Проверка оплаты труда сотрудников силовых структур
При проверке правомерности расходования бюджетных средств на выплату денежного довольствия и заработной платы в силовых структурах следует иметь в виду то обстоятельство, что их сотрудники делятся на две категории:
- аттестованный состав;
- гражданский персонал.
Соответственно этому делению сотрудники аттестованного состава получают денежное довольствие, а гражданский персонал - заработную плату.
В аттестованный состав входят сотрудники, имеющие специальные звания (от рядового до генерал-полковника). В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.06.2002 N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" (далее - Федеральный закон от 30.06.2002 N 78-ФЗ) денежное довольствие сотрудников состоит из оклада по занимаемой штатной должности, оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, из процентных надбавок за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, иных дополнительных выплат.
К лицам гражданского персонала относятся сотрудники, не имеющие специальных званий. Оплата труда гражданского персонала определяется постановлением Правительства РФ от 14.10.1992 N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе единой тарифной сетки (ЕТС)".
Основные виды оплаты труда аттестованных сотрудников системы Минюста России и МВД России, их размер и основания для начисления приведены в таблице 1.
Таблица
Оплата труда аттестованных сотрудников силовых структур
Вид оплаты | Показатель | Размер | Основание выплат | |
Минюст России | МВД России | |||
Оклад денежного содержания (ОДС) |
Оклад по должности | Устанавливается штат- ным расписанием |
Федеральный закон от 30.06.2002 N 78-ФЗ |
|
Приказ Минюста Ро- ссии от 06.08.2003 N 605. |
Указ Президента РФ от 30.06.2002 N 672; приказ МВД России от 30.09.1999 N 750; приказ МВД России от 04.09.2002 N 850. |
|||
Оклад по специально- му званию |
Рядовой - 399,60 руб.; мл. сержант - 455,10 руб.; сержант - 477,30 руб.; ст. сержант - 449,50 руб.; старшина - 521,70 руб.; прапорщик - 599,40 руб.; ст. прапорщик - 621,60 руб.; мл. лейтенант - 654,90 руб.; лейтенант - 754,80 руб.; ст. лейтенант - 799,20 руб.; капитан - 899,10 руб.; майор - 999 руб.; подполковник - 1098,90 руб.; полковник - 1198,80 руб.; генерал-майор - 1398,60 руб.; генерал-лейтенант - 1498,50 руб.; генерал-полковник - 1598,40 руб. |
Постановление Правительства РФ от 04.07.2002 N 487; постановление Прави- тельства РФ от 29.09.2003 N 605 (о по- (вышении ОДС в 1,11 раза). |
||
Надбавки | За выслугу лет | До 1 года - 5%; 1-2 года - 10%; 2-5 лет - 25%; 5-10 лет - 40%; 10-15 лет - 45%; 15-20 лет - 50%; 20-22 лет - 55%; 22-25 лет - 65%; свыше 25 лет - 70%. |
Федеральный закон от 30.06.2002 N 78-ФЗ; постановление Правительства РФ от 23.01.2003 N 43. |
|
За сложность, напря- женность и специаль- ный режим службы |
До 70% от оклада по должности |
Федеральный закон от 30.06.2002 N 78-ФЗ; постановление Правительства РФ от 02.04.2002 N 204. |
||
За квалификационную категорию |
Специалист 3 кл. - 10%; специалист 2 кл. - 15%; специалист 1 кл. - 20%; мастер-наставник - 25%. |
Приказ Минюста Ро- ссии от 09.04.2002 N 95 |
Не предусмотрена | |
За работу с юридиче- скими документами |
До 50% от оклада по должности - руководи- телям юридических по- дразделений и их за- местителям; до 30% от оклада по дожности - сотрудниками юриди- ческих подразделенний |
Указ Президента РФ от 08.05.2001 N 528; приказ Минюста России от 09.10.2003 N 265. |
Указ Президента РФ от 08.05.2001 N 528; приказ МВД России от 03.06.2002 N 528. |
|
За работу со сведе- ниями, составляющими государственную тай- ну |
Секретные сведения - 10% от оклада по должности; совершенно секретные сведения - 20% от оклада по должности; сведения особой важ- ности - 25% от оклада по должности. |
Постановление Пра- вительства РФ от 14.10.1994 N 1161; приказ Минюста Ро- России от 16.08.2001 N 1200-к. |
Постановление Пра- вительства РФ от 14.10.1994 N 1161; приказ МВД России от 10.12.2002 N 1215. |
|
За работу в неблаго- приятных климатичес- ких условиях |
В районах Урала - 15%; в районах Крайнего Севера - 20%; и т.д. |
Постановление Правительства РФ от 28.05.2001 N 416. |
||
Выплаты стимули- рующего характе- ра |
Ежемесячное денежное поощрение |
1 оклад по должности - с 01.03.2005 г. |
Указ Президента РФ от 18.02.2005 N 177. |
|
Материальная помощь | Не менее 2 окладов денежного содержания в год на основании рапорта. |
Федеральный закон от 30.06.2002 N 78-ФЗ; постановление Правительства РФ от 21.01.2003 N 33; постановление Правительства РФ от 02.04.2002 N 204; приказ Минюста России от 24.03.2003 N 66. |
||
Премии | До 3 окладов денежно- го содержания в год. |
Постановление Правительства РФ от 21.01.2003 N 33; приказ Минюста России от 24.03.2003 N 66. |
||
Единовременное воз- награждение по ито- гам года |
До 3 окладов денежно- го содержания в год. |
Федеральный закон от 30.06.2002 N 78-ФЗ; постановление Правительства РФ от 21.01.2003 N 33; постановление Правительства РФ от 02.04.2002 N 204; приказ Минюста России от 24.03.2003 N 66. |
||
Льготы и компен- сации |
Компенсация на сана- торно-курортное ле- чение |
Ежегодно в размере средней стоимости пу- тевки (600 руб. на военнослужащего + 300 руб. на жену (мужа) и на каждого несовенше- ннолетнего ребенка). |
Постановление Правительства РФ от 26.09.1994 N 1093 (п. 6а)); приказ Минюста России от 26.04.2002 N 117. |
|
Компенсация за наем (поднаем) жилых по- мещений |
Не более 1 оклада по должности. |
Федеральный закон от 21.07.1993 N 5473-1 (ст. 35); приказ Минюста Ро- ссии от 04.07.2001 N 193 |
Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (п. 3 ст. 15). |
|
Оплата проезда в от- пуск |
В размере стоимости билетов (туда и обра- тно). Оплата стоимос- ти проезда одному из членов семьи сотруд- ника производится 1 раз в 2 года. |
Постановление Правительства РФ от 30.09.2002 N 716; приказ Минюста России от 26.04.2002 N 117; приказ МВД России от 22.08.2003 N 667. |
Для получения материальной помощи сотрудники обязаны написать рапорт о необходимости ее получения. Иногда сотрудники не считают нужным задумываться о смысле написанного рапорта. Пример такого рапорта приведен ниже.
Пример
В ходе ревизии рассмотрен рапорт, подшитый к расходному кассовому ордеру на выплату материальной помощи.
Начальнику Управления по конвоированию
Н-ской области
от оперативного дежурного Чайкова А.С.
Рапорт
Прошу оказать материальную помощь в связи с отсутствием зубов.
Чайков А.С.
Наиболее распространенными нарушениями по оплате труда аттестованного состава являются:
- выплата компенсации за санаторно-курортное лечение при получении сотрудником бесплатной путевки;
- выплата компенсации за наем жилых помещений сверх суммы должностного оклада.
В соответствии с Федеральным законом от 30.06.2002 N 78-ФЗ аттестованным сотрудникам силовых структур ежегодно выплачивается компенсация на санаторно-курортное лечение в размере средней стоимости путевки на основании отпускного удостоверения, независимо от того, приобретена путевка или нет. Пунктом 6а) постановления Правительства РФ от 26.09.1994 N 1093 установлена средняя стоимость путевки в размере 600 руб.
Но в соответствии с Федеральным законом от 30.06.2002 N 78-ФЗ компенсация на санаторно-курортное лечение не выплачивается при нахождении в оздоровительных учреждениях по путевкам за счет государства. А по результатам ревизий силовых структур устанавливались случаи выдачи как компенсации на санаторно-курортное лечение, так и бесплатной путевки (пример 2).
Пример
В ходе ревизии Государственного учреждения "Производственно-техническое управление" установлено, что начальнику отдела транспорта Юрикову А.Л. начислена и выплачена денежная компенсация на санаторно-курортное лечение в мае 2004 г., при условии нахождения его в санатории "Борок" с 09.06.2004 г. по 08.07.2004 г. по бесплатной путевке. При уходе в отпуск Юриков А.Л. 27.05.2004 г. получил и 600 руб. денежной компенсации на санаторно-курортное лечение, и бесплатную путевку.
В ходе ревизии неправомерно выплаченная компенсация за санаторно-курортное лечение удержана из заработной платы Юрикова А.Л. за февраль 2005 г. и перечислена в доход федерального бюджета платежным поручением от 08.02.2005 N 62 на сумму 600 руб. по коду ЭКР 212 "Прочие выплаты".
Сотрудники уголовно-исполнительной системы и системы МВД России имеют право на получение жилой площади в виде отдельной квартиры или дома, предоставляемых местными органами власти в течение трех лет, по установленным законодательством нормам. В соответствии со ст. 35 Федерального закона от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" до предоставления жилой площади в установленный срок они обеспечиваются общежитием, либо им выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) временного жилого помещения в размере, оговоренном договором найма (поднайма) жилья, но не превышающем должностной оклад нанимателя.
Фактически имеют место случаи превышения должностного оклада сотрудника при выплате компенсации за наем временного жилого помещения (пример 3).
Пример
В связи с отсутствием собственного жилья Ковалев Н.С. заключил договор о поднайме жилого помещения за 2 000 руб. в месяц. Должностной оклад капитана внутренней службы, начальника отряда учреждения УТ 389/ХХ Ковалева Н.С. составляет 1 635 руб. За 2004 год Ковалеву Н.С. выплачена компенсация за наем жилых помещений в размере 24000 руб. (2 000 руб. х 12 мес.) и за 2 месяца 2005 года - 4 000 руб. Сумма неправомерной выплаты за счет средств федерального бюджета составила:
(24 000 + 4 000) - (1 635 руб. х 12 мес.) = 28 000 - 19 620 = 8 380 руб.
В ходе ревизии неправомерно выплаченная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений перечислена в доход федерального бюджета платежным поручением от 14.03.2005 N 35 на сумму 8 380 руб. по коду ЭКР 212 "Прочие выплаты". Поскольку общая сумма удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20% (в соответствии со ст. 138 ТК РФ), удержания из заработной платы Ковалева Н.С. неправомерно полученной суммы компенсация за наем жилых помещений будут производиться ежемесячно до погашения всей суммы в размере 8 380 руб.
Кроме выплат денежного довольствия и компенсационных выплат, указанных в таблице 1, некоторым сотрудникам силовых структур оказывается безвозмездная финансовая помощь по оплате кооперативного жилья и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство (далее - безвозмездная финансовая помощь).
В соответствии с Указами Президента РФ от 02.10.1992 N 1153 "О мерах по усилению социальной защиты военнослужащих внутренних войск, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и членов их семей" и от 08.10.1997 N 1100 "О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации" сотрудникам МВД России и Минюста России, имеющим выслугу безупречной и непрерывной безвозмездная финансовая помощь по месту службы. При этом 50% от размера безвозмездной финансовой помощи выделяется за счет средств федерального бюджета, а оставшиеся 25% - за счет денежных средств вышеуказанных сотрудников или за счет внебюджетных средств министерств и ведомств РФ, а также экономии бюджетных средств по смете на их содержание 2. Всего размер безвозмездной финансовой помощи не должен превышать 75% стоимости кооперативного жилья.
Размер безвозмездной финансовой помощи установлен распоряжением Правительства РФ от 11.10.2001 N 1337-р исходя из социальной нормы жилья и средней рыночной стоимости 1 м2 общей площади жилья.
Например, если семья военнослужащего состоит из трех человек, то исходя из социальной нормы жилья в Пермской области (6,5 м2), главе этой семье может быть предоставлена безвозмездная финансовая помощь на приобретение квартиры в 19,5 м2 (6,5 х 3). Размер безвозмездной финансовой помощи должен определяться путем умножения норматива жилплощади на среднюю рыночную стоимость 1 м2 жилья. В 1 квартале 2005 г. приказом Министерства промышленности и энергетики России от 30.11.2004 N 6219 для расчета размеров безвозмездных субсидий установлена средняя рыночная стоимость 1 м2 общей площади жилья - 10 400 руб. (в Пермской области). Таким образом, нормативная величина безвозмездной финансовой помощи в Пермской области в 1 квартале 2005 г. составляет:
10 400 руб. х 19,5 м2 = 202 800 руб.
Фактически размер безвозмездной финансовой помощи определяется как 75% от рыночной стоимости квартиры без учета социальных норм жилья. Об этом - пример 4.
Пример
Заместителю начальника ГУИНа Н-ской области, полковнику внутренней службы Лихову А.В. выделена в 2004 г. безвозмездная финансовая помощь из средств федерального бюджета в размере 492 тыс. руб. на приобретение квартиры общей площадью 90 м2.. Семья Лихова А.В. состоит из четырех человек. Следовательно, социальная норма жилья на их семью составляет 6,5 х 4 = 26 м2. За звание полковника дополнительно предоставляется 25 м2. Итого нормативная площадь составляет 51 м2 (26 + 25). Таким образом, общая площадь фактически приобретенной квартиры превышает нормативную на 39 м2.
Средняя рыночная стоимость 1 м2 общей площади жилья для расчета размеров безвозмездных субсидий в Волго-Вятском районе в 2004 г. составляла 9 950 руб. Норматив безвозмездной финансовой помощи должен был быть рассчитан следующим образом:
51 м2 х 9 950 руб. = 507 450 руб.
В соответствии с п. 2.2 приказа Минюста России от 29.11.2002 N 322 "О порядке оказания безвозмездной финансовой помощи членам жилищно-строительных (жилищных) кооперативов и индивидуальным застройщикам" 50% от размера безвозмездной финансовой помощи относятся за счет бюджетных средств, предусмотренных на эти цели в смете на содержание уголовно-исполнительной системы Минюста России.
50% от размера безвозмездной финансовой помощи, рассчитанной по нормативам, составляет 507 450 руб. х 50% = 253 725 руб.
Фактически полковником внутренней службы Лиховым А.В. получено из федерального бюджета 492 000 руб., что превышает установленную норму на 238 275 руб.
Таким образом, допущено нецелевое использование средств федерального бюджета, выразившееся в превышении норм выделения безвозмездной финансовой помощи на приобретение жилья в размере 238 275 руб., что было зафиксировано в акте ревизии.
По результатам ревизии материалы были переданы в прокуратуру Н-ской области. По факту нецелевого использования бюджетных средств прокуратурой Н-ской области возбуждено против Лихова А.В. уголовное дело. На требование прокуратуры Н-ской области к Лихову А.В. возместить в федеральный бюджет 238 275 руб., он ответил, что сделать этого не в состоянии. Через полгода после возбуждения уголовного дела полковник Лихов А.В. ушел на пенсию. Уголовное дело закрыто.
Сотрудники некоторых силовых структур могут содержаться за счет нескольких уровней бюджета, например:
- начальствующий состав - за счет федерального бюджета;
- младший и рядовой состав - за счет местного бюджета.
В связи с этим встречаются неправомерные выплаты из местного бюджета сотрудникам, содержащимся за счет федерального бюджета (пример 5).
Пример
В результате ревизии ФГУ ОВД Н-ского района Н-ской области за 2004 г. установлено следующее. Решением Земского собрания Н-ского района Н-ской области в целях повышения социальной защиты сотрудникам милиции, содержащимся за счет местного бюджета, установлена надбавка в размере до 100% от должностного оклада. Фактически в ревизуемый период эта надбавка выплачивалась в основном сотрудникам, содержащимся за счет федерального бюджета (начальствующему составу - каждому по 4 000 руб. ежемесячно в течение года). При этом сотрудникам милиции, содержащимся за счет местного бюджета, выплаты надбавки произведены единовременно: одному рядовому милиции и инспектору отдела кадров по 1 500 руб. каждому.
Основные виды оплаты труда гражданского персонала системы Минюста России и МВД России, их размер и основания для начисления приведены в таблице 2.
Таблица
Оплата труда гражданского персонала силовых структур
Вид оплаты | Показатель | Размер | Основание выплат |
Оклад денежного содержания (ОДС) |
Должностной оклад | Устанавливается штатным расписанием. |
Постановление Правительства РФ от 14.10.1992 N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе единой тарифной сетки (ЕТС)". |
Надбавки | За непрерывную ра- боту в системе МВД России |
1-2 года - 5%; 2-5 лет - 10%; 5-10 лет - 20%; 10-15 лет - 25%; 15-20 лет - 30%; 20-25 лет - 35%; свыше 25 лет - 40% |
Приказ МВД России от 12.02.1994 N 51. |
За работу в небла- гоприятных климати- ческих условиях |
В районах Урала - 15%; в районах Крайнего Севера - 20%; и т.д. |
Постановление Правительства РФ от 28.05.2001 N 416. |
|
Выплаты стимули- рующего характе- ра |
Материальная помощь | До 2 должностных окладов в год на основании рапор- та. |
Постановление Правительства РФ от 02.04.2002 N 204; приказ Минюста России от 20.09.2001 N 270. |
Премии | До 3 должностных окладов в год. |
Постановление Правительства РФ от 21.01.2003 N 33; приказ Минюста России от 24.03.2003 N 66. |
|
Единовременное воз- награждение по ито- гам года |
До 2 должностных окладов в год. |
Постановление Правительства РФ от 02.04.2002 N 204; приказ Минюста России от 20.09.2001 N 270. |
Таким образом, проверка расходов на оплату труда производится при учете всех вышеперечисленных нормативных актов.
Методика проверки расходов на оплату труда сотрудников силовых структур состоит из нескольких проверочных процедур:
1) проверка правильности начисления денежного довольствия аттестованному составу, своевременности выплаты указанных сумм, правильности оформления платежных и расчетно-платежных ведомостей;
2) проверка правильности начисления заработной платы гражданскому персоналу, своевременности выплаты указанных сумм, правильности оформления платежных и расчетно-платежных ведомостей;
2) проверка по ведомостям разрешений на выплату заработной платы, подписанных руководителем учреждения и главным бухгалтером, проверка лицевых счетов для получения сведений о заработной плате;
3) проверка правильности оформления необходимых для оплаты труда документов (приказы по учреждению о зачислении, увольнении и перемещении работников в соответствии с утвержденными штатами и ставками заработной платы, табели учета использования рабочего времени и др.), при этом необходимо иметь в виду, что направление средств на выплату необоснованно начисленной заработной платы, премий и других видов денежного вознаграждения до внесения соответствующих изменений в бюджетное законодательство не квалифицируется как нецелевое использование бюджетных средств;
4) проверка своевременности и правильности отражения в учете сумм заработной платы рабочих и служащих и стипендий студентов, аспирантов и учащихся, не полученных в течение установленного срока, а также выплаченных депонентских сумм;
5) проверка по безналичным перечислениям своевременности и правильности отражения в учете сумм, удержанных из заработной платы по исполнительным листам и другим документам (за товары, проданные в кредит, по перечислениям на счета по вкладам в сберегательные кассы, взносы по договорам личного страхования), а также своевременности расчетов по этим удержаниям.
Т.В. Антипова,
к.э.н., советник госслужбы 2-го класса
"Советник бухгалтера социальной сферы", N 4, апрель 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(2) Указ Президента РФ от 21.07.1992 N 796 "О дополнительных мерах по финансированию строительства и приобретению жилья для военнослужащих", п. 3.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Советник бухгалтера социальной сферы"
для бюджетных учреждений и некоммерческих организаций
Зарегистрирован в Государственном комитете РФ по печати
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-11509 от 28.12.2001 г.
Учредитель: ООО "Издательство "Советник бухгалтера"
Отдел подписки и распространения: (495) 236-33-89, 258-00-27, 237-77-95
Отдел рекламы: (495) 277-28-66, 274-05-12
Почтовый адрес редакции: 115093, Москва, Люсиновская ул., 51.
E-mail: sb@ministry.ru, sb@sde.ru
Подписка на сайте: www.sovbuh.ru
Подписка на почте:
Роспечать - 81765
Пресса России - 14502