Комментарий к письму Федеральной налоговой службы
от 03.03.2005 N 22-2-16/289
Фирмам, применяющим ЕНВД по рекламе, будет полезно ознакомиться с новым документом. В нем налоговая служба разъяснила, как рассчитать единый налог, если в течение определенного времени рекламные площади не использовались. А также какие документы подтверждают использование щитов и табло по назначению.
Порядок уплаты ЕНВД фирмами, размещающими рекламу, все еще вызывает много вопросов. Дело в том, что этот бизнес стал подпадать под "вмененную" систему только с нового года. Предпринимателям и фирмам, размещающим рекламу в регионах, где местные законодатели перевели эту деятельность на ЕНВД, вскоре предстоит впервые отчитаться по "вмененному" налогу. И новые разъяснения ФНС будут им как нельзя кстати.
Платить единый налог обязаны те фирмы и предприниматели, которые размещают рекламные сведения о клиенте на собственных или арендованных световых щитах либо полиграфических средствах наружной рекламы (стендах, плакатах, крышных установках, транспарантах-перетяжках и т.д.). Организации, размещающие собственную рекламу, не должны платить ЕНВД (письмо Минфина России от 29.10.2004 N 03-06-05-02/13).
На практике может сложиться ситуация, когда в течение определенного времени организация не продала рекламное место ни на одном из своих щитов и не заключила ни одного договора с клиентами. Согласно опубликованному письму ФНС, в этом случае фирмы должны действовать так.
1. Если организация не осуществляла деятельность в течение всего квартала, платить единый налог она не обязана. Должна ли фирма представить в налоговую "нулевую" декларацию по деятельности за квартал? На этом нередко настаивают инспекторы (см., например, письмо УМНС России по Санкт-Петербургу от 27.05.2004 N 07-08/11271). Тем более что в соответствии с пунктом 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71, даже если по итогам налогового периода у плательщика отсутствует сумма налога к уплате, представить декларацию он все равно должен. Однако, если фирма не выполнила эту обязанность, возможно, штрафа ей удастся избежать. Судебная практика подтверждает, что к организациям, уплачивающим ЕНВД, положения письма N 71 не относятся. Согласно пункту 1 статьи 346.28 Налогового кодекса, плательщиками единого налога являются фирмы и предприниматели, осуществляющие деятельность, которая в их регионе переведена на спецрежим. Если организация не размещала рекламу в течение всего квартала, налогоплательщиком она не является, а значит, и представлять декларацию не обязана (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.08.2004 N А42-2394/04-11).
2. Если организация не размещала рекламу в течение месяца, платить ЕНВД она должна не за весь квартал, а только за те месяцы, в течение которых фирма осуществляла деятельность, подпадающую под спецрежим.
3. Если фирма оказывала рекламные услуги хотя бы один день в течение месяца, заплатить налог придется за полный месяц. Обращаем ваше внимание на то, что такой же порядок действует и в отношении любой другой "вмененной" деятельности (письмо Минфина России от 19.08.2004 N 03-06-05-04/07). В то же время, если в течение месяца отдельные рекламные площади пустовали и договоры в отношении них фирма не заключались, учитывать их для расчета налога не нужно.
Расчеты единого налога должны подкрепляться документами. Например, подтвердить площадь торгового зала или зала обслуживания организации, осуществляющие розничную торговлю или услуги общепита, могут на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов (ст. 346.27 НК РФ). О рекламной же деятельности в кодексе ничего не сказано. Недостаток этот восполнен письмом ФНС.
По мнению налоговой службы, величину физического показателя (площадь рекламного поля) подтверждают любые документы, в которых содержатся сведения о стационарных технических средствах, их типе и разновидностях. Прежде всего это договор аренды средств наружной рекламы, а также соглашения с заказчиком рекламных услуг. Разместить наружную рекламу можно только с разрешения местных властей (п. 2 ст. 14 Закона от 18.07.95 N 108-ФЗ). Соответственно к числу документов, подтверждающих расчеты единого налога, относятся также паспорт рекламного места, разрешение на размещение рекламы.
Другой актуальный вопрос - как доказать, что в течение месяца "вмененную" деятельность организация не осуществляла - в новом письме не освещен. Поскольку условный доход определяется на основании размера рекламного поля, совершенно очевидно, что фирма не размещала рекламу, если она лишилась всех своих площадей (например, передала принадлежащие ей щиты в аренду). Доказательствами расчетов будут являться соответствующие соглашения с партнерами. В таком же порядке можно обосновать нахождение щитов на длительном ремонте. Доказательством в данном случае станет договор подряда с ремонтной организацией.
"Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера", N 10, май 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.