На страже доброго имени
Любая компания - и та, которая только начинает свою деятельность, и та, которая уже давно и прочно завоевала определенный рынок, - стремится создать и сохранить имидж и репутацию надежного партнера, работающего в рамках закона под началом опытных руководителей. Но как бы ни была идеальна репутация фирмы, всегда надо быть готовым ее отстоять, даже если за защитой придется обратиться в суд.
Так что же это?
Определения понятия "деловой репутации" нет. Это что-то аналогичное "чести" и "достоинству" для граждан. Деловую репутацию можно определить как положение на рынке товаров, высокую оценку профессиональных качеств фирмы со стороны контрагентов. Можно утверждать, что ваша фирма обладает хорошей деловой репутацией, если она не нарушает требований закона и прав партнеров, добровольно исполняет все принятые на себя обязательства, не допускает теневых методов в работе. И если эти факторы - одна из причин, почему ваши партнеры не обращаются к другим фирмам.
Однако никто не может гарантировать, что однажды вы не услышите в каком-нибудь интервью, что свои обязательства ваша компания обычно не выполняет, сроки поставок нарушает. Или что вашим контрагентам не поступит информация, что в ближайшее время ваша компания вообще будет признана банкротом, поскольку погасить задолженность по налогам просто не в состоянии. И сразу несколько новых выгодных покупателей, которых вы с трудом завоевали, расторгают договоры, а оставшиеся обрушиваются с градом вопросов и требуют подтвердить, что все в порядке. Что же можно сделать, кроме как постараться всех успокоить и поскорее забыть неприятную ситуацию?
Просим опровергнуть
Если сведения о вашей компании появились в СМИ или в интернете, самое простое - непосредственно обратиться в компанию, подготовившую телеэфир или передачу на радио, в редакцию газеты или журнала или написать владельцам сайта в интернете. И потребовать опровергнуть информацию, которая не соответствует действительности и порочит деловую репутацию компании. Если не имеется доказательств, что все, что сообщили о компании, - правда, опровержение должно быть сделано. Такой порядок предусмотрен статьей 43 Закона "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1992 г. N 2124-1.
Если вы знаете, что "постарались" и "сдали" родную фирму, например, ваши бывшие работники или конкуренты, можно попробовать потребовать опровержения и от них.
Но это идеальный вариант. Если опровержения не сделают, вам придется обратиться в суд.
Сразу оговорка - обратиться к тому, кто сообщил недостоверные сведения, ваше право, а не обязанность. Компания может сразу подать заявление о защите деловой репутации в суд, без предварительного разбирательства. На это указали судьи Высшего Арбитражного Суда в информационном письме Президиума от 23 сентября 1999 г. N 46 (п. 1).
Установленная честность
Исковое заявление надо подавать в арбитражный суд. Пункт 5 части 1 статьи 33 Арбитражного процессуального кодекса говорит, что "споры о защите деловой репутации в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности подведомственны арбитражному суду независимо от состава участников спора". Исключение одно - если спор возник не в связи с экономической проблемой (например, распространены сведения о негативном отношении конкретных руководителей к работникам фирмы). В этом случае заявление придется направить в районный суд.
Ответчиками по искам о защите репутации компании могут быть две категории лиц:
- во-первых, непосредственно тот, кто сообщил неверные сведения (автор, за чьей подписью вышла заметка или статья, человек, выступавший с интервью, работник компании, общавшийся с вашими партнерами, компания-конкурент);
- во-вторых, ответчиком могут быть те, кто распространил эти сведения (редакция газеты, которая опубликовала заметку, или телеканал, выпустивший передачу).
Имейте в виду: если вы требуете опровергнуть информацию, распространенную через СМИ, а ответчик по иску только один - непосредственный автор статьи или тот, кто давал интервью, то обязать редакцию или телеканал опубликовать или разместить опровержение без их участия в деле вы не сможете.
Если сведения появились на сайте в интернете (как переписка, обмен мнениями, просто чье-то утверждение), владелец сайта также может быть привлечен к ответственности. Как лицо, которое создало технологические условия для размещения информации на своем сайте без проверки их достоверности (постановление ФАС Московского округа от 9 марта 2004 г. N КГ-А41/3503/03).
Три кита доказательств
Чтобы судьи поддержали ваше требование признать информацию не соответствующей действительности, необходимо доказать наличие одновременно трех обстоятельств.
Во-первых, вы должны доказать, что сведения действительно были распространены. В постановлении Пленума Верховного Суда от 24 февраля 2005 г. N 3 (п. 7) указано: под распространением понимается публикация сведений в печати, трансляция по радио и телевидению, распространение в сети интернет. Также сообщение сведений в публичных заявлениях или сообщение в любой форме (в том числе и устной) хотя бы одному человеку.
В некоторых случаях суд может не признать передачу информации распространением. Так, сообщение работнику прокуратуры информации о возможных незаконных действиях распространением сведений не является. Ведь работник прокуратуры обязан не разглашать информацию, полученную в ходе служебной деятельности (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30 апреля 2003 г. N Ф08-1528/03).
Если, например, ваша фирма владеет кафе, расположенным в жилом доме, а жильцы периодически пишут заявления в администрацию района или милицию, что кафе им мешает, привлечь излишне активных граждан к ответственности вы вряд ли сможете. Даже если установят, что никаких нарушений нет.
Граждане могут обращаться за защитой своих прав в суд в любом случае (постановление ФАС Центрального округа от 18 октября 2004 г. N А14-2959-04/88/21). Единственное исключение - если жильцы будут уж слишком часто писать такие заявления и по явно надуманным поводам. В этом случае можно говорить уже о злоупотреблении правом и потребовать защиты репутации.
Не будет распространением сведений и освещение СМИ какого-либо мероприятия (например, демонстрации обманутых вкладчиков), даже если такое мероприятие и носило негативный по отношению к вашей фирме характер. СМИ в данном случае только фиксирует происходящее, но само какие-либо сведения не сообщает.
Во-вторых, нужно доказать, что информация является именно сведениями о фактах. Судьи не признают распространением сведений личное мнение или предположение. Так что, если информация о фирме сопровождалась словами "предположительно", "по моему мнению", "скорее всего", опровергнуть такие сведения вы не сможете. В этом случае можно только самим опровергнуть такие сведения.
Последнее, что должна доказать ваша компания, это порочащий характер распространенных сведений. Имейте в виду - не любые негативные сведения являются порочащими. Только те, которые содержат утверждения, что ваша компания нарушает закон, нарушает деловую этику и свои договорные обязательства: не платит налоги, не имеет необходимых лицензий, постоянно подвергается проверкам со стороны государственных органов. Суд может признать порочащими и недостоверные сведения, распространенные об учредителе вашей фирмы (например, информацию, что в настоящее время в отношении него возбуждено уголовное дело по факту незаконной предпринимательской деятельности). Такие сведения могут отразиться и на деловой репутации компании. Подобный вывод был сделан Федеральным арбитражным судом Московского округа в постановлении от 14 февраля 2005 г. N КГ-А40/167-05.
То, что распространенные сведения - это правда, будет доказывать ответчик. В обязанности вашей компании это не входит.
Причем доказать нужно, что информация была достоверной на момент ее распространения. Например, если бывший работник компании сообщил вашим контрагентам, что фирму проверяют органы МВД, и такая проверка была назначена, но через неделю после распространения сведений, они будут признаны недостоверными. Верховный Суд в постановлении N 3 указывает, что "не соответствующие действительности" - это утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относится распространение оспариваемых сведений.
И еще...
Обязательно потребуйте от суда заставить распространителя информации ее опровергнуть.
Если порочащая информация содержалась в документе, исходящем от компании (например, ваши конкуренты направили вашим партнерам письмо о том, что вы выпускаете некачественную продукцию), такой документ должен быть отозван. Если это была статья в газете, - можете потребовать от суда указать в решении конкретный текст опровержения, который должен быть опубликован; если телепередача, - можно обязать ответчика дать опровергающую информацию в такой же передаче, в такое же время. Кроме того, вы сами дополнительно можете направить своим партнерам копию судебного решения в вашу пользу.
Если из-за порочащей вашу компанию информации ваш партнер расторгнул договор или банк отказался выдать новый кредит, вы имеете право потребовать возместить причиненные убытки. Чтобы получить возмещение, нужно доказать два момента:
- то, что порочащая информация послужила единственным основанием для такого поведения банка или компании-контрагента (ведь расторгнуть договор могли просто потому, что нашли более выгодного поставщика). Такая позиция изложена в пункте 6 информационного письма Высшего Арбитражного Суда от 23 сентября 1999 г. N 46;
- то, что действия партнеров, причинившие вам убытки, являются законными. Если, к примеру, суд установит, что договор с вами был расторгнут в связи с порочащей публикацией, но при этом у вашего партнера отсутствовало право на расторжение договора по такому основанию, во взыскании убытков скорее всего будет отказано.
Доброе имя и бухгалтерский учет
Оценить собственную деловую репутацию и принять ее на баланс компания не сможет. Какие-либо способы расчета стоимости "доброго имени" и выделение его в виде отдельного актива не предусмотрены.
А вот если ваша фирма приобретет другую компанию как имущественный комплекс, стоимость ее деловой репутации можно рассчитать и принять на баланс в виде нематериального актива в порядке, предусмотренном пунктами 27-29 Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000 (утв. приказом Минфина от 16 октября 2000 г. N 91н).
Для целей бухгалтерского учета величина приобретенной деловой репутации компании определяется расчетным путем как разница между суммой, уплачиваемой продавцу, и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу фирмы на дату ее покупки.
Приобретенная деловая репутация амортизируется в течение 20 лет (но не более срока деятельности компании).
Амортизационные отчисления по положительной деловой репутации организации отражаются в бухгалтерском учете путем равномерного уменьшения ее первоначальной стоимости.
Отрицательная деловая репутация организации равномерно относится на финансовые результаты организации как операционный доход.
И. Авдеева
"Расчет", N 6, июнь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru