Компьютерные преступления и новые проблемы
сотрудничества государств
Развитие научно-технического прогресса в XX в., обусловившее появление научно-технических достижений глобального значения, связано с новыми проблемами, затрагивающими интересы не только отдельных лиц и государств, но и международного сообщества в целом. Появление новых научно-технических объектов как результат извечного и постоянного стремления человечества к познанию окружающего мира относится, несомненно, к прогрессивным явлениям, но использование этих объектов может повлечь как позитивные, так и негативные последствия, так как неразрывно связано с рядом этических, политических и правовых проблем ответственности государств и индивидов. Что касается международного права, то в эпоху НТР проблема ответственности приобрела новое звучание, а сам институт ответственности становится интегральной частью любого международного правоотношения, зримо или незримо присутствуя в нем.
С распространением производства компьютеров в 50-х гг. XX в. и появлением технологий электронных коммуникаций в 70-х гг. преодоление негативных последствий использования новых технических достижений постепенно трансформировалось из проблемы, разрешаемой в пределах отдельных государств, в проблему межгосударственного сотрудничества.
В связи с развитием компьютерной техники образовался целый ряд новых областей сотрудничества государств, в том числе по вопросам правовой охраны программного обеспечения и баз данных, информации при ее использовании в компьютерных сетях, а также содействия процессу информатизации, обмена компьютерными технологиями. Наиболее важными представляются области сотрудничества, связанные с предупреждением и пресечением правонарушений, препятствующих правомерному использованию компьютеров и компьютерных сетей. При этом большую степень общественной опасности в сравнении с гражданско-правовыми и административными правонарушениями имеют преступления, при совершении которых компьютерная техника выступает объектом либо средством преступного посягательства.
Для анализа проблем межгосударственного сотрудничества по борьбе с компьютерными преступлениями первостепенное значение имеет определение компьютерного преступления как международно-правовой категории.
В настоящее время термин "компьютерные преступления" (computer crime, computer-related crime) используется в ряде международно-правовых документов. Проблема преступлений данного вида рассматривалась как на региональном, так и на универсальном уровне. Первая попытка разработки понятия компьютерного преступления была предпринята в рамках Организации экономического сотрудничества и развития. С 1983 по 1985 г. созданный для рассмотрения указанной проблемы (ad hoc) комитет ОЭСР обсудил возможность международной гармонизации уголовного законодательства отдельных государств с целью борьбы с экономическими компьютерными преступлениями. В 1986 г. комитетом был предложен единый список действий, которые должны рассматриваться как компьютерные преступления в законодательстве государств-членов. В список включены ввод, уничтожение, изменение, изъятие компьютерных данных, совершенные умышленно с намерением совершить незаконный перевод денежных средств и иных ценностей, аналогичные действия с целью совершить подделку данных, воспрепятствование функционированию компьютерных систем, а также нарушения исключительных прав обладателей компьютерных программ с целью коммерческого использования, незаконное "прослушивание" компьютерных сетей и вмешательство в функционирование оборудования, предназначенного для обеспечения безопасности компьютерных систем.
С 1985 г. по 1989 г. над проблемой компьютерных преступлений работал Отдельный комитет экспертов по компьютерным преступлениям Совета Европы. По итогам работы комитета Совет Европы принял рекомендацию N R(89)9 от 13 сентября 1989 г., содержание которой во многом сходно с документом комитета ОЭСР. При этом на региональном уровне не было разработано общее понятие компьютерного преступления, предложены только перечни действий, которые следует рассматривать как компьютерные преступления.
На универсальном уровне понятие компьютерного преступления также не определено, но проблема этих преступлений стала предметом обсуждения в специально созданной рабочей группе десятого Конгресса ООН по предотвращению преступлений и наказанию правонарушителей, который состоялся с 10 по 17 апреля 2000 г. (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 января 1999 г. A/RES/53/110).
В то же время не существует международных договоров, которые предусматривали бы меры борьбы государств с компьютерными преступлениями и правила об ответственности за их совершение. На первый взгляд, если государства не заключили соответствующие договоры, то преступления, связанные с использованием компьютеров, не могут носить международный характер.
Вместе с тем из анализа ряда действующих многосторонних договоров следует, что с использованием компьютерной техники могут совершаться не только некоторые преступления международного характера, но и международные преступления.
Под международным преступлением понимается деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение международным сообществом рассматривается как преступление. При использовании глобальных компьютерных систем будут действовать положения ст. 4 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 7 марта 1966 г.*(1) об осуждении государствами-участниками всякой пропаганды, основанной на идеях превосходства одной расы или группы лиц определенного цвета кожи или этнического происхождения, или пытающейся оправдать или поощрять расовую дискриминацию в какой бы то ни было форме. Кроме того, пункт "с" ст. 3 Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 г.*(2) содержит запрет на прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида, которое может быть осуществлено с использованием технологий электронных коммуникаций. Более того, компьютерные сети могут быть использованы для подготовки и координации совершения других международных преступлений, а компьютеры, управляющие военными объектами, могут непосредственно служить средством агрессии. Представляется вполне обоснованным отнесение международных преступлений, связанных с использованием компьютерной техники, к особой группе компьютерных преступлений.
С использованием компьютеров может быть совершен и ряд преступлений международного характера - деяний, предусмотренных международными договорами и посягающих на нормальные отношения между государствами, наносящих ущерб мирному сотрудничеству в различных областях отношений, а также организациям и гражданам, наказуемых либо согласно нормам, установленным в международных договорах, либо нормам национального законодательства в соответствии с этими договорами. В частности, противоправным является распространение по компьютерным сетям порнографических предметов, анонсирование или оглашение каким бы то ни было путем (в целях поощрения оборота или торговли порнографическими предметами), что какое-либо лицо занимается их распространением или торговлей, а также способов их получения, что следует из положений ст. 1 Международной конвенции о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими от 12 сентября 1923 г.*(3)
Кроме того, согласно ст. 36 Единой конвенции о наркотических средствах от 30 марта 1961 г.*(4) предложение с коммерческими целями наркотических средств является преступлением. Положения ст. 3 Венской конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 19 декабря 1988 г. содержит положение об обязанности государств признать уголовными преступлениями согласно своему законодательству предложение с целью продажи, организацию и руководство правонарушений, связанных с наркотическими или психотропными веществами*(5). Предложение с целью продажи, организация распространения наркотиков могут быть совершены с использованием компьютерных сетей.
По компьютерным сетям может быть передана и угроза нападения на официальное помещение, жилище, транспортное средство, а также на само лицо, пользующееся международной защитой, что является противоправным согласно ст. 2 Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов от 14 декабря 1973 г.*(6)
Следует отметить, что в настоящее время глобальный характер приобрели различные способы мошенничества с использованием компьютеров, в частности в банковских сетях, распространение программного обеспечения и баз данных без получения необходимых лицензий от лица, обладающего правами на соответствующие объекты интеллектуальной собственности, и другие правонарушения, связанные с функционированием компьютеров. Не могут не вызывать опасений за состояние международного мира и безопасности периодически появляющиеся в печати сообщения о "взломе" хакерами баз данных и программного обеспечения Пентагона.
В целях эффективной борьбы с неправомерным использованием компьютерной техники компьютерные преступления не должны пониматься в узком смысле, как они понимаются в актах ОЭСР и Совета Европы, предусматривающих достаточно ограниченный перечень компьютерных преступлений, непосредственно связанных с нарушением нормального функционирования компьютеров. Для определения понятия компьютерных преступлений в первую очередь следует учитывать способ их совершения.
Таким образом, к компьютерным следует отнести все преступления, совершаемые с использованием отдельных компьютеров либо технологий электронных коммуникаций.
Не исключено, что с развитием компьютерных сетей государства будут согласовывать новые нормы, содержащие меры по борьбе с правонарушениями, связанными с использованием компьютеров, и круг преступлений международного характера расширится.
Следует отметить, что государства заключали договоры, предусматривающие совместные меры борьбы с преступлениями, в случаях, когда преступления могли затрагивать интересы нескольких государств, как, например, трансграничная перевозка наркотиков либо порнографических материалов, либо совершались в отношении объектов, правовой режим которых установлен международным правом, например, в отношении стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе.
Компьютерные преступления могут затрагивать интересы нескольких государств, если происходит незаконный доступ к базам данных, находящимся в другом государстве, с целью получения информации, которая законодательством соответствующего государства отнесена к государственной тайне либо конфиденциальной информации, хищение денежных средств со счета в банке другого государства с использованием электронной карты либо кодов доступа. Кроме того, принятие договоров ВОИС об авторском праве и об исполнениях и фонограммах от 20 декабря 1996 г. связано с установлением единого правового режима для информации, имеющей литературную и художественную ценность. Представляется, что нарушения авторских и смежных прав, повлекшие значительные убытки их обладателю, могут быть предусмотрены в качестве преступлений международного характера в многостороннем договоре. Конкретный размер убытков, причинение которых должно рассматриваться как преступление, также может быть указан в договоре.
Возможно, развитие технологий электронных коммуникаций потребует пересмотра ряда действующих договоров. Например, ст. 1 Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г.*(7) содержит положение о преступлении, заключающемся в осуществлении контроля над воздушным судном любым лицом на борту судна, а подп. "d" п. 1 ст. 1 Конвенции от 23 сентября 1971 г. о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации*(8), указывает на противоправность действий такого лица, совершенных посредством вмешательства в эксплуатацию аэронавигацинного оборудования. Но договоры не предусматривают возможность того, что лицо может контролировать воздушное судно, оснащенное электронными приборами, либо вмешиваться в эксплуатацию аэронавигационного оборудования, не находясь непосредственно на борту, а изменяя программное обеспечение бортовой электроники и манипулируя информацией с другого компьютера. Представляется актуальным пересмотр договоров, содержащих меры борьбы с преступлениями против безопасности воздухоплавания и морского судоходства, с тем чтобы учесть в их содержании возможность пресечения противоправного использования компьютерных технологий.
Кроме того, с развитием технологий электронных коммуникаций должна развиваться и адекватная правовая защита культурных ценностей, особенно находящихся в электронных архивах. С совершенствованием программного обеспечения возможна ситуация, когда компьютерные произведения приобретут значительную ценность как объекты культурного наследия. Соответствующие ценности могут использоваться за рубежом без их перемещения за границу, в обход ограничений, установленных государством с целью охраны своего национального достояния.
Наряду с появлением норм материального права, унифицирующих составов компьютерных преступлений, не менее сложными представляются проблемы создания процессуальных норм, обеспечивающих единство мер по пресечению, расследованию и судебному преследованию компьютерных преступлений. Независимо от степени общественной опасности каждого отдельного преступления технология их совершения существенно сходна. С использованием одного и того же компьютера одно и то же лицо может совершать как международные преступления, так и преступления международного характера.
В настоящее время государствами разработаны различные системы мер борьбы с международными преступлениями и преступлениями международного характера. В отношении международных преступлений полномочия по расследованию и судопроизводству осуществляется международными судебными органами.
Уголовное преследование в отношении преступлений международного характера традиционно осуществляется органами отдельных государств, но другие государства оказывают необходимую правовую помощь.
Единый способ совершения компьютерных преступлений обусловливает необходимость единства мер борьбы с различными их категориями.
Следует отметить, что сотрудничество государств в борьбе с компьютерными преступлениями входит в качестве составного компонента в уже созданную систему международного сотрудничества в борьбе с преступностью, которое осуществляется прежде всего в соответствии с основными принципами международного права. Действие основных принципов международного права в сфере борьбы с преступностью ранее анализировалось в правовой доктрине.
В области борьбы с компьютерными преступлениями будут действовать и специальные принципы международного права, зафиксированные в Перечне принципов, являющемся приложением 1 к резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 19 декабря 1991 г. A/RES/46/152 "Создание эффективной программы ООН по предупреждению преступлений и уголовному правосудию". В частности, к таким принципам относятся:
принцип, в соответствии с которым гуманное и эффективное уголовное правосудие должно быть инструментом равенства, конструктивных социальных преобразований и социальной справедливости, охраны основных ценностей и неотъемлемых прав человека;
принцип, в соответствии с которым уменьшение уровня преступности зависит от улучшения условий жизни населения;
принцип, в соответствии с которым растущая интернационализация преступности должна порождать новые и соответствующие меры борьбы и другие принципы.
В настоящее время на универсальном уровне разработана система мер общего характера по усилению эффективности уголовного правосудия. Программа ООН по предупреждению преступлений и уголовному правосудию предусматривает положения о сотрудничестве государств в решении проблем борьбы с национальной и транснациональной преступностью, в том числе их изучение на национальном, региональном и глобальном уровнях, регулярные международные обзоры принятых мер, распространение информации и обучение персонала. Кроме того, создается функциональная Комиссия Экономического и Социального Совета по предотвращению преступлений и уголовному правосудию, уполномоченная создавать рабочие группы для решения конкретных вопросов и назначать специальных докладчиков. При этом полномочия ранее созданного ЭКОСОС Комитета по предотвращению и контролю за преступностью прекращаются. В качестве консультационного органа программы учреждены периодически проводящиеся конгрессы ООН по предотвращению преступлений и наказанию преступников. Сотрудничество государств в борьбе с общей уголовной преступностью обеспечивается вследствие деятельности Международной организации уголовной полиции (Интерпол), действующей на основании Устава 1956 г.
Сотрудничество государств по вопросам уголовного процесса осуществляется на основе многосторонних и двусторонних договоров о правовой помощи, применяемых в отношении различных видов преступлений.
Конкретные меры борьбы с компьютерными преступлениями, которые в полной мере соответствуют существующему уровню компьютерной преступности, в настоящее время предусмотрены только в процессуальном праве отдельных государств. В частности, в 1968 г. Конгрессом США был принят Объединенный закон о контроле над преступностью и обеспечением безопасности на улицах, который предусматривал внесение изменений в раздел 18 Свода законов США. В указанный раздел была включена глава 119, содержащая положения о возможности электронного наблюдения на основании судебного решения, выданного на срок не более 30 дней; о допустимости электронного наблюдения, если один из участников коммуникации согласен на это; о наблюдении без решения в неотложных случаях, но с условием получения решения не позднее 48 часов. Возможность электронного прослушивания частных коммуникаций по компьютерным сетям предусмотрена датским Законом об организации правосудия 1985 г. Согласно изменениям, внесенным в уголовно-процессуальный кодекс ФРГ в 1989 г., возможно установление электронного наблюдения за общедоступными телекоммуникационными сетями.
Компьютерная преступность в условиях функционирования глобальных компьютерных сетей приобретает транснациональный характер, вследствие чего меры борьбы с ней должны предусматриваться не только в национальном законодательстве.
Проблемы, возникающие в процессе сотрудничества государств в борьбе с компьютерными преступлениями, равно как и проблемы, связанные с сотрудничеством по пресечению и наказанию иных категорий преступлений, можно подразделить на следующие группы:
1) определение места совершения преступления;
2) выявление преступления и выдача преступников;
3) расследование преступления;
4) судебное преследование, в том числе передача судопроизводств;
5) определение места отбывания наказания за совершенное преступление.
В отношении компьютерных преступлений проблемы определения места совершения преступления, выявления преступления и его расследования являются наиболее сложными. Указанные преступления имеют высокую степень латентности, способы их совершения обусловливают значительные трудности в раскрытии, поскольку преступники, используя компьютер и коды доступа, остаются, по существу, анонимными. Более того, раскрытие таких преступлений возможно только вследствие привлечения высококвалифицированных специалистов в области компьютерной техники, обладающих не меньшим уровнем знаний, чем хакеры. Раскрытие преступлений усложняется и тем, что преступник, как правило, может находиться в одном государстве, а результаты преступной деятельности проявляются на территориях других государств.
Что касается определения места совершения преступления, то государства могли бы установить соответствующие правила путем заключения многостороннего договора. Представляется целесообразным предусмотреть в договоре положение, согласно которому местом совершения компьютерного преступления должна признаваться территория того государства, где наступили последствия совершенного деяния. Но в случае, когда известно, с какого компьютера был произведен ввод данных и иные действия, представляющие собой преступное вмешательство в функционирование других компьютеров, в том числе и находящихся на территории иностранных государств, место нахождения такого компьютера должно признаваться местом совершения преступления. Место совершения преступления может быть определено отдельно для каждого деяния, даже если они совершались одним и тем же лицом.
Более сложной является проблема указания национальных органов, которые компетентны расследовать компьютерное преступление. В многостороннем договоре можно согласовать общее правило о расследовании компьютерных преступлений по месту их совершения с рядом исключений из общего правила. Во-первых, компьютерные преступления могут быть совершены на территории государства, которое не обладает необходимыми техническими приспособлениями, а также не имеет специалистов для их расследования. В таком случае возможна передача возбужденного уголовного дела для расследования органам другого государства после консультаций между компетентными представителями соответствующих государств. Во-вторых, если компьютерные преступления совершены одним и тем же лицом, возможна передача дела для расследования органам государства, где соответствующее лицо имеет место жительства, либо гражданином которого указанное лицо является. В-третьих, при совершении одним и тем же лицом компьютерных преступлений, последствия которых имели место в нескольких государствах, уголовные дела в отношении данного лица могут быть возбуждены в каждом из государств. Затем путем взаимных консультаций государства могут договориться о расследовании дела органами одного государства либо создании совместного органа по расследованию данного дела. В-четвертых, передача материалов уголовного дела, возбужденного по факту совершения компьютерного преступления, возможна и компетентным органам по месту жительства либо нахождения потерпевшего, если расследование дела этими органами будет соответствовать интересам потерпевшего и целям быстрого и полного установления всех обстоятельств дела.
Наиболее полно интересы государств в борьбе с компьютерными преступлениями могут быть обеспечены вследствие создания системы международного контроля за передачей информации в компьютерных сетях и расследования правонарушений, связанных с использованием глобальных компьютерных сетей и отдельных компьютеров, имеющих трансграничные последствия. При этом должны соблюдаться специальные принципы международного обмена информацией, и в первую очередь принцип свободного, широкого и сбалансированного распространения информации. Система международного контроля и расследования может быть создана только при условии использования средств, которые не будут препятствовать свободному распространению правомерной информации и создавать условия для неправомерного доступа к информации, затрагивающей права человека.
Контроль за содержанием информации, расследование наиболее сложных либо затрагивающих интересы двух и более государств преступлений, координация деятельности национальных органов по расследованию компьютерных преступлений должны осуществляться в рамках международной организации.
Возможно, контроль за содержанием электронных данных и расследование будет входить в функции Интерпола. Но в таком случае нельзя не учитывать, что Интерпол координирует сотрудничество национальных органов уголовной полиции, борьба с международными преступлениями непосредственно в ее компетенцию не входит. Видимо, для координации сотрудничества государств в борьбе с международными компьютерными преступления и компьютерными преступлениями международного характера будет создана единая международная организация.
Создание международной организации по борьбе с компьютерными преступлениями будет способствовать эффективности межгосударственного сотрудничества в данной области. В частности, государства, не обладающие высококвалифицированными кадрами и развитыми системами коммуникаций, смогут обращаться к ней за помощью. Даже государства, которые обладают всем необходимым для расследования компьютерных преступлений, нуждаются в информационном обеспечении своей деятельности, получении данных об опыте других государств. Для расследования в рамках такой организации могут быть переданы преступления, затрагивающие интересы множества государств и требующие совместных усилий по их раскрытию.
Особое значение для деятельности организации в случае ее создания будет иметь возможность использования современных технических средств для раскрытия преступлений. Техническое сотрудничество государств указано в качестве важнейшего приоритета Программы ООН по предупреждению преступлений и уголовному правосудию в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН от 23 декабря 1994 г. A/RES/49/158, от 15 февраля 1996 г. A/RES/50/146, от 28 января 1997 г. A/RES/51/63, от 4 февраля 1998 г. A/RES/52/90, от 20 января 1999 г. A/RES/53/114 "Совершенствование Программы ООН по предупреждению преступлений и уголовному правосудию, в особенности ее положений о техническом сотрудничестве".
Кроме того, при заключении договора об учреждении соответствующей организации государствам следует не только детально урегулировать меры технического сотрудничества в борьбе с международной преступностью, но и предусмотреть достаточно полные и четкие положения о взаимодействии международной организации с национальными органами, в компетенцию которых входит расследование компьютерных преступлений.
Таким образом, борьба с компьютерной преступностью связана как с использованием традиционных средств, применяемых государствами (в рамках существующих международных организаций, а также на основе двусторонних договоров о правовой помощи и многосторонних договоров по вопросам борьбы с отдельными видами правонарушений и оказанию правовой помощи по уголовным делам), так и с созданием новых, более эффективных средств.
В.П. Талимончик,
старший преподаватель кафедры международного права
Санкт-Петербургского государственного университета,
кандидат юридических наук
"Законодательство и экономика", N 5, май 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Выпуск XXVI. - М., 1973. - С. 109-118.
*(2) Организация Объединенных Наций: сборник документов. - М., 1981. - С. 566-572.
*(3) Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Выпуск XIII. - М., 1956. - С. 307-310.
*(4) Там же. Выпуск XXIII. - М., 1970. - С. 105-136.
*(5) Сборник важнейших документов по международному праву. Часть 2. - М., 1997. - С. 483.
*(6) Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Выпуск XXXIII. - М., 1979. - С. 90-94.
*(7) Сборник договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Выпуск XXVII. - М., 1974. - С. 292-296.
*(8) Там же. Выпуск. XXIX. - М., 1975. - С. 90-95.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Компьютерные преступления и новые проблемы сотрудничества государств
Автор
В.П. Талимончик - старший преподаватель кафедры международного права Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат юридических наук
"Законодательство и экономика", 2005, N 5