Банк России поддерживает внесенный депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации М.М. Задорновым, А.В. Бездольным, Н.В. Бурыкиной, Ю.В. Васильевым, Р.Ш. Губайдуллиным, В.М. Зубовым, A.M. Макаровым, П.А. Медведевым, В.М. Резником, Г.Я. Хором проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", направленный письмом от 29.12.2004 N ММЗ-453 (далее - Проект). Одновременно считаем целесообразным сообщить следующее.
Основной задачей Проекта является устранение недостатков и неточностей действующего законодательства, а также последовательное проведение политики, направленной на либерализацию валютного законодательства. К сожалению, в Проекте не нашли отражение вопросы связанные с валютным регулированием банковской деятельности, необходимость решения которых стала очевидной с момента вступления в силу Федерального закона от 10.12.2003 N 173-Ф3 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон).
В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 9 Федерального закона между резидентами и уполномоченными банками без ограничений осуществляются валютные операции, отнесенные к банковским операциям, в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"). При этом отсутствие в указанной норме банковских сделок (часть 2 статьи 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности") рассматривается как запрет на осуществление валютных операции при их совершении между резидентами и уполномоченными банками. То есть в отношении валютных операций, осуществляемых между резидентами и уполномоченными банками по договорам поручительства, факторинга, доверительного управления и лизинга, с 18 июня 2004 года установлен более жесткий правовой режим*.
Норма пункта 7 части 3 статьи 9 Федерального закона в действующей редакции создает противоречие между законами, поскольку, с одной стороны, в соответствии со статьей 9 Федерального закона валютные операции между резидентами при совершении банковских сделок не отнесены к разрешенным, а с другой - частью 4 статьи 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" предусмотрено, что все банковские операции и другие сделки осуществляются кредитными организациями в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России - и в иностранной валюте.
Запрет на осуществление банковских сделок между резидентами и уполномоченными банками необоснованно ухудшает экономическое положение (в том числе по сравнению с нерезидентами) российских хозяйствующих субъектов, заинтересованных в заключении (продолжении) соответствующих договоров с российскими банками, а также ведет к возникновению диспропорций в регулировании банковской деятельности. Такая ситуация не только сужает возможности рынка банковских услуг, но и создает некоторую противоречивость между декларировавшимися целями принятия Федерального закона (либерализация валютного регулирования и валютного контроля) и реально принятыми норами Федерального закона.
Осуществление уполномоченными банками указанных выше сделок с экономической точки зрения направлено на организацию системы финансирования деятельности российских предприятий. В нынешних условиях уполномоченные банки вынуждены в этих целях пользоваться исключительно кредитованием**. То есть сложившаяся ситуация существенно сужает состав услуг, оказываемых уполномоченными банками российским предприятиям, что в свете стремления к открытости российского рынка и предоставления возможности резидентам совершать валютные операции, используя счета в иностранных банках, формирует неравные конкурентные условия для российской банковской системы, поскольку соответствующий запрет не распространяется на зарубежные банки.
Таким образом, банковские операции и банковские сделки как имеющие единую экономическую природу - посредничество на рынке капитала - нуждаются в единообразном правовом регулировании.
По нашему мнению, в состав разрешенных валютных операций между резидентами и уполномоченными банками необходимо включить валютные операции, связанные:
- с выдачей поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
- с приобретением права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме (факторинг);
- с доверительным управлением денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
- с лизинговыми операциями.
Внесение соответствующих дополнений в часть 3 статьи 9 Федерального закона не только позволит разрешить противоречия между запретом, установленным статьей 9 Федерального закона, и нормой части 4 статьи 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", но и будет способствовать развитию рынка банковских услуг, созданию конкурентных условий для банковской системы Российской Федерации.
А.В. Улюкаев
______________________________
* В соответствии с Указанием Банка России от 27 марта 1998 г. N 193-У "Об осуществлении уполномоченными банками сделок и операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, не относящихся к банковским операциям" (утратило силу в соответствии с пунктом 1.12 Указано Банка России от 15.06.2004 N 1451-У) до 18.06.2004 было разрешено осуществлять валютные операции, связанные с проведением большинства банковских сделок без разрешений Банка России.
** Согласно пункту 2 части 3 статьи 9 Федерального закона валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, связанные с получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процентов и штрафных санкций по соответствующим договорам осуществляются без ограничений
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо ЦБР от 1 февраля 2005 г. N 05-12/466 "О проекте федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Текст письма официально опубликован не был