Конституционная экономика и принципы права Европейского Союза
Конституционная экономика представляет собой "научное направление, изучающее принципы оптимального сочетания экономической целесообразности с достигнутым уровнем конституционного развития, отраженным в нормах конституционного права, регламентирующих экономическую и политическую деятельность в государстве"*(1), поэтому принципы права Европейского Союза, закрепленные в действующих конституирующих Союз учредительных документах и недавно подписанной Конституции для Европы, имеют чрезвычайно большое значение для формирующейся конституционной экономики Союза.
Формирование и развитие принципов права Европейских сообществ, а впоследствии и Европейского Союза, весьма точно отражают его цели, наднациональную специфику, комплексный, многодисциплинарный характер и тенденции эволюции.
Принципы - это предписания основополагающего характера, которые определяют сущность, содержание и порядок применения остальных норм правовой системы. Принципы образуют важную составную часть правовой системы, ее функционирования, а также влияют на становление своеобразной правовой культуры этой уникальной наднациональной организации политической власти и ее граждан.
В праве Европейского Союза сложилась своя собственная, присущая только ему, совокупность принципов. Одни из них сходны с принципами других правовых систем (внутригосударственного и международного права), другие имеют оригинальную природу.
Всю совокупность принципов права Европейского Союза можно разделить на несколько групп, которые различаются своим назначением и сферой действия:
1) общие принципы права - исходные начала правового регулирования, которые действуют во всех сферах ведения Союза и присущи также другим демократическим правовым системам;
2) общепризнанные принципы международного права, действующие в праве ЕС;
3) функциональные принципы права Европейского Союза, определяющие его соотношение с правовыми системами государств-членов;
4) принципы деятельности Европейского Союза, которые определяют порядок реализации Союзом имеющейся у него компетенции;
5) специальные принципы права Европейского Союза, имеющие силу в рамках отдельных отраслей или сфер его правового регулирования.
Общие принципы права
Общие принципы права определяют создание, применение и защиту правовой системы Европейского Союза в целом, безотносительно к конкретным предметам ее регулирования. Термин "общие" вызван также двумя другими обстоятельствами.
Во-первых, данные принципы признаются общими потому, что они свойственны правовым системам всех государств - членов Союза;
Во-вторых, их принято считать общими для всего человечества, для всех правовых систем, которые существуют в современном мире. В этом смысле данные принципы выступают в качестве общечеловеческих начал права, которые нужно соблюдать независимо от цивилизации, культуры и иных специфических особенностей конкретной страны.
В содержание общих принципов права Союза входят, прежде всего, принципы, перечисленные в § 1 ст. 6 учредительного Договора о Европейском Союзе:
принцип свободы;
принцип демократии;
принцип уважения прав человека и основных свобод;
принцип правового государства.
Эти четыре принципа являются "общими для всех государств-членов", т.е. выступают в качестве общих принципов конституционного строя Европейского Союза.
Конституция для Европы признала эти принципы в качестве ценностей Союза, "являющихся общими для государств-членов в рамках общества, характеризующегося плюрализмом, недискриминацией, терпимостью, справедливостью, солидарностью и равенством женщин и мужчин" (ст. I-2).
Остальные принципы, относящиеся к числу общих, закрепляются преимущественно в решениях Суда Европейских сообществ и, к сожалению, не поддаются четкой классификации. Например, во многих своих решениях Суд признавал в качестве общего принципа отдельные права и свободы личности основополагающего характера (например, право собственности), а также процессуальные права и принципы судопроизводства.
Наиболее важные положения, за которыми Суд в разные годы признал силу "общего принципа права":
принцип пропорциональности (соразмерности), требующий, чтобы любые действия и решения публичных властей строго соответствовали поставленной перед ними цели и не шли дальше ее, в том числе при наложении санкций (ответственность должна быть соразмерной тяжести правонарушения). Принцип пропорциональности ныне также закреплен в качестве принципа деятельности Европейского сообщества в его учредительном договоре;
принцип равенства;
принцип правовой определенности. Он включает в качестве главного требования условие о недопустимости обратной силы для предписаний, ухудшающих правовое положение физических и юридических лиц;
процессуальные принципы. В качестве таковых Суд признал, в частности, право на юридическую помощь, на конфиденциальность информации, полученной адвокатом или представителем, "право быть заслушанным" и "право на выражение своего мнения" при рассмотрении дела в отношении лица судебным или административным органом. В настоящее время многие из указанных принципов получили закрепление в Хартии Европейского Союза об основных правах и Конституции для Европы.
Приведенный перечень общих принципов не является исчерпывающим. Их система продолжает развиваться и расширяться по сей день.
Тот факт, что Амстердамский договор 1997 г. включил в учредительный договор Европейского Союза перечисленные общие принципы конституционного строя, является серьезным шагом в направлении углубления политико-правовой интеграции государств-членов.
Однако не менее, а возможно, и более важно юридическое закрепление ответственности государств-членов за нарушение данных принципов.
Общепризнанные принципы и нормы международного права
В системе международного публичного права высшей юридической силой обладают основные (общепризнанные) принципы, которые принято рассматривать в качестве jus cogens (императивные нормы). В этой связи, как представляется, общепризнанные принципы международного права, а также положения главных международных договоров универсального характера (прежде всего, Устава ООН) должны иметь приоритет над нормами права Союза.
Данный вывод косвенно подтверждают положения учредительных документов Европейского Союза. Так, в преамбуле Договора о Европейском сообществе провозглашается приверженность "принципам Устава Организации Объединенных Наций".
Одной из целей общей внешней политики и политики безопасности Союза является "сохранение мира и укрепление международной безопасности в соответствии с принципами общепризнанного для Европы Устава Организации Объединенных Наций, равно как и принципами Хельсинкского Заключительного акта и целями Парижской Хартии, включая те, которые относятся к внешним границам" (ст. 11 Договора о Европейском Союзе).
В Конституции Европейского Союза в п. 4 ст. I-3 закреплено положение о необходимости соблюдения принципов Устава ООН.
3. Функциональные принципы права Европейского Союза
Под функциональными принципами понимают основные начала права Европейского Союза как интегрированной правовой системы, определяющие ее соотношение с другими правовыми системами государств-членов. Именно эти принципы подчеркивают специфику права Европейского Союза как самостоятельной правовой системы. Функциональные принципы были сформулированы прежде всего в решениях Суда Европейских сообществ на основе толкования положений учредительных договоров. К этому типу принципов относят принцип прямого действия и принцип верховенства права Европейского Союза, а также закрепленный в Конституции Европейского Союза принцип предоставления полномочий.
Принцип предоставления полномочий
Важнейшим из функциональных принципов является "принцип делегирования" или "принцип предоставления полномочий", который указывает на тот факт, что компетенция наднациональных властей Союза носит производственный характер и возникла в результате добровольной передачи Союзу суверенных прав государств-членов. Этот принцип вытекает из Договора об учреждении Европейского сообщества 1975 г., где он, однако, не получил специального названия. Там говорится, что "сообщество действует в пределах компетенции, которая предоставлена ему настоящим Договором".
Как официальный принцип Европейского Союза принцип предоставления полномочий был сформулирован первым среди немногих основополагающих принципов в Договоре, устанавливающем Конституцию для Европы. Именно в этом принципе, т.е. в добровольном предоставлении государствами-членами части своих суверенных прав и полномочий, четко зафиксированных в результате договора Конституции, и заключена юридическая основа Европейского Союза. Именно это делает Союз уникальной наднациональной организацией политической власти, обеспечивает его жизнеспособность и особые качества, отличающие его от международных организаций.
Следствием указанного принципа является признание за государствами-членами права на добровольный выход из состава Союза, которое также впервые закреплено в Конституции.
Принцип верховенства права Европейского Союза
Принцип верховенства права Европейского Союза означает, что нормы этой правовой системы имеют большую юридическую силу, чем нормы правовых систем государств-членов.
Данный принцип имеет универсальное содержание в том смысле, что он охватывает любые нормы и источники двух правовых систем, которые могут находиться в противоречии друг с другом. Безусловное верховенство на территории Европейского Союза имеют не только учредительные договоры Сообществ, которые все государства-члены подписали и ратифицировали в установленном порядке, но также регламенты, директивы, другие правовые акты органов ЕС, даже в том случае, если конкретное государство отказалось одобрить проект документа и через своего представителя в Совете Европейского Союза голосовало "против".
Независимо от времени принятия источники права Союза и содержащиеся в них юридические нормы имеют приоритет над национальным правом, даже если законы или иные правовые акты государств-членов приняты позже.
Принцип верховенства его правовой системы был установлен самим Союзом в лице его главного судебного органа - Суда Европейских сообществ. Последний является высшим судьей при решении вопроса об устранении противоречий между внутригосударственным и союзным правом. В случае возникновения сомнений именно сюда обращаются национальные суды, причем суды высших инстанций не только вправе, но и обязаны это делать.
Из принципа верховенства права Европейского Союза вытекает ряд следствий, имеющих важное значение для повседневной практики органов правосудия государств-членов.
Во-первых, если одно и то же правоотношение урегулировано нормами права Союза и национального права, и эти нормы не соответствуют друг другу, то национальный суд или иной юрисдикционный орган вправе и обязан "отложить в сторону" национальный закон или другой правовой акт и вынести решение на базе источника права Союза.
Во-вторых, национальные суды и трибуналы должны осуществлять толкование норм внутригосударственного права в соответствии с нормами права Союза.
В-третьих, национальный суд не вправе сам осуществлять функции "конституционного суда" ЕС.
В момент создания Европейских сообществ принцип верховенства норм их правовой системы (которая в 1950-е годы только начинала формироваться) не был прямо закреплен в учредительных договорах.
Принцип верховенства был сформулирован Судом Европейских сообществ и носит безусловный характер в рамках права Европейских сообществ. Единственным исключением теоретически может послужить ситуация, когда противоречия возникают с конституциями (основными законами) государств-членов.
Правовая система Союза, хотя и включает в себя право Европейских сообществ (коммунитарное право) как главную составную часть, не ограничивается им одним.
В отношении двух других опор Союза - общей внешней политики и политики безопасности, сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере - регулирующие их нормы не подпадают под действие прецедентного права Суда.
Договор о Конституции для Европы так формулирует в ст. I-6 принцип верховенства права Европейского Союза: "Конституция и право, создаваемое институтами Союза в ходе осуществления предоставленной ему компетенции, превосходят по своей юридической силе право государств-членов".
Принцип прямого действия права Европейского Союза
Принцип прямого действия права Европейского Союза означает способность норм данной правовой системы наделять физических и юридических лиц субъективными правами и обязанностями, которые подлежат судебной защите.
Как и в случае верховенства, речь идет о прямом действии не только учредительных договоров, но и правовых актов наднациональных органов, гораздо больших числом и разнообразных по содержанию.
По аналогии с принципом верховенства решается вопрос и о том, кто в конкретном случае будет квалифицировать ту или иную норму как имеющую или не имеющую прямого действия. Способность конкретных источников и норм права Европейского Союза иметь прямое действие определяют национальные суды, которые при необходимости обращаются с запросами в Суд Европейских сообществ. Решение Суда, дающее положительный ответ на поставленный вопрос, обязательно для судов всех государств-членов.
Прямое действие могут иметь и нормы, формальными адресатами которых выступают государства-члены или органы Союза. Закрепляя обязанности субъектов публичной власти, они в то же время в скрытом виде содержат права частных лиц по отношению к государству или Союзу в целом. Соответственно, эти права тоже подлежат судебной защите, а граждане и юридические лица могут ссылаться на соответствующие нормативные предписания при рассмотрении дела в национальных судах.
Принцип прямого действия в учредительных документах Сообществ и Союза изначально и по сей день закрепляется только применительно к отдельным источникам их правовой системы, а именно регламентам (как нормативным актам) и решениям (как индивидуальным актам).
Аналогично принципу верховенства принцип прямого действия права Сообществ в целом был сформулирован их Судом, причем еще раньше по времени.
В наиболее знаменитом в практике Суда решении по делу "Ван Генд эн Лу" 1963 г. Суд постановил:
"Независимо от законодательства государств-членов право Сообщества ... не только накладывает обязанности на индивидов, но также способно наделять их правами, которые становятся составной частью их юридического статуса"*(2).
В последующих решениях Суд распространил сферу применения этого принципа практически на все источники права Сообщества, даже на те, которые изначально задумывались как акты, лишенные прямого действия.
Аналогично принципу верховенства принцип прямого действия был установлен Судом в отношении коммунитарного права и распространяется в полной мере только на источники и нормы, принятые в рамках Европейских сообществ. В то же время нельзя исключать способности к прямому действию ряда конвенций и международных договоров, заключаемых государствами-членами или Европейским Союзом в целом в рамках второй и третьей "опор".
В отличие от принципа верховенства, принцип прямого действия не имеет безусловного характера даже в рамках Европейских сообществ. Признание конкретной нормы как непосредственно действующей зависит, во-первых, от ее содержания, во-вторых, от источника, в котором она закрепляется.
Исходя из последнего критерия, в праве Европейского Союза можно выделить три группы источников:
источники, в полном объеме имеющие прямое действие (регламенты и др.);
источники, прямое действие которых зависит от соответствия их дополнительным требованиям, установленным прецедентным правом Суда (учредительные договоры, директивы, договоры Сообществ с "третьими странами" и некоторые другие). При этом нередки ситуации, когда один и тот же источник включает нормы, имеющие прямое действие и не обладающие таковым (например, нормы-цели);
источники, которые не могут ни при каких условиях иметь прямого действия. К их числу относятся, прежде всего, основы законодательства, издаваемые в рамках третьей "опоры" по вопросам уголовного права и процесса (рамочные решения).
Принципы деятельности Европейского Союза
Принципы деятельности Европейского Союза - это основные начала, регулирующие функционирование данной организации.
Наиболее важные из этих принципов закреплены в Договоре об учреждении Европейского сообщества.
Принцип законности
В соответствии с которым деятельность Сообщества и Союза в целом должна осуществляться в рамках полномочий и целей, зафиксированных в учредительных документах организации. В Конституции для Европы эти положения закреплены в п. 5 ст. I-3.
Принцип субсидиарности
Принцип субсидиарности был введен в учредительные договоры Европейского Союза в 1992 г., хотя как теоретическая идея он сформировался гораздо раньше и свои корни берет в христианском учении.
Принцип субсидиарности требует, чтобы все вопросы, которые могут решаться непосредственно на местах, должны находиться в ведении органов низшего уровня власти. На региональный, общегосударственный и надгосударственный уровень должны передаваться лишь те полномочия, которые не в состоянии эффективно реализовать нижестоящий уровень публичной власти. Властная вертикаль, таким образом, строится снизу вверх.
Вышеизложенное определяет содержание принципа субсидиарности так, как он закреплен в первой статье Договора о Европейском Союзе: "Настоящий Договор знаменует новый этап в процессе создания как можно более тесного союза народов Европы, в котором принятие решений ... максимально приближено к гражданам".
Интеграция и постепенная централизация политической власти в руках наднациональных органов Союза, таким образом, ни сейчас, ни в отдаленном будущем, не должны привести к гиперцентрализации, когда все мелкие вопросы будут решаться союзными институтами.
Определение субсидиарности применительно к вопросу разграничения сфер деятельности национальных и наднациональных властей содержится в Договоре о Европейском сообществе. Согласно его ст. 5 (абз. 2) в сферах, которые не относятся к его исключительной компетенции, Сообщество действует в соответствии с принципом субсидиарности, если и поскольку цели предполагаемого действия не могут быть в достаточной мере достигнуты государствами-членами и поэтому, в силу масштабов или результатов подобных действий, могут быть лучше реализованы на уровне Сообщества.
Из процитированной нормы, а также специального протокола "О применении принципов субсидиарности и пропорциональности" (в 1997 г. приложен к Договору о ЕС) вытекает несколько следствий.
Во-первых, принцип субсидиарности распространяется только на сферу совместной компетенции ЕС и государств-членов, т.е. применительно к вопросам, которые могут решаться и на национальном, и на наднациональном уровнях.
Во-вторых, принцип субсидиарности, как он определен в ст. 5 Договора о ЕС, сам по себе не разграничивает полномочия органов ЕС и государств-членов по предметам совместного ведения. Он выступает именно в качестве принципа деятельности Сообщества, т.е. адресован институтам ЕС, а не государствам-членам.
В-третьих, реализация в жизнь принципа субсидиарности осуществляется институтами ЕС, прежде всего, в рамках правотворческой деятельности.
Для его применения необходимо, чтобы не только государства-члены смогли эффективно решить проблему, но чтобы и Сообщество прилагало более эффективные усилия.
Для обоснованного использования принципа субсидиарности необходимо наличие у проблемы "транснациональных аспектов"; чтобы самостоятельные действия государств-членов или отсутствие решений на уровне Сообщества могли создать противоречия с учредительным договором или нанести серьезный ущерб интересам государств-членов; а также чтобы действия на уровне Сообщества приносили "чистую выгоду" по сравнению с действиями на уровне отдельных государств.
В-четвертых, принцип субсидиарности не дает оснований государствам-членам для невыполнения решений Сообщества.
Политическое значение принципа субсидиарности в том, что он призван сужать масштабы деятельности ЕС до тех проблем, решение которых на уровне Сообщества безусловно необходимо, создавая тем самым некоторый барьер против сверхцентрализации. Пункт 3 ст. I-11 Конституции Европейского Союза, а также прилагаемый к ней Протокол N 2 "О применении принципов субсидиарности и пропорциональности" придают этому принципу конституционное признание.
Принцип пропорциональности
Принцип пропорциональности, иначе называемый принципом соразмерности, был введен в правовую систему ЕС Судом Европейских сообществ. В качестве принципа деятельности он закреплен в последнем абзаце ст. 5 Договора о ЕС и распространяется не только на случаи привлечения к ответственности или ограничения прав человека, но на все действия и решения Сообщества, в том числе в сфере его исключительной компетенции.
"Действия Сообщества не должны идти дальше того, что необходимо для достижения целей настоящего Договора" (абз. 3 ст. 5 ДЕС).
Процитированная формулировка, на первый взгляд, повторяет собой принцип законной цели, уже рассмотренный выше в другом контексте. Однако правоприменительная практика и протокол "О применении принципов субсидиарности и пропорциональности" придают ей иной смысл.
В данном случае речь идет не о соответствии целям учредительного договора "вообще", а о целях конкретных действий и решений ЕС, в том числе нормативных актов. Принцип пропорциональности означает, прежде всего, соответствие (пропорциональность, соразмерность) целей конкретных мер средствам, избранным для их достижения. Отсюда следует, что:
во-первых, средства для достижения целей не должны быть чрезмерными, т.е. не следует идти дальше того, что действительно необходимо и чего требует ситуация;
во-вторых, при выборе методов достижения цели нужно сначала использовать более мягкие средства, а лишь затем переходить к более жестким мерам.
Применительно к правотворческой деятельности ЕС это означает, что "Сообщество должно законодательствовать только в той мере, в которой это необходимо" (п. 6 протокола).
В Конституции Европейского Союза в п. 4 ст. I-11 закреплен принцип пропорциональности.
Принцип гласности
Одним из важнейших критериев, обеспечивающих демократический характер механизма публичной власти, служит открытое, гласное принятие нормативных актов и других решений.
Чем шире компетенция Союза, тем более "прозрачной" она должна становиться для общества.
Как и в государстве, гласность позволяет обеспечить постоянный контакт наднациональных властей с гражданским обществом, дать возможность его участникам (партиям, профсоюзам, предпринимательским союзам, религиозным организациям и т.д.) влиять на содержание политических решений.
Гласность позволяет усилить авторитет Европейского Союза в обществе, обеспечить поддержку интеграции со стороны общественности.
Гласность (открытость, "прозрачность") принятия решений как принцип деятельности Европейского Союза в настоящее время закреплена в ст. 1 его учредительного договора вместе с принципом субсидиарности:
"Настоящий Договор знаменует новый этап в процессе создания как можно более тесного союза народов Европы, в котором принятие решений осуществляется при максимально возможном соблюдении принципа открытости и максимально приближено к гражданам".
Из данного принципа вытекает право на доступ к документам политических институтов Союза - Европарламента, Совета и Комиссии, которое предоставлено не только его гражданам, но также постоянно проживающим (находящимся) в ЕС другим физическим и юридическим лицам (ст. 255 ДЕС).
Принцип гласности (открытости) реализуется в жизнь в разных формах и неодинаково проявляется в деятельности различных институтов Союза. Наиболее "прозрачным" является работа Европейского парламента, пленарные заседания которого, по общему правилу, открыты для публики. С другой стороны, в деятельности Совета, Комиссии, судебных органов (при вынесении решений в совещательной комнате) гласность существенно ограничена, что связано со спецификой функций и полномочий этих институтов. Принцип гласности закреплен в п. 1 ст. I-50 Конституции Европейского Союза.
Принцип уважения национальной индивидуальности
государств-членов
Лозунг "Единая Европа", к построению которой призвана вести деятельность Европейского Союза, не означает подавления самобытности входящих в его состав государств, их традиций, языка, культуры, политических и правовых традиций.
Не случайно поэтому в ходе обсуждения проекта официального конституционного девиза Европейского Союза широкую поддержку получило именно выражение "Единство в многообразии", подчеркивающее обе грани интеграционного процесса: стремление к унификации там, где это необходимо, и желание при этом сохранить исторические традиции и культуру каждого из европейских народов.
Признание и учет многообразия и специфических черт каждого из государств-членов образует суть принципа уважения национальной индивидуальности, который также является юридически обязательным для Европейского Союза. В качестве принципа деятельности данной организации он закреплен в ст. 6 его учредительного договора (§ 3): "Союз уважает национальную индивидуальность своих государств-членов".
Конкретным выражением указанного принципа является принцип многообразия культур, закрепленный в Договоре о Европейском сообществе и в Хартии Европейского Союза об основных правах: "Сообщество содействует расцвету культур государств-членов при уважении их национального и регионального разнообразия, в то же время выдвигая на первый план общее культурное наследие" (ст. 151 ДЕС). "Союз уважает культурное, религиозное и языковое разнообразие" (ст. 22 Хартии Европейского Союза об основных правах и п. 3 ст. I-3 Конституции для Европы).
Специальные принципы права Европейского Союза
Наряду с основополагающими нормами общего характера в правовой системе Европейского Союза действуют специальные принципы. Они представляют собой основные начала правового регулирования в отдельных сферах общественной жизни. Специальные принципы закрепляются, главным образом, в учредительных договорах Европейских сообществ, а иногда и в нормативных актах.
Принципы, определяющие правовой режим
внутреннего рынка ЕС
С учетом того, что исторически первой сферой интеграции в рамках Сообществ служила экономика, важнейшими среди специальных принципов являются наиболее непосредственно относящиеся к конституционной экономике принципы, определяющие правовой режим внутреннего рынка ЕС: принципы свободы движения товаров, лиц, услуг и капиталов (ст. 14 Договора о ЕС). Каждый из названных принципов закрепляет комплекс субъективных прав физических и юридических лиц (прежде всего, предприятий), поэтому их часто обозначают термином "свободы": "свобода движения товаров" и т.д. Все эти принципы вошли в текст Конституции для Европы. Они регламентируют также создание таможенного союза, свободу движения капиталов и платежей, реализацию правил конкуренции.
Существуют также принципы более узкой сферы действия: принципы бюджетного права, например, принцип сбалансированности доходной и расходной части союзного бюджета (ст. 268 Договора о ЕС), принципы экологической политики, определяющие содержание экологического права Сообщества (и основанного на нем законодательства государств-членов): "принципы предосторожности и превентивных действий, устранения источников ущерба окружающей среде и возмещения ущерба загрязнителем" (§ 2 ст. 175 ДЕС), а также принцип "загрязнитель платит" (§ 5 ст. 175).
Принципы экономической системы и экономической политики Сообщества
Другим примером специальных принципов могут служить принципы экономической системы и экономической политики Сообщества: "принцип открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией" (§ 1 ст. 4 ДЕС), "стабильные цены, здоровое состояние публичных финансов и валюты, устойчивый платежный баланс". В качестве "руководящих принципов" они признаны обязательными как для Сообщества, так и для всех государств-членов (§ 3 ст. 4).
Принципы институционного права Союза
К специальным принципам относятся также принципы институционного права Союза, закрепляющие основы правового статуса его органов и должностных лиц, например, принцип независимости судов и судей Союза, Европейской комиссии и ряда других органов.
Принципы правового положения человека и гражданина
Принципы правового положения человека и гражданина представляют собой основополагающие начала, исходя из которых осуществляется использование прав и свобод человека и гражданина, выполнение его обязанностей. Это своего рода наиболее общие специальные принципы института прав человека в Европейском Союзе.
Все принципы правового положения человека и гражданина вошли в текст Конституции Европейского Союза, в результате чего они были подняты на новый, более высокий уровень. Это очень важно для конституционной экономики Европейского Союза, поскольку она ориентирована на человека, реализацию его прав и повышение благосостояния граждан Союза.
* * *
Таким образом, мы видим, что в праве Европейского Союза сформировалась своя собственная, уникальная и разветвленная система принципов, обслуживающих его конституционную экономику. Она творчески впитала и развила общие принципы права, основополагающие принципы международного права, конституционного права государств - членов Союза, различных отраслей права. При этом заимствованные принципы в ходе использования на практике успешно приспосабливаются для эффективного обслуживания задач и целей этой интеграционной наднациональной организации политической власти, и в них появляется все больше своеобразных черт и особенностей, которые должны учитываться и могут быть успешно использованы не только другими интеграционными, международными организациями, но и государствами.
С.Ю. Кашкин,
зав. кафедрой права Европейского союза МГЮА (с 1997 г.),
д.ю.н., профессор, индивидуальный член Международной ассоциации
юристов (Лондон), член Российской Ассоциации международного права
"Право и экономика", N 5, май 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) П.Д. Баренбойм. О соотношении конституционного права и конституционной экономики // Право и экономика. 2002. N 1. С. 3.
*(2) Case 26/62, Van Gend en Loos, [1963] ECR 1.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Конституционная экономика и принципы права Европейского Союза
Автор
С.Ю. Кашкин - зав. кафедрой права Европейского союза МГЮА (с 1997 г.), д.ю.н., профессор, индивидуальный член Международной ассоциации юристов (Лондон), член Российской Ассоциации международного права
Родился 14 июля 1949 г. в Москве. В 1970 г. окончил фак-т иностранных языков Хабаровского государственного пединститута, в 1976 г. - ВЮЗИ. С 1979 г. - преподаватель, ст. преподаватель, доцент, профессор ВЮЗИ-МЮИ-МГЮА.
Научная специализация: право Европейского Союза, международное право, конституционное право.
Автор около 80 научных трудов.
"Право и экономика", 2005, N 5