском и огромный плакат социальной рекламы с изображением мальчика и надписью "Пусть всегда буду я!". С учетом того, что в лице ребенка легко угадывались черты нынешнего президента республики Муртазы Рахимова, надпись звучала очень двусмысленно.
Коротко о главном. Управление
Управление ФНС по Республике Башкортостан находится в местах, по городским меркам очень отдаленных. И добраться до них общественным транспортом очень сложно. Поэтому налоговых инспекторов на работу возит транспорт служебный - в девять привозит, в десять минут седьмого увозит. И чтобы не опоздать на автобус, им приходится рьяно трудиться весь рабочий день, не отвлекаясь на ненужные дела, дабы успеть выполнить весь объем работы. Но инспекторы не жалуются. Потому что раньше управление находилось вообще по соседству с психиатрической больницей. Однажды оттуда сбежал пациент и проявил агрессию по отношению к одному вполне заслуженному налоговому работнику, степенно шагавшему на обед. Налоговик остался жив и здоров: сменив степенный шаг на рысь, он успел скрыться за дверью управления, а больного вскоре задержали санитары.
Так что налоговые работники своей окраиной даже довольны. Лучше уж вдалеке, да не в обиде.
Кстати, то, что я услышала внутри, позволило верить, что люди действительно работают. Вернее, я ничего не услышала - в управлении стояла тишина, и никаких праздных шатаний по коридорам не наблюдалось. Даже в столовой, мимо которой я проходила, было тихо.
У дверей отдела по работе с налогоплательщиками меня встретила Гузель Галяутдинова - замначальника этого отдела. Она была при полном параде, и я, подумав, что это хорошо спланированная подготовка к визиту корреспондента из Москвы, высказала свои мысли вслух. Гузель не обиделась.
- Мы всегда так ходим. Есть приказ начальства, и мы должны его соблюдать, - объяснила она.
И Гузель не обманула. В кабинете, куда мы вошли, все сотрудники сидели в налоговых мундирах, чем очень радовали глаз.
Башкирских налоговиков начальник
То, что и.о. руководителя управления ФНС по Республике Башкортостан Николай Лукичев человек неординарный, мне стало заметно сразу. На стене за его спиной висел портрет Владимира Путина в капюшоне и теплой куртке - снимок с морских боевых учений. Тогда как обычно в кабинетах начальников управлений я видела портреты нашего президента, где он изображен непременно при пиджаке и при галстуке.
Что еще выдавало в Николае Алексеевиче нестандартный подход к работе, так это организация спортзала при управлении - первое что он сделал, придя на свой пост. Чтобы было где сотрудникам привести в порядок тела и души, выплеснув негативные эмоции, накапливающиеся в процессе работы.
- Профессию налогового инспектора в республике считают почетной? - я решила тоже не задавать банальных вопросов о сумме поступлений и доначислений.
- О том, что профессия уважаема, говорит тот факт, что на недавней встрече с абитуриентами наших институтов я видел, с каким вниманием и пониманием ребята слушали лекцию о нашей службе. Профессия налогового инспектора - это ведь отличная база для дальнейшего роста, она дает и юридическую, и экономическую подготовку. И молодежь это понимает. А то, что профессия значима, подтверждает и очень маленькая текучка кадров в управлении.
Вот это было уже интересно - из всего богатого опыта общения с руководствами управлений по всей России, это было первое, где мне не пожаловались, что люди уходят.
- Как это маленькая текучка? - удивилась я.
- Люди от нас почти не уходят, несмотря на низкую зарплату, высокую интенсивность труда и очень большую ответственность за свои действия. И если начинающие сотрудники еще могут уйти, то те, кто проработал 3-5 лет уже не уходят. Затягивает работа, затягивает порция адреналина, которую они здесь получают.
Я посмотрела на сидевшую рядом Гузель - она согласно кивала головой в такт словам начальника.
В неоплатном долгу
Полноценный операционный зал с пресловутым "одним окном" есть только в инспекции Уфы по Орджоникидзевскому району. Да и тот появился только в начале этого года. Бухгалтерам, сдающим отчетность в остальные шесть городских инспекций, по-прежнему приходится стоять в очереди в кабинеты.
Причина такой неукомплектации проста. Дело в том, что по соглашению с местной администрацией налоговые управления всей страны имеют право получать определенный процент от сумм доначисленных и взысканных налогов. Эти деньги они могут и должны пускать на покупку оборудования, расширение площади, строительство операционных залов - в общем, на облагораживание внешнего и внутреннего вида инспекций. И если в других регионах власти действительно выполняют условия таких соглашений, то в республике Башкортостан про них благополучно забыли. В течение 2,5 лет башкирские инспекции не получали от властей ни копейки. Хотя должны были получить, по расчетам самих налоговиков, порядка 150 миллионов рублей.
- Получи мы эти деньги, были бы новые инспекции, операционные залы, компьютеры и удобные рабочие места. И это все ведь не для нас. Это все осталось бы жителям республики, которые нормально бы работали и говорили спасибо тоже не нам, а местной власти. Но мы так и не нашли понимания, поэтому сейчас имеем то, что имеем. Правда, в этом году, видя такую тяжелую ситуацию, правительство страны выделило нам 60 миллионов рублей, чтобы мы как-то смогли поправить положение. Но такое непонимание сложилось только "наверху", с республиканскими властями. На местах налоговое начальство и главы муниципалитетов работают в тесной связке, так как осознают, что только общими усилиями можно достигнуть хороших результатов, - со вполне объяснимой обидой рассказал Николай Лукичев.
Торгово-промышленный бухгалтер
В Торгово-промышленную палату Республики Башкортостан меня привело информационное сообщение: "ТПП республики организовала выездной семинар для бухгалтеров за рубеж". Решив узнать, что же это за акция такая, я отправилась к ее организаторам.
Здесь меня встретила девушка, представившаяся Лианой Сафиуллиной, пресс-секретарем ТПП. Она и проводила меня к непосредственному участнику этого выездного семинара - главному бухгалтеру Торгово-промышленной палаты Мадине Алмаевой.
- Наша организация иногда проводит такие выезды не только для бухгалтеров, но и для руководителей. Последний был во Францию. Правда, момент выбрали неудачный - как раз шла подготовка и сдача годовой отчетности, поэтому многие не поехали. Но я очень рада, что съездила, ведь посещение Франции было моей давней мечтой. Привлекало меня еще и то, что для нас были предусмотрены экскурсии по знаменитым достопримечательностям Парижа: Эйфелева башня, Елисейские поля, собор Нотр-Дам. И впечатления от этой поездки зарядили меня такой энергией, которая позволила мне сдать годовой отчет намного раньше 31 марта. Да и отвлечься от работы не помешало... Я все-таки очень далека от материального, хоть и работаю главным бухгалтером. И мне просто необходимо не меньше двух раз в месяц ходить в театр и на концерты. Я стараюсь от всего получать удовольствие, даже от множества бумаг, с которыми приходится работать, и от множества изменений, с которыми приходится справляться.
Художественное достояние республики
Раушании Нуриевой, главбуху фабрики "Агидель", единственному в республике предприятию по производству изделий народных художественных промыслов, приходится следить не только за изменениями в законодательстве, но и за тем, какие функции выполняет то или иное ведомство после очередных реформ. Дело в том, что продукция фабрики - одежда, расшитая вручную, посуда с росписью, батики (роспись на ткани - прим. ред.) - не облагается НДС. Правда, только в том случае, если экспертный совет при Администрации Президента признает их художественной ценностью. А конечное решение о предоставлении такой льготы принимает Министерство финансов. До административной реформы процесс получения льготы уже был достаточно сложным и длительным.
- А теперь у них изменились функции, и мы боимся, что получить льготу будет уже намного сложнее, - пожаловалась Раушания.
Льготы по НДС - это не единственные льготы фабрики. Вместо 24 процентов единого социального налога они платят только 20 - такого снижения добилась ассоциация, объединяющая предприятия художественных промыслов.
- Правда, и это не спасает. Нас "душит" налог на прибыль, который мы с 2002 года платим в полном объеме. Да и денежное выражение прибыли оставляет желать лучшего... Люди считают наши товары слишком дорогим удовольствием. Им проще покупать дешевые китайские подделки, а не наши уникальные вещи, - продолжила моя собеседница.
По словам Раушании, несколько облегчают ситуацию правительственные заказы и заказы крупных компаний - на разработку символики, создание штандартов, подарочных изделий. Из них самый крупный и постоянный заказ, который выполняет фабрика, это пошив детских наборов. Дело в том, что еще в 2002 году "отец республики" Муртаза Рахимов повелел выдавать каждому новорожденному ребенку подарочный комплект одежды. Так сказать, на первое время. Вот их-то и поставляет "Агидель" в родильные дома.
Трудности перевода земли в собственность
Встреча с предпринимателем Еленой показала, что бизнес по-уфимски занятие не простое и требует максимального терпения и таких же максимальных денежных затрат.
- Уже два года я пытаюсь оформить участок земли под строительство офиса в собственность. И по всей видимости, мне так и не удастся это сделать, - с негодованием рассказывала она мне.
Когда Елене пришла в голову идея построить собственный офис, ее предупреждали коллеги: не связывайся, не получится. Она не поверила и начала оформление документов.
- Сначала мне нужно было получить разрешение на проектирование. Для этого мне пришлось пройти пожарную службу, архитектурную, санитарную... да всех и не упомнишь. Собрав все бумажки, я отдала их на рассмотрение администрации города.
Администрация рассмотрела и разрешение на проектирование выдала. Но это было только начало - теперь мне нужно было заново пройти те же самые службы, чтобы получить техническое задание. То есть до этого они мне просто сказали: можно будет строить или нет, а теперь они должны были мне сказать, как именно это делать. Я начала свой крестовый поход заново.
На этот раз было сложнее - некоторые службы у нас не гнушаются тем, чтобы в мягкой форме посоветовать протянуть пару километров телефонного кабеля или взять на обслуживание участок канализации. Взамен этого "поступка доброй воли" они выдают техзадание. Мы сделали и это. Когда же проект строительства был полностью готов, те же самые инспекции начали проверять его на соответствие всем требуемым нормам. Все эти разрешительные работы отняли у меня два года времени и несколько миллионов рублей. А когда уже было все готово и участок, на котором шло строительство, вот-вот должны были наконец-то передать мне в собственность, выяснилось, что землю теперь можно получить только в порядке аукциона. В котором мы, несмотря на проделанную работу, должны участвовать на общих основаниях...
Экономное управление
С полученной информацией я отправилась в администрацию города, в управление, которое ведает вопросами поддержки малого бизнеса. Ольга Краснова, его руководитель, была удивлена и искренне расстроена, когда я сообщила ей, что вот, жалуются на вас предприниматели - говорят, ничего не делаете, денег на поддержку не выдаете.
- Странно, мы вообще не думали, что нас кто-то ругает, мы же все, что в наших силах, делаем. Вот, в прошлом году 3,5 миллиона рублей выделили в рамках программы развития малого бизнеса. Сейчас я своего помощника позову, он вам расскажет подробнее обо всех наших акциях.
Призванный помощник не заставил себя ждать. Он пришел и тут же стал рассказывать о том, как много делает администрация города для малого бизнеса. Вот только в процессе беседы выяснилось, что это "много" она делает чужими руками.
- Союз предпринимателей начал издавать информационный бюллетень, мы помогаем в регистрации предприятий.
- Что значит, помогаете?! В какой регистрации? Она же у нас уже несколько лет как в пятидневный срок проходит! - настала моя очередь удивляться.
Судя по недоумевающему взгляду моего собеседника, для него эта информация была новостью. Поэтому, пробурчав что-то невнятное, он продолжил говорить об уже знакомых ему вещах.
- Еще у нас в институтах и библиотеках установлены правовые базы, которыми можно пользоваться совершенно бесплатно, их устанавливал центр правовой информации "Респект", - с гордостью сообщил мне помощник руководителя.
Послушав еще минут 20 лекцию о том, как активно работает управление экономики, и так и не поняв, чем же оно собственно помогает бизнесу, если информационный бюллетень выпускает Союз предпринимателей, являющийся организацией общественной, а не государственной, а правовые бесплатные базы устанавливает вообще коммерческая организация, я откланялась и вышла из обители "помощников".
Второй в республике
Про уфимских предпринимателей, бухгалтеров и налоговиков я уже наслышалась. Поэтому напросилась в гости к налоговикам и бухгалтерам г. Стерлитамака - второго по величине города республики. И второго же города в России по чистоте и благоустроенности улиц.
В инспекции по Стерлитамаку меня встретила замруководителя Хамида Заманова. В налоговой службе она работает почти с момента ее основания - с 1992 года. И по ее мнению, не тот в Стерлитамаке пошел бухгалтер, что раньше.
- Бывают у нас главные бухгалтеры, которые вообще ничего не знают и знать не хотят. Иногда сдают отчетность, которую еще в прошлом году отменили. Недавно тут девушка вообще чуть ли не поселилась - целыми днями ходила, спрашивала, отвлекала инспекторов. Я возмутилась - не выдержала, сказала ей, что у нас тут не консультационный центр бесплатный и что на все ее вопросы есть ответы в Налоговом кодексе. Предприниматели наши тоже иногда такое выкинут, а потом удивляются, что мы им отказываем в вычетах по НДС. Многие просто отмывают свои деньги через несуществующие фирмы и думают, что мы это не сможем обнаружить. Недавно вообще был смешной случай - мы заметили, что порядка 20 фирм работает с компанией, зарегистрированной в Москве. Решили проверить, что это за фирма, отправили запрос в московские инспекции, а они нам прислали ответ: "По адресу, указанному вами, расположен Кремль".
Но, по словам Хамиды, так "безобразничает" только небольшая часть фирм, а основная масса добросовестно трудится и платит налоги.
Свои и чужие
Главный бухгалтер стерлитамакского завода "Красный пролетарий" Людмила Матвеева к налоговикам претензий не имеет.
- Нам делить нечего, мы в одном городе живем и трудимся на его благо. И даже когда нас просят заранее перечислить налоги в бюджет, мы не отказываемся. Есть, конечно, проблемы, но они связаны со спецификой нашей деятельности. Завод производит и ремонтирует нефтепромысловое оборудование. Заказы бывают очень сложные, иногда детали находятся в работе по три месяца. Заказчик делает нам предоплату, и с нее мы должны перечислить НДС в бюджет, а возместят нам его только после отгрузки продукции. Поэтому из оборота выходят огромные, ощутимые для завода деньги. Как-то пытаемся решить эту проблему, но пока приходится платить.
А до судов у нас дело еще не доходило - все спорные вопросы я предпочитаю решать лично. Ищу арбитражную практику, отстаиваю свою точку зрения. И часто бывает, что инспекторы со мной соглашаются.
Но такие лояльные отношения с налоговой сложились не у всех предприятий города. Те, которые были куплены московскими или иностранными компаниями, на прямой диалог с властью идти отказываются. И предпочитают общаться с инспекторами исключительно через своих аудиторов и по любому поводу обращаются в суд. А уж досрочных налоговых платежей или "пожертвований" на благоустройство города от них тем более не дождешься. По словам Хамиды Замановой, топ-менеджеры заводов свое поведение объясняют тем, что они в этом городе временно и работать на его благо они не собираются. У них другая цель - получить прибыль.
К. Батанова
"Расчет", N 5, май 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru