Органы принудительного исполнения ФРГ
Принудительное исполнение судебных актов является очень важной частью механизма защиты нарушенного права, так как невозможность реализовать вступившее в законную силу решение суда лишает смысла весь предшествующий процесс. И совершенствование российского законодательства об исполнительном производстве, в том числе об органах принудительного исполнения, представляется необходимым и актуальным.
При решении этой задачи, как и ряда других, целесообразно, на наш взгляд, использовать зарубежный опыт. Интерес представляет правовое регулирование принудительного исполнения в странах романо-германской системы права, особенно с учетом того, что заимствование ее отдельных правовых институтов имеет место во многих отраслях системы отечественного права. В настоящей работе мы рассмотрим работу органов принудительного исполнения ФРГ.
Исполнительное производство в Германии, которое, если дословно перевести немецкий термин*(1), правильнее именовать принудительным исполнением, имеет длинную историю. Достаточно заметить, что в огромный массив законодательства о принудительном исполнении*(2) входят законы, изданные еще в конце XIX в., а ключевой акт - Гражданский процессуальный кодекс (ГПК) ФРГ - был принят в 1877 г. и действует с учетом последующих изменений до сих пор. Основными нормативными актами, посвященными органам принудительного исполнения, следует считать книгу 8 "Принудительное исполнение" ГПК ФРГ, Закон о принудительной продаже с торгов и принудительном управлении имуществом*(3), Закон о судебной системе 1975 г.*(4), Положение о судебных исполнителях 1999 г.*(5), Инструкцию для судебных исполнителей 1999 г.*(6)
Хотя германское законодательство не содержит термина "орган принудительного исполнения", понятие Vollstreckungsorgan (от Vollstreckung - исполнение и Organ - орган) широко используется в научной литературе. К органам принудительного исполнения в ФРГ относятся:
- судебный исполнитель;
- суд по исполнению;
- процессуальный суд первой инстанции;
- ведомство земельного кадастра.
Судебный исполнитель (Gerichtsvollzieher) компетентен в случае, если принудительное исполнение не предоставлено суду (§ 753 I ГПК ФРГ). Он занимается в основном исполнительными документами по денежным требованиям при обращении взыскания на движимое имущество, требованиям о выдаче вещи и другим малозначительным требованиям. Кроме того, на него возложены вспомогательные функции, предусмотренные законом или предписаниями суда по исполнению*(7).
Судебный исполнитель является служащим земли, выступая в качестве органа исполнительной власти субъекта федерации. Правовое положение судебных исполнителей детально регулируется упомянутыми Положением о судебных исполнителях и Инструкцией для судебных исполнителей 1999 г.
Процедура принудительного исполнения судебных актов судебным исполнителем урегулирована в § 753-763 ГПК ФРГ. Она возбуждается взыскателем или его представителем. Для этого заявление подается ими судебному исполнителю, ведающему территорией, на которой будет производиться основная часть действий, связанных с принудительным исполнением, находится большая часть имущества должника или его место жительства. Вместе с заявлением исполнителю передается оригинал исполнительного документа, на основании которого судебный пристав сможет требовать в интересах должника выплаты денежных средств и совершения других юридических действий. Судебному исполнителю надлежит принимать необходимые меры для полного и наиболее быстрого исполнения судебных актов. На совершение отдельных действий (например, на обыск квартиры или иных помещений должника) требуется разрешение суда (§ 756а ГПК ФРГ). В случае сопротивления должника исполнитель имеет право привлекать для помощи в исполнении полицию (§ 758 III ГПК ФРГ). Каждое исполнительное действие судебный исполнитель должен оформлять протоколом (§ 762, 763 ГПК ФРГ).
Между судебным исполнителем и другими участниками исполнительного производства устанавливаются правоотношения публично-правового характера. Судебный исполнитель самостоятелен в своей деятельности, однако его действия и решения могут быть обжалованы в суд по исполнению.
Деятельность судебного исполнителя строго проверяется. Предусмотрен двойной контроль:
а) процессуальный (со стороны суда по исполнению, в который могут быть обжалованы действия и решения судебного исполнителя (§ 766 ГПК ФРГ));
б) дисциплинарный (судебный исполнитель как государственный служащий подлежит контролю со стороны "осуществляющего надзор за его деятельностью судьи участкового суда" (§ 2 п. 2 Положения о судебных исполнителях)).
Суд по исполнению (Vollstreckungsgericht). В этой роли выступает участковый суд, на чьей подведомственной территории должно производится принудительное исполнение. Суд по исполнению может принимать решение как через специальное должностное лицо, именуемое Rechtspfleger, так и через профессионального судью.
Rechtspfleger (от нем. Rechtspflege - правосудие) - это служащий суда, наделенный простейшими судебными функциями, не имеющий прав судьи, но уполномоченный решать определенные вопросы. Подобное должностное лицо имеется и в других европейских государствах: во Франции оно именуется Greffier de Justice, в Испании - Secretario Judiciale, в Италии - Funzionario Giudiziario*(8). Существует европейский союз таких служащих, имеющий консультативный статус при Европейском совете ЕС*(9). В российской литературе пока нет общепринятого перевода указанного понятия. Встречаются такие варианты, как "правоприменитель", "служащий суда", "помощник судьи", "секретарь суда", которые формально верны, но не отражают реального правового положения данного должностного лица в Германии. Наиболее подходящим по смыслу представляется термин "помощник судьи", так роль Rechtspfleger во многом сходна с предусмотренной ст. 58 АПК РФ 2002 г. ролью помощника судьи. Поэтому в рамках данной работы для обозначения понятия "Rechtspfleger" в значении, придаваемом ему специальным Законом ФРГ*(10), будет использовано понятие "помощник судьи".
Суд по исполнению наряду с судебным исполнителем является важнейшим органом принудительного исполнения. Одновременно ему приданы функции контрольного органа в процессе принудительного исполнения. Суд по исполнению наделен тремя функциями.
1. Является органом принудительного исполнения, и в этом качестве ему подведомственны:
- исполнение по денежным требованиям путем обращения взыскания на права требования и другие имущественные права должника (§ 828 I, 857 I ГПК ФРГ);
- принудительное исполнение судебных актов путем обращения взыскания на недвижимое имущество, за исключением установления принудительной ипотеки (§ 1, 163, 171b Закона о принудительной продаже с торгов и принудительном управлении имуществом);
- процесс раздела имущества в случае, когда сумма арестованного, реализованного или внесенного третьими лицами имущества предназначена для нескольких взыскателей, но ее недостаточно для полного удовлетворения их требований (§ 827 II, 853, 854 II, 872 ГПК ФРГ);
- принятие показаний, равносильных данным под присягой, способствующих органу правосудия при взыскании долга или выполнении иного обязательства (§ 899 и след. ГПК ФРГ); выдача ордера на арест для принуждения к даче показаний (§ 901); принятие таких показаний на основании гражданского права (§ 889 I ГПК ФРГ) и принуждение к их даче посредством штрафа или ареста (§ 889 II, 888 I) при условии, что должник не дает показаний добровольно;
- содействие принудительному исполнению в отношении движимого имущества путем издания предписаний об оценке имущества специалистом (§ 813 I ГПК ФРГ), другим вопросам реализации (§ 825 ГПК ФРГ), уполномочивающих судебного исполнителя к уступке именной ценной бумаги или изменению имени держателя в именной ценной бумаге.
2. Как контрольный орган осуществляет контроль за действиями и решениями судебного исполнителя по жалобам заинтересованных лиц (§ 766 I ГПК ФРГ), содействует исполнительным действиям других органов (§ 764 I ГПК ФРГ), а также контролирует исполнительные мероприятия самого суда по исполнению в качестве инстанции для обжалования (§ 766 ГПК ФРГ).
3. Ведет так называемую "судебную защиту исполнения" (richterliche Vollstreckungsschutz) на основании обстоятельств, предусмотренных для конкретных случаев (§ 765а, 811a, 813a, 850c VI, 850d, 850f II, 850k ГПК ФРГ и др.)*(11), по требованиям должника о защите при принудительном исполнении и по требованиям взыскателя об увеличении размера изымаемого*(12).
ГПК ФРГ исходит из того, что суд по исполнению будет действовать через судью, однако в силу п. 17 § 20 Закона о помощнике судьи (далее - RPflG) наибольшая часть полномочий суда по исполнению осуществляется этим должностным лицом. Фактически профессиональный судья рассматривает только жалобы на действия суда по исполнению (§ 766 ГПК ФРГ) и требования о "защите исполнения", о совершении исполнительных действий в ночное время (§ 761 ГПК ФРГ), об обыске в жилище (§ 758 ГПК ФРГ)*(13). При этом даже решения, затрагивающие конституционные права и обязанности должника и других лиц, принимает помощник судьи. Соответствие такого положения Основному закону ФРГ было обосновано Федеральным конституционным судом, признавшим, что в предусмотренных законом случаях помощник судьи может выступать в роли судьи*(14).
Несмотря на то, что помощник судьи является служащим, на него распространяются гарантии независимости, он самостоятелен в своих решениях (§ 9 RPflG). Ему может быть заявлен отвод по тем же основаниям, что и судье (§ 10 RPflG). В случае особой сложности вопроса помощник может передать его на рассмотрение профессионального судьи (§ 5 RPflG). Решения, принимаемые помощником в рамках его компетенции, считаются судебными актами, но рядом с подписью указывается, что решение вынес помощник судьи (§ 12 RPflG).
Процедура рассмотрения вопросов в суде по исполнению подразделяется на исполнительный процесс, в котором суд по исполнению задействован как орган принудительного исполнения, и процесс по обжалованию, в рамках которого суд рассматривает жалобы заинтересованных лиц.
Исполнительный процесс, в свою очередь, подразделяется на процесс по принудительной продаже с торгов и принудительному управлению имуществом и процесс по вопросам наложения ареста на права должника. Рассмотрение дел судом по исполнению может происходить без устного разбирательства*(15), однако при этом должны соблюдаться все процессуальные права сторон, в том числе гарантируется право быть выслушанным в суде. При рассмотрении спора в суде по исполнению действуют процессуальные принципы.
Решение суда по исполнению независимо от того, вынесено ли оно судьей или помощником судьи, оформляется определением. Определение в зависимости от вида процесса и в силу своей обязательности ведет к различным правовым последствиям. Так, при исполнении денежных требований путем обращения взыскания на права требования и иные имущественные права должника определение содержит в себе решение об аресте права требования и решение о его передаче. Арест права требования "ведет к его изъятию, а передача управомочивает взыскателя получить денежные средства с третьего лица, являющегося должником по данному требованию (при этом замены кредитора в обязательстве не происходит)"*(16). Например, обязательство по оплате поставленного товара будет исполняться покупателем не в отношении поставщика, а в отношении взыскателя, для которого последний является должником в рамках принудительного исполнения.
Принудительное исполнение при обращении взыскания на недвижимое имущество может осуществляться в следующих формах:
- принудительная продажа (с публичных торгов или аукциона);
- принудительное управление (секвестрация);
- принудительная ипотека*(17).
В первом случае определение суда содержит решение о продаже с торгов, т.е. изъятии объекта недвижимости и удовлетворении путем его реализации требований должника, и одновременно распоряжение ведомству земельного кадастра сделать пометку о принудительной продаже с торгов (§15, 20 I Закона о принудительной продаже с торгов и принудительном управлении имуществом). После изъятия объекта недвижимости из собственности должника и совершения соответствующих действий ведомством земельного кадастра суд по исполнению извещает стороны и назначает заседание, в ходе которого устанавливает стоимость объекта недвижимости и утверждает ее своим определением. В дальнейшем суд по исполнению рассматривает предложения о покупке, оценивает их и принимает наиболее выгодное, а затем утверждает решение о продаже.
Принудительное управление предусмотрено для удовлетворения требований взыскателя за счет текущих доходов, приносимых объектом недвижимости. Определение суда предписывает его изъятие, т.е. управление объектом недвижимости и использование его специальным управляющим до удовлетворения требований кредитора*(18).
Таким образом, суд по исполнению совершает множество исполнительных действий, которые в основном имеют признающий или распорядительный характер, фактические же действия осуществляют органы, содействующие исполнению.
Компетенцию суда по исполнению необходимо отличать от полномочий процессуального суда.
Процессуальному суду первой инстанции (Prozessgericht) подведомственно исполнение решений, которыми должник присужден к совершению определенных действий (§ 887, 888 ГПК ФРГ), к воздержанию от определенных действий или к необходимости претерпевать чужие действия (§ 890 ГПК ФРГ). Такие полномочия суда связаны с тем, что законодатель не смог до конца отделить процесс исполнения от судебного разрешения дела в связи с нежеланием ослабить роль суда и в целях упрощения процесса*(19). Данные действия тесно связаны с основным спором, а их исполнение обеспечивается непосредственно решением суда. Средствами исполнения здесь являются полномочия суда выполнять действия за счет стороны, устанавливать предоплату судебных расходов (§ 887 ГПК ФРГ), налагать принудительный или административный штраф либо прибегать к аресту (§ 888, 890 ГПК ФРГ). Решение об использовании одной из указанных мер принимает судья участкового суда или коллегия судей суда земли в зависимости от подведомственности дела по первой инстанции. Оформляется такое решение определением.
Ведомство земельного кадастра (Grundbuchamt) выступает в исполнительном производстве сразу в двух качествах: как орган принудительного исполнения и как орган, содействующий исполнению. В первом качестве ведомство ответственно за отражение в земельном кадастре информации о принудительной ипотеке по требованию взыскателя. Во втором качестве оно вносит в кадастр сведения об установленном определением суда аресте зарегистрированной в земельном кадастре ипотеки (§ 830 I 3 ГПК ФРГ), а также ее переводе взамен платежа (§837 I 2), аресте реального обременения земельного участка (Reallast), ипотечном долге (Grundschuld) и рентном долге (Rentschuld) (§ 857 VI ГПК ФРГ). В остальных случаях ведомство земельного кадастра действует как регистрационный орган.
По заявлению взыскателя при представлении им исполнительного документа, если денежное требование превышает 750 евро, принудительная ипотека может быть установлена на внесенный в земельный кадастр в качестве собственности должника или наследуемый земельный участок (§ 866 ГПК ФРГ). Целью является не удовлетворение требований взыскателя, а вещное обеспечение денежного требования. Решение о внесении сведений о принудительной ипотеке принимается помощником судьи от имени ведомства земельного кадастра (§ 3 п. 1 h RPflG).
Мы рассмотрели состав и полномочия органов принудительного исполнения ФРГ. Как было показано, германская правовая система в этой части хорошо продумана, полномочия органов принудительного исполнения успешно разграничены. При этом принудительное исполнение осуществляется исключительно государственными органами, частные организации к этой деятельности не допускаются. Функции судебного исполнителя и суда удачно сочетаются и дополняют друг друга. Участие суда в исполнительном производстве не ведет к перегрузке судебной системы во многом за счет принятия многих решений специальным должностным лицом.
Некоторые элементы и механизмы германской системы, на наш взгляд, весьма эффективны и могут быть использованы в России, другие, напротив, в нашей стране неприменимы. Так, в настоящее время отечественная монополия судебного исполнителя в сфере принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов не отвечает общемировым тенденциям развития судебной власти как важнейшего элемента правового государства и гражданского общества. Роль суда в процессе исполнительного производства необоснованно принижается, сводится только к контрольным функциям. В результате орган судебной власти фактически ничего не делает для исполнения собственных решений, а органами исполнительной власти решения часто не исполняются*(20). Германская система органов принудительного исполнения показывает, как суд может решать наиболее сложные вопросы, возникающие в ходе принудительного исполнения, выступать гарантом быстрого, полного и законного исполнения судебных актов. Роль суда в исполнительном производстве в России надлежит расширять и совершенствовать.
Институт "суда по исполнению", существующий в разных формах не только в Германии, но и в иных государствах, представляется эффективным инструментом решения задач исполнительного производства. Принятие судом на себя ключевых вопросов юридического характера при оставлении основного массива исполнительных действий остальным исполнительным органам позволяет наиболее полно обеспечивать соблюдение прав и законных интересов всех участников принудительного исполнения и предполагает разумное сочетание отправления правосудия судом и деятельности органов исполнительной власти.
Очень интересным и позитивным кажется найденный немецким законодателем способ избежания перегрузки судов: передача большинства полномочий по исполнению особому должностному лицу суда, для которого предусматриваются специальные, более высокие требования, нежели для судебного исполнителя, и который принадлежит к судебной власти и обладает большей независимостью, но при этом не является судьей. В России тоже может существовать подобное должностное лицо: предусмотренная ст. 58 АПК 2002 г. фигура помощника судьи - это, по сути, аналог немецкого Rechtspfleger. Передача упомянутому помощнику функций суда по исполнению не стала бы чем-то из ряда вон выходящим, при этом значительно повысилась бы эффективность исполнения решений арбитражных судов.
А.М. Мойсеенко
"Законодательство", N 6, июнь 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Zwangsvollstreckung от нем. Zwang (принуждение) и vollstrecken (приводить в исполнение).
*(2) См. сборник нормативно-правовых актов: Zwangsvollstreckungsrecht. 2 Aufl. 2003.
*(3) Gesetz ueber die Zwangsversteigerung und Zwangsverwaltung in der Fassung der Bekanntmachung vom 20. Mai 1898 (ZVG).
*(4) Gerichtsverfassungsgesetz (GVG) vom 9 Mai 1975.
*(5) Gerichtsvollzieherordnung (GVO) in der ab 1.Mai 1999 geltender Fassung.
*(6) Geschaeftsanweisung fuer Gerichtsvollzieher (GVGA) in der ab 1. Mai 1999 geltenden Fassung.
*(7) Lackman R. Zwangsvollstreckungsrecht mit Grundzuegen des Insolvenzrechts. Muenchen, 2003. S. 5 // Rosenberg L. Zwangsvollstreckungsrecht - 11. Voellig neubearb. Muenchen, 1997. S. 418.
*(8) Название этих должностей можно перевести как "судебный секретарь" ("служащий").
*(9) См.: www.rechtspfleger.org.
*(10) Rechtspflegergesetz (RPflG) vom 5 November 1969.
*(11) Так в соответствии с § 765а ГПК ФРГ должник может подать в суд по исполнению требование о защите при принудительном исполнении, если исполнительное действие при полной оценке возможностей защиты должника в силу особых обстоятельств представляет трудности, которые противоречат добрым нравам. Суд вправе полностью или в части отменить исполнительное действие, запретить или временно воздержаться от его совершения. Примером такой ситуации является исполнительное действие, которое не может быть совершено из-за противодействия животного.
*(12) См.: Rosenberg L. Op. cit. S. 473, 474.
*(13) Ibid. S. 474.
*(14) BVerfGE 51, 97, 112, 113 = NJW 1979 1539, 1540, BVerfGE 57, 346, 354 = NJWW 1981, 2111.
*(15) Rosenberg L. Op. cit. S. 481.
*(16) Lackman R. Op.cit. S. 116.
*(17) Принудительная ипотека (Zwangshypothek) - правовой институт, предусмотренный § 867 ГПК ФРГ и являющейся разновидностью обычной ипотеки по смыслу § 1184 Германского гражданского уложения.
*(18) Принудительная продажа с торгов и принудительное управление, его порядок и функции суда, урегулированные в упомянутом Законе о принудительной продаже с торгов и принудительном управлении имуществом (ZVG).
*(19) Rosenberg L. Op. cit. S.486.
*(20) См., напр.: Дело "Бурдов против России" (постановление суда по существу дела и в отношении справедливой компенсации) // Российская газета. 2000. 4 июля.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Органы принудительного исполнения ФРГ
Автор
А.М. Мойсеенко
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2005, N 6