ФАС избавит бизнес от "мелочной опеки"
Что бы там ни говорилось относительно создания благоприятных условий для развития малого бизнеса, пристального внимания со стороны различных контролирующих органов предпринимателям не избежать. Тут тебе и ФНС, и ФТС, и ФСС, и ФАС. Однако недавно руководство Федеральной антимонопольной службы объявило о том, что намерено избавить мелкий и средний бизнес от "ненужной мелочной опеки".
Антимонопольщики начинают и выигрывают
"Мы делаем все возможное, чтобы вывести из-под своей юрисдикции все мелкие и средние фирмы. Все наше внимание будет сконцентрировано только на крупных сделках, которые могут оказать влияние на экономику", - заявил в ходе работы круглого стола "Планируемые изменения в антимонопольном законодательстве", организованного Юридическим комитетом Ассоциации Европейского Бизнеса в РФ, глава службы Игорь Артемьев. Он сообщил, что на днях ФАС внесла в правительство России доработанный законопроект "О защите конкуренции". По его словам, из 13 министерств и ведомств, согласовывавших законопроект, 12 дали положительное заключение, отрицательный отзыв дала только Федеральная служба по тарифам. Теперь в правительстве ожидают заключения Главного государственно-правового Управления Президента, после чего документ будет вынесен на рассмотрение Госдумы.
Пусть тот дрожит, чья совесть нечиста...
Среди всех законодательных инициатив проект ФАСовцев занимает далеко не последнее место по части споров и противоречивых толкований. Дело в том, что новый закон дает антимонопольной службе гораздо больше возможностей для пресечения действий, угрожающих конкуренции. А это, несмотря на заверения руководства ФАС, что их ведомство не собирается превращаться в "карательный орган", вызывает опасения у представителей крупного бизнеса. В то же время, по словам Артемьева, новый закон позволит значительно снизить административное давление на хозяйствующие субъекты. В частности, не будет больше тотального контроля над приобретением акций. Пороговые значения суммарных активов участников сделки для ее предварительного согласования повышаются до трех миллиардов рублей, то есть в сто пятьдесят раз. А для уведомления о совершении сделок - до двухсот миллионов рублей. Отменяется и согласование каждой сделки по приобретению акций. Предварительное разрешение нужно будет только на приобретение блокирующего и контрольного пакета акций.
Глава антимонопольной службы также обратил внимание на то, что законопроектом предусмотрено современное определение монопольного положения на рынке. Если больше половины рынка принадлежит трем игрокам, то ФАС получает право антимонопольного регулирования такого рынка, пояснил он. Кроме того, в законе вводится понятие согласованных действий, что позволит в судах доказывать ценовые сговоры и раздел рынков по территориальному признаку.
Регламентирует законопроект и предоставление органами власти индивидуальных льгот и преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам. Предполагается ввести в законодательство понятие государственной помощи и существенно ограничить ее предоставление исчерпывающим перечнем случаев (стихийные бедствия и другие чрезвычайные ситуации).
Кроме того, антимонопольщики предлагают внести ряд поправок в Кодекс об административных правонарушениях, в частности ввести штрафные санкции с оборота компаний, нарушающих закон о конкуренции. Намерены они и существенно подкорректировать статью 178 Уголовного кодекса, предусматривающую ответственность за монополистические действия и ограничение конкуренции. По словам Артемьева, в настоящее время данная статья практически не работает. "Привлекаются по ней единицы, да и те отделываются штрафами", - посетовал он.
Границы - не помеха
В своих разработках специалисты Федеральной антимонопольной службы зашли так далеко, что им даже стало как-то тесновато в масштабах одной страны. ФАС хочет получить контроль за сделками, которые совершаются за границей, но влияют на конкуренцию в России. "Это касается только сделок за рубежом в отношении активов на территории России и товаров, которые приходят на территорию России", - пояснил Артемьев.
По словам чиновника, действующие нормы, устанавливающие основания и порядок антимонопольного контроля, являются необоснованными административными барьерами при осуществлении предпринимательской деятельности. А принятие закона "О защите конкуренции" позволит существенно снизить административное давление на хозяйствующие субъекты, создать новые инструменты регулирования экономики, обеспечить эффективный контроль за ценами с использованием рыночных механизмов.
Новый вариант закона о конкуренции впервые был рассмотрен правительством в феврале, после чего был направлен на доработку. Артемьев надеется, что законопроект будет принят в первом чтении еще в весеннюю сессию Госдумы. Но вполне возможно, что документ окажется у депутатов только в сентябре, а окончательно принят будет не раньше февраля 2006 года.
В. Хвориков
"Московский бухгалтер", N 6, июнь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007