Вопросы социального обеспечения лиц,
работающих в садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных
и жилищно-строительных кооперативах (товариществах)
До 1 января 2005 года согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ от обложения единым социальным налогом освобождались суммы заработной платы и иных доходов, выплачиваемых за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций.
Учитывая положения пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" выплачиваемые в пользу указанных лиц суммы доходов не подлежали также обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование.
Такого рода ситуация привела к тому, что работники кооперативов (товариществ), получающие выплаты за счет членских взносов, не имели права на включение полученных доходов в средний заработок для исчисления государственной пенсии, да и весь период получения доходов, с которых не уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, не могут быть включены в страховой стаж лиц, учитываемый при назначении пенсии. Такого рода выводы подтверждаются, в частности, положениями письма Минфина России от 19 декабря 2003 г. N 04-04-04/143, и письма Пенсионного фонда Российской Федерации от 31 марта 2003 г. N СД-09-25/3213 "О пенсионном страховании лиц, получающих доход за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ)".
Как возможный вариант, физические лица могли добровольно участвовать в системе обязательного пенсионного страхования, для чего в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ они должны были уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа. Однако, об этом соответствующие лица достаточно проинформированы не были, да и сама указанная система добровольного участия в пенсионном страховании громоздкая (необходимо зарегистрироваться в качестве самостоятельного плательщика и т.п.).
Так как с доходов указанных выше лиц не уплачивался единый социальный налог, то и права на получение пособий по государственному социальному страхованию (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и т.п.) они за период действия главы 24 НК РФ, то есть с 1 января 2001 года не имели. Исключение составляют только пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемые в связи с несчастным случаем на производстве и (или) профессиональным заболеванием. На указанные пособия работающие в кооперативах (товариществах) лица пользовались и пользуются правом, так как они оплачиваются за счет средств обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Отношения по данному виду обязательного страхования регулируются положениями Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (в редакции изменений и дополнений), и от уплаты страховых взносов кооперативы (товарищества) не освобождались.
С 1 января 2005 года в главу 24 НК РФ Федеральным законом от 20 июля 2004 г. N 70-ФЗ "О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" внесены изменения, согласно которым, в частности, признан утратившим силу подпункт 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ.
В связи с этим с 1 января 2005 года садоводческие, садово-огородные, гаражно-строительные и жилищно-строительные кооперативы (товарищества) признаются плательщиками единого социального налога, а также страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с выплат, производимых за счет членских взносов в пользу лиц, выполняющих работы (услуги) для указанных организаций. Фактически это означает, что указанные организации являются плательщиками единого социального налога и страховых взносов на общих условиях.
Как следствие тому, с указанной даты работники кооперативов (товариществ) пользуются правом на получение пособий по государственному социальному страхованию, а также на включение периодов работы в страховой стаж для назначения государственных пенсий.
В соответствии с положениями статьи 236 НК РФ единый социальный налог должен уплачиваться кооперативами (товариществами) с выплат и вознаграждений, начисляемых в пользу физических лиц по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.
Не уплачивается налог с вознаграждений, выплачиваемых по указанным договорам в пользу индивидуальных предпринимателей, а также с сумм, не подлежащих налогообложению в соответствии со статьей 238 НК РФ.
С выплат в пользу физических лиц, являющихся инвалидами I, II или III группы, от обложения единым социальным налогом в соответствии со статьей 239 НК РФ освобождаются суммы до 100000 рублей за год на каждого получателя.
Так как объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и базой для начисления страховых взносов в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона N 167-ФЗ признаются соответственно объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 НК РФ, то и уплата страховых взносов должна производиться кооперативами (товариществами) на тех же условиях, что приведены выше. Исключение составляют выплаты в пользу лиц, являющихся инвалидами I, II или III групп, - если по единому социальному налогу они освобождаются от налогообложения в пределах до 100000 рублей за год на каждого получателя, то от обложения страховыми взносами они не освобождаются.
Учитывая, что рассматриваемые в данной публикации кооперативы (товарищества) являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на общих условиях, в соответствии с требованиями статьи 15 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" они обязаны в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах.
Указанные сведения представляются ежегодно не позднее 1 марта по формам, утвержденным постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 21 октября 2002 г. N 122п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования и Инструкции по их заполнению" (в редакции изменений от 14 октября 2003 г.).
Если кто-то из работников кооперативов (товариществ) выступали в качестве самостоятельных плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, после 1 января 2005 года они вправе отказаться от этого, так как страховые взносы с их доходов будут уплачиваться работодателем.
Уплата единого социального налога и страховых взносов должна производиться кооперативами (товариществами) ежемесячно в срок, не позднее 15-го числа следующего месяца, по правилам главы 24 НК РФ и Федерального закона N 167-ФЗ. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 243 НК РФ исчисленные к уплате по принадлежности суммы единого социального налога в его части, подлежащей уплате в федеральный бюджет, подлежат уменьшению на суммы начисленных за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам).
Учитывая, что ставка единого социального налога в его части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет, в соответствии со статьей 241 НК РФ составляет 20 процентов, а ставка страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии со статьями 22 и 33 Федерального закона N 167-ФЗ - 14 процентов, то применение налогового вычета с 1 января 2005 года следует осуществлять в соответствии с письмом Минфина России от 17 января 2005 г. N 03-05-02-04/2.
Сумма единого социального налога (авансового платежа по налогу) в его части, зачисляемой в федеральный бюджет, определяется исходя из налоговой базы и ставок налога согласно пункту 1 статьи 241 НК РФ. Далее из начисленной к уплате в федеральный бюджет суммы налога вычитается сумма начисленных за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов согласно Федеральному закону N 167-ФЗ. То есть из начисленной суммы налога, подлежащей уплате в федеральный бюджет по максимальной ставке 20 процентов, сумма начисленных по ставке 14 процентов страховых взносов вычитается в полном объеме.
Положения второго предложения абзаца 2 пункта 2 статьи 243 НК РФ в части налогового вычета по единому социальному налогу в настоящее время не применяются.
Так как кооперативы (товарищества) являются плательщиками единого социального налога в его части, уплачиваемой в Фонд социального страхования, работники указанных организаций после 1 января 2005 года пользуются правом на обязательное социальное страхование, включая права на получение пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и другие выплаты за счет ФСС РФ, на общих основаниях, что подтверждается письмом Фонда социального страхования Российской Федерации от 23 сентября 2004 г. N 02-18/11-6474 "О подпунктах 8 и 14 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации".
И.В. Самойлов
"Консультант бухгалтера", N 4, апрель 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru