Исчисление и уплата транспортного налога
Порядок исчисления и уплаты транспортного налога регулируется главой 28 "Транспортный налог" НК РФ (статьи 356-363) и разъяснен принятыми в целях реализации положений этой главы Методическими рекомендациями по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденными приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. N БГ-3-21/177 (далее - Методические рекомендации).
В соответствии со статьей 356 НК РФ транспортный налог является региональным налогом, т.е. устанавливается и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Методических рекомендаций законодательные (представительные) органы власти субъекта Российской Федерации в своих законодательных актах должны определить только те элементы транспортного налога, право на определение которых им прямо предоставлено НК РФ.
Статьей 356 НК РФ установлено, что в региональных законах, вводящих транспортный налог, должны быть определены:
ставки налога в пределах, установленных статьей 361 НК РФ. В соответствии с пунктом 2 статьи 361 НК РФ установленные НК РФ налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Кроме того, допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств (ставки, установленные НК РФ, и предельные ставки, которые могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации, приведены в приложении к настоящей статье);
порядок и сроки уплаты налога;
форма отчетности по налогу.
Региональным законом могут быть предусмотрены также налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Налогоплательщики, а также конкретные элементы налогообложения, такие как объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и порядок исчисления налога, установлены непосредственно главой 28 НК РФ.
Налогоплательщики
В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Порядок определения налогоплательщиков по различным видам транспортных средств разъяснен в пунктах 4-6 Методических рекомендаций.
Согласно пункту 4 Методических рекомендаций наземные транспортные средства регистрируются в следующем порядке:
автомототранспортные средства и прицепы к ним регистрируются только за собственниками транспортных средств - юридическими или физическими лицами, указанными в паспорте транспортного средства, в справке-счете или заключенном в установленном порядке договоре или ином документе, удостоверяющем право собственности на транспортное средство (пункт 12 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденных приказом МВД России от 27 января 2003 г. N 59);
тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины и прицепы к ним регистрируются за юридическими и физическими лицами, указанными в документе, подтверждающем право собственности; в паспорте самоходной машины и других видов техники (пункт 2.1 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора), утвержденных Минсельхозпродом России 16 января 1995 г.);
транспортные средства, зарегистрированные в других странах и временно находящиеся на территории Российской Федерации сроком до 6 месяцев, регистрируются на владельцев указанных транспортных средств (пункт 3.2 Временных правил регистрации и учета таможенными органами транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории Российской Федерации сроком до 6 месяцев, утвержденных приказом ГТК России от 2 марта 1995 г. N 137).
Таким образом, в отношении наземных транспортных средств указанные выше лица будут являться налогоплательщиками транспортного налога.
Статьей 33 Кодекса торгового мореплавания РФ и статьей 16 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ установлено, что государственной регистрации в отношении водных судов подлежат право собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения) прав на него. Таким образом, в отношении судна, зарегистрированного в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге, налогоплательщиком транспортного налога является собственник судна или лицо, владеющее судном на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (в отношении транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности). В отношении судна, зарегистрированного в бербоут-чартерном реестре (реестре арендованных иностранных судов) - фрахтователь судна (пункт 5 Методических рекомендаций).
В пункте 6 Методических рекомендаций разъясняется, что в отношении воздушных судов налогоплательщиками будут являться эксплуатанты - физические или юридические лица, использующие воздушное судно для полетов в соответствии с сертификатом (свидетельством) эксплуатанта или иным основанием, признаваемым Воздушным кодексом, поскольку именно на них подлежат регистрации воздушные суда на основании пунктов 2.2, 7.1 и 7.2 Правил государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 12 октября 1995 г. N ДВ-110.
Особенности определения налогоплательщиков по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими третьим лицам на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", которым введена глава 28 НК РФ (опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 29 июля 2002 г.), установлены статьей 357 НК РФ. Согласно указанной статье лицо, указанное в доверенности, может быть признано налогоплательщиком только при одновременном выполнении следующих условий:
1) транспортное средство приобретено до момента официального опубликования Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ;
2) транспортное средство передано другому лицу до момента официального опубликования Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ;
3) на основании доверенности переданы права на владение и распоряжение транспортным средством.
Признание физических и юридических лиц налогоплательщиками производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которые эти транспортные средства зарегистрированы, поступивших в налоговые органы от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.
НК РФ (пункты 4 и 5 статьи 362) обязывает органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения:
о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации;
о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.
Признание лица, указанного в доверенности, налогоплательщиком производится на основании уведомления, представленного в налоговый орган лицом, на которое зарегистрировано транспортное средство. Согласно пункту 7 Методических рекомендаций в уведомлении должны содержаться сведения, идентифицирующие:
1) лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство и которое представляет уведомление;
2) транспортное средство;
3) лицо, которому транспортное средство передано на основании доверенности;
4) доверенность и переданные по ней права в отношении транспортных средств;
5) нотариуса (в случае нотариального заверения доверенности).
Кроме того, уведомление должно содержать данные о приобретении транспортного средства (в том числе о дате приобретения) и передаче транспортного средства (в том числе о дате передачи).
В пункте 8 Методических рекомендаций разъясняется, что:
документами, подтверждающими приобретение транспортных средств, могут являться: договор купли-продажи и документы, подтверждающие оплату; справка-счет; документы, выдаваемые органами, осуществляющими государственную регистрацию (при государственной регистрации транспортных средств на собственника транспортных средств);
документами, подтверждающими передачу транспортных средств, могут являться: расписка в получении транспортных средств; документ, выдаваемый перевозчиками при отправке транспортных средств получателю;
документами, подтверждающими передачу на основании доверенности прав на владение и распоряжение транспортным средством, могут являться: доверенность на право, в том числе владения и распоряжения; копия доверенности, заверенная нотариусом.
Объект налогообложения
Объект налогообложения определен в статье 358 НК РФ. Согласно пункту 1 указанной статьи объектом налогообложения признаются следующие зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.
Минфин России в письме от 25 августа 2004 г. N 03-06-04-04/01 обращает внимание на то, что понятие "транспортное средство", применяемое в главе 28 НК РФ, является более широким, чем это установлено Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) ОК 013-94 (код 15 0000000 "Средства транспортные"), утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. N 359 (далее - ОКОФ), и используется только для целей налогообложения. Данная позиция подтверждается тем, что в соответствии с пунктом 2 статьи 358 НК РФ из объекта налогообложения транспортным налогом исключены, в частности, тракторы и самоходные комбайны, зарегистрированные только на сельскохозяйственных товаропроизводителей и которые в соответствии с ОКОФ учитываются по коду 14 0000000 "Машины и оборудование" (код 14 2918010). Однако тракторы и комбайны, зарегистрированные на иные категории физических и юридических лиц, в данном случае рассматриваются как транспортные средства для целей налогообложения.
Таким образом, ОКОФ может применяться для целей исчисления транспортного налога только с учетом норм, установленных главой 28 НК РФ.
Как отмечается в письме Минфина России от 15 декабря 2004 г. N 03-06-04/14, объектом налогообложения признаются любые автомобили независимо от целей, в которых они используются (перевозка пассажиров, грузов или иные цели).
Согласно пункту 2 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения не являются:
1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;
2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
3) промысловые морские и речные суда;
4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.
При этом согласно пункту 17.2 Методических рекомендаций подтверждением, что основным видом деятельности организации является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, признаются:
положения учредительных документов (учредительный договор, устав, положение и др. документы), определяющие пассажирские и (или) грузовые перевозки в качестве основного вида деятельности, цели создания организации;
наличие действующей лицензии на осуществление грузовых перевозок и (или) пассажирских перевозок.
Подтверждением того, что основным видом деятельности организации является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, могут также являться:
получение выручки от пассажирских и грузовых перевозок;
систематическое выполнение пассажирских и (или) грузовых перевозок в течение навигации (для водных транспортных средств);
наличие установленной законодательством отчетности (в том числе статистической) по выполненным перевозкам пассажиров и (или) грузов.
При этом под деятельностью по осуществлению пассажирских и (или) грузовых перевозок необходимо понимать деятельность по перевозке пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров перевозки в соответствии с главой 40 "Перевозка" ГК РФ.
К деятельности по осуществлению пассажирских и (или) грузовых перевозок не относится, в частности, деятельность ресторанов и баров на борту судов, транспортная обработка грузов, хранение и прочая вспомогательная и дополнительная деятельность (лоцманская проверка, постановка судов в док, спасение судов, предоставление маневровых услуг, деятельность терминалов, деятельность туристических агентств и т.д.), деятельность по обеспечению лесосплава;
5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.
Из пункта 2 Методических рекомендаций следует, что при определении сельскохозяйственного товаропроизводителя следует руководствоваться Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации". В соответствии с пунктом 1 этого закона сельскохозяйственный товаропроизводитель - это физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 процентов общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема производимой продукции.
Согласно пункту 17.3 Методических рекомендаций налогоплательщик в целях подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя представляет в налоговый орган расчет стоимости произведенной продукции с выделением произведенной сельскохозяйственной продукции. Долю произведенной сельхозпродукции в общем объеме производимой продукции можно определить по результатам деятельности за налоговый период. Стоимость произведенной в течение налогового периода продукции определяется исходя из цен реализации указанной продукции, сложившихся у сельхозпроизводителя в течение налогового периода. При определении указанной доли ни в объеме произведенной сельскохозяйственной продукции, ни в общем объеме произведенной продукции не учитываются покупные товары.
Согласно Методическим рекомендациям при непризнании лица сельскохозяйственным товаропроизводителем по истечении налогового периода транспортный налог исчисляется и уплачивается в общеустановленном порядке. В случае несвоевременной уплаты налога начисляются пени на общих основаниях;
6) транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба. В пункте 17.6 Методических рекомендаций разъясняется, что при определении федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, следует руководствоваться федеральными законами, в которых в отношении федеральных органов исполнительной власти предусмотрена военная служба, а также положениями об этих органах.
Порядок применения этой нормы пункта 2 статьи 358 НК РФ разъяснен в письме МНС России от 1 октября 2003 г. N НА-6-21/1017 "О порядке применения пп. 6 п. 2 ст. 358 НК РФ". В письме отмечается, что перечень федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, определен статьей 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". В частности, к ним относится служба во внутренних войсках МВД России, в войсках гражданской обороны и воинских подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России. При этом статьей 8 Закона установлено, что порядок и особенности воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ определяются Правительством РФ.
Кроме того, в постановлении Конституционного Суда РФ от 26 декабря 2002 г. N 17-П служба в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы рассматривается как служба, аналогичная военной службе по смыслу статей 37 (часть 1) и 59 Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 32 (часть 4), 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е").
Исходя из вышеизложенного в указанном письме МНС России отмечается, что на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 358 НК РФ не подлежат налогообложению транспортным налогом транспортные средства, зарегистрированные, в частности, на подразделения органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы и органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом. Согласно пункту 17.4 Методических рекомендаций документы, подтверждающие факт угона (кражи) транспортного средства, выдаются органами МВД России (ГУВД, ОВД, УВД и др.), осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортных средств. Налогоплательщики в случае угона (кражи) транспортного средства представляют в налоговый орган документ, подтверждающий факт кражи (возврата) транспортного средства;
8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы. В пункте 17.5 Методических рекомендаций отмечается, что в соответствии со статьей 34 Воздушного кодекса РФ на воздушные суда, предназначенные для медико-санитарной службы, должно быть нанесено изображение красного креста или изображение красного полумесяца в соответствии с ГОСТ 18715-74.
В Методических рекомендациях уточняется, что к объектам налогообложения не относятся:
троллейбусы, железнодорожные и трамвайные локомотивы, рельсовый подвижной состав, прицепы и полуприцепы и другие несамоходные средства транспорта (пункт 12 Методических рекомендаций). При этом обращается внимание на то, что в соответствии с ОКОФ автомобили и прицепы автомобильные и тракторные, вагоны железнодорожные специализированные и переоборудованные, основным назначением которых является выполнение производственных или хозяйственно-бытовых функций, а не перевозка грузов и людей (передвижные электростанции, передвижные трансформаторные установки, передвижные мастерские, вагоны-лаборатории, передвижные диагностические установки, вагоны-дома, передвижные кухни, столовые, магазины, душевые, клубы, конторы и т.п.), считаются передвижными предприятиями соответствующего назначения, а не транспортными средствами, и рассматриваются (если их можно признать аналогами соответствующих стационарных предприятий) как здания и оборудование;
автомототранспортные средства, трактора, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания не более 50 куб. см (пункт 13 Методических рекомендаций), поскольку не подлежат государственной регистрации на территории Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством (см., например, Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утвержденные Минсельхозпродом России 16 января 1995);
военные корабли, пограничные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и эксплуатируемые ими только для правительственной службы в некоммерческих целях, поскольку не подлежат государственной регистрации (пункт 14 Методических рекомендаций);
шлюпки и иные плавучие средства, являющиеся принадлежностями судна, поскольку не регистрируются в Государственном судовом реестре и судовых книгах (пункт 5 статьи 33 Кодекса торгового мореплавания РФ).
Налоговая база и налоговый период
Согласно пункту 1 статьи 359 НК РФ налоговая база по транспортному налогу определяется в зависимости от вида транспортных средств следующим образом:
по транспортным средствам, имеющим двигатели (за исключением воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Согласно пункту 18 Методических рекомендаций мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах.
В случае если в технической документации на транспортное средство мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), то соответствующий пересчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в кВт, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент - 1 кВт = 1,35962 л.с.). При этом при пересчете во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) округление производится с точностью до второго знака после запятой.
Например, водное транспортное средство (катер) имеет мощность двигателя в метрических единицах мощности 155,0 кВт, мощность двигателя в лошадиных силах составит 210,74 л.с. (155 x 1,35962);
в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;
по водным несамоходным (буксируемым) транспортным средствам, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах. Валовая вместимость определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах (пункт 21 Методических рекомендаций);
по иным водным и воздушным транспортным средствам, не имеющим двигатели или в отношении которых не определяется валовая вместимость, - как единица транспортного средства. К водным транспортным средствам, на которые установлен налог к единице транспортного средства, относятся, в частности, плавучие краны, плавучая землечерпательная техника, дебаркадеры и иные плавучие сооружения, не имеющие двигателей для самостоятельного передвижения (пункт 23 Методических рекомендаций).
Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год (статья 360 НК РФ).
Ставки налога
Как уже было отмечено ранее, ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в пределах, установленных статьей 361 НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 361 НК РФ ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
В письме Минфина России от 28 декабря 2004 г. N 03-06-04-04/16 разъясняется, что при определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории легковых или грузовых автомобилей следует руководствоваться:
ОКОФ;
Конвенцией о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 г. N 5938-VIII.
При этом сообщается, что модели автомобилей, их модификации, исполнение и комплектация, обозначение которых начинается:
с 3151, 3153, 3159, 3160, 3162, относятся к легковым автомобилям, так как сертифицированы по категории М1 "Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не более 8 мест для сидения (кроме места водителя)";
3741, 3909, 3303, 2360, 2363, относятся к грузовым автомобилям, так как сертифицированы по категории N 1 "Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны";
2206, 3962, относятся к автобусам, так как сертифицированы по категории М2 "Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места для водителя) и максимальная масса которых не более 5 тонн".
В письме от 15 декабря 2004 г. N 03-06-04/14 Минфин России разъяснил порядок идентификации специальных автомобилей для целей исчисления транспортного налога.
В письме сообщается, что Российская Федерация является договаривающейся стороной международного Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, заключенного в Женеве 20 марта 1958 г.
Классификация транспортных средств, введенная Женевским соглашением 1958 года, используется в Российской Федерации при сертификации транспортных средств.
В отличие от классификации транспортных средств, используемой ОКОФ, а также Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. N 301, в классификации транспортных средств, используемой указанным выше Соглашением, оборудование, перевозимое специальными автомобилями, считается грузом.
В связи с этим Минфин России считает, что специальные автомобили различных марок, моделей и модификаций, на шасси которых установлено различное оборудование, агрегаты и установки, относятся для целей налогообложения транспортным налогом не к категории "другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу", а к категории "грузовые автомобили" и, соответственно, по отношению к ним следует применять налоговые ставки, предусмотренные для грузовых автомобилей в зависимости от мощности их двигателя (см. также письмо Минфина России от 30 декабря 2004 г. N 03-06-04-04/17).
Порядок исчисления налога
Порядок исчисления транспортного налога определен статьей 362 НК РФ. Согласно пункту 2 указанной статьи НК РФ сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Пример 1. Организация имеет на своем балансе грузовой автомобиль с мощностью двигателя 180 л.с. и легковой автомобиль с мощностью двигателя 76 л.с. Ставка налога для грузового автомобиля данного класса составляет 10 руб., для легкового - 5 руб. с каждой лошадиной силы.
Сумма транспортного налога составит:
по грузовому автомобилю - 1800 руб. (10 руб. x 180 л.с.);
по легковому автомобилю - 380 руб. (5 руб. x 76 л.с.).
Сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период, исчисляется по итогам каждого налогового периода на основании документально подтвержденных данных о транспортных средствах, подлежащих налогообложению (пункт 28 Методических рекомендаций). Исчисление транспортного налога производится с учетом количества месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика в налоговом периоде.
Согласно пункту 3 статьи 362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
Пример 2. По состоянию на 1 января 2005 г. на балансе организации числится легковой автомобиль с мощностью двигателя 90 л.с. В июне автомобиль продан.
В 2005 году легковой автомобиль зарегистрирован на организацию в течение шести месяцев (с января по июнь включительно).
Ставка транспортного налога для легкового автомобиля данного класса составляет 5 руб. Сумма налога составит:
5 руб. x 90 л.с. x 6 мес. / 12 мес. = 225 руб.
Пример 3. В мае 2005 года организация приобрела грузовой автомобиль с мощностью двигателя 135 л.с. Ставка налога для автомобилей данного класса составляет 8 руб.
Автомобиль зарегистрирован на организацию в течение восьми полных месяцев 2005 года (с мая по декабрь включительно).
Следовательно, сумма налога, которую организация должна уплатить за 2005 год, составит:
8 руб. x 135 л.с. x 8 мес. / 12 мес. = 720 руб.
Пример 4. В марте 2005 года организация приобрела легковой автомобиль с мощностью двигателя 80 л.с. В октябре 2005 года автомобиль продан. Ставка транспортного налога составляет 5 руб.
Автомобиль зарегистрирован на организацию в течение десяти полных месяцев 2003 года (с марта по октябрь включительно).
Следовательно, сумма налога, которую организация должна уплатить за 2005 год, составит:
5 руб. x 80 л.с. x 10 мес. / 12 мес. = 333 руб.
Пример 5. В начале марта 2005 года организация приобрела и зарегистрировала легковой автомобиль с мощностью двигателя 80 л.с. В конце марта 2005 года автомобиль снят с учета в связи с продажей.
Ставка транспортного налога составляет 5 руб.
Поскольку в случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц, при расчете налога используется коэффициент.
Расчет налога в данном случае будет произведен налоговым органом с учетом коэффициента 1/12:
5 руб. x 80 л.с. x 1 мес. / 12 мес. = 33 руб.
Согласно пункту 30 Методических рекомендаций исчисление транспортного налога по транспортным средствам, украденным (возвращенным) в течение налогового периода, производится с учетом количества месяцев, в течение которых транспортное средство находилось во владении налогоплательщика.
Исчисление транспортного налога по транспортным средствам, на которых в течение налогового периода заменялся двигатель и (или) изменялась его мощность, производится с учетом указанных изменений и месяца такого изменения. В пункте 31 Методических рекомендаций приведен следующий пример.
Пример 6. Транспортное средство имеет мощность двигателя 150 лошадиных сил. 5 мая налогоплательщиком заменен и зарегистрирован двигатель. Мощность двигателя транспортного средства составила 180 л.с. Законом субъекта Российской Федерации установлена ставка транспортного налога для данной категории транспортного средства 50 рублей за 1 л.с.
Сумма транспортного налога за год в этом случае составит:
(150 x 4 + 180 x 8) / 12 x 50 = 8500 руб.
Порядок представления декларации по транспортному налогу
В соответствии с пунктом 2 статьи 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся организациями, представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств в срок, установленный законами субъектов Российской Федерации.
В письме Минфина России от 16 июля 2004 г. N 03-05-11/103 отмечается, что контроль за полнотой и своевременностью уплаты в бюджет транспортного налога и ведение карточки лицевого счета осуществляет налоговый орган, в котором налогоплательщик состоит на учете по месту нахождения транспортных средств в соответствии с пунктом 5 статьи 83 НК РФ.
В связи с этим пунктом 40 Методических рекомендаций установлено, что в случае, если транспортные средства, в отношении которых осуществлена государственная регистрация и получен соответствующий документ о государственной регистрации, поставлены на временный учет в других органах, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, уплата налога по месту их временного нахождения не производится.
Поэтому организация не должна представлять налоговую декларацию и уплачивать транспортный налог в налоговом органе по месту временной регистрации транспортных средств.
В настоящее время применяется форма налоговой декларации по транспортному налогу, утвержденная приказом МНС России от 29 декабря 2003 г. N БГ-3-21/724 "Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и инструкции по ее заполнению".
Налоговая декларация состоит из титульного листа и трех разделов:
раздел 1 "Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет (по данным налогоплательщика)";
раздел 2 "Расчет налоговой базы и суммы налога по транспортному средству";
раздел 3 "Сведения о количестве транспортных средств, зарегистрированных на налогоплательщика".
Раздел 2 декларации заполняется отдельно по каждому транспортному средству.
С 1 января 2005 г. глава 28 НК РФ применяется с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 108-ФЗ "О внесении изменений в статьи 359 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Указанными статьями в новой редакции установлено, что в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, налоговая база определяется как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы.
Минфин России в письме от 27 января 2005 г. N 03-06-04-02/03 разъяснил, что данные изменения не влияют на порядок исчисления и уплаты транспортного налога и, как следствие, не меняют порядка применения налоговой декларации по транспортному налогу.
При этом при заполнении декларации налогоплательщики, на которых зарегистрированы воздушные транспортные средства, для которых налоговая база определяется как тяга реактивного двигателя, в строках 050 "Налоговая база" и 060 "Код единицы измерения (по ОКЕИ)" раздела 2 декларации указывают соответственно тягу реактивного двигателя в килограммах силы (кгс) и код единицы измерения.
Этим же письмом Минфин России в связи с изменениями порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 10 декабря 2004 г. N 114н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" рекомендовал налоговым органам при изготовлении бланков налоговой декларации по транспортному налогу в разделе 1 "Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет (по данным налогоплательщика)" увеличить разрядность по показателю "Код бюджетной классификации" до 20 знаков.
На основании указанного письма ФНС России в письме от 14 февраля 2005 г. N ГВ-6-21/120 "О формах налоговых деклараций" сообщила, что изменения в налоговую декларацию по транспортному налогу в связи с приказом Минфина России от 10 декабря 2004 г. N 114н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" вноситься не будут. Поэтому налоговые органы будут принимать от налогоплательщиков налоговые декларации по транспортному налогу по форме, утвержденной приказом МНС России от 29 декабря 2003 г. N БГ-3-21/724, с увеличением разрядности по показателю "Код бюджетной классификации" до двадцати знаков.
Некоторые особенности исчисления
и уплаты транспортного налога
Уплата транспортного налога за автомобили, не проходящие регистрацию в органах ГИБДД . Пунктом 1 статьи 358 НК РФ установлено, что объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из пункта 4 Методических рекомендаций следует, что под регистрацией в установленном порядке понимается, в частности, регистрация транспортных средств в органах ГИБДД в соответствии с правилами регистрации, утвержденными приказом МВД России от 27 января 2003 г. N 59, регистрация органами гостехнадзора в соответствии с правилами регистрации, утвержденными Минсельхозпродом России 16 января 1995 г., и т.д.
В письме Минфина России от 26 мая 2004 г. N 04-05-11/82, в частности, отмечается, что автомобили марок БелАЗ, КрАЗ, МАЗ, являющиеся грузовыми автомобилями повышенной грузоподъемности, не регистрируются в ГИБДД, но подлежат государственной регистрации в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов самоходной техники Минсельхоза России. Поэтому данные автомобили являются объектом налогообложения транспортным налогом по категории "грузовые автомобили".
Уплата налога по месту нахождения филиала. Статьей 363 НК РФ установлено, что уплата транспортного налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств. При этом согласно статье 83 НК РФ местом нахождения транспортных средств (кроме морских, речных и воздушных) признается место государственной регистрации налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 22 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения, утвержденных приказом МВД России от 27 января 2003 г. N 59, регистрация транспортных средств за юридическими лицами производится по месту нахождения юридических лиц, определяемому местом их государственной регистрации. Пунктом 77 Правил установлено, что при регистрации транспортных средств по месту нахождения филиалов (представительств) юридических лиц в свидетельствах о регистрации и паспортах транспортных средств указывается в качестве собственника транспортных средств юридическое лицо, а в графах, содержащих адресные данные, - адрес филиала (представительства). В графах "Особые отметки" этих документов делается запись: "филиал (представительство) и его наименование".
Таким образом, как отмечается в письме Минфина России от 9 апреля 2004 г. N 04-05-12/20, в случае регистрации транспортного средства по месту нахождения филиала организации налог подлежит уплате по месту нахождения филиала.
В указанном письме Минфина России обращается внимание на то, что в случае перерегистрации транспортного средства по месту нахождения филиала исчисление сумм транспортного налога должно производиться с учетом количества месяцев регистрации транспортного средства у налогоплательщика. При этом необходимо учитывать, что:
положения пункта 3 статьи 362 НК РФ, касающиеся признания месяца регистрации и месяца снятия регистрации транспортного средства за полный календарный месяц, применяются только при приобретении, реализации (отчуждении или уничтожении) транспортного средства;
глава 28 НК РФ не предусматривает порядка исчисления налога с учетом количества дней регистрации транспортного средства налогоплательщика (в расчете учитывается полный месяц). Поэтому в случае, если снятие с учета в одном субъекте Российской Федерации и регистрация (перерегистрация) транспортного средства на того же налогоплательщика в другом субъекте Российской Федерации осуществлены в одном месяце, местом нахождения транспортного средства в этом месяце признается место его регистрации по состоянию на первое число этого месяца.
Пример 7. В марте месяце организация перерегистрировала принадлежащее ей транспортное средство на свой филиал, находящийся на территории другого субъекта Российской Федерации.
Учитывая требования указанного письма Минфина местом нахождения автомобиля в марте признается место нахождения организации.
Таким образом, сумма налога за январь-март уплачивается в бюджет по месту нахождения организации. При расчете налога применяется коэффициент - 3/12.
Начиная с апреля налог подлежит уплате в бюджет по месту нахождения филиала. При расчете налога применяется коэффициент 9/12.
Утилизация транспортных средств. ФНС России в письме от 24 января 2005 г. N ММ-6-21/44 "О транспортном налоге" разъяснила, что в случае утилизации (уничтожения) транспортного средства, т.е. его физической ликвидации как объекта, объект налогообложения транспортным налогом отсутствует. Основанием для налоговых органов и налогоплательщиков не начислять транспортный налог является документ, устанавливающий факт и дату уничтожения (утилизации) транспортного средства, выданный организацией, фактически осуществляющей данные действия.
Приложение
Налоговые ставки, руб.
Наименование объекта налогообложения | Налоговая став- ка, установлен- ная НК РФ |
Налоговые ставки, которые могут быть установлены законами субъектов РФ |
|
минимальный пре- дел |
максимальынй пре- дел |
||
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно |
5 | 1 | 25 |
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно |
7 | 1,4 | 35 |
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно |
10 | 2 | 50 |
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно |
15 | 3 | 75 |
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) | 30 | 6 | 150 |
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): |
2 | 0,4 | 10 |
свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно |
4 | 0,8 | 20 |
свыше 35 л.с.(свыше 25,74 кВт) | 10 | 2 | 50 |
Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно |
10 | 2 | 50 |
Свыше 200 л.с. (Свыше 147,1 кВт) | 20 | 4 | 100 |
Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно |
5 | 1 | 25 |
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно |
8 | 1,6 | 40 |
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно |
10 | 2 | 50 |
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно |
13 | 2,6 | 65 |
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) | 17 | 3,4 | 85 |
Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) |
5 | 1 | 25 |
Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно |
5 | 1 | 25 |
свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт) 36,77 кВт) |
10 | 2 | 50 |
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно |
10 | 2 | 50 |
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) | 20 | 4 | 100 |
Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно |
20 | 4 | 100 |
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) | 40 | 8 | 200 |
Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно |
25 | 5 | 125 |
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) | 50 | 10 | 250 |
Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости) |
20 | 4 | 100 |
Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы) |
25 | 5 | 125 |
Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги)* |
20 | 4 | 100 |
Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства) |
200 | 40 | 1000 |
* Введено с 1 января 2005 г. Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 108-ФЗ "О внесении изменений в статьи 359 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" |
Т.Т. Соколова
"Консультант бухгалтера", N 4, апрель 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru