Правовая природа извещения о проведении конкурса
В современном хозяйственном обороте все более широкое распространение приобретает такой способ заключения предпринимательских договоров как проведение конкурса.
В Гражданском кодексе РФ правовому регулированию конкурса как способа заключения договора посвящены лишь три статьи: 447 "Заключение договора на торгах", 448 "Организация и порядок проведения торгов", 449 "Последствия нарушения правил проведения торгов". Законодательство о приватизации предусматривает случаи и порядок приватизации путем продажи государственного и муниципального имущества на конкурсе*(1), Статьи 54 и 62 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" устанавливают необходимость реализации недвижимого имущества путем проведения торгов специализированной организацией. В сфере организации поставки товаров для государственных нужд, а также заключения договоров на выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд также закреплена необходимость проведения конкурсов на право заключения таких договоров. В числе основных нормативно-правовых актов следует назвать Федеральный закон от 13 декабря 1994 года N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", Федеральный закон от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд", Федеральный закон от 27 декабря 1995 года N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе", Указ Президента РФ от 8 апреля 1997 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки для государственных нужд", а также ряд подзаконных актов, регулирующих порядок проведения конкурсов в определенной отрасли.
В цивилистике отсутствует единство мнений относительно правовой природы извещения о проведении конкурса. Одни авторы рассматривают извещение о проведении конкурса как одностороннюю сделку, другие считают, что извещение о проведении конкурса представляет собой оферту к участию в конкурсе, а участники конкурса, подав заявку, акцептуют данную оферту. Вследствие этого, между организатором конкурса и участниками конкурса заключается особый договор о проведении конкурса. Многие теоретики придерживаются позиции, что извещение о проведении конкурса является офертой к заключению основного договора, а заявки участников - есть ни что иное, как встречные оферты. Встречается также точка зрения о том, что извещение о проведении конкурсе - это приглашение делать оферты.
Итак, сделаем попытку проанализировать данные подходы к правовой природе извещения о проведении конкурса.
В. Груздев*(2) считает, объявление о проведении торгов является односторонней сделкой, потому что односторонняя сделка организатора торгов влечет за собой возникновение его обязательства по проведению торгов до конца.
Очевидно, что объявление о проведении конкурса накладывает на организатора конкурса обязательство провести данный конкурс. В соответствии с п. 3 статьи 448 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, сделавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а конкурса - не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса. Сроки, установленные в п. 3 статьи 448 являются диспозитивными и могут быть изменены в извещении о проведении конкурса.
В случаях, когда организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб. Организатор закрытого аукциона или закрытого конкурса обязан возместить приглашенным им участникам реальный ущерб независимо от того, в какой именно срок после направления извещения последовал отказ от проведения торгов.
Содержанием обязательства провести торги полностью, по нашему мнению, будут выступать следующие основные обязанности организатора торгов, которые корреспондируют соответствующим правам их участников.
Во-первых, организатор конкурса обязан принять Заявку на участие в конкурсе, соответствующую требованиям, установленным действующим законодательством РФ и конкурсной документацией организатора торгов, от любого отозвавшегося. Во-вторых, проведение процедуры торгов с целью выбора победителя из числа отозвавшихся. В-третьих, подведение итогов торгов и подписание протокола заседания конкурсной комиссии о выборе победителя.
В соответствии с п. 2 статьи 154 Гражданского кодекса РФ односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны. Односторонняя сделка создает обязанности для лица, совершившего сделку. Для совершения односторонней сделки субъекту достаточно выразить только свою волю, не согласовывая ее с волями других субъектов. Если такое волеизъявление будет иметь правоустанавливающее значение, его следует рассматривать в качестве односторонней сделки.
Существует точка зрения, что проведение конкурса налагает обязательства не только на организатора конкурса, но и на его участников, т.е. лиц, откликнувшихся на извещение и подавших свои заявки.
Так, например, В.В. Витрянский считает, что определенные обязанности принимает на себя и участник торгов. В обеспечение этих обязанностей он вносит, в частности, организатору задаток в размере, сроки и порядке, предусмотренные в извещении о проведении торгов. Вследствие этого, "извещение о проведении торгов (открытых - при отсутствии иного в законе или извещении) представляет собой оферту, из которой возникает обязанность заключить договор с адресатом (любым отозвавшимся) на проведение торгов, обеспеченный возможностью заявить требование о возмещении причиненных убытков. При этом важно обратить внимание на три обстоятельства. Во-первых, соответствующая обязанность возникает не у того, в чью пользу совершаются торги, а у организатора. При этом, например, в случае, когда в такой роли выступает специализированное юридическое лицо, оно несет соответствующую обязанность независимо от того, совершен ли отказ по обстоятельствам, зависящим от самого организатора либо от того, для кого организуются торги (например, собственника подлежащего реализации имущества). Во-вторых, обязанность, о которой идет речь, действует независимо от обстоятельств, повлекших отказ от торгов. В-третьих, возмещению подлежит только часть убытков. Имеется в виду, что упущенная выгода участникам отмененных торгов не подлежит возмещению".*(3)
Е. Каган и Г. Суходольский также придерживаются указанной точки зрения. В статье "Правовая природа конкурса", авторы описывают предмет, содержание, а также основные характеристики договора о проведении конкурса. В частности, "предметом заключаемого договора о проведении конкурса является проведение конкурса, то есть (1) определение существенных условий договора закупки путем выбора организатором конкурса участника, предложившего наилучшие условия, и (2) заключение с этим участником договора закупки".*(4)
По делу от 15 декабря 1999 г. N КГ-А40/4076-99 Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил, что публикация извещения не является сделкой. Такая публикация, т.е. приглашение на участие в публичных торгах любого, кто согласен на предложенные условия и отзовется на объявление (подав соответствующую заявку или внеся задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов) является публичной офертой в соответствии со ст. 437 ГК РФ.
Таким образом, наука выделяет два основных подхода к основанию возникновения обязательства по проведению конкурса. Если рассматривать извещение о проведении конкурса в качестве односторонней сделки, то обязательство по проведению конкурса - есть обязательство, порожденное данной сделкой, моментом возникновения указанного обязательства будет момент совершения сделки, то есть объявления о проведении конкурса. Если же считать, что между организатором конкурса и его участниками заключается "договор о проведении конкурса", то обязательство по проведению конкурса - это обязательство, вытекающее из договора, и соответственно указанное обязательство возникнет не в момент объявления о проведении конкурса, а в момент заключения такого договора. В соответствии со вторым подходом, при подаче организатору конкурса первой заявки, между организатором конкурса и первым его участником заключается договор о проведении конкурса. У организатора конкурса появляется обязательство по проведению конкурса. В случае, если вторая заявка не будет подана - данное обязательство прекратится.
Для того, чтобы сделать вывод о том, какой из данных подходов более отражает правовую природу извещения о проведении конкурса, рассмотрим основные права и обязанности участников конкурса, предусмотренные действующим законодательством.
В соответствии Гражданским кодексом РФ у лица, выигравшего торги есть право требовать подписания Договора, на право заключения которого проводился конкурс. В случае отказа организатора открытого конкурса позднее, чем за тридцать дней до его проведения, участники конкурса приобретают право требовать возмещения понесенного ими реального ущерба. Лица, участвовавшие в торгах, но не выигравшие их, имеют право на возвращение внесенного задатка. В соответствии с п. 3 статьи 19 Федерального закона от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ участники открытого конкурса и их представители вправе присутствовать при вскрытии конвертов с заявками. Если иное не будет предусмотрено конкурсной документацией, участник конкурса вправе изменить или отозвать свою заявку на участие в торгах до истечения срока подачи заявок, не утрачивая при этом права на обеспечение заявки. Участник конкурса в любой момент вправе потребовать от организатора разъяснения конкурсной документации. Права участников конкурса предусмотрены также п. 37-39 Указа Президента РФ от 8 апреля 1997 N 305 и иными нормативно-правовыми актами.
У участника конкурса, выигравшего торги существует обязанность подписания договора, на право заключения которого проводился конкурс. В соответствии со статьей 448 Гражданского кодекса в случае уклонения одной из сторон от подписания договора, на право заключения которого проводился конкурс, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения. В обеспечение исполнения данной обязанности участник торгов вносит задаток. Нужно заметить, что обязанность заключения такого договора существует лишь у победителя конкурса. Тем не менее, поскольку законом предусматривается обеспечение исполнения обязательства, целесообразно предполагать наличие данного обязательства в момент получения его обеспечения. В связи с этим, напрашивается вывод о том, что обязанность заключить договор возникает у каждого участника конкурса в момент подачи заявки. При подведении итогов торгов и выборе победителя, у участников торгов, не выигравших торги, обязательство заключить договор прекращается.
Однако, высказываются мнения, что заявка участника конкурса является односторонней сделкой с отлагательным условием. Например, по мнению В. Груздева, заявка участника торгов является односторонней сделкой. Роль последнего выполняет такое обстоятельство, как победа заявки в ходе процедуры торгов.*(5)
Подача участником конкурса заявки, по нашему мнению, является офертой. В теории гражданского права принято считать, что оферта накладывает на лицо, сделавшее оферту, обязанность заключить договор в случае ее акцепта. Обязательство победителя конкурса подписать договор, на право заключения которого проводился конкурс, по нашему мнению является обязательством, возникающим в связи с совершением оферты. Именно это обязательство обеспечивается задатком. Поэтому, обязательство, обеспеченное задатком не вытекает из "договора о проведении конкурса".
Иных обязанностей участников конкурса действующее законодательство не предусматривает.
Таким образом, поскольку при проведении конкурса соответствующие обязанности имеет лишь организатор конкурса, и для возникновения данных обязанностей не требуется выражения согласованной воли организатора конкурса и его участников, разумно предположить, что никакого "договора о проведении конкурса" между организатором конкурса и его участниками не возникает. В связи с этим считаем, что извещение о проведении конкурса следует считать односторонней сделкой. Указанная точка зрения сформулирована также в учебнике гражданского права под ред. профессора А.П. Сергеева и профессора Ю.К. Толстого: "По своей юридической природе извещение о проведении конкурса является односторонней сделкой, порождающей юридические последствия"*(6).
Р. Ходыкин также считает извещение о проведении конкурса односторонней сделкой, но совершенной под отлагательным условием.*(7) Считаем, что данный подход не является верным.
В соответствии с п. 1 ст. 157 Гражданского кодекса РФ сделка считается совершенной под отлагательным условием, если стороны поставили возникновение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит. Для обстоятельств, которые включаются в сделку в качестве ее условия характерны следующие признаки: а) такое условие относится к будущему; б) неизвестно, наступит оно или нет; в) наступление условия должно быть возможным. Следует считать, что условие не должно зависеть от действий (воли) участника сделки. В пользу такого вывода говорит как само понятие "условие", так и правила п. 3 ст. 157, согласно которым, действия сторон не должны влиять на наступление или ненаступление условия.*(8)
В. Груздев считает, что извещение о проведении конкурса не следует считать сделкой, совершенной под отлагательным условием, поскольку после извещения о проведении торгов организатор во всяком случае обязан их провести, если только односторонне не откажется от этого. Однако такой отказ не может считаться отлагательным условием, поскольку представляет собой умышленное действие организатора торгов. Право на отказ от проведения торгов В. Груздев рассматривает как право на односторонний отказ от исполнения обязательства, предусмотренный законом (ст. 310, п. 3 ст. 448 ГК РФ). "Понуждение организатора в такой ситуации к исполнению обязательства по проведению торгов при наличии у него права на односторонний отказ от исполнения этого обязательства невозможно".*(9)
Для подтверждения того, что извещение о проведении конкурса не является сделкой с отлагательным условием, необходимо, на наш взгляд, рассмотреть вопрос о том о зависимости возникновения обязанности организатора провести торги от подачи заявок участниками.
Само по себе объявление о проведении конкурса уже накладывает на организатора конкурса обязательство по принятию заявок. Однако основной обязанностью организатора конкурса является все-таки не обязательство по принятию заявок, а обязательство по проведению конкурса. Если под проведением конкурса понимать процесс, начиная с момента принятия решения о проведении конкурса и заканчивая подписанием протокола заседания конкурсной комиссии по выбору победителя, либо подписанием договора, на право заключения которого проводился конкурс, то обязательство по принятию заявок возникнет в рамках проведения конкурса, следовательно, извещение о проведении конкурса нельзя будет считать сделкой с отлагательным условием. Но, принятие заявок еще не накладывает на организатора конкурса обязанности рассматривать эти заявки. Более того, как правило, заявка участника оформляется в письменной форме и подается в запечатанном конверте в порядке, предусмотренном организатором открытого конкурса в конкурсной документации. Например, в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ председатель конкурсной комиссии на заседании конкурсной комиссии вскрывает конверты с заявками на участие в открытом конкурсе в предусмотренном конкурсной документацией месте и в предусмотренное конкурсной документацией время. Участники открытого конкурса, подавшие заявки на участие в открытом конкурсе, или их представители вправе присутствовать при вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе. Таким образом, в случае поступления организатору конкурса одной заявки, организатор конкурса не будет обязан выбирать победителя и подписывать протокол. Присутствует зависимость обязательства организатора конкурса по проведению данного конкурса от факта подачи второй заявки на участие. Отсюда следует, что, либо обязанность организатора конкурса по рассмотрению заявок и выбору побудителя возникает в момент поступления организатору конкурса второй заявки, либо что данная обязанность возникает в момент объявления о проведении конкурса, но, при поступлении организатору конкурса менее двух заявок, прекращается.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ сделки подразделяются на условные и безусловные в зависимости от обусловленности возникновения или прекращения правовых последствий сделки наступлением или ненаступлением в будущем определенного обстоятельства. По мнению А.М. Эрделевского, эти условия представляют собой дополнительные элементы сделки, которая в общем случае могла бы быть совершена и без таких условий, в отличие от тех сделок, где возможность наступления в будущем юридически значимого обстоятельства является существенным условием сделки, без включения которого такая сделка вообще не может считаться совершенной.*(10) Действительно, сделка считается совершенной под отлагательным условием, если стороны поставили возникновение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит. Конкурс, в котором участвовал только один участник, считается несостоявшимся. Подача второй заявки участником конкурса не является условием, установленным Организатором конкурса, данное условие является существенным и установленным в законе. Следовательно, и извещение о проведении конкурса не будет сделкой с отлагательным условием. Если же организатор конкурса предусматривает какие либо дополнительные условия для проведения конкурса, скажем, участие в конкурсе трех и более участников, данную сделку можно будет рассматривать как сделку с отлагательным условием, так как данное условие будет установлено стороной сделки, но не предусмотрено законом. Вторым аргументом в пользу указанной точки зрения будет формулировка п. 3 статьи 448 Гражданского кодекса РФ "организатор открытых торгов, сделавший извещения вправе отказаться от проведения...". Поскольку отказ от исполнения обязательства подразумевает наличие данного обязательства, можно говорить, что обязанность по проведению конкурса возникает уже в момент объявления о проведении конкурса.
По мнению В. Груздева, в случае, когда торги признаются несостоявшимися "ввиду поступления организатору конкурса менее двух заявок, то здесь, очевидно, следует говорить о специальном основании прекращения обязательства организатора торгов в силу невозможности его исполнения"*(11). Указанный вывод нуждается в уточнении. Действительно, учитывая сказанное выше, напрашивается вывод о том, что обязательство организатора торгов по проведению конкурса прекращается при наличии менее двух заявок. В соответствии с п. 1 статьи 407 Гражданского кодекса РФ обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным ГК РФ, другими законами. В соответствии со ст. 416 ГК РФ обязательство прекращается невозможностью его исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает. Согласно позиции, изложенной И.Б. Новицким и Л.А. Лунцем, "невозможность исполнения сама по себе не является основанием для освобождения от ответственности; она лишь приводит к изменению формы ответственности: требование исполнить обязательство в натуре заменяется требованием уплаты денежного эквивалента (возмещение убытков, вызванных тем, что исполнение не последовало)"*(12). При прекращении обязательства организатора торгов по проведению конкурса ввиду подачи менее двух заявок, у организатора конкурса не возникает обязанности по возмещению участникам убытков. О.Ю. Шилохвост считает, что в п. 1 статьи 416 имеется ввиду прекращение обязательства в широком смысле, когда неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства в натуре не влечет за собой возникновения между ними нового обязательства.*(13) Таким образом, если придерживаться первой точки зрения, прекращение обязательства организатора торгов не является случаем прекращения обязательства невозможностью исполнения. Напротив, в соответствии со второй позицией, указанную ситуацию можно квалифицировать как прекращение обязательства невозможностью исполнения.
В любом случае, обязательство организатора конкурса по проведению конкурса возникает в момент извещения о проведении конкурса и, в случае получения менее двух заявок, прекращается.
Спор о том, является ли извещение о проведении конкурса офертой либо приглашением делать оферты не является новым в юридической литературе. И.Б. Новицкий и Л.А. Лунц в своей работе "Общее учение об обязательстве" пришли к выводу, что "объявление публичного торга есть только приглашение делать офферты, а оффертой является то заявление, которое делает участник торга, надбавляющий к начальной сумме; такое предложение может быть принято или нет производящим торг, вследствие чего удар молотка и т.п. есть не что иное, как принятие предложения"*(14). Барон Ю. в книге "Система римского гражданского права" анализировал правовую природу извещения о проведении торгов: "По господствующему мн_нiю, совершающiй публичный торгъ вызываетъ присутствующихъ предложить ему договоръ; стало быть, если предложенiе или личность предлагающаго ему не понравится, то онъ можетъ отказаться отъ продажи ему и взять вызовъ назадъ; дал_е между несколькими предложенiями онъ можетъ выбрать то, которое ему больше нравится. Но н_которые юристы утверждаютъ, что совершающiй публичный торгъ самъ предлагаетъ договоръ in incertam personam (т.е. тому, кто больше дастъ или меньше потребуетъ), такъ что посредствомъ всякого предложенiя заключается договоръ, но договоръ условный, а именно подъ условiемъ, что не посл_дуетъ лучшaго предложенiя); стало быть сд_лка должна быть признана за т_мъ, кто больше дастъ или меньше потребуетъ"*(15).
В соответствии со ст. 437 Гражданского кодекса РФ реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении. Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой. Данная норма разграничивает предложения общего характера и предложения, содержащие все существенные условия договора. Оферта должна содержать все существенные условия договора. В соответствии с п. 2 ст. 448 Гражданского кодекса РФ извещение о проведении торгов должно содержать во всяком случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене. Если предметом торгов является только право на заключения договора, в извещении о предстоящих торгах должен быть указан предоставляемый для этого срок, а также размер, срок и порядок внесения задатка, в случае, если проведение торгов предполагает внесение задатка. Таким образом, закон не устанавливает обязательного требования указания в извещении о проведении конкурса существенных условий договора, заключение которого является предметом торгов, за исключением предмета торгов. Следовательно, и офертой по отношению к основному договору извещение о проведении конкурса не будет.
Несколько иначе следует рассматривать данный вопрос в случае проведения конкурсов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд. В соответствии с п. 2 статьи 12 Федерального закона N 97-ФЗ извещение о проведении открытого конкурса должно содержать сведения о наименовании и об адресе организатора открытого конкурса, о времени и месте его проведения, об условиях государственного контракта (сведения о виде и количестве поставляемых товаров и месте их доставки, виде работ и месте их выполнения, виде услуг и месте их оказания и другие), о сроках поставок товаров (работ, услуг), о требованиях к участникам открытого конкурса, установленных организатором открытого конкурса, о порядке и месте получения конкурсной документации, о размере взимаемой организатором открытого конкурса за конкурсную документацию платы, если такая плата установлена, о порядке и сроках оплаты участниками открытого конкурса конкурсной документации, если такая плата установлена, о порядке, месте и сроках подачи заявок на участие в открытом конкурсе, о сроке заключения государственного контракта. Таким образом, данная норма обязывает организатора конкурса в извещении о проведении конкурса указывать все, предусмотренные Гражданским кодексом РФ обязательные условия договора, на право заключения которого проводится конкурс. Многие специальные нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок проведения торгов в определенной сфере также предусматривают обязательность указания в объявлении о проведении конкурса всех необходимых условий договора. Например, в соответствии с Письмом Минэкономразвития РФ от 03.04.2001 г. N АШ-738/05 "О проведении конкурсов на размещение заказов на поставки лекарственных средств для государственных нужд", в извещении о проведении конкурса необходимо указывать основные характеристики подлежащих поставке лекарственных средств, международные непатентованные наименования лекарственных средств в соответствии с выпускаемыми в установленном порядке справочниками синонимов отечественных и импортных лекарственных средств, а также сроки поставки. Тем не менее, считаем, что и в данном случае, извещение о проведении конкурса не следует рассматривать в качестве оферты.
Статья 432 Гражданского кодекса РФ к числу существенных условий договора относит также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Организатор конкурса устанавливает определенные условия, в соответствии с которыми будет определен победитель. Организатору не безразлично, с кем из участников будет заключен договор, он выберет лицо, наиболее соответствующее установленным условиям. Данные услолвия, на наш взгляд, следует рассматривать в качестве дополнительных условий, необходимых для заключения договора.
Если бы опубликование извещения о проведении конкурса можно было бы считать направлением оферты (предложения заключить договор), то договор, на право заключения которого проводились торги, признавался бы заключенным в момент получения организатором конкурса первой заявки, так как на основании статьи 433 ГК РФ договор считается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Однако, договор заключается лишь с победителем конкурса, а при получении организатором конкурса менее двух заявок конкурс признается несостоявшимся.
Таким образом, сказанное выше, не позволяет считать извещение о проведении конкурса офертой к подписанию договора, на право заключения которого проводились торги. Извещение о проведении конкурса адресовано неопределенному кругу лиц и на основании этого может рассматриваться как приглашение к оферте.
Необходимо учитывать, что само по себе приглашение делать оферты не вызывает юридических последствий в смысле связанности лица его заявлением: такое заявление может быть в любое время взято обратно. "Каждый участник хозяйственного оборота должен знать, что подобного рода неокончательные заявления в любой момент могут быть отменены, и с этой возможностью каждый должен считаться. И наоборот, лицо, желающее проявить в этой форме свою инициативу, может это делать без страха и сомнений, зная, что в случае выяснения каких-либо новых обстоятельств, делающих заключение договора нежелательным для него, можно будет свободно и безнаказанно отказаться от его заключения"*(16). Однако, как уже было сказано выше, объявление о проведении конкурса является односторонней сделкой, порождающей определенные правовые последствия - обязанности для лица, ее совершившего. Основные обязанности организатора торгов, возникающие в связи с объявлением о проведении конкурса были рассмотрены выше.
Таким образом, можно прийти к выводу, что извещение о проведении конкурса - есть односторонняя сделка, одним из правовых последствий которой является приглашение делать оферты.
С.В. Савина,
главный юрисконсульт ОАО "Инженерный центр ЕЭС"
"Правосудие в Поволжье", N 3, май-июнь 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" // Собрание законодательства РФ от 28.01.2002 N 4. С. 251.
*(2) Груздев В. Торги: понятие, правовая природа, признание недействительными. // Хозяйство и право. 2004. N 7. С. 24
*(3) Брагинский М.И. Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения. М.: "Статут". 2003.С. 226
*(4) Каган. Е., Суходольский Г. Правовая природа конкурса. // Хозяйство и право. 2001. N 2 С. 49.
*(5) Груздев В. указ. соч. С. 28.
*(6) Гражданское право: Учебник. Ч. 1. под ред. А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого. М.: Проспект. 1998. С. 521.
*(7) Ходыкин Р. Публичный конкурс - односторонняя сделка. // Хозяйство и право. 2001. N 7. С. 37.
*(8) Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой. Под. Ред. О.Н. Садикова. М.: Юридическая фирма Контакт; ИНФРА-М, 2004. С. 402.
*(9) Груздев В. указ. Соч. С. 27.
*(10) Постатейный научно-практический комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации под общей редакцией А.М. Эрделевского. Агентство (ЗАО) "Библиотечка РГ". М., 2001 г.
*(11) Груздев В. указ. соч. С. 26.
*(12) Новицкий И.Б. Лунц Л.А. Общее учение об обязательстве. М.:Госюриздат, 1954. С. 405.
*(13) Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой. Под. Ред. О.Н. Садикова. М.: Юридическая фирма Контакт; ИНФРА-М, 2004. С.791.
*(14) Новицкий И.Б. Лунц Л.А. Указ. соч. С. 153.
*(15) Барон Ю. Система римского гражданского права: Вып. Третий. Кн 4. Обязательственное право. СПб, 1910. С. 21.
*(16) Новицкий И.Б. Лунц Л.А. Указ. Соч. стр. 154.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовая природа извещения о проведении конкурса
Автор
С.В. Савина - главный юрисконсульт ОАО "Инженерный центр ЕЭС"
"Правосудие в Поволжье", 2005, N 3