Организация заключила с органом местного самоуправления договор, предметом которого является следующее: "Орган местного самоуправления предоставляет рекламное место, а организация на предоставленном месте распространяет наружную рекламу". Рекламное место расположено на здании, находящемся в муниципальной собственности.
Обязана ли организация при перечислении органу местного самоуправления платы за предоставление рекламного места выступать налоговым агентом по НДС и, соответственно, исчислять, удерживать и уплачивать в бюджет суммы НДС? Обязан ли в данном случае орган местного самоуправления выставлять счета-фактуры?
В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признаются объектом обложения НДС. В связи с этим, а также принимая во внимание положения ст. 143 НК РФ, организации, осуществляющие на территории Российской Федерации операции по реализации товаров (работ, услуг), подлежащие обложению НДС, являются плательщиками данного налога.
В то же время ст. 161 НК РФ установлен особый порядок уплаты НДС. Так, на основании п. 3 ст. 161 НК РФ организации обязаны выступать в качестве налогового агента в случае приобретения ими услуг по предоставлению в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества, оказываемых органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления.
В данном случае организация по договору с органом местного самоуправления приобретает услугу по предоставлению рекламного места, расположенного на здании, находящемся в муниципальной собственности, а не услугу по предоставлению в аренду муниципального имущества.
Таким образом, при приобретении оказываемых органом местного самоуправления услуг по предоставлению рекламного места, расположенного на здании, находящемся в муниципальной собственности, организация не является налоговым агентом и не обязана исчислять, удерживать и уплачивать НДС в бюджет при перечислении денежных средств органу местного самоуправления за предоставленную услугу.
На основании п. 3 ст. 14 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" взимание платы за размещение наружной рекламы на территории, зданиях, сооружениях и иных объектах осуществляется на основании договоров. При этом такие договоры заключаются как с органами местного самоуправления, так и с другими собственниками либо лицами, обладающими правами на объекты, на которых размещается реклама.
Принимая во внимание вышеуказанную норму подпункта 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, а также то, что оказание органами местного самоуправления услуг в рамках договоров на размещение наружной рекламы на объектах муниципальной собственности исключительными полномочиями органов местного самоуправления в этой сфере деятельности не являются (п. 2 ст. 146 Кодекса), плата, взимаемая органом местного самоуправления за размещение рекламы на объектах муниципальной собственности, подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке. Поэтому орган местного самоуправления, оказывающий услуги по предоставлению места для размещения наружной рекламы, признается плательщиком НДС.
Согласно п. 3 ст. 168 НК РФ при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) плательщики НДС должны выставлять соответствующие счета-фактуры. Таким образом, органу местного самоуправления при оказании услуг по предоставлению рекламного места на здании, находящемся в муниципальной собственности, следует оформлять счета-фактуры.
Е.Н. Вихляева,
главный специалист Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России
1 июня 2005 г.
"Налоговый вестник", N 6, июнь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1