Транспортный налог и регистрирующие органы
С вступлением в силу главы 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса изменился порядок исчисления и уплаты налога на транспортные средства физическими лицами. Теперь определяющим для налогообложения является наличие государственной регистрации.
В регионе регистрацию транспортных средств осуществляют ГИБДД, Инспекция Гостехнадзора и Государственная инспекция по маломерным судам Самарской области. От успешного взаимодействия с этими органами зависят формирование базы данных для исчисления транспортного налога физлицам и своевременная отправка налоговых уведомлений.
Работа с регистрирующими органами началась еще до вступления в действие 28-й главы НК РФ. Был утвержден график представления ими сведений о транспортных средствах. Но формат этих сведений не соответствовал тому, который принят в налоговых органах.
Областные Инспекция Гостехнадзора и Госинспекция по маломерным судам за счет собственных средств доработали свои программы и обеспечили предоставление электронной базы данных в соответствующем формате. Кроме того, Инспекция Гостехнадзора составила справочник по самоходным машинам с указанием их мощности. Это облегчило работу налоговых инспекций с данной категорией транспортных средств.
Но основной объем информации (более 90%) налоговики получают из органов ГИБДД. И здесь мы столкнулись с той же проблемой. Формат сведений о транспортных средствах, принятый в ГИБДД, не соответствовал формату, который поддерживают налоговые инспекции. Поэтому в 2003 году автоматизировать обработку этих сведений нам не удалось. Чтобы обеспечить поступление в бюджет транспортного налога, инспекции вручную создали базу данных, которая включает около 800 тыс. транспортных средств.
В 2004 году Управление ФНС России и Управление ГИБДД по Самарской области подписали соглашение о взаимодействии. В этом документе предусмотрено, что органы ГИБДД должны обеспечить поэтапную передачу данных налоговым органам в утвержденном формате.
Сегодня эта работа завершена. Областное Управление ГИБДД предоставило основную базу данных по состоянию на 1 января 2005 года. Результатом совместных усилий налоговых и регистрирующих органов является пополнение областного бюджета. Так, если в 2003 году в бюджет поступило 434,2 млн. руб., то в 2004-м - 572 млн. руб.
Однако это не означает, что решены все проблемы. Продолжается совместная работа по актуализации базы данных. Прежде всего из нее необходимо исключить, например, те транспортные средства, которые сняты с регистрации или числятся за умершими гражданами. Помимо этого надо обеспечить полноту заполнения сведений, а именно: указать мощность, единицы измерения и т.п. Только тогда можно сократить поток граждан, которые обращаются в налоговые инспекции с вопросами о том, как правильно исчислить транспортный налог.
Самарская область
Количество инспекций: 24, все участвуют в программе модернизации налоговых органов.
Численность налогоплательщиков: 2 454 720, в том числе организаций - 90 639 и граждан - 2 364 081 (по состоянию на 1 января 2005 года).
Поступления в консолидированный бюджет за 2004 год: 71 030,9 млн. руб. (113% от аналогичного показателя 2003 года).
Сайт: www.r63.nalog.ru
А.С. Бахмуров,
и.о. руководителя Управления ФНС России
по Самарской области,
государственный советник налоговой службы РФ III ранга
"Российский налоговый курьер", N 11, июнь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99