Банкротство: злоупотребление или оздоровление?
Налоговая служба - орган, представляющий в делах о банкротстве и в процедурах банкротства интересы России в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.05.2004 N 257.
В 2004 году конкурсное производство было введено в 122 организациях Тульской области. На 41 предприятии оно было завершено, по остальным продлено на различные сроки. В результате действий арбитражных управляющих недоимка по налогам погашена всего на 0,62% от общей суммы задолженности.
В чем причина столь низкого процента погашения недоимки по налогам?
Во-первых, в ходе процедур банкротства арбитражные управляющие практически не выявляют случаев фиктивного или преднамеренного банкротства*(1). Однако отсутствие таких данных вовсе не означает, что большинство процедур банкротства не преднамеренны. Нередко речь можно вести о непрофессионализме арбитражных управляющих или об их сговоре с должником.
Во-вторых, отмечается невысокий процент прекращения дел о банкротстве на стадии наблюдения в связи с полным погашением долга. Так, в 2004 году были прекращены всего три дела. По остальным делам вердикт суда таков: восстановление платежеспособности должника невозможно. Практика показывает, что при банкротстве погашается примерно 1% задолженности по налогам и недобросовестные должники могут "минимизировать" свои обязательства перед бюджетом.
И, в-третьих, сроки проведения конкурсного производства часто затягиваются. Согласно Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" этот срок равен одному году и может продлеваться не более чем на 6 месяцев по ходатайству лица, участвующего в деле. Практически во всех случаях конкурсные управляющие заявляют такие ходатайства. Однако с увеличением сроков производства растут и издержки.
Как решить сложившуюся проблему? Прежде всего надо более полно использовать полномочия, предоставленные налоговым органам как основным кредиторам. В этой связи необходим повседневный контроль за процессом арбитражного управления на всех его стадиях. Только так можно добиться значительного погашения кредиторской задолженности, а также предотвратить банкротство многих предприятий.
Управление предпринимает меры по налаживанию контроля за деятельностью арбитражных управляющих. Нередко выявляются факты низкой эффективности работы управляющих по погашению налоговой задолженности. В таких случаях эту информацию мы предлагаем направлять в саморегулируемые организации, членами которых являются управляющие. Одновременно мы выдвигаем предложение о том, чтобы не представлять данные кандидатуры для участия в конкурсных процедурах на территории области.
Тульская область
Количество инспекций: 15, все участвуют в программе модернизации налоговых органов.
Численность налогоплательщиков: 1 333 190, в том числе 29 661 организация и 1 303 529 граждан (по состоянию на 1 января 2005 года).
Поступления в консолидированный бюджет за 2004 год: 13 812 253 (97,7% от аналогичного показателя 2003 года).
Сайт: www.r71.nalog.ru
В.В. Чернов,
и. о. руководителя Управления ФНС России по Тульской области,
государственный советник РФ 3-го класса
"Российский налоговый курьер", N 12, июнь 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Обязанность проверки наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства возложена на арбитражных управляющих постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 855.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99