Преступность военнослужащих как объект
комплексного криминологического исследования
Преступность - центральная проблема криминологии. Криминология изучает закономерности преступности, процессы ее детерминации, разрабатывает пути борьбы с преступностью.
Традиционно преступность понимается как совокупность, система преступлений (правовой подход). Кроме того, существуют самые различные нетрадиционные подходы к анализу и пониманию сущности преступности: антропологический (преступность - болезнь отдельного человека), теологический (преступность - зло, преступник - воплощение зла), социологический (преступность - форма отклоняющегося поведения, свойство общества воспроизводить преступления)*(1). Могут быть и другие классификации, иногда представляющие собой сочетания множества подходов. В научной и популярной литературе можно встретить десятки дефиниций понятия преступности, ее рассматривают и как показатель социальной патологии общества, и как разновидность душевных болезней, и как нормальное явление и т.п*(2). С учетом особенностей проявления преступности ей занимаются не только криминологи, но и криминалисты, социологи, медики, психологи.
Большинство криминологов едино во мнении, что преступность - это системный объект, представляющий собой единство преступных деяний и лиц, их совершивших*(3). Иногда в исследованиях отождествляют количество преступлений и преступников, не обращая внимания на сложные системно-структурные зависимости между ними (регистрируются и групповые преступления, и преступления, совершенные одним и тем же лицом неоднократно, причем число зарегистрированных преступлений и лиц, их совершивших, может не совпадать)*(4). Преступники при таком подходе выводятся за рамки понятия преступности, и анализ тенденций и закономерностей проводится преимущественно на данных о зарегистрированных преступлениях*(5).
Преступность не просто множество, масса преступлений, но и целостная их совокупность, система преступлений. Преступность и преступление соотносятся между собой как общее и единичное*(6), целое и часть*(7). Несмотря на то, что преступность в сравнении с отдельным преступлением и приобретает новое качество (массовость, структурность и т.п.), но проявляется она через совокупность, систему преступлений, которые находятся в сложных взаимозависимостях друг с другом, поэтому отрывать преступления от преступности некорректно.
В отечественной криминологии доминирует следующая дефиниция: преступность - это социально-правовое исторически изменчивое негативное массовое явление, слагающееся из всей совокупности преступлений, совершенных в государстве (регионе, территории) за определенный период времени.
Среднестатистической тенденцией современной преступности в мире и стране является ее абсолютный и относительный рост, при отставании социально-правового контроля*(8). Преступность в России сегодня приобрела системный характер, поразила значительную часть общества, стала структурироваться в разветвленные организованные сети, внедрилась во все сферы жизнедеятельности общества*(9).
Следует сказать, что преступления, совершаемые военнослужащими, всегда вызывали озабоченность власти, волновали руководство армии и страны, поскольку негативное состояние воинской дисциплины среди вооруженных лиц и потеря управления армией могли привести к потере власти. Преступные проявления отмечались со времен существования княжеских дружин и в период существования Советских Вооруженных Сил. Вопрос в основном заключался в масштабах, характере и динамике таких проявлений, влиянии их на управляемость и боеспособность воинских формирований.
Опасность противоправного поведения военнослужащих в современных условиях объективно связана с дискредитацией воинских отношений, снижением боеготовности и невозможностью войск надлежаще выполнять свои обязанности в плане реализации военной доктрины государства. Преступность военнослужащих - опасный дестабилизирующий фактор, который негативно воздействует не только на военную организацию государства, но и на государство в целом.
Выделение преступности военнослужащих (совокупности преступлений, совершенных военнослужащими) для исследования в отдельный вид преступности позволяет более глубоко изучать ее особенности, специфику детерминации, а также разрабатывать дифференцированные меры предупреждения. Не учитывать криминологически значимых особенностей отдельных видов преступности - это значит не обеспечить целенаправленно дифференцированный подход к разным криминальным проявлениям. Только на базе усвоения общих закономерностей преступности в России, понимания сложного, системного ее характера могут успешно развиваться исследования особенностей отдельных видов (групп), вычленяемых на основе различных критериев. Усложнение самой преступности, представлений о ней и существование специфических военно-криминологических аспектов породили выделение криминологии военной. Понятие "военной криминологии" конституировано В.В. Лунеевым*(10). Объектом изучения военной криминологии являются преступные деяния, совершенные военнослужащими, как подсистема преступности в стране. Именно отнесение к категории военнослужащих или приравненных к ним является определяющим критерием данной криминологической классификации. Кроме того, уместно отметить, что и сфера жизнедеятельности военнослужащих (защита интересов государства) имеет свою специфику. Военная криминология не является самостоятельной наукой, а является отраслью особенной части криминологии, научным направлением, основанным на исследовании проявлений преступности в войсках*(11). Как известно, преступность военнослужащих в силу своей специфики является своеобразным видом "отраслевой" преступности.
На статистические данные, кроме объективных изменений в самой преступности (рост, снижение), влияют многие обстоятельства: изменения в уголовном законодательстве, смена политики регистрации преступлений, активизация деятельности по выявлению преступлений, необходимость существования высоких ("угрожающих") показателей преступности для объяснения нужности структуры или целого правоохранительного органа, смена руководства правоохранительного органа (обычно новый руководитель сначала требует регистрировать "все", и кривая преступности идет вверх, но затем, когда через определенный период времени необходимо отчитываться о работе, допускается "приукрашивание" показателей, и кривая идет вниз) и т.д., поэтому восстановление картины преступности по статистическим показателям крайне сложно. Для достоверности исследований важным является то, что анализ преступности в течение длительного периода необходимо проводить на криминологически сопоставимом материале.
Как статистическая совокупность преступность военнослужащих может быть оценена и измерена в определенных количественных и качественных показателях. Без оценки масштабов преступности, без уяснения ее закономерностей невозможно подготовиться к борьбе с ней и выработать эффективные меры воздействия на нее. Удельный вес преступности военнослужащих в структуре преступности в стране (в 2003 г. в России зарегистрировано 2 756 398 преступлений) невелик (около 0,8%, в 2002 г. - 0,7%). Для сравнения в 50-х гг. этот показатель приближался к 5%, в начале 80-х гг. - к 1,5%, в 1996 г. был равен 1,2%.
Статистические отчеты позволяют оценить информацию о совершенных преступлениях, лицах, совершивших преступления, жертвах преступлений и размере материального ущерба, причиненного преступлениями. Преступность статистическая существенно отличается от преступности фактической (реальной). Многое зависит от субъектов, представляющих статистику в печать и вышестоящим органам. Статистикой можно манипулировать, поэтому официальная картина может существенно отличаться от реальной.
Статистические данные о преступности и судимости военнослужащих до сих пор являются закрытой информацией. Вместе с тем, в соответствии со ст. 7 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" от 21 июня 1993 г. не подлежат отнесению к гостайне и засекречиванию сведения о преступности.
Состояние преступности военнослужащих - число совершенных военнослужащими преступлений за определенное время. Обычно оценивается за год в целом по поднадзорным военной прокуратуре войскам, по министерствам, ведомствам, видам вооруженных сил, округам (флотам), объединениям, соединениям, гарнизонам и частям. Может оцениваться в абсолютных и относительных показателях. Например, в 1992-2000 гг. ежегодно военнослужащими Российской Федерации совершалось в среднем свыше 28 тыс. преступлений, что больше, чем в Вооруженных Силах СССР. В 2000-2003 гг. регистрируется в среднем около 23 тыс. преступлений военнослужащих. Состояние и динамика - количественные характеристики, а характер и структура - качественные характеристики преступности. В широком значении состояние преступности - это вся совокупность характеристик преступности в стране в статике, а не в динамике. В некоторых источниках состояние и уровень преступности рассматриваются как тождественные*(12). В официальной статистике состояние преступности оценивается по двум показателям: по количеству зарегистрированных преступлений и их участников и по данным судимости. Разница между данными показателями обычно достигает двух-трехкратного размера.
Данные статистики следует анализировать и оценивать с учетом проводимых в начале 90-х гг. ХХ в. крупномасштабных организационно-штатных мероприятий по сокращению численного состава военнослужащих военной организации государства и высокой степени латентности преступности.
Коэффициент преступности военнослужащих - относительный показатель - отношение количества преступлений к определенному количеству военнослужащих, обычно на 100 тыс. военнослужащих, реже на 10 тыс. или 1 000 человек. Характеризует интенсивность преступности и представляет собой сложный качественно-количественный параметр криминологической обстановки. Например, коэффициент преступности в Российской Федерации по итогам 2003 г. составляет 1 926 преступлений на 100 тыс. человек населения, по итогам 2002 г. - 2 124,7 преступления на 100 тыс. населения достигшего 16-летнего возраста. Уровень преступности в воинской среде в расчете на 100 тыс. человек личного состава несколько меньше, чем в гражданском обществе (на 2003 г. около 1 600). В 1990 г. этот показатель был равен 794 преступлениям на 100 тыс. военнослужащих, в 1996 г. - 1 217. Раньше (50-60-е г. ХХ в.) этот показатель был в среднем в 2 раза выше, чем в гражданском обществе.
Латентная преступность в войсках формируется из незаявленных, неучтенных и неустановленных (в ходе следствия не доказана вина, не установлено событие или состав преступления) преступлений.
Как и в стране в целом, учтенная преступность военнослужащих не отражает ее реального уровня и тенденций. Непрерывно меняющаяся численность военнослужащих не дает возможности выявить реальные тенденции преступности и установить действительный уровень по числу преступлений на 100 тыс. человек личного состава.
Реальные масштабы распространенности преступлений среди военнослужащих на несколько порядков больше их статистической картины. В воинской среде "латентизации" преступности способствуют: существующая система оценки состояния воинской дисциплины в воинской части, где одним из критериев оценки положения дел является количество совершенных в части преступлений. Это способствует сокрытию командованием преступлений.
С учетом особенностей борьбы с преступностью в войсках есть основания считать, что показатели латентности преступности среди военнослужащих выше общегосударственных. Применительно к 2003 г. по результатом исследований ВНИИ МВД в стране показатель латентности находился в интервале от 3,27 до 4,36*(13), что следует считать чрезвычайно высоким.
Высоколатентными преступлениями традиционно считаются взяточничество, вымогательство, неуставные взаимоотношения и др. Латентными остаются 35,2% уклонений от военной службы и 30,7% неуставных взаимоотношений. Лишь 8% военнослужащих заявляют в военную прокуратуру о насильственных действиях по отношению к ним*(14).
К сожалению, латентная преступность сегодня правоохранительными органами не выявляется и не учитывается.
Структура преступности военнослужащих - определяется соотношением в преступности военнослужащих видов (групп) преступлений, классифицируемых по уголовно-правовым либо криминологическим основаниям.
Структура осужденных военнослужащих по министерствам и ведомствам, имеющим войска и воинские формирования (а таковых более 10), выглядит следующим образом: военнослужащие Министерства обороны - в среднем 75%, ВВ МВД - 9%, ФПС (ПВ ФСБ) - 8%, ЖДВ - 5%, МЧС - 2% и военнослужащие других ведомств - около 1-2%. В зависимости от совершаемых преступлений данное соотношением может меняться.
Среди осужденных военнослужащих армии и флота за последние годы старших офицеров было в среднем 5%, младших - около 10%, прапорщиков и мичманов - около 5%, солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по контракту - 3%, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - около 78%. Таким образом, офицеры и прапорщики (мичманы) составляли в среднем 20% среди осужденных.
Офицерами чаще всего совершаются такие преступления, как злоупотребление служебным положением, превышение должностных полномочий, хищения оружия и боеприпасов, военнослужащими, проходящими военную службу по призыву - насильственные преступления.
Традиционно преступность военнослужащих подразделяют на 2 группы:
1) общеуголовные преступления, для которых не предусмотрен специальный субъект - военнослужащий;
2) воинские преступления - со специальным субъектом военнослужащим и специфическим объектом - воинским правопорядком.
Удельный вес каждой группы преступлений колеблется в пределах 50%.
Доля общеуголовных преступлений в последние годы в связи с амнистиями лицам, самовольно оставившим воинские части, значительно возросла. Можно отметить, что число преступлений против интересов военной службы, с учетом того, что должностные преступления военнослужащих также совершаются против военной службы, но в гл. 33 УК РФ не выделены в самостоятельные составы, в структуре осужденных значительно больше 50%.
Так, например, в структуре осужденных военнослужащих Министерства обороны в 2003 г. по составам преступлений доминируют: самовольное оставление части - 28,73%, превышение должностных полномочий - 14,29%, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими - 13,5%, кражи - 8,11%, грабежи и разбои - 5,44%, присвоение, растрата и другие виды хищений чужого имущества - 3,11%, дезертирство - 3,07%, сопротивление, принуждение, насильственные действия, оскорбление начальника - 2,82%, вымогательство - 2,1%, хулиганство - 1,75%, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью - 1,38%, преступления, связанные с наркотиками, - 1,29%, нарушения ПДД - 1,06%, хищение оружия - 1%, другие виды (группы) преступлений - 12,35%.
Структура осужденных военнослужащих по видам уголовных наказаний за 2003 г. (2002 г.) выглядит следующим образом: лишение свободы реально - 21,61% (23,49%), содержание в дисциплинарной воинской части - 20% (19,99%), лишение свободы и содержание в дисциплинарной воинской части условно - 39,91% (45,31%), штраф - 11,08% (9,27%), ограничение по военной службе - 1,1% (0,96%).
Характер преступности военнослужащих (распределение в структуре наиболее опасных преступлений - тяжких и особо тяжких, а также личностей преступников) следует оценивать также с учетом того, что значительный объем тяжких преступлений переведен законодателем в категорию преступлений средней тяжести. Характерно, что в последние годы значительно возросло число совершенных военнослужащими убийств и умышленного причинения вреда здоровью.
К современным проблемам преступности военнослужащих можно отнести следующие: криминальное насилие (неуставные отношения и рукоприкладство, насильственные действия в отношении начальника), посягательства на федеральную собственность и насильственные посягательства на имущество граждан и преступления, связанные с незаконным оборотом оружия и наркотиков.
Динамика преступности военнослужащих - показатель ее изменения, позволяющий сделать вывод о благоприятных и негативных процессах, определить абсолютный прирост, темп прироста, темп роста преступности. Позволяет обозревать преступность в развитии на всем протяжении избранного периода. Выделяют фактическую, выявленную, зарегистрированную и преступность, установленную судом (судимость, раскрытую).
С конца 80-х г. ХХ в. число зарегистрированных преступлений, совершенных военнослужащими, начало неуклонно расти. Пик роста пришелся на начало 90-х гг., что непосредственно связано с развалом Союза ССР и кризисом в обществе.
Одними из наиболее пострадавших в ходе реформ государственных институтов оказались Вооруженные Силы. Негативные процессы в стране отрицательным образом сказались и на криминогенной обстановке среди военнослужащих. Пик криминальной активности военнослужащих в 90-х гг. ХХ в. нельзя рассматривать в отрыве от криминальной ситуации в стране в целом, которая оказала существенное, хотя и опосредованное, влияние на преступность военнослужащих. Военнослужащие в последние годы активно вовлекались в криминальную среду.
Сопоставляя данные о преступности в стране и преступности военнослужащих в 90-х гг. можно сделать вывод, что в целом тенденции совпадают. По данным В.В. Лунеева, несмотря на наличие в Вооруженных Силах особенностей, оказывающих влияние на преступность, между преступностью в стране и в Вооруженных Силах существует сильная корреляционная взаимосвязь, которая объясняется действием в стране и армии единых основных тенденций и закономерностей*(15). Так, коэффициент парной корреляции общеуголовной преступности военнослужащих и граждан за послевоенный период приближался к + 0,8. Такой высокий показатель корреляции между динамикой преступности в войсках и в стране объясняется действием единых криминологических закономерностей в стране и в армии*(16).
Военнослужащие, составляя около 1% населения страны, но будучи призванными из всех социальных слоев и групп населения, достаточно репрезентативно отражают территориальное, социальное, культурное многообразие страны и общества.
Особую обеспокоенность вызывает высокий уровень судимости офицеров, поскольку именно от них зависят все вопросы, связанные с контролем за прохождением военной службы подчиненными, порядком учета, хранения и использования боевой техники и предметов вооружения, денежных средств, имущества.
В 2003 г. увеличилось число совершенных военнослужащими мошенничеств (+ 38,7%), вымогательств (+ 25,4%), грабежей (+ 31,1%), возросло на 44,7% количество преступлений против жизни и здоровья, в частности, изнасилований на 10,3%, преступлений, совершенных с применением оружия на 17,5%. В 1,5 раза увеличилось число преступлений против государственной власти и интересов государственной службы, в том числе на 25,8% - злоупотреблений должностными полномочиями, на 23,8% - превышений должностных полномочий. На 17,2% увеличилось количество преступлений, совершенных офицерами (каждое седьмое от общего числа учтенных), на 34,2% - количество рукоприкладств.
На 35,7% возросло количество нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности, на 13,7% - уклонений от военной службы. В целом в 2003 г. в войсках отмечен рост числа зарегистрированных преступлений на 13,2%.
Анализ статистических данных по Министерству обороны и ведомствам, имеющим воинские формирования, показывает, что, несмотря на то, что показатели преступности внешне и свидетельствуют о стабилизации роста, однако, учитывая крупномасштабные сокращения численности военнослужащих (с начала 90-х гг. ХХ в. несколько раз), можно сделать вывод, что коэффициент пораженности (уровень преступности) воинской среды преступностью в 90-х гг. неуклонно возрастал. То же можно сказать и о судимости (преступности, установленной судом). В последние годы рост указанного коэффициента продолжился. Это является неблагоприятной тенденцией.
Цена преступности военнослужащих - слагается из общественно опасных последствий преступлений - смертей и повреждений здоровья, телесных повреждений пострадавших и материального ущерба, причиненного обществу и государству. Косвенный материальный ущерб включает и затраты на содержание правоохранительной системы, охранных и контрольно-ревизионных структур, выплаты в возмещение вреда здоровью в случае утраты трудоспособности.
Так, материальный ущерб от корыстных действий военнослужащих в 2003 г. исчисляется сотнями миллионов рублей, однако число пострадавших от преступных действий военнослужащих в 2003 г. снизилось на 6,9%. Однако материальный ущерб не идет ни в какое сравнение с моральным уроном, следствием чего является падение престижа военной службы, разочарованность в перспективах ратного труда, массовое уклонение призывников от призыва, неверие официальной пропаганде об условиях военной службы и обстановке в воинских коллективах, общественное мнение о небоеспособности Вооруженных Сил.
Анализ показателей преступности военнослужащих свидетельствует о том, что современное состояние преступности в войсках характеризуется неблагоприятной динамикой развития, интенсивностью, устойчивостью и латентностью. Преступность военнослужащих, с учетом количественных и качественных показателей ее состояния и развития, а также специфики субъектов преступлений - военнослужащих, представляет собой самостоятельный вид преступности.
Следует отметить, что состояние преступности среди офицеров анализируется особо, поэтому термин "офицерская преступность" появился неслучайно. К сожалению, те, кому по долгу службы суждено устранять изъяны доармейского воспитания, на своем личном примере демонстрируют, как обойти и нарушить закон, а зачастую делают это в группе с подчиненными.
Наряду с другими причиной негативных тенденций в развитии преступности офицерского состава продолжает оставаться низкий жизненный уровень военнослужащих и членов их семей. По данным Министерства обороны 68% офицеров проживают за чертой бедности*(17). Необходимость поиска дополнительных средств к существованию способствует криминализации офицерского корпуса. Вместе с социально-бытовыми проблемами, в том числе отсутствием жилья, это ведет к снижению заинтересованности офицерского состава в результатах своей служебной деятельности, поддержании уставного порядка в подразделениях. Руководство силовых министерств и ведомств должно ясно понимать, что на рынке труда с целью заинтересовать кандидата на военную службу необходимо создать необходимые привлекательные условия службы. Это обеспечит конкурентоспособность военной профессии на рынке труда.
В последние годы преступность в России приобрела новые формы, организованный и профессиональный характер, многоцелевую и крупномасштабную ориентацию. Преступность омолаживается, вооружается, сплачивается, проникает во многие сферы общественной жизни. Оружие, например, превратилось в товар, приносящий значительные доходы, что сразу же сделало его объектом посягательства со стороны преступных элементов. По данным МВД, в стране действуют тысячи организованных преступных группировок, занимающихся незаконным оборотом оружия и боеприпасов, имеющих связь с зарубежьем. Важно учитывать, что основные запасы оружия страны находятся в арсеналах силовых министерств и ведомств, т.е. в ведении военнослужащих. Все больший интерес проявляют похитители к самым современным образцам вооружений и взрывчатых веществ, обладающим высокими боевыми свойствами, в первую очередь поражающими. Как неблагополучное можно оценить положение с сохранностью оружия и боеприпасов в войсках. Многочисленные места хранения огромных запасов предметов вооружения страны недостаточно оборудованы техническими средствами охраны, зачастую объекты не имеют и достаточной физической охраны.
Характерная особенность криминальной ситуации в Вооруженных Силах и других войсках заключается в том, что в них стали проявляться метастазы организованной преступности, участились случаи привлечения к ответственности лиц высшего командного состава. Имеются случаи продаж крупных партий оружия в "горячие точки" противоборствующим сторонам, чеченским боевикам*(18). Среди опрошенных офицеров 40% ответили, что взаимодействие между организованными преступными группировками имеется на уровне совместного совершения преступлений, 24% заявили, что преступные группировки и военнослужащие-преступники практически совместно осуществляют свои преступные замыслы и полностью слились, 36% ответили, что такого взаимодействия нет*(19).
Ситуация с офицерской преступностью нуждается в энергичном воздействии армейского руководства. Достаточно часто тонут у нас атомные подводные лодки, падают самолеты и вертолеты, бегут из воинских частей группы солдат с оружием. О "ЧП" на учениях и занятиях говорить не приходится. Адекватного реагирования на халатность воинских должностных лиц, повлекшую человеческие жертвы, не наблюдается, а многие воинские должностные лица даже после осуждения их военным судом за получение взяток продолжают "успешно" руководить и командовать.
Существуют серьезные проблемы, связанные с функционированием военной организации и обеспечением экологической безопасности в деятельности войск. Это связано с наличием у армии исключительно мощных потенциальных источников экологической опасности (различные виды оружия массового поражения, реализация программ уничтожения такого оружия при утилизации, атомный океанский флот, эксплуатация ядерных боеприпасов и топлива на основе ядерных компонентов). В 2003 г. после проверок военной прокуратуры возбуждены десятки уголовных дел и тысячи воинских должностных лиц привлечены к ответственности за различные нарушения экологического законодательства*(20).
Ситуация в войсках с сохранностью федеральной собственности остается сложной, можно говорить о значительных масштабах разукомплектования и расхищения военно-технического имущества. Возрос размер причиненного государству ущерба. В основном доминируют кражи, мошенничества, присвоения и растраты. Объектами посягательств чаще всего являются продовольствие, вещевое имущество, строительные материалы, боевая техника, автомобили и денежные средства. Серьезную опасность для войск представляют хищения радиодеталей, содержащих драгоценные металлы (золото, платину и др.). При этом в небоеготовое состояние приводятся самолеты и вертолеты, подводные лодки, боевые машины, зенитно-ракетные комплексы. Например, в 2000-2002 гг. Смоленским гарнизонным военным судом рассмотрены десятки уголовных дел этой категории*(21). Особую тревогу вызывает тот факт, что в результате хищений разукомплектовываются самые современные и дорогостоящие образцы вооружения, утрачивается боеготовность, чем государству причиняется ущерб, неизмеримо больший, чем стоимость похищенного военно-технического имущества. Многие образцы вооружений и техники не удается восстановить вообще, так как необходимые узлы и агрегаты уже не выпускаются промышленностью.
Можно привести пример хищения продовольствия, когда продукты были получены и оформлены в одном количестве, а доставлены и оприходованы в другой воинской части в значительно меньшем. При этом образовавшаяся в результате служебного подлога приходно-расходных документов разница продовольствия в объеме около 150 т стоимостью в миллионы рублей воинскими должностными лицами присвоена*(22). Виновные осуждены в 2002 г. на срок от 3 до 7 лет лишения свободы с присуждением ко взысканию суммы похищенного.
К сожалению, в войсковом звене отсутствует сегодня эффективная система внутреннего финансового и хозяйственного контроля, качество проверок и ревизий остается невысоким, и в 79% случаев недостачи выявляются вышестоящими органами военного управления.
Взысканные по искам воинских частей денежные средства за ущерб, причиненный военнослужащими при исполнении служебных обязанностей, по выявленным недостачам перечисляются в доход федерального бюджета. При этом разукомплектованная техника длительное время не восстанавливается, что также способствует сокрытию недостач командованием. В связи с этим необходимо законодательно предусмотреть возможность направления взысканных с виновных денежных средств на непосредственное восстановление утраченного имущества.
Поскольку укомплектованность войск исправной техникой, предметами вооружения и другим военно-техническим имуществом непосредственно связана с боевой готовностью подразделений и частей, необходима некоторая переориентация на это направление деятельности органов безопасности в войсках, сосредоточенных сегодня на борьбе с терроризмом и преступлениями против безопасности страны.
Борьба с преступностью в войсках серьезно осложняется отсутствием в военной организации подразделений розыска, имеющих полномочия осуществлять оперативно-розыскную деятельность.
Следует отметить, что противодействие преступности в воинской среде в 2002-2003 гг. происходило в условиях реализации нового уголовно-процессуального закона, на содержании которого никак не отразились громкие призывы ученых и практиков о поиске адекватных мер борьбы с изощренной преступностью*(23).
В современных условиях модернизации Вооруженных Сил и реформирования всей военной организации государства в предупреждении преступности в войсках необходимо главное внимание уделять профилактике преступлений, поскольку ее возможности, в особенности индивидуальной профилактики в воинской среде, велики, но командованием, воспитательными органами не всегда используются. Профилактика преступлений должна стать мощным инструментом поддержания боеготовности войск, укрепления режима законности и правопорядка.
Представляется, что решение проблемы преступности должно начинаться с чистоты кадров - лиц, которые по долгу службы принимают участие в выявлении, раскрытии, расследовании преступлений и рассмотрении уголовных дел в суде, т.е. лиц, непосредственно сталкивающихся с военнослужащими, совершившими преступления. Отсутствие признаков коррумпированности у судей военных судов, прокурорско-следственных работников военных прокуратур, сотрудников органов безопасности в войсках и командиров воинских частей является отправной точкой в борьбе с преступностью.
Руководством военной прокуратуры заявлено о восстановлении системы профилактики правонарушений в Вооруженных Силах*(24). Представляется, что до эффективного функционирования такой системы еще далеко. Положительно, что такая работа начата, что к ней проявлен интерес со стороны главного органа борьбы с преступностью в войсках - военной прокуратуры. Военные прокуроры в современных условиях используют следующие формы профилактической работы*(25):
1. На основе анализа правопорядка в поднадзорных войсках выделяют наиболее неблагополучные части, в которых совместно с командованием планируют и проводят работу по профилактике преступлений и правонарушений. Особое внимание обращается при этом на исполнение должностными лицами законов о защите жизни и здоровья, пресечение неуставных взаимоотношений, уклонений от военной службы, хищений федеральной собственности, незаконного оборота оружия и наркотиков, пьянства и наркомании.
2. Одновременно с расследованием уголовных дел проводят надзорные проверки с привлечением специалистов. Только за 2002 г. по жалобам граждан военной прокуратурой проведено 43 тыс. прокурорских проверок, выявлено 80 тыс. нарушений, опротестовано 7 000 незаконных приказов командования. Военные прокуроры не реже одного раза в месяц в воинских частях ведут прием, регулярно в печати публикуются телефоны доверия военных прокуратур. Можно отметить, что реализация прокуратурой полномочий по общему надзору оказывает мощное профилактическое воздействие на преступность.
3. По согласованию с военными судами при рассмотрении уголовных дел в расположении воинских частей в присутствии личного состава поддерживают государственное обвинение.
4. Участвуя в праворазъяснительной работе совместно с командованием, проводят беседы, лекции, участвуют в вечерах вопросов и ответов, выступают в печати, по радио и телевидению. В публичных выступлениях используют материалы прокурорских проверок и примеры из уголовных дел.
5. Проводят обучение правового актива, командиров и начальников, дознавателей*(26). На плановой основе участвуют в проведении единого дня правовых знаний.
6. Принимают участие в заседаниях военных советов, служебных совещаниях, информируют командование о результатах прокурорских проверок и вносят предложения по предупреждению преступлений.
В борьбе с преступностью военные прокуроры взаимодействуют с командованием, органами военной контрразведки, органами внутренних дел и территориальными органами ФСБ.
Военные суды рассматривают уголовные дела в расположении воинских частей в присутствии личного состава. Приговоры военных судов объявляются в приказах командования. По результатам рассмотренных дел суды реагируют на выявленные обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений, вынесением частных определений (постановлений).
Российская армия сегодня не является плохо управляемой и предоставленной самой себе структурой, как иногда представляют ее СМИ. Справедливости ради можно отметить, что в армии США, например, положение с состоянием воинской дисциплины и уставного порядка в последние годы обстоит не лучшим образом: особенно после участия войск в региональных вооруженных конфликтах (Косово, Афганистан, Ирак) увеличилось количество неуставных отношений, сексуальных домогательств, случаев употребления алкоголя и наркотиков)*(27).
Многие армейские проблемы кроются в допризывной подготовке молодежи, в качестве призывного контингента. В армию призываются молодые люди зачастую из маргинализованных семей, малограмотные, имеющие криминальный опыт, социально не адаптированные. Следует учитывать, что в нынешних условиях происходит деформация духовного мира личности, изменение ценностных ориентаций, поэтому у молодежи приоритетными становятся ценности меркантильного характера, а духовные заметно вытесняются на второй план*(28).
В целях улучшения управляемости войск и предупреждения рукоприкладств необходимо скорейшее обновление Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации (ДУ ВС РФ), поскольку младшим командирам для поддержания уставного порядка и дисциплины попросту не хватает дисциплинарной власти и эффективных мер воздействия на недисциплинированных подчиненных.
Например, командир взвода согласно ст. 33 ДУ ВС РФ может объявить выговор, строгий выговор, лишить очередного увольнения и назначить в наряд на работы до четырех нарядов. С такими правами по наложению дисциплинарных взысканий молодому лейтенанту сложно удерживать в повиновении даже солдат срочной службы, не говоря о "контрактниках". В армии США начальник в воинском звании "майор" обладает достаточно широкими полномочиями по привлечению подчиненных к ответственности и может применять следующие взыскания: содержание на гауптвахте сроком до 30 суток, вычет 50% денежного содержания, внеочередные наряды на хозработы до 45 суток, неувольнение из расположения части сроком до 60 суток, понижение в воинском звании до самого низшего. Кроме того, в США ведется компьютерный учет дисциплинарной практики (о необходимости которого у нас неоднократно говорилось) с последующим обобщением данных и докладом президенту страны.
В нашей стране законодатель исключил такое дисциплинарное взыскание, как арест с содержанием на гауптвахте, ничего не предложив в качестве замены, поэтому, не имея возможности влиять на нарушающих дисциплину подчиненных, командиры зачастую прибегают к рукоприкладству. По многим рассмотренным автором уголовным делам подсудимые заявляли о том, что действовали исключительно в интересах службы, с целью добиться исполнительности, повиновения, дисциплинированности. Преобладают среди осужденных командиры взводно-ротного звена, которые не видят иных способов добиться от подчиненных надлежащего исполнения обязанностей военной службы. После двух лет неприменения ареста к военнослужащим по-иному осознана потребность в гауптвахте.
Анализ материалов уголовных дел и результаты опросов офицеров и прапорщиков показывают, что сегодня в армии система дисциплинарных взысканий не является инструментом воздействия на военнослужащего-правонарушителя. Ситуация требует разработки новой эффективной системы мер дисциплинарного и материального воздействия на военнослужащих, а также совершенствования мер уголовной ответственности за воинские преступления.
В случае досрочного расторжения военнослужащим контракта с Министерства обороны Российской Федерации, уволенный не возмещает затраченные на его дорогостоящее обучение в военном вузе средства. Такое положение не останавливает досрочное увольнение массы молодых офицеров, а способствует ему. В современных условиях рыночных отношений, вложив деньги в подготовку специалиста, государство должно получить отдачу, чего сегодня у нас не происходит, поэтому необходима полная материальная ответственность военнослужащего за досрочное расторжение контракта по его вине. Мы имеем печальный опыт, когда так нужные в войсках военные финансисты, юристы, социологи, психологи увольняются сразу после окончании вуза.
В борьбе с преступлениями в финансово-экономической и хозяйственной деятельности необходимо существенно повысить эффективность работы ведомственного контрольно-ревизионного аппарата, а также ответственность должностных лиц. Назрела необходимость принятия федерального закона "О финансовом и хозяйственном контроле в Вооруженных Силах".
Для предупреждения преступности офицерского состава необходимо ужесточить порядок отбора кандидатов в вузы и порядок назначения офицеров в вузы на командные и преподавательские должности.
По-прежнему высок отток из войск на "гражданку" младших офицеров, которые не видят для себя перспектив службы и улучшения материального положения. Повышение военнослужащим денежного довольствия в 2002 г. из-за отмены льгот и взимания налогов на материальное положение военнослужащих существенно не повлияло. Результаты мониторинга социально-экономического положения военнослужащих за 2001-2002 гг. это полностью подтверждают*(29). Решение жилищных проблем военнослужащих сегодня полностью зависит от возможностей экономики государства, поэтому реального улучшения качественных характеристик Вооруженных Сил Российской Федерации можно ожидать по мере стабилизации финансово-экономической ситуации в стране. Вместе с тем необходимо ясно понимать, что проблема социальной защищенности военнослужащего является важнейшей составляющей военного строительства. Повышение уровня жизни военнослужащих оказывает прямое воздействие на укомплектованность войск, боевую готовность и состояние преступности.
Несколько лет обсуждался вопрос о введении военной полиции и дисциплинарных судов, однако законодатель не торопится принимать соответствующие законы, поэтому вводиться эти институты скоро не будут. Между тем хочется напомнить, что эти меры были предусмотрены более 10 лет назад еще в Концепции военно-правовой реформы.
Непонятно, как государство собирается бороться с преступностью в войсках в военное время и в боевой обстановке, когда оценка преступного поведения военнослужащих и его общественная опасность будут совершенно иными, чем в мирное время. Таких специальных норм нет ни в уголовном, ни в уголовно-процессуальном законодательстве.
В реформировании армейского организма нужны не лозунговые рекомендации, а комплексный и системный подход. Процесс реформирования военной организации весьма длительный и сложный. Предупреждение преступности в воинской среде также не терпит наскоков и "сокрушительных ударов" и представляет собой каждодневную непрерывную системную деятельность соответствующих субъектов.
Представляется уместным ведение в печатных органах силовых министерств и ведомств постоянной рубрики о деятельности органов военной юстиции, например: "Военная прокуратура информирует" или "Из зала судебных заседаний военного суда". Такая практика, например, в вооруженных силах Республики Беларусь принесла положительный результат и руководством Министерства обороны Белоруссии расценивается как серьезная профилактическая мера.
В современных условиях для исследования и криминологической экспертизы нормативных правовых актов в силовых министерствах и ведомствах необходима достоверная информация о состоянии законности, преступности и судимости в Вооруженных Силах и других войсках. Такая объективная информация, за исключением узкопрофессиональных данных (особенностей раскрытия и расследования отдельных видов преступлений), должна ежегодно открыто публиковаться в сборниках Главной военной прокуратуры и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации. Одна из причин живучести криминала в войсках - отсутствие достоверной информации о преступности, на основе которой можно разработать эффективные меры воздействия на нее*(30). Можно привести примеры, когда в процессе военно-криминологических или военно-социологических исследований выявлялись негативные моменты в жизни войск, свидетельствующие о существовании серьезной проблемы, но руководство ведомства вместо изучения явления, вскрытия причин, выработки мер борьбы и реализации этих мер засекречивало исследования и, не принимая мер реагирования на негативное явление, тем самым загоняло проблему "внутрь"*(31).
Криминологию часто критикуют за отсутствие прикладных исследований, но в современных условиях практически полной закрытости информации о преступности в воинской среде такие упреки вряд ли обоснованны. Взаимодействие криминологической науки и практики по вопросам изучения признаков, характеризующих преступность среди военнослужащих, в целях применения эффективных мер противодействия ей - проблема, которая сегодня приобретает особое значение, поскольку отмечаются негативные явления: наука часто уходит сама в себя, обслуживая нужды собственного развития, положения науки и практическая деятельность часто расходятся, отсутствует взаимопонимание между теоретиками и практиками, идеи криминологов выглядят как непонятное теоретизирование, отсутствует четкая система внедрения научных разработок в практическую деятельность (в последние годы защищены десятки диссертаций по различным аспектам военной криминологии, но выработанные научно-практические рекомендации в практику внедряются слабо).
Важны не только анализ преступности, установленной судом (судимости), но и практика прекращения возбужденных уголовных дел, судьба приостановленных уголовных дел. Необходим ежегодный мониторинг мер предупреждения преступлений среди военнослужащих в целях проверки эффективности реализации таких мер. С учетом важности решения проблемы борьбы с преступностью среди военнослужащих для страны в современных условиях реформирования военной организации государства для разработки современной Концепции предупреждения преступности в войсках необходимы комплексные исследования преступности военнослужащих.
В.Г. Волчок,
подполковник юстиции,
судья Смоленского гарнизонного военного суда,
кандидат юридических наук
"Право в Вооруженных Силах", N 4, апрель 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Иншаков С.М. Криминология. М., 2000. С. 15-34.
*(2) Карпец И.И. Преступность: иллюзии и реальность. М., 1992. С. 12-15.
*(3) Долгова А.И. Преступность, ее организованность и криминальное общество. М., 2003. С. 10-13.
*(4) Ли Д.А. Уголовно-статистический учет. Структурно-функциональные закономерности. М., 1998. С. 19-20.
*(5) Лунеев В.В. Преступность ХХ века. М., 1997.
*(6) Кудрявцев В.Н. Популярная криминология. М., 1998. С. 91.
*(7) Криминология / Под ред. академика В.Н. Кудрявцева и профессора В.Е. Эминова. М., 2004. С. 18.
*(8) Лунев В.В. Тенденции современной преступности и борьбы с ней в России // Государство и право. 2004. N 1. С. 5-6.
*(9) Преступность в Российской Федерации в начале XXI века: состояние и перспективы. М., 2004. С. 5.
*(10) См. подробнее: Лунеев В.В. Криминология (причины, предупреждение и методы изучения преступлений в Вооруженных Силах СССР. М., 1986.
*(11) Иншаков С.М. Военная криминология. М., 2000. Ч. 1. С. 17.
*(12) Криминология / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой и В.В. Лунева. М., 2004. С. 94-95.
*(13) Преступность в Российской Федерации в начале XXI века: состояние и перспективы. М., 2004. С. 17.
*(14) Горелик В.Я. Латентная преступность в условиях военной службы // Военная мысль. 2001. N 2. С. 51
*(15) Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. М., 1997. С. 399.
*(16) Лунеев В.В. Криминология. М., 1998. С. 424.
*(17) Независимое военное обозрение. 2002. N 18.
*(18) См. подробнее: Эминов В.Е., Мацкевич И.М. Преступность военнослужащих. Исторический, криминологический и социально-правовой анализ. М., 1999. С. 108-151.
*(19) Мацкевич И.М. Преступность в армейской среде // Социс. 2000. N 4. С. 56.
*(20) Экология вызывает тревогу // Красная звезда. 2004. 11 ноября.
*(21) См. Статистические отчеты о судимости Смоленского гарнизонного военного суда за 2000-2002 годы.
*(22) Архив Смоленского гарнизонного военного суда. Уголовное дело N 1. 2002 г.
*(23) Бойков А. Новый УПК и проблемы борьбы с преступностью // Уголовное право. 2002. N 3. С. 63.
*(24) Савенков А.Н. Прокурор для армии, а не армия для прокурора // Аргументы и факты. 2003. N 8.
*(25) Подробнее см. приказ заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора от 17 сентября 2002 г. N 255.
*(26) См.: директиву Министра обороны Российской Федерации "О мерах по повышению эффективности правового обучения и воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации" от 27 января 2003 г. N Д-6.
*(27) Мгимов Ю. Нормативно-правовые аспекты дисциплинарной практики в ВС США // Зарубежное военное обозрение. 2004. N 10. С. 20.
*(28) Демин П.С. Патриотизм - основа духовной мощи российской армии // Военно-социологические исследования. 2004. N 2 (6). С. 15.
*(29) Итоги мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих и членов их семей в Вооруженных Силах Российской Федерации за 2001-2002 гг., проведенного Социологическим центром ВС РФ // Ракурс. 2002 и 2003 гг..
*(30) Косован О.А. Криминальная ситуация в воинских формированиях страны как угроза военной и национальной безопасности // Российский военно-правовой сборник. 2004. N 1. С. 100.
*(31) См: подробнее: Харабет К.В. Военная девиантология, ее место и роль в изучении правонарушающего поведения военнослужащих // Вкладка "Военно-уголовное право" журнала "Право в Вооруженных Силах". 2002. N 11-12. С. 15.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Преступность военнослужащих как объект комплексного криминологического исследования
Автор
В.Г. Волчок - подполковник юстиции, судья Смоленского гарнизонного военного суда, кандидат юридических наук
"Право в Вооруженных Силах", 2005, N 4