"Недобросовестная" конкуренция
Российское антимонопольное законодательство по духу и структуре похоже на антимонопольное законодательство ЕЭС. В Закон о конкуренции неоднократно вносились изменения и дополнения. Большинство из них носило частный характер и затрагивало лишь отдельные положения. Однако Федеральной антимонопольной службой был разработан проект федерального закона "О защите конкуренции" (далее - Проект). Рассмотрим некоторые его положения.
Определение понятия "недобросовестная конкуренция" и некоторые ее формы содержат: Закон РСФСР N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции) и Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг". Поддерживая традицию действующего Закона о конкуренции, проект объединяет нормы собственно антимонопольного (антитрестовского) законодательства, а также нормы о защите от недобросовестной конкуренции. Однако в отличие от действующего Закона Проект унифицирует нормы о защите конкуренции на товарных и финансовых рынках.
Как и в прежнем Законе, ст. 4 Проекта, закрепляющая определения основных понятий, охватывает лишь лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. При этом ст. 34 Конституции РФ не допускает экономическую деятельность, направленную на недобросовестную конкуренцию. Следовательно, и защита от недобросовестной конкуренции должна распространяться и на тех лиц, деятельность которых не является предпринимательской, как ее определяет ГК РФ, но, тем не менее, является экономической.
В отличие от действующего Закона о конкуренции Проект предусматривает, что недобросовестная конкуренция может выражаться не только в действиях хозяйствующих субъектов, но и в их бездействии (п. 7 ст. 4). Практика показывает, что такие случаи бездействия, как, например, умолчание о важных, но непривлекательных для покупателя характеристиках товара, невыполнение условий договора и др. могут привести к получению конкурентного преимущества, причинить вред контрагенту.
Проект сохраняет норму Закона о конкуренции, согласно которой хозяйствующие субъекты, имеющие намерение заключить соглашение, вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия соглашения требованиям антимонопольного законодательства (ст. 28 Проекта, ст. 19.1 Закона о конкуренции).
Данная норма вряд ли эффективна, так как отсутствует мотивация хозяйствующих субъектов к информированию антимонопольных органов о планируемых и осуществляемых соглашениях.
В Проекте расширены нормы, направленные на защиту конкуренции при проведении торгов федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и предоставлении государственной и муниципальной помощи (глава 5).
В части контроля экономической концентрации Проект предусматривает повышение пороговых значений по сравнению с имеющимися в Законе о конкуренции. Например, для государственного контроля создания и реорганизации коммерческих организаций (в форме предварительного согласия антимонопольного органа на их слияние) предложен порог в размере 3 (трех) миллиардов рублей суммарной балансовой стоимости их активов по последним балансам или суммарной выручки таких организаций от реализации товаров (работ, услуг) вместо установленных Законом о конкуренции 30 миллионов предусмотренных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда (п. 1 ч. 1 ст. 25 Проекта; п. 1 ст. 17 Закона о конкуренции).
Е. Прус,
главный консультант
Управления законодательства ВАС РФ,
магистр частного права
"эж-ЮРИСТ", N 16, апрель 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru