"Бизнес должен развиваться... скучно"
(интервью с В. Волковым, депутатом Московской
городской думы, председателем комитета по предпринимательству)
Депутат Московской городской думы, председатель комитета по предпринимательству Виктор Волков уже четвертый год отстаивает интересы малого бизнеса на законодательном уровне. Мы поговорили с ним о вступлении России в ВТО, несовершенстве действующего законодательства и о том, как можно облегчить жизнь столичных бухгалтеров.
- Виктор Алексеевич, до середины девяностых годов вы служили в вооруженных силах. Как случилось, что бывший военный не только сделал успешную политическую карьеру, но и отстаивает интересы предпринимателей Москвы?
- Здесь нет ничего необычного, ведь я в политике с семи лет. С тех самых пор, когда меня назначили командиром октябрятской "звездочки". Это был дебют моей политической карьеры. Потом были пионерская организация, комсомольская... Я не переставал интересоваться политикой ни в Суворовском училище, ни в Высшем военном училище. И в Афганистане тоже оставался на этой волне. За свою военную карьеру я успел поработать на многих политических должностях. В начале 90-х я закончил Военно-политическую академию, защитил диссертацию. А потом оказался никому не нужен. Как раз в то время мы все переживали развал СССР, развал армии. Меня уволили из вооруженных сил по сокращению штата. И тогда я занялся проблемами воинов-интернационалистов, возглавил организацию ветеранов Афганистана Центрального административного округа столицы. Мы успешно занимались бизнесом. За счет того, что нас освободили от части налогов, мы находили средства на поддержку ветеранов. В ту пору я познакомился с охранным бизнесом, оптово-розничной торговлей, производством, бытовым обслуживанием. Я умею учиться и достаточно быстро осваиваю новые области знаний. Пришлось постигнуть азы экономики, правовой системы, бухгалтерского учета. Когда я был избран в Московскую городскую думу, коллеги оказали мне доверие и назначили председателем комиссии по предпринимательству.
- Часто приходится слышать критику, обращенную к политикам. Мол, страшно далеки вы от народа...
- Наша комиссия плотно общается со столичными предпринимателями. Иначе откуда появится та самая обратная связь, благодаря которой можно узнать, с какими проблемами сталкивается бизнес? Все законодательные начинания, все подзаконные акты, все постановления правительства Москвы, касающиеся малого бизнеса, обязательно обсуждаются у нас на комиссии с участием представителей ведущих департаментов, с самими предпринимателями. Мы приглашаем на наши обсуждения министров столичного правительства. И зачастую те замечания и оценки, которые дают предприниматели, находят свое отражение в поправках к этим документам. Мы лоббируем интересы малого бизнеса перед исполнительной властью. Мы отстаиваем интересы не конкретного человека, а целой отрасли, будь то развитие сферы бытового обслуживания или сокращение количества проверок на объектах малого бизнеса. Очень много подобных направлений мы развиваем, отстаиваем в городском правительстве. Причем зачастую приходится показывать и зубы, и когти. Бизнес малый - проблемы большие: в этом я абсолютно солидарен с нашим президентом. Вот только жаль, что обращать внимание на предпринимателей начинают только после того, как Владимир Путин где-нибудь заявит о поддержке бизнеса. Все, конечно, кидаются помогать предпринимательству. И зачастую ставят его не на ноги, а на уши. У нас две крайности: либо вообще откреститься от всего, либо задушить в объятиях. Эти крайние формы отношения к малому бизнесу возникают попеременно.
- А каким вы видите развитие столичного предпринимательства?
- Мы в комиссии хотим нормального, скучного, "унылого" развития этой отрасли. Без потрясений, без дефолтов. Чтобы предприниматели не приходили с жалобами на административные барьеры. Чтобы они просто имели возможность зарабатывать и платить налоги. Сегодня треть москвичей работают в сфере малого бизнеса. Эта отрасль формирует треть городского бюджета. А промышленность формирует только 25 процентов его доходной части. Мы против революций, против встрясок и скандалов, мы за медленное уверенное динамичное продвижение. Малый бизнес развивается по синусоиде, и буквально в прошлом году его объемы в столице превысили уровень 1998 года. Причин этого взлета достаточно много, и одной из них можно смело считать те законы, которые мы принимаем по малому бизнесу в Московской городской думе. Мы стараемся сделать жизнь предпринимателей легче, упростить процедуры регистрации фирм, снять административные барьеры.
- А есть ли такие области предпринимательства, которые не смогут найти поддержки в комиссии по предпринимательству?
- Мы действительно поддерживаем далеко не все направления бизнеса. Я не преувеличу, если скажу, что в борьбе с предприятиями игрового бизнеса самые последовательные бойцы - это мэр Юрий Лужков и Московская городская дума. Ваш покорный слуга на съезд представителей предприятий игрового бизнеса пришел с открытым забралом и заявил о себе как о противнике этой сферы предпринимательства. Был очень жесткий диалог, и я, и мои оппоненты сделали определенные выводы. В этой сфере имеются проблемы, которые надо решать. К тому же слишком много неудобств доставляет данная сфера бизнеса простым гражданам. И с этим необходимо бороться.
- Комиссия по предпринимательству Московской городской думы неоднократно выступала с предложениями к коллегам из Государственной Думы. Они касаются поправок в уголовный, налоговый, Кодекс об административных правонарушениях. Вы как специалист, наверное, имеете массу претензий к действующему законодательству, в том числе и к налоговому.
- Не буду ругать Налоговый кодекс, буду его критиковать. Я достаточно предметно изучил его, более того, на комиссии мы рассматриваем массу поправок и дополнений к нему. Где-то он излишне детализирован, хотя это не нужно, а где-то наоборот. Например, в части НК о едином налоге на вмененный доход в перечне видов деятельности, подпадающих под вмененку, дается определение "предприятие бытового обслуживания". А какие именно это предприятия, не уточняется. Классификатор видов бытового обслуживания включает в себя более 600 бытовых услуг. А вопрос о переходе этой сферы бизнеса на ЕНВД должны решать региональные власти. Но не весь этот перечень хотелось бы переводить на ЕНВД. Нельзя не отметить, что Налоговый кодекс как основополагающий документ, к сожалению, не всегда стыкуется с остальным законодательством. Получается, кто в лес, кто по дрова. Например, статья 148 НК, в которой говорится о торговых марках. Мы открываем закон о торговых знаках - в нем нет такого термина. В этой статье есть еще целый ряд противоречий. И как следствие, возникают различные толкования. А значит, создается благоприятное поле для коррупции и недобросовестных предпринимателей. Либо его писали люди, которые плохо знакомы с другими законами, либо здесь присутствует определенная корысть. Хотелось бы думать, что это просто глупость и непрофессионализм. Но создается впечатление, что именно на подобных разночтениях кто-то хорошо погрел руки. И для того чтобы исправить сложившуюся ситуацию, мы предлагаем свои поправки в НК. Надеемся, что депутаты Государственной Думы отнесутся к нашим инициативам положительно. Тем более, если речь идет о вступлении России в ВТО уже в 2007 году, нам нужно как можно скорее избавиться от существующих противоречий.
- Когда до вступления во Всемирную торговую организацию остается всего несколько лет, все чаще звучат опасения на этот счет. Есть мнение, что российский малый бизнес не выживет в условиях конкуренции с западными фирмами. Как вы относитесь к подобным прогнозам?
- Да, действительно будет трудно, потому что нас поставят в одинаковые рамки со всем миром. И если мы хотим работать в одинаковых условиях, то у нас нет другого пути. Пока наша экономика рассчитана на внутреннее потребление. Если мы хотим что-то экспортировать и готовы это делать, то нужно принимать новые правила игры. Если мы хотим продавать за рубежом не только нефть, газ, древесину, пеньку и мед, как это было до недавнего времени, придется перестраиваться. Чтобы наши услуги, предметы высоких технологий были конкурентоспособны на международном рынке, мы должны быть готовы к серьезной работе. Для этого нам необходимо провести административную реформу. Потому что основным тормозом развития бизнеса является наша администрация. Я знаю, что многие представители малого бизнеса в состоянии конкурировать с зарубежными фирмами. Правда, менталитет российских бизнесменов существенно отличается от иностранного. В России просто не откроют бизнес, если он не будет приносить стопроцентную прибыль, хотя за рубежом многие компании живут на 15 процентах. С другой стороны, для того чтобы открыть бизнес в России, предпринимателю требуется намного меньше средств, чем его зарубежному коллеге. За границей масса предприятий разоряется каждый день. Как у нас, так и у них есть свои слабые места.
- Вы, конечно, сравнивали отечественную налоговую систему с зарубежными аналогами. Как наша система смотрится на общемировом фоне?
- Наша налоговая система не отстает. Она динамично развивается, и мне нравится, что у нас налог на доходы физических лиц самый маленький в Европе. Хотя я не сторонник того, чтобы хозяин булочной и олигарх платили налоги по одинаковым ставкам. Налоги должны быть дифференцированы в зависимости от уровня доходов. Во всем мире так и есть. С другой стороны, у нас очень высок единый социальный налог. Он буквально неподъемен. На мой взгляд, Россия могла бы изменить процедуру уплаты налогов гражданами. Во многих цивилизованных странах уже много лет с успехом применяется такая практика: сотруднику выдают всю его зарплату, а все необходимые отчисления в фонды и уплата налогов остаются на его совести. Гражданин сам совершает все необходимые расчеты. Если бы у нас была внедрена такая система, мы бы не только разгрузили бухгалтеров, но и смогли бы воспитать в гражданах уважение к налоговой службе. Иностранцы с гордостью говорят: "Я гражданин своей страны, я плачу налоги!" Россияне не могут ощутить себя налогоплательщиками, пока посредником между государством и гражданином выступает бухгалтер.
Мнение
В. Волков: "О проблемах бухгалтеров я знаю не понаслышке. До сих пор помню истерику, которую как-то закатила бухгалтер моей фирмы: "Не пойду во 2-ю налоговую инспекцию! Пойдемте вместе, я их боюсь..."
Н. Глебова
"Московский бухгалтер", N 6, июнь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007