Ценовой крен и его последствия
Мы часто не задумываемся о последствиях применения тех или иных цен, поскольку считается, что налоговым органам довольно тяжело доказать несоответствие цен, применяемых сторонами сделки, рыночным ценам. Но в одном из дел налоговая добилась положительного для себя результата. Что же упустил налогоплательщик, аргументируя свою позицию?
Причина спора
Одному из покупателей - индивидуальному предпринимателю организация продавала бензин по ценам, отличным от тех, которые устанавливались для других лиц. Отклонение цен в сторону уменьшения составило в марте - 29,46%, в июле -31,58%, в декабре - 23,58%. В денежном выражении разница за три месяца составила 493 956 руб. 94 коп. Налоговая инспекция посчитала, что на условия сделок по реализации бензина повлияли ранее существовавшие корпоративные отношения между предпринимателем и организацией. При таких обстоятельствах налоговая инспекция доначислила налоги и привлекла организацию к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ.
/--------------------------------------------\ /---------------------------------------------\
| Позиция налоговой инспекции | | Позиция организации |
|--------------------------------------------+-----+---------------------------------------------|
|В нарушение пп. 2, 3 ст. 40 НК РФ при реали-|302 114|Налоговая инспекция, оценивая применяемые ор-|
|зации продукции предпринимателю организация|рублей |ганизацией цены, не учла разницу между спосо-|
|применяла цены, отклоняющиеся от рыночных| |бами отпуска бензина покупателям. Одним поку-|
|более чем на 20%. В связи с этим налогообла-| |пателям бензин отпускался непосредственно из|
|гаемая прибыль была рассчитана неверно, раз-| |емкости, а другим - через топливно-распреде-|
|ница между стоимостью реализации товара пре-| |лительную колонку. Продажу хотя и аналогично-|
|дпринимателю и стоимостью товара при реали-| |го товара, но при разных условиях нельзя счи-|
|зации его другим лицам не была учтена. Пос-| |тать идентичными сделками и применять к ним|
|кольку суммы налога были недоплачены, реше-| |положения ст. 40 НК РФ. Взаимозависимость|
|ние и требование налоговой инспекции об уп-| |предпринимателя и организации не доказана. |
|лате недоимки, пени и штрафа законные. | \---------------------------------------------/
\--------------------------------------------/
Решение в пользу налогового органа |
Позиция суда
Если применяемые сторонами сделки цены отклоняются более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), то налоговый орган вправе доначислить налог и пени, рассчитанные таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен. Кроме того, налоговый орган вправе проверить правильность применения цен по сделкам в случае, когда между налогоплательщиком и другим лицом (в нашем случае - предпринимателем) существует взаимозависимость. Такое законодательное регулирование направлено на обеспечение безусловного выполнения всеми физическими и юридическими лицами обязанности платить законно установленные налоги, как того требует ст. 57 Конституции РФ, и не нарушает конституционные права и свободы.
Определяя рыночную цену на бензин, налоговый орган действовал в рамках ст. 40 НК РФ, поэтому в связи с отсутствием источников информации о рыночных ценах и биржевых котировках на данный товар он использовал метод цены последующей реализации. Взаимозависимость участников сделки была доказана.
К таким выводам пришел ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 18.01.05 по делу N Ф08-6499/04-2474А.
Наш комментарий
Статьей 40 НК РФ установлены принципы определения цены товаров, работ, услуг для целей налогообложения, критерии признания цен рыночными, определения рынка товаров (работ, услуг), их идентичности и однородности. В этой статье перечислены методы определения рыночных цен и прямо оговорено, что они могут применяться не по выбору налогового органа, а последовательно - если нет возможности использовать предыдущий метод, используется последующий.
Как следует из содержания судебного решения, налоговая инспекция выявила отклонение цен продажи от рыночных цен по сделкам, связанным с оптовой реализацией бензина. Предприниматель в качестве аргумента приводил довод о том, что ему бензин был продан не через топливно-распределительную колонку, а из емкости. Однако этот довод не был учтен ни налоговым органом, ни судом. Налоговый орган сравнивал цены реализации бензина предпринимателю с ценами, применяемыми в отношении других лиц, а, как видно из текста решения суда, это были цены реализации бензина иным способом.
Из изложенного следует, что способ, с помощью которого по сделкам, заключенным между налогоплательщиком и предпринимателем, выявлено отклонение от рыночных цен, применен налоговым органом неверно, соответственно, принять его в качестве основания для доначисления налога и пени нельзя.
Что касается оценки взаимозависимости предпринимателя и организации, то суд признал обоснованными выводы налоговой инспекции о том, что ранее существовавшие между предпринимателем и организацией корпоративные отношения повлияли на условия сделок по реализации бензина. Однако из судебного решения неясно, что это были за корпоративные отношения, а в сложившейся судебной практике аналогичных выводов нами не найдено. Если предположить, что предприниматель ранее был одним из сотрудников организации, то этого недостаточно для признания взаимозависимости. О взаимозависимости участников сделок свидетельствуют иные обстоятельства (см. таблицу ниже).
Предположим, что факт взаимозависимости все же имел место и был доказан налоговым органом. Тогда у налогового органа имелось основание для проверки правильности применения цен по сделкам и при установлении отклонения в цене более чем на 20% доначислении налогоплательщику налогов и пеней, а также привлечении его к налоговой ответственности.
Как следует из судебного решения, налоговый орган при определении рыночных цен применил метод цены последующей реализации по причине того, что в межрайонном отделе государственной статистики отсутствовала информация о средней цене оптовой продажи бензина на территории города.
Однако из п. 10 ст. 40 НК РФ, в котором речь идет о данном методе, следует, что его можно применять только при отсутствии на соответствующем рынке сделок или предложений по идентичным (однородным) товарам, либо если невозможно определить цены в связи с отсутствием или недоступностью информационных источников.
В рассмотренном судом деле налоговый орган не представил доказательств того, что на территории города в проверяемый период не совершались идентичные сделки, т.е. сделки, связанные с продажей бензина. Меры по определению рыночной цены вообще не предпринимались, налоговый орган сразу обратился в орган статистики и удовлетворился его ответом. Отметим, что наши выводы подтверждаются постановлением Президиума ВАС РФ от 18.01.05 N 11583/04.
Кроме того, сам метод цены последующей реализации применен налоговым органом неправильно. Рыночная цена товаров должна определяться на основании информации о том, каким образом покупатель бензина распорядился им в дальнейшем. Однако налоговый орган сравнивал цены не у покупателя, т.е. предпринимателя, а у организации-продавца.
Пример 1
Товар продан по цене 15 руб. В обычных условиях наценка покупателя равна 20%. Примененная покупателем цена при последующей реализации составила 24 руб.
При применении метода цены последующей реализации рыночная цена на товар у первого продавца должна быть равной 20 руб.
Пример 2
Товар продан одному из продавцов по цене 15 руб., остальным - по цене 18 руб.
Если рассматривать сделки первого продавца (что и делала налоговая инспекция), то рыночная цена товара составит 18 руб. В этом случае метод цены последующей реализации не применяется.
И в заключение еще раз отметим, что споры по применению ст. 20 и 40 НК РФ вызваны несовершенством данных норм. Предлагаются различные варианты поправок, но пока ни одна из них не принята. Отклонено и последнее предложение Минфина России, позволяющее налоговым органам доначислять налоги и взыскивать их в бюджет во внесудебном порядке, если налогоплательщик реализовывал продукцию по заниженным ценам.
Обобщение судебной практики
Рассматривая споры о применении ст. 40 НК РФ, суды определяют, в каких случаях стороны сделки могут быть признаны взаимозависимыми.
Наименование судеб- ного органа |
Дата решения | Номер дела | Вывод суда |
ФАС Волго-Вятского округа |
Постановление от 14.04.03 |
N А38-17/325-02 | Предприниматель является единственным учредителем организации, занимал долж- ность директора в течение всего проверяемого периода |
Постановление от 13.02.03 |
N А79-2872/02-СК1-2452 | Предприниматель и его ра- ботник состоят в брачных отношениях |
|
Постановление от 07.10.02 |
N А38-5/115-02 | Директором всех трех орга- низаций, заключавших сдел- ки, является одно и то же лицо. Он же имеет долю в уставном капитале одной из этих организаций (более 20%) |
|
ФАС Восточно-Сибир- ского округа |
Постановление от 04.03.04 |
N А78-3354/03-С2-20/119-Ф02-616/04-С1 | Учредителем и директором организации-арендодателя является жена единственно- го учредителя организации- арендатора |
ФАС Дальневосточно- го округа |
Постановление от 30.08.04 |
N Ф03-А51/04-2/2073 | Организация является 100% учредителем своего контра- гента |
ФАС Западно-Сибирс- кого округа |
Постановление от 15.09.03 |
N Ф04/4678-780/А75-2003 | Одна компания владеет обы- кновенными акциями другой компании в размере 38% от уставного капитала. Пос- ледняя является дочерним обществом |
Постановление от 25.02.03 |
N Ф04/690-125/А27-2003 | Учредители налогоплатель- щика обладают в совокуп- ности 87% долей уставного капитала контрагента |
|
ФАС Московского ок- руга |
Постановление от 19.06.03 |
N КА-А41/3920-03 | Сделки заключены между ор- ганизацией и ее акционе- ром, имеющим 28% акций |
"Налоговые споры", N 5, май 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговые споры"
Официальный печатный орган палаты налоговых консультантов России
Учредители:
Палата налоговых консультантов России
Международный центр финансово-экономического развития (ЗАО "МЦФЭР")
Издатель: ЗАО "МЦФЭР"
Лицензия на издательскую деятельность:
код 221, серия ИД, N 00445 от 15.11.99 Свидетельство: ПИ N 77-16544 от 13.10.2003
Адрес редакции: 129164, Москва, ул. Ярославская, д. 8, корп. 5, а/я 9
Тел.: (095) 937-90-80. Факс: (095) 937-90-85
E-mail: palata.magazine@mcfr.ru
Подписные индексы
по каталогу агентства "Роспечать" - 82989, 82990
по каталогу "Пресса России" - 15157, 15158 по каталогу "Почта России" - 16676, 16677