Факты, комментарии
Если магазин в жилом доме
В Письме Минфина России от 16.05.2005 N 03-06-05-04/128 дается ответ на вопрос, как уплачивать ЕНВД при торговле в жилом доме. В Письме говорится, что если плательщик ЕНВД торгует в части здания, не предназначенного для осуществления торговли (например, на первом этаже жилого дома), и такое помещение не подпадает ни под определение магазина, ни под определение павильона, то это помещение надо относить к объектам нестационарной торговой сети. И, следовательно, рассчитывать единый налог с использованием показателя базовой доходности "торговое место".
О госпошлине
В Письме ФНС РФ от 17.05.2005 N ММ-6-10/405@ "О проведении соответствующих мероприятий, позволяющих обеспечить правильное заполнение платежных документов" сообщается, что расширен перечень платежей государственной пошлины, по которым администратором являются налоговые органы. В Письме говорится, что в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.06.98 N 145-ФЗ (с учетом изменений и дополнений) государственная пошлина, распределяемая в доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, подлежит зачислению по месту регистрации.
Об уплате НДС при переходе с "упрощенки"
Минфин России в Письме от 11.05.2005 N 03-04-11/104 сообщает, как уплачивать НДС при переходе с упрощенной системы налогообложения на общую. Специалисты Минфина считают, что не нужно платить НДС, если товар был продан в период применения упрощенной системы налогообложения, а оплату за него вы получили после того, как вернулись на общую систему налогообложения с методом "по оплате". Также, по мнению чиновников, бывший "упрощенец" может применить вычет по "входному" НДС, в случае если в период работы на "упрощенке" приобрел товар, а оплатил его уже после возвращения к общей системе налогообложения.
О спецсчетах в валюте тоже надо сообщать
В Письме от 27.04.2005 N КБ-6-24/351@ ФНС России разъяснил вопрос о предоставлении налогоплательщиками и банками в налоговые органы информации об открытии (закрытии) отдельных видов банковских счетов.
Налоговики сообщают, что установленная п. 2 ст. 23 и п. 1 ст. 86 НК РФ обязанность налогоплательщиков и банков сообщать в налоговый орган информацию об открытии или закрытии банковских счетов распространяется и на специальные банковские счета в иностранной валюте "Р1" и "Р2". При нарушении налогоплательщиком или банком установленного Налоговым кодексом РФ порядка предоставления в налоговый орган информации об открытии или закрытии указанных банковских счетов налогоплательщик или банк привлекается к ответственности, предусмотренной соответственно ст. 118 и 132 НК РФ.
Осталось дождаться указаний
В Письме ФНС России от 23.05.2005 N ММ-6-21/424@ чиновники сообщают, что до особых указаний приостанавливается действие абзацев 9 и 10 Письма ФНС РФ от 09.02.2005 N ММ-6-21/97.
В абзаце 9 говорилось, что карточки лицевых счетов по плате за негативное воздействие на окружающую среду и платежам за пользование лесным фондом подлежат закрытию в налоговых органах по состоянию на 1 января 2005 года и архивированию.
В соответствии с абзацем 10 налоговым органам поручалось вывести сальдо расчетов плательщиков с бюджетом по указанным платежам по состоянию на 1 января 2005 года и передавать данную информацию соответствующим администраторам доходов в случае их обращения в налоговые органы.
Поправки в НК РФ
Совет Федерации одобрил поправки к законопроекту "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса и некоторые другие законодательные акты о налогах и сборах". Внесение поправок потребовалось в связи с необходимостью устранения выявленных правоприменительной практикой недостатков действующей главы НК и уточнения отдельных положений, регламентирующих порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц.
Целью внесенных изменений в главу 25 Налогового кодекса РФ является упрощение расчета налога на прибыль, а также сближение налогового и бухгалтерского учета. После утверждения этого законопроекта Президентом РФ организации смогут самостоятельно устанавливать перечень прямых расходов и порядок их распределения на незавершенное производство.
О выдаче сведений из госреестров
Выдавать данные из Единых госреестров (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) будет Управление по экономической безопасности города Москвы, сообщается в Распоряжении правительства Москвы от 11.05.2005 N 778-РП.
Управлению совместно со столичным Управлением информатизации и генеральным конструктором городской целевой программы "Электронная Москва" поручено в 2-месячный срок представить на утверждение правительства Москвы положение о порядке автоматизированной выдачи данных из госреестров.
О налоговых кредитах и отсрочках
Приказом ФНС РФ от 30.03.2005 N САЭ-3-19/127 (далее - Приказ N САЭ-3-19/127) утвержден Порядок предоставления отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, а также пени.
До выхода этого документа срок уплаты федерального налога мог изменяться решением Минфина РФ, а по налогам и сборам, поступающим в региональный или местный бюджет, решение принимал соответствующий финансовый орган. Сейчас же согласно п. 2.1 Приказа N САЭ-3-19/127 такие решения в части уплаты федеральных налогов и сборов, а также пени о временном приостановлении уплаты на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) принимаются ФНС России. Решения по уплате региональных или местных налогов, а также пени и о временном приостановлении уплаты сумм задолженности на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки принимаются Управлениями ФНС России по субъектам РФ по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица (п. 2.2 Приказа N САЭ-3-19/127).
Если законодательством предусмотрено перечисление федерального налога в бюджеты разных уровней, срок его уплаты в части сумм, которые поступают в федеральный бюджет, может изменяться решением ФНС России, а по суммам, поступающим в региональный бюджет, решение принимает Управление ФНС России по субъекту РФ. Рассмотрим, к примеру, налог на прибыль. Норматив зачисления налога в федеральный бюджет составляет 6,5%, в региональный - 17,5%. ФНС вправе выносить решение об изменении срока уплаты налога в сумме, соответствующей 6,5%, а УФНС по субъекту РФ - по оставшейся части налога, т.е. в пределах 17,5%.
Новым Приказом утвержден перечень документов, представляемых в обязательном порядке в случае обращения с просьбой об изменении срока уплаты федеральных налогов и сборов:
1) заявление установленной формы с просьбой о предоставлении отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита;
2) справка налогового органа по месту учета об отсутствии оснований, исключающих изменение срока уплаты налогов и сборов, а также пени;
3) справка налогового органа о расчетах с бюджетами всех уровней и о предоставленных ранее отсрочках, рассрочках (в том числе в порядке реструктуризации), налоговых кредитах, инвестиционных налоговых кредитах с выделением сумм, не уплаченных на момент обращения;
4) обязательство налогоплательщика установленной формы, предусматривающее соблюдение условий, на которых принимается решение об изменении срока уплаты задолженности;
5) копия устава организации с изменениями;
6) баланс и другие формы бухгалтерской отчетности, характеризующие финансовое состояние за предыдущий год и истекший период года, в котором налогоплательщик обратился по поводу изменения срока уплаты налогового обязательства;
7) заверенная копия договора поручительства;
8) документы, подтверждающие наличие оснований, указанных в п. 2 ст. 64 или п. 1 ст. 67 НК РФ.
Предусмотрены также документы, представляемые в случае обращения с просьбой об изменении срока уплаты региональных и местных налогов, а также пени.
Приводится также порядок взимания процентов за отсрочку, рассрочку, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит. Особое внимание уделено порядку оформления поручительства, предусмотренного ст. 74 НК РФ. Основания указаны в подп. 3-5 п. 2 ст. 64 НК РФ: наличие угрозы банкротства лица в случае единовременной выплаты налога; если физическое лицо из-за своего имущественного положения не может единовременно уплатить налог; если производство и (или) реализация товаров, работ, услуг носят сезонный характер.
К Приказу прилагаются следующие формы документов: заявление о предоставлении отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита; обязательство о выполнении налогоплательщиком условий предоставления отсрочки, (рассрочки); заявление о согласии на предоставление поручительства; заявление о поручительстве.
Комиссионерам-"упрощенцам" о счетах-фактурах
Письмом от 05.05.2005 N 03-04-11/98 Минфин России разъяснил вопросы оформления счетов-фактур комиссионерами, применяющими упрощенную систему налогообложения и осуществляющими предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров комиссии.
В документе говорится, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) оформлять счета-фактуры не должны, поэтому "упрощенцы", осуществляющие операции по реализации посреднических услуг на основе договоров комиссии, по суммам комиссионного вознаграждения счета-фактуры не выставляют.
Комиссионеры, осуществляющие продажу товаров от своего имени, должны от своего имени выставлять счета-фактуры по товарам на имя покупателя, а реквизиты этих счетов-фактур передавать комитентам.
Л. Буркова
Е. Букач
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 22, май 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.