Бюджетная реформа: первые шаги
Бюджетная сфера во всех регионах страны имеет одинаковые проблемы: высокие затраты на подготовку консолидированной бюджетной финансовой отчетности, низкая оперативность ее подготовки, слабый контроль качества бухгалтерской отчетности, недостаточный уровень автоматизации бухгалтерского учета, низкий уровень профессиональной подготовки бухгалтеров и аудиторов.
Во многих регионах и ведомствах уже сделаны конкретные шаги по реализации реформы: разработаны целевые программы или планы мероприятий по реформированию бюджетного учета, определены источники финансирования, действуют методологические советы или рабочие группы, проводятся мониторинги технической оснащенности бюджетных учреждений, создается программная инфраструктура.
Цель этих мероприятий - сформировать единый порядок ведения бухгалтерского учета в органах государственной власти, органах управления государственных и территориальных внебюджетных фондов, а также в органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях с широким использованием автоматизированных систем бюджетного учета.
До 1 октября 2005 года должен быть осуществлен переход на новый план бюджетного бухгалтерского учета. Что конкретно успели сделать регионы за переходный период?
Москва
В городе активно идет подготовка к переходу на новые методы ведения бухгалтерского учета. Организация этого процесса находится под контролем первого заместителя мэра в Правительстве Москвы. Для обеспечения целевых мероприятий в связи с новой Инструкцией выделено более 57 млн рублей. Из них (согласно Постановлению Правительства Москвы N 149-ПП) за счет средств резервного фонда бюджета города на 2005 год выделяется 37,4 млн рублей на организацию обучения и "горячей линии". Законом г. Москвы о внесении изменений в бюджет на 2005 год предусмотрено более 20 млн рублей на модернизацию ПП бюджетных учреждений.
22 марта 2005 года вышло Постановление Правительства Москвы N 149-ПП "О мерах по внедрению в Москве положений Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 августа 2004 года N 70н". В соответствии с документом был создан Координационный совет по вопросам реформирования бухгалтерского учета. Его возглавил первый заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы Ю. Росляк. Решение исполнительной власти города о создании именно Координационного совета не случайно. Ведь первоначально Минфин РФ предложил для организации процесса внедрения новой Инструкции в субъектах создавать методологические советы. Однако в соответствии со ст. 165 Бюджетного кодекса РФ установление единой методологии бюджетного учета является исключительной прерогативой Минфина РФ. В состав Координационного совета вошли более 50 человек, представлены практически все участники бюджетного процесса, а также руководители "Корпорации Парус" - партнера Департамента финансов по внедрению Инструкции.
Постановлением Правительства Москвы Департаменту финансов дано поручение организовать обучение (при поддержке "Корпорации Парус") сотрудников бухгалтерских служб - участников бюджетного процесса, в том числе провести обучение бухгалтеров муниципальных образований. В числе задач департамента и организация "горячей линии" по вопросам применения новой Инструкции.
На данный момент обучение прошли бухгалтеры 125 внутригородских муниципальных образований, Департамента здравоохранения, Департамента образования, Комитета по культуре, учреждений физической культуры Москвы. К июлю ознакомиться с новыми принципами ведения учета должны будут бухгалтеры всех 70 ведомств, которые являются главными распорядителями бюджетных средств в Москве. В целом пройдут обучение порядка 2000 бухгалтеров из 1500 учреждений.
Мониторинг степени автоматизации и оснащения компьютерной техникой бюджетных учреждений Москвы показал, что потребуется лишь модернизировать программные продукты в соответствии с положениями новой Инструкции. Согласно Постановлению правительства столицы N 149-ПП этот процесс организует Департамент экономической политики и развития города в рамках создания автоматизированной информационной системы управления бюджетным процессом.
В июне Координационный совет планирует организовать семинар, чтобы рассмотреть трудности перехода на новую Инструкцию и подвести первые итоги этого процесса.
Республика Алтай
Правительством республики утверждена и действует целевая подпрограмма на 2004-2005 годы по реформированию бюджетного учета (в рамках целевой программы "Электронный Алтай"), создана рабочая группа под руководством министра финансов республики.
На реализацию мероприятий согласно этому документу выделено 25 млн рублей. Из них 15 млн рублей предоставит республиканский бюджет, 10 млн рублей - муниципальные бюджеты и внебюджетные источники. Построение автоматизированной системы осуществляется параллельно с обучением бухгалтерских кадров.
Целевая подпрограмма в республике реализуется в два этапа. В рамках первого этапа (декабрь 2004-го - январь 2005 года) проведен семинар, посвященный бюджетной реформе и бюджетному учету в секторе государственного управления РФ. На семинар были приглашены ведущие специалисты Минфина РФ, которые рассказали о практическом применении положений новой Инструкции по бюджетному учету.
В рамках второго этапа (февраль - сентябрь 2005 года) был проведен тендер на поставку программного обеспечения для построения автоматизированной системы бухгалтерского учета и на переподготовку бухгалтеров бюджетных учреждений. Победитель тендера "Корпорация Парус" поставила необходимое количество лицензий для 250 бюджетных учреждений различных уровней и проводит обучение для 600 бухгалтеров по 40-часовой программе.
Реализация подпрограммы позволит не только своевременно перейти на новые правила ведения бухгалтерского учета, утвержденные Приказом Минфина РФ от 26.08.2004, но и решить важные финансово-экономические задачи. Это снижение затрат на подготовку консолидированной бюджетной финансовой отчетности, повышение качества и оперативности информации, формируемой в учете, изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности, усиление контроля качества бухгалтерской отчетности, повышение квалификации бухгалтерских работников", - рассказала министр финансов Республики Алтай С. Гашкина.
Кроме того, был проведен мониторинг компьютерного обеспечения в разрезе муниципальных образований и органов государственной власти республики, который показал неудовлетворительную техническую оснащенность рабочих мест бухгалтерских работников. В рамках финансирования подпрограммы запланировано приобретение и модернизация средств вычислительной техники для 585 рабочих мест бюджетных организаций. По результатам мониторинга составлен план-график автоматизации бюджетного учета в различных организациях.
В настоящее время идет построение автоматизированной системы, уже обучены 400 бухгалтеров. С мая по сентябрь 2005 года система автоматизированного учета будет внедрена в муниципальном образовании г. Горно-Алтайск и районных муниципальных образованиях.
Волгоградская область
Администрация области ведет интенсивную работу по подготовке перехода бюджетных учреждений на ведение бухгалтерского учета по новым правилам. Так, в ноябре 2004 года вышло распоряжение главы администрации Волгоградской области "О реформировании бюджетного процесса и бюджетного учета на территории Волгоградской области в 2004-2006 годах".
Согласно документу Главное финансово-казначейское управление администрации осуществляет координацию деятельности бюджетных учреждений области и методологическое руководство по вопросам бухгалтерского учета.
В Волгоградском государственном техническом университете прошла учебно-методическая конференция для работников финансовых органов и руководителей бухгалтерских служб бюджетных учреждений. Заместитель главы администрации, начальник Главного финансово-казначейского управления С. Сазонов, открывавший это мероприятие, рекомендовал представителям бухгалтерских служб использовать для формирования отчетности единый программный продукт, что позволит избежать ошибок и неточностей в работе.
Для решения задачи по автоматизации бюджетного процесса в подотчетных учреждениях в качестве партнера выбрана "Корпорация Парус". Компания предоставляет Волгоградскому региону консультационные услуги "горячей линии", которая обслуживает 2 тысячи человек, и информационную поддержку в реализации пилотных проектов по переходу на новый программный продукт в трех районах области - Камышинском, Михайловском, Котельниковском. Сегодня процесс автоматизации осуществляется в 21-м районном территориальном управлении финансов (из 33 районов Волгоградской области). Активная работа по автоматизации началась и в других районных бюджетных организациях и учреждениях региона.
Эвенкийский автономный округ
В АО открыт проект по переводу всех бюджетных учреждений на новый План счетов. Руководители бухгалтерских служб бюджетных учреждений и администрации округа уже прошли курс обучения по общей методологии внедрения Инструкции. Окружное казначейство по собственной инициативе приняло решение о ведении учета с 1 января 2005 года согласно новой Инструкции, поскольку специалисты осознали, что если не начнут заниматься этим с января, то не сдадут 9-месячную отчетность в Минфин РФ.
Особенность Эвенкийского округа заключается в том, что в отличие от других регионов здесь не было необходимости проводить мониторинг технической оснащенности бюджетных учреждений. Бюджетный сектор на 100 процентов оснащен современными видами вычислительной техники.
Республика Карелия
Руководство региона предпочло начать работу с глобального переобучения бухгалтерских кадров для бюджетных учреждений, поэтому был проведен тендер на организацию курсов переподготовки. По его итогам между министерством финансов Республики Карелия и региональным отделением "Корпорации Парус" был заключен соответствующий договор. Всего с января по апрель 2005 года обучение прошли 1698 слушателей и получили соответствующие сертификаты. Обучение проводилось в разных городах региона.
Активные действия по подготовке к переходу на новый План счетов предприняты в МВД республики и Федеральной таможенной службе. В этих ведомствах изданы приказы, в соответствии с которыми Минфином республики был проведен мониторинг программно-технического парка, выбраны поставщики образовательных услуг, созданы методологические советы.
МВД Республики Карелия с 1 января 2005 года начало вести операции по новому Плану счетов. Министерство заключило договор на поставку программных продуктов "Корпорации Парус". В настоящее время почти все министерства республики являются клиентами "Корпорации": Министерство юстиции, Минэкономразвития, Министерство здравоохранения, Министерство образования. На программных продуктах "Корпорации Парус" также работают администрация республиканского правительства и Министерство финансов.
И. Иевлева
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 22, май 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.