Законодательство государств - членов ЕврАзЭС в области технического
регулирования (некоторые аспекты нетарифного регулирования)
В процессе проведения реформ законодательства в сфере технического регулирования в странах постсоветского пространства выявился целый ряд проблем по всему комплексу экономико-правовых отношений. Так, важным фактором сдерживания развития интеграционных отношений в региональных экономических объединениях, созданных на постсоветском пространстве являются отсутствие координации в разработке базовых соглашений по гармонизации технических регламентов государств - участников объединений и различная степень применения международных и европейских подходов в системах технического регулирования.
В этом направлении наиболее продвинутой, на мой взгляд, является Евразийское экономическое сообщество (далее - ЕврАзЭС или Сообщество) - международное объединение, образованное пятью независимыми государствами: Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан. Базовый документ об учреждении Сообщества был заключен в столице Республики Казахстан г. Астана 10 октября 2000 г. Сообщество фактически является правопреемником Таможенного союза и создано для продолжения начатых интеграционных процессов и формирования единого экономического пространства.
Важнейшей и первоочередной задачей Сообщества является гармонизация регулирования внешнеторговой деятельности в отношении третьих стран и устранение торговых барьеров во взаимной торговле. Эта задача непосредственно связана с техническим регулированием. Межпарламентская ассамблея ЕврАзЭС постановлением от 2 ноября 2002 г. N 3-14 приняла типовой проект "Об основах технического регулирования" и направила его сторонам для использования при разработке актов национального законодательства.
В последнее время в государствах - членах ЕврАзЭС проводится значительная работа, связанная с реформированием законодательства в сфере технического регулирования с учетом международной практики.
Основные теоретико-методологические подходы к разработке законопроектов государств - членов ЕврАзЭС заключаются в следующем: 1) в разделении обязательных и добровольных требований к продукции (процессам ее производства) и услугам; 2) устанавливается добровольный статус национальных стандартов, которые становятся доказательной базой выполнения обязательных требований технических регламентов; 3) вводятся технические регламенты, содержащие обязательные требования; 4) производителям предоставляется возможность выбора различных схем оценки соответствия продукции и услуг установленным требованиям; 5) предусматривается возможность создания информационных систем, в том числе и по вопросам технического регулирования.
В соответствии с мероприятиями по реализации Приоритетных направлений развития ЕврАзЭС на 2003-2006 и последующие годы, утвержденными решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 9 февраля 2004 г. N 152, рабочей группой по вопросам технического регулирования, созданной при Комиссии по техническому регулированию, санитарным, ветеринарным и фитосанитарным мерам в торговле при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС, проведен сравнительный анализ действующих законодательств государств - членов ЕврАзЭС в сфере технического регулирования на соответствие положениям Соглашения Всемирной торговой организации (ВТО) по техническим барьерам в торговле и Соглашения ВТО по применению санитарных и фитосанитарных мер.
Указанный анализ выявил соответствие положений Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" международной практике технического регулирования и положениям указанных соглашений.
Соответствие проявляется во введении нового подхода к вопросам установления и применения обязательных и добровольных требований к продукции, процессам ее производства и обращения, работам и услугам, во введении в практику обязательных технических регламентов, а также установлении добровольного статуса национальных стандартов, предоставлении производителю возможности выбора различных схем оценки соответствия продукции и услуг установленным требованиям, отделении функций государственных контрольных и надзорных органов от функций органов по сертификации и создании единой информационной системы по вопросам технического регулирования.
Действующее законодательство белорусской, казахстанской, кыргызской и таджикской сторон в сфере стандартизации и сертификации не в полной мере соответствует положениям соглашений ВТО.
В настоящее время в этих государствах проводятся работы, связанные с изменением законодательства в сфере стандартизации и сертификации и переходом к международной модели технического регулирования:
в Республике Беларусь в 2004 г. вступили в силу Законы "О техническом нормировании и стандартизации "и "Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации", разработанные с целью перехода на принятую в международной практике систему технического нормирования. В них учтены положения Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле и Соглашения ВТО по применению санитарных и фитосанитарных мер;
в Республике Казахстан Закон "О техническом регулировании " разработан с учетом международной практики технического регулирования и в соответствии с соглашениями ВТО;
в Кыргызской Республике при разработке проекта закона "Об основах технического регулирования" за основу был принят Закон Российской Федерации "О техническом регулировании," учтены положения Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле, Соглашения ВТО по применению санитарных и фитосанитарных мер, а также рекомендации международных экспертов ЮСАИД/ПРАГМА, проекта ТАСИС "Поддержка и реализация Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и Кыргызской Республикой";
в Республике Таджикистан проводится значительная работа, связанная с переходом к системе технического регулирования с учетом международной практики и требований соглашений ВТО.
Таким образом, имея информацию о развитии национальных законодательств в области технического регулирования государств - членов ЕврАзЭС, можно получить представление о том, какими путями будет проходить процесс его гармонизации в рамках данного интеграционного объединения. Кроме того, гармонизация технического законодательства в рамках "пятерки" является важнейшей составляющей динамичного развития интеграционных процессов как внутри объединения, так и интеграции стран-участниц в мировую экономику и международную торговую систему с учетом требований ВТО.
Актуальной задачей Сообщества является формирование скоординированной политики в области разработки и применения технических регламентов, стандартов, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер в отношении товаров, ввозимых на территорию государств - членов ЕврАзЭС с целью устранения технических барьеров в торговле, защиты жизни и здоровья людей, животных и растений, окружающей среды.
Секретариатом Интеграционного Комитета ЕврАзЭС совместно со сторонами было разработано свыше 160 мероприятий по реализации Приоритетных направлений развития ЕврАзЭС на 2003-2006 и последующие годы, которые были одобрены Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС (на уровне глав правительств) от 28 октября 2003 г. N 136 и утверждены решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (на уровне глав государств) от 9 февраля 2004 г. N 152.
Комиссия по техническому регулированию, санитарным, ветеринарным и фитосанитарным мерам в торговле при Интеграционном комитете ЕврАзЭС совместно со сторонами разработала проект Соглашения об основах гармонизации технических регламентов государств - членов Евразийского экономического сообщества. Поскольку основной целью данного Соглашения является устранение технических барьеров во взаимной торговле государств - членов ЕврАзЭС, оно направлено на обеспечение свободного перемещения товаров на территории Таможенного союза. Особое значение в проекте Соглашения имеет механизм гармонизации технических регламентов сторон, который основан на введении в практику технических регламентов ЕврАзЭС - документов, принятых международными договорами Сообщества и обязательных для применения всеми государствами - членами ЕврАзЭС.
В проекте Соглашения большое значение придается понятийному аппарату. Так, под стандартом понимается документ, разработанный на основе согласия большинства заинтересованных сторон, в котором в целях добровольного и многократного использования устанавливаются основные характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Предполагается, что стандарт также может содержать требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. А под техническим регламентом в рассматриваемом проекте Соглашения понимается документ, принятый международным договором в рамках Сообщества и устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (имеется в виду продукция, в том числе здания, строения и сооружения, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). В техническом регламенте также могут содержаться правила и формы оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке. Содержащиеся в технических регламентах ЕврАзЭС обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения являются исчерпывающими и могут быть изменены только путем внесения изменений в соответствующий технический регламент ЕврАзЭС. Стороны, в свою очередь, должны обеспечивать обращение продукции, соответствующей техническому регламенту ЕврАзЭС, на территории своих государств без применения дополнительных требований к продукции и процедурам оценки соответствия. Межгосударственный совет ЕврАзЭС на уровне глав правительств утверждает перечень первоочередных технических регламентов Сообщества.
Порядок разработки технического регламента ЕврАзЭС приводится в приложении, которое является неотъемлемой частью настоящего Соглашения.
В соответствии с Порядком разработки технического регламента ЕврАзЭС Межгосударственный совет ЕврАзЭС на уровне глав правительств принимает решение о разработке технического регламента Сообщества, включенного в перечень первоочередных технических регламентов ЕврАзЭС. В этом документе определяются порядок финансирования разработки технического регламента и сторона, осуществляющая разработку этого регламента. Секретариат Интеграционного комитета ЕврАзЭС публикует в официальных изданиях уведомление о разработке регламента. После опубликования уведомления о разработке регламента сторона-разработчик осуществляет подготовку проекта регламента и направляет его с пояснительной запиской в Секретариат Интеграционного комитета ЕврАзЭС. В пояснительной записке обосновываются цель принятия данного технического регламента, краткая характеристика объектов технического регулирования, другие сведения об учете в проекте регламента положений международных правил, норм и рекомендаций.
Проект Соглашения в августе 2004 г. был рассмотрен и одобрен на заседании Комиссии постоянных представителей при ЕврАзЭС. После одобрения этот документ был направлен правительствам государств - членов ЕврАзЭС с просьбой провести внутригосударственные процедуры, необходимые для подписания Соглашения на заседании Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (на уровне глав правительств).
Таким образом, гармонизация систем технических требований (технических регламентов и стандартов), подходов к разработке технических регламентов позволит избежать или существенно снизить технические барьеры во взаимной торговле на рынках региональных интеграционных объединений. Применение лучших мировых подходов в разработке технических регламентов может существенно ускорить создание регламентов, обеспечивающих достаточный уровень безопасности, понятных для производителей и поставщиков продукции, и самое главное, не сдерживающих инновации и научно-техническое развитие.
Другим важным механизмом технического регулирования является оценка соответствия и одна из ее основных форм - подтверждение соответствия. Эффективная реализация этого механизма технического регулирования также предполагает необходимость в рамках региональных интеграционных объединений наличия национальных стандартов, гармонизированных с международными стандартами, что является основным требованием ряда международных (региональных) систем по подтверждению соответствия (сертификации). Процедуры оценки соответствия позволяют проверить соответствие продукции предъявляемым к ней требованиям и являются важной и необходимой составляющей технического регламента. Для стран - участниц международного регионального объединения одним из наиболее важных механизмов исключения дублирования, а следовательно, уменьшения стоимости работ, и упрощения процедур оценки соответствия является взаимное признание результатов этих работ. Взаимное признание в государствах - членах ЕврАзЭС может быть обеспечено как признанием самих выдаваемых документов о соответствии, так и взаимным признанием органов, аккредитованных странами-участницами в установленном порядке. Для обеспечения взаимного признания в странах - членах международного регионального объединения необходимо, чтобы были максимально гармонизированы как требования к объектам технического регулирования, так и требования к процессам оценки соответствия. Для этого целесообразно, чтобы схемы подтверждения соответствия строились бы на основе единых методологических принципов. Кроме того, целесообразно гармонизировать и требования к органам, проводящим оценку соответствия, в том числе и к самим аккредитующим органам, а также процедурам проведения аккредитации.
Одним из важнейших принципов технического регулирования в рамках международного регионального объединения является формирование единой системы и правил аккредитации. Для этого требования к органам по оценке соответствия и сами процедуры аккредитации должны быть в максимальной степени гармонизированы с международными документами в области аккредитации.
Таким образом, унификация технического регулирования в рамках международных интеграционных объединениях, особенно стандартов и технических регламентов, которые непосредственно затрагивают торгово-экономические отношения, выступает как эффективный способ формирования единого экономического пространства. Технические регламенты и стандарты являются наиболее важным и чувствительным элементом для обеспечения конкурентоспособности национальной экономики (по экспертным оценкам, стандарты влияют на 80% объема международной торговли). По данным АТЭС, нетарифное (особенно техническое) регулирование в среднем приводит к ежегодному доходу стран в размере 0,25% от ВВП, а в Германии эффект от применения мер технического регулирования достигает 1% от ВВП. Поэтому проведение в рамках международных интеграционных объединений согласованной макроэкономической политики в области межгосударственной и национальной стандартизации обеспечит максимальный вклад стандартов в интеграционные процессы, будет способствовать совершенствованию и сближению методов технического регулирования стран-участниц, а также повышению эффективности национальных хозяйств.
Ю.И. Енин,
заместитель руководителя Департамента торговой политики
Секретариата Интеграционного комитета ЕврАзЭС,
научная специализация - макроэкономическое, тарифное
и нетарифное регулирование, международная экономическая
интеграция, кандидат экономических наук, доцент,
с 1974 по 1993 год занимался научно-преподавательской деятельностью
"Право и экономика", N 5, май 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законодательство государств - членов ЕврАзЭС в области технического регулирования (некоторые аспекты нетарифного регулирования)
Автор
Ю.И. Енин - заместитель руководителя Департамента торговой политики Секретариата Интеграционного комитета ЕврАзЭС, научная специализация - макроэкономическое, тарифное и нетарифное регулирование, международная экономическая интеграция, кандидат экономических наук, доцент, с 1974 по 1993 год занимался научно-преподавательской деятельностью
Родился в 1951 г. в Могилевской обл. Республики Беларусь. В 1974 г. окончил отделение политической экономии Белорусского государственного университета.
Автор более 100 научных публикаций и работ.
"Право и экономика", 2005, N 5