Министерство финансов Чувашской Республики просит разъяснить порядок льготного налогообложения налогом на имущество организаций в отношении объектов, используемых для нужд социального обеспечения.
Согласно пункту 7 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено освобождение от налогообложения имущество вышеуказанных организаций. Распространяется ли данное положение на организации, в отношении имущества, используемого в целях социального обслуживания и социальных услуг - центры социального обслуживания населения, центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитированные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты для детей и подростков, центры психолого-педагогической помощи населению, центры социальной помощи на дому, дома ночного пребывания, специальные дома для одиноких и престарелых, стационарные учреждения социального обслуживания.
См. также письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 11 марта 2005 г. N 03-06-01-02/11
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел Ваше письмо от 27.12.2004 о порядке применения льготы по налогу на имущество организаций, предусмотренной пунктом 7 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в отношении объектов, используемых организациями в целях социального обслуживания для оказания социальных услуг и сообщает следующее.
Согласно пункту 7 статьи 381 Кодекса организации освобождаются от налогообложения в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими, в частности, для нужд социального обеспечения.
Однако в главе 30 "Налог на имущество организаций" Кодекса не содержится определение понятия объектов социально-культурной сферы, используемых для нужд социального обеспечения.
В законодательстве Российской Федерации формулировка понятия "социальное обеспечение" также не определена.
В этой связи полагаем необходимым учитывать положения статьи 39 Конституции Российской Федерации согласно которым каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Кроме того, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16.12.97 г. N 20-П (а также Постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.04 г. N 2-П и от 18.03.04 г. N 6-П) установлено, что социальное обеспечение осуществляется посредством денежных выплат (пенсий, социальных пособий, и др.), предоставления гражданам натуральных видов содержания, социальных услуг за счет средств обязательного социального страхования, бюджетных ассигнований и иных источников, то есть охватывает различные виды помощи, поддержки.
Таким образом деятельность учреждений и предприятий социального обслуживания, определенных статьей 17 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", по предоставлению и оказанию социальных услуг, относится к деятельности по социальному обеспечению.
Учитывая изложенное Департамент считает, что имущество указанных организаций, используемое ими в целях осуществления деятельности, направленной на реализацию гарантированных статьей 39 Конституции Российской Федерации прав граждан на социальное обеспечение, должно освобождаться от уплаты налога на имущество организаций в рамках применения положения пункта 7 статьи 381 Кодекса.
Копия настоящего ответа направлена в Управление ресурсных и имущественных налогов ФНС России.
Директора Департамента | М.А. Моторин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.