В нашем регионе (Московская область, а также и в Москве, где я имею торговые точки) с 1 января 2005 года действуют специальные региональные акты (так называемые "трехсторонние соглашения"), устанавливающие повышенный размер МРОТ (3000 руб.); при этом он должен применяться как организациями, так и предпринимателями, нанимающими работников.
Некоторое время назад в налоговой инспекции мне дали понять, что более высокий МРОТ обязателен для всех, и при проведении проверок факты начисления зарплаты работникам в более низком размере будут отслеживаться (а в дальнейшем такие данные могут передаваться в "трудовые инспекции", и при наличии выявленных нарушений будут накладываться штрафы). Но ведь у меня есть ряд подсобных работников, которые получают по 1500-2000 рублей в месяц и большего они, по моему мнению, не заслуживают. Кроме того, таков рыночный уровень оплаты их труда. Необходимо ли мне установить этим работникам повышенную зарплату и могут ли меня привлечь к ответственности за отказ от этого?
Действительно, в последнее время в некоторых субъектах РФ принимаются решения, обязывающие работодателей (в том числе и предпринимателей) устанавливать заработную плату работникам исходя из минимального размера оплаты труда, превышающего тот, который определен на федеральном уровне. И на практике часто встречаются случаи, когда контролирующие органы пытаются заставить предпринимателей "повысить" вознаграждение за труд низкооплачиваемым категориям работников, рассчитывая его именно на основе регионального МРОТ. Но признать подобные требования законными можно не всегда.
Принципиальная возможность повышения МРОТ на территории отдельных субъектов РФ определена в действующем Федеральном законе от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". В частности, в ст. 2 Закона N 82-ФЗ говорится о том, что законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ могут принимать законы, устанавливающие МРОТ в повышенном размере, действующий на территории региона (субъекта РФ). При этом конкретный размер МРОТ определяется с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего уровня и устанавливается для всех работодателей, действующих в данном субъекте РФ.
Как можно заметить, "повышенный" МРОТ может быть установлен путем принятия специального регионального закона. Но, как правило, подобные акты не принимаются, а региональные власти идут иным путем - принимаются специальные законы "о социальном партнерстве" и, затем, подписываются трехсторонние региональные соглашения между органами власти субъекта РФ, профсоюзами и объединениями работодателей, в котором уже и определяется конкретный размер МРОТ. При этом упомянутые законы субъектов РФ "О социальном партнерстве" предусматривают особую процедуру (ст. 48 ТК РФ) присоединения к трехсторонним соглашениям (схема проста: власти сделали предложение - работодатели могут отказаться; кто не отказался, тот согласился).
Возникает вопрос: для чего региональные власти избирают усложненную процедуру введения регионального МРОТ? Ответ на этот вопрос следует искать, в том числе, в нормах статьи 2 уже упомянутого Федерального закона N 82-ФЗ. Из нее следует, что повышенный "региональный" МРОТ может вводиться только одновременно для всех категорий работодателей, но при этом расходы на повышения зарплаты бюджетникам должны нести именно сами регионы (источник - региональный бюджет). А своеобразное "подталкивание" работодателей через систему социального партнерства позволяет подобных трат избежать (так как трехсторонние соглашения в части повышенного МРОТ, как правило, не распространяются на организации, финансируемые из бюджета).
Итак, вернемся к трехсторонним соглашениям и иным актам о социальном партнерстве, а точнее к рассмотрению вопроса о распространении их норм в части более высокого МРОТ на предпринимателей.
Если обратиться к положениям Московских актов, регулирующих данный вопрос, то можно заметить, что городской минимум оплаты труда установлен в размере 2500 руб. (с 1 октября 2004 по условиям Московского трехстороннего соглашения на 2004 г.), а с 1 мая 2005 г. он должен повыситься до 3000 руб. (п. 2.1 Московского трехстороннего соглашения на 2005 г.). В соглашении, принятом на уровне Московской области, также идет речь о сумме в 3000 руб. в месяц (п. 2.4.1 Соглашения).
Сама по себе законность принятия трехсторонних соглашений не вызывает сомнений - подобная возможность прямо предусмотрена действующим Трудовым кодексом (ст. 45 ТК РФ). Но положения упомянутых в вопросе соглашений не могут распространяться на индивидуальных предпринимателей, добровольно не присоединившимся к ним, по следующей причине - в части установления повышенного МРОТ они действуют только в отношении организаций.
В частности, в п. 2.4.1 соглашения, принятого в Московской области, прямо говорится только лишь о работодателях-организациях. Что касается Московского соглашения, то в нем содержится норма о повышенном МРОТ без указания на конкретные категории работодателей. Но, в п. 9 ст. 9 Закона г. Москвы от 22.10.1997 "О социальном партнерстве" прямо указано, что действие московского трехстороннего соглашения распространяется именно на организации, не заявившие о своем несогласии с его содержанием в тридцатидневный срок со дня его опубликования.
Таким образом, можно сделать вывод, что в рассмотренной ситуации при установлении размера заработной платы предприниматель должен ориентироваться именно на тот МРОТ, который определен Федеральным законом N 82-ФЗ (в настоящее время, с 1 января 2005 г. это 720 руб. в месяц). А региональные "нормы" минимальной оплаты труда могут применяться только на добровольной основе. В иных же регионах применение МРОТ, превышающего "федеральный", может быть обязательно лишь в случае утверждения его законами, принятыми на уровне субъектов РФ (а не трехсторонними соглашениями).
А.Н. Пронин,
заместитель начальника Главного управления N 10
отделения Пенсионного фонда РФ по Москве и Московской области
1 апреля 2005 г.
"Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", N 4, апрель 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ"
Учредитель ООО "Источник-книга".
Издатель ООО "Бизнес-Арсенал".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N 77-11759 от 04.02.2002.
Адрес: 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 7/1-2, стр. 1
Тел.: (495) 482-30-58, 482-09-47
E-mail: public@delo-press.ru