Привлечение к налоговой ответственности
Наибольшее количество конфликтов между налогоплательщиками и налоговыми органами возникает при привлечении налогоплательщиков к налоговой ответственности. Во многом причиной возникновения конфликтов является недостаточная информированность налогоплательщиков о видах налоговых правонарушений.
Как известно, налоговые органы имеют право проводить камеральные и выездные налоговые проверки. По результатам проверки налоговый орган может привлечь налогоплательщика к налоговой ответственности, а должностных лиц налогоплательщика - юридического лица - к административной ответственности.
Кроме того, если при проверке организации или предпринимателя налоговый орган обнаружит признаки налогового преступления, он направит материалы в Федеральную службу по экономическим и налоговым преступлениям, которая может привлечь должностных лиц к уголовной ответственности. Здесь не рассматриваются вопросы административной и уголовной ответственности; проанализированы основные вопросы привлечения к налоговой ответственности.
Нарушения налогового законодательства,
за которые предусмотрена ответственность
Налоговая ответственность регулируется главами 16 и 18 НК РФ. Глава 18 посвящена налоговой ответственности финансово-кредитных организаций и в рамках данной статьи не рассматривается.
Налоговая ответственность установлена за следующие виды нарушений налогового законодательства:
нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;
уклонение от постановки на учет в налоговом органе;
нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;
непредставление налоговой декларации;
грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;
неуплата или неполная уплата сумм налога;
невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов;
несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест;
непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;
отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода;
неправомерное несообщение сведений налоговому органу.
Кроме того, установлена ответственность свидетеля налогового правонарушения.
Рассмотрим каждый из видов нарушений.
Ответственность за нарушение срока постановки на учет
в налоговом органе
Обязанность подачи заявления о постановке на учет возникает лишь при осуществлении деятельности через обособленное подразделение. Заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.
Статьей 116 НК РФ установлено, что, если налогоплательщик нарушил срок подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе менее чем на 90 дней, на него накладываются штрафные санкции в сумме 5 тыс. руб., если срок пропущен более чем на 90 дней - то штраф составит 10 тыс. руб. Если месячный срок подачи заявления оканчивается на нерабочем дне, то крайний срок переносится на следующий рабочий день (ст. 6.1 НК РФ). Срок в один месяц истекает в тот же день следующего месяца. Если в месяце нет такого числа, то срок заканчивается на следующий за ним рабочий день.
Ответственность за уклонение от постановки на учет
в налоговом органе
В соответствии со ст. 117 НК РФ ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10% доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. руб. Если срок составил более трех месяцев, то штраф составит 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней.
Ответственность за нарушение срока представления сведений
об открытии и закрытии счета в банке
Налогоплательщик обязан информировать налоговый орган об открытии или закрытии счета в банке (абзац 2 п. 2 ст. 23 НК РФ). Это нужно сделать в течение 10 дней. В случае нарушения этого срока штраф составит 5 тыс. руб. за каждый факт несообщения сведений (ст. 118 НК РФ).
Отметим, что в соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ к счетам относятся расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета. Таким образом, штраф может быть наложен только за несообщение сведений о расчетном счете и текущем валютном счете. Налоговый орган не может оштрафовать организации за несообщение сведений о ссудном счете, если с него нельзя напрямую (без зачисления на расчетный счет) списывать деньги, о депозитном счете, о транзитном валютном счете, о специальном транзитном валютном счете.
Пример. В постановлении ФАС Уральского округа от 17.07.03 г. N Ф09-2039/03АК сделан вывод о том, что в соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ в налоговых правоотношениях счетами являются только текущие (расчетные) счета или счета, при открытии которых заключается договор банковского счета и с них производятся расходные операции. Транзитные валютные счета не подпадают ни под одну из указанных категорий, во-первых, не являются текущими, поскольку открываются параллельно текущему валютному счету, независимо от волеизъявления организации; во-вторых, отсутствует свобода распоряжения средствами транзитного счета, что означает отсутствие у клиента банка (владельца текущего валютного счета) возможности осуществления расходных операций с указанным счетом.
Таким образом, по мнению суда, непредставление налогоплательщиком в налоговый орган сведений об открытии транзитного валютного счета в десятидневный срок не нарушает норм законодательства о налогах и сборах, а значит, не является налоговым правонарушением.
Заметим, что сообщать об открытии или закрытии счета необходимо в письменной форме. Справка-уведомление единого образца утверждена приказом МНС России от 2.04.04 г. N САЭ-3-09/255.
Ответственность за непредставление налоговой декларации
Для каждого вида налога установлен свой срок подачи декларации (штраф предусмотрен ст. 119 НК РФ). Так, непредставление налоговой декларации влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб. (п. 1 ст. 119).
Если декларация не представлена в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации, то это влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня (п. 2 ст. 119).
Налоговый орган не может привлечь налогоплательщика к ответственности одновременно и на основании пп. 1 и 2 ст. 119 НК РФ (см. письмо МНС России от 28.09.01 г. N ШС-6-14/734) (с изм. и доп. от 12.05.04 г.).
Налогоплательщик может столкнуться с ситуацией, когда по итогам налогового (отчетного) периода он не получил прибыли. Следовательно, в графе налоговой декларации "К уплате" проставляется ноль. Так как штраф по ст. 119 НК РФ исчисляется в процентном отношении от суммы налога, то и штраф должен равняться нулю. По мнению налоговой службы, поскольку в п. 1 ст. 119 установлена минимальная сумма штрафа 100 руб., на эту сумму и следует штрафовать, но только в том случае, если подача декларации опоздала менее чем на 180 дней. Если же декларация сдана позже, то штраф вообще не берется, поскольку в п. 2 ст. 119 его минимальная сумма не установлена (см. письмо МНС России от 4.07.01 г. N 14-3-04/1279-Т890).
Арбитражная практика по этому вопросу сформировалась с учетом информационного письма президиума ВАС РФ от 17.03.03 г. N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации", в котором указано, что отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации (ст. 80 НК РФ) по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Такая позиция ВАС РФ нашла отражение в решениях нижестоящих судов: привлечение налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 119 в виде взыскания штрафа за нарушения сроков представления налоговых деклараций в размере 100 руб. обоснованно, даже если у налогоплательщика не было обязанности уплаты налогов по этим декларациям (см. постановления ФАС Уральского округа от 2.07.01 г. N Ф09-1395/01АК, от 27.09.01 г. N Ф09-2317/01-128/18; ФАС Западно-Сибирского округа от 5.11.01 г. N Ф04/3414-990/А46-2001).
Ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов
и объектов налогообложения
Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета, систематическое (2 раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения установлена ст. 120 НК РФ. Так, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, то штраф составит 5 тыс. руб. Если же деяния совершены в течение более одного налогового периода, то они влекут взыскание штрафа в размере 15 тыс. руб. Если при этом они повлекли и занижение налоговой базы, то штраф составит 10% суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб.
Арбитражные суды при применении ст. 120 НК РФ исходят из того, что составы налоговых правонарушений, предусмотренных ею и ст. 122 НК РФ, устанавливающей ответственность за неуплату или неполную уплату налога (см. подраздел "Штрафы за неуплату налога"), недостаточно разграничены между собой. При этом п. 2 ст. 108 НК РФ закрепляет принцип однократности привлечения лица к ответственности за совершение конкретного правонарушения. В связи с этим при рассмотрении споров, связанных с привлечением организации-налогоплательщика к ответственности за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, повлекшее занижение налоговой базы, судам и налоговым органам необходимо исходить из того, что ответственность за данное нарушение установлена п. 3 ст. 120, т.е. применение ст. 122 не допускается. Если же занижение налоговой базы, повлекшее неуплату или неполную уплату сумм налога, произошло по иным основаниям, чем указано в п. 3 ст. 120, то организация-налогоплательщик несет ответственность, предусмотренную ст. 122, за неуплату или неполную уплату налога (см. п. 41 постановления пленума ВАС РФ от 28.02.01 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога
Если налогоплательщик не уплатил или не полностью уплатил налог в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), то это обернется для него штрафом в размере 20% неуплаченных сумм налога (п. 1 ст. 122 НК РФ), если при этом действия налогоплательщика были умышленными, то штраф будет исчисляться в размере 40% неуплаченных сумм налога.
Как было отмечено ранее, нарушения, предусмотренные п. 3 ст. 120 НК РФ и ст. 122 НК РФ, довольно близки. Иногда налоговые инспекции пытаются привлечь налогоплательщика за одно и то же нарушение одновременно по двум этим статьям. Такие действия неправомерны. Конституционный суд Российской Федерации в своем определении от 18.01.01 г. N 6-О пришел к выводу, что такие действия не соответствуют закону, так как никто не может быть привлечен дважды за одно и то же нарушение.
Ответственность за невыполнение налоговым агентом обязанности по
удержанию и (или) перечислению налогов
Налогоплательщик выполняет обязанности налогового агента при удержании и перечислении:
налога на доходы физических лиц с доходов, выплачиваемых тем или иным людям;
НДС со стоимости товаров (работ, услуг), покупаемых у иностранной фирмы, не состоящей на налоговом учете в Российской Федерации; с сумм арендной платы, когда арендует государственное или муниципальное имущество; со стоимости конфискованного, бесхозного или скупленного имущества, когда реализация происходит по поручению уполномоченного государственного органа;
налога на прибыль с доходов, которые выплачивают иностранным фирмам, не имеющим постоянных представительств в Российской Федерации, и с сумм дивидендов, выплачиваемых другим фирмам.
Если налоговый агент не удержал и (или) не перечислил налог, то он несет ответственность в соответствии со ст. 123 НК РФ. Так, неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% суммы, подлежащей перечислению.
Ответственность за несоблюдение порядка владения, пользования и
(или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест
Арест имущества - способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Он состоит в ограничении права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества. Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество. Арест может быть наложен на все имущество налогоплательщика-организации. При этом действует правило, что аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога.
Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации принимается руководителем налогового органа.
Если на имущество наложен арест, то отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового органа, применившего арест), растрата или сокрытие имущества, на которое наложен арест, не допускаются.
Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, является основанием для привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 10 тыс. руб.
Ответственность за непредставление налоговому органу сведений,
необходимых для осуществления налогового контроля
Согласно п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Требование о предоставлении указанных документов должно содержать наименование и вид необходимых для проверки документов. Указанное требование подписывается должностным лицом налогового органа, проводящего проверку, и вручается налогоплательщику под расписку с указанием даты вручения данного требования.
Кроме того, в соответствии со ст. 87 НК РФ, если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора). Эти мероприятия также называются "встречными проверками".
Следовательно, налоговый орган может запросить у налогоплательщика дополнительную информацию в ходе выездных, камеральных и встречных налоговых проверок. Если он не представит в установленный срок в налоговый орган документы и (или) иные сведения, предусмотренные НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, то будет оштрафован на 50 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ). Если налогоплательщик откажется предоставить имеющиеся у него документы, предусмотренные НК РФ, по запросу налогового органа или будет уклоняться от предоставления таких документов либо предоставит документы с заведомо недостоверными сведениями, то штраф составит 5 тыс. руб. (п. 2 ст. 126).
Ответственность свидетеля налогового правонарушения
Согласно ст. 90 НК РФ налоговые органы при проведении мероприятий налогового контроля имеют право вызвать в качестве свидетеля для дачи показаний любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. При этом физическое лицо не может отказаться от такого вызова без уважительных на то причин. Под уважительными причинами, как правило, понимаются болезнь, препятствующая явке, необходимость ухода за больным членом семьи и т.п. Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влекут взыскание штрафа в размере 1 тыс. руб.
Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний влекут взыскание штрафа в размере 3 тыс. руб.
Ответственность за отказ эксперта, переводчика или специалиста от
участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения
или осуществление заведомо ложного перевода
Для участия в мероприятиях налогового контроля могут привлекаться эксперты, переводчики и специалисты.
Эксперт - организации или физические лица, обладающие необходимыми специальными познаниями в науке, искусстве, технике или ремесле (п. 1 ст. 95 НК РФ). Специалист - лицо, обладающее специальными знаниями и навыками и не заинтересованное в исходе дела (п. 1 ст. 96 НК РФ). Переводчик - не заинтересованное в исходе дела лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода, либо понимающее знаки глухого или немого физического лица (п. 2 ст. 97 НК РФ).
Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в налоговой проверке влечет взыскание штрафа в размере 500 руб. Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода влечет взыскание штрафа в размере 1 тыс. руб.
Ответственность за неправомерное несообщение сведений налоговому
органу
Ответственность за неправомерное несообщение сведений налоговому органу установлена ст. 129.1 НК РФ. Налогоплательщики и налоговые агенты за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, несут ответственность в соответствии со ст. 126 НК РФ. Таким образом, ст. 129.1 применяется к иным категориям лиц, на которых возложена обязанность сообщать налоговым органам те или иные сведения. Например, п. 2 ст. 375 НК РФ предусматривает обязанность уполномоченных органов и специализированных организаций, осуществляющих учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, сообщать в налоговый орган сведения об инвентаризационной стоимости каждого объекта недвижимости, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 1 тыс. руб. Если эти действия совершены повторно в течение календарного года, штраф составит 5 тыс. руб.
Обстоятельства, смягчающие ответственность
Согласно п. 3 ст. 114 НК РФ возможно снижение размера штрафов, налагаемых на основании НК РФ за совершение налоговых правонарушений, в случае установления смягчающих ответственность обстоятельств. В частности, определено, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в 2 раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 НК РФ за совершение налогового правонарушения. Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за них.
Таким образом, право учитывать и применять смягчающие обстоятельства дано только суду, налоговым органам такое право не предоставлено. Налоговые органы при принятии решения о привлечении к налоговой ответственности в случае установления в ходе проверки обстоятельств совершения налогового правонарушения, которые могут быть расценены как смягчающие, обязаны на основании п. 3 ст. 101 НК РФ отразить их в принимаемом решении. Однако факт неотражения налоговыми органами в принимаемых решениях смягчающих ответственность обстоятельств не является препятствием для установления таких обстоятельств судом самостоятельно.
Более того, из ст. 112 НК РФ следует, что суду вменено в обязанность при рассмотрении вопроса о привлечении лица к налоговой ответственности устанавливать наличие или отсутствие смягчающих ответственность обстоятельств.
В соответствии с п. 1 ст. 112 обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:
совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.
Отметим, что в силу указанной формулировки п. 1 ст. 112 НК РФ перечень обстоятельств, которые могут быть признаны судами в качестве смягчающих ответственность, является открытым.
Пленум ВС РФ и пленум ВАС РФ в совместном постановлении от 11.06.99 г. N 41/9 указали на следующее. Учитывая, что п. 3 ст. 114 НК РФ указывает лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в 2 раза. Например, ФАС Центрального округа постановил признать довод суда о необходимости при определении размера ответственности за допущенные нарушения применить положения ст. 112 и 114 НК РФ и снизить размер штрафов в 30 раз по налогу на пользователей автомобильных дорог и налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы (см. постановление ФАС Центрального округа от 5.08.02 г. N А64-508/02-15).
Обжалование решений налоговых органов о привлечении к налоговой
ответственности
Законодательство предусматривает два порядка обжалования решений налоговых органов - досудебный и судебный.
Как показывает практика, в настоящее время налогоплательщики редко используют право на обжалование решений налоговых органов в вышестоящий налоговый орган, а сразу подают иски в судебные инстанции. Хотя досудебный порядок, по нашему мнению, имеет ряд неоспоримых преимуществ:
жалоба в вышестоящий орган подается в свободной форме;
жалоба не может быть оставлена без движения;
основания для возврата жалобы минимальны;
за подачу жалобы не уплачивается государственная пошлина.
Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не исключает право налогоплательщика впоследствии обжаловать решение налогового органа в судебном порядке. Рассмотрение споров в досудебном порядке осуществляется в соответствии с Регламентом рассмотрения споров в досудебном порядке, утвержденным приказом МНС России от 17.08.01 г. N БГ-3-14/290.
Жалобы налогоплательщиков на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика, такие акты, действия или бездействие нарушают их права, подаются в вышестоящий налоговый орган в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.
Жалоба налогоплательщика рассматривается вышестоящим налоговым органом в срок не позднее одного месяца со дня ее получения налоговым органом.
Имеется ряд случаев, когда жалоба не будет рассмотрена налоговым органом, а именно:
пропущен срок подачи жалобы, соответствующий ст. 139 НК РФ;
отсутствуют указания на предмет обжалования и обоснования заявляемых требований;
жалоба подана лицом, не имеющим полномочий выступать от имени налогоплательщика (ст. 26-29 НК РФ);
имеется документально подтвержденная информация о принятии жалобы к рассмотрению вышестоящим налоговым органом;
налоговым органом получена информация о вступлении в законную силу решения суда по вопросам, изложенным в жалобе.
К жалобе могут быть приложены:
акт ненормативного характера, который, по мнению заявителя, нарушает его права;
акт налоговой проверки;
первичные документы, подтверждающие позицию заявителя;
иные документы, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения жалобы.
Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия. Если налоговый орган, рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству Российской Федерации, то указанный налоговый орган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых акта или действия. Решение о приостановлении исполнения акта (действия) принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом в исключительных случаях при наличии достаточных документально подтвержденных оснований.
По результатам рассмотрения жалобы руководителем налогового органа (его заместителем) принимается решение. Повторное принятие решения тем же налоговым органом по жалобе налогоплательщика по тому же предмету и основанию НК РФ не предусмотрено.
Статьи 137 и 138 НК РФ и ст. 22 АПК РФ предусматривают право налогоплательщика на судебное обжалование акта налогового органа (решения о привлечении к налоговой ответственности), а также действия или бездействия его должностных лиц. Для этого налогоплательщику необходимо обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности.
В заявлении должны в обязательном порядке содержаться следующие сведения:
наименование арбитражного суда, в который подается заявление, по общему правилу заявление подается по месту нахождения ответчика (налогового органа);
наименование заявителя, его место нахождения; если заявителем является гражданин, то его место жительства, дата и место рождения, место работы или дата и место государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия, бездействие;
название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;
права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением, действиями, бездействием;
законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение, действия, бездействие;
требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений, действий, бездействия - незаконными;
перечень прилагаемых к заявлению документов;
ходатайство о приостановлении действия оспариваемого акта, решения.
На основании ст. 126 АПК РФ к заявлению необходимо приложить:
уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют;
документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и в размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины;
документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования.
Налогоплательщик к заявлению должен приложить по возможности копии следующих документов:
свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
доверенности или иных документов, подтверждающих полномочия на подписание заявления.
К заявлению должен быть также приложен текст оспариваемого решения.
Копии заявления и приложенных к нему документов должны быть направлены другим лицам, участвующим в деле (налоговому органу и иным - при их наличии).
Если заявление об обжаловании решения налогового органа подписано представителем истца, то к заявлению прилагается доверенность, подтверждающая его полномочия на предъявление иска (заявления); если заявление подписано руководителем организации, то к заявлению прилагаются документы, удостоверяющие служебное положение руководителя, а также учредительные и иные документы организации.
Ю. Лермонтов,
советник налоговой службы II ранга
"Финансовая газета", N 25, 27, 28, июнь, июль 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71