Правовое регулирование несостоятельности градообразующих организаций
Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ (в ред. от 31 декабря 2004 г.) "О несостоятельности (банкротстве)"*(1) (далее - Закон о банкротстве), вступивший в силу 3 декабря 2002 г., так же как и ранее действовавший одноименный Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ*(2) (далее - Закон 1998 г.), регулирует отношения, связанные с банкротством градообразующей организации. К этим отношениям применяются общие правила глав I-VIII Закона, если иное не предусмотрено ст. 169-176 гл. IX § 2 "Банкротство градообразующих организаций".
В пункте 1 ст. 169 законодатель дает понятие градообразующей организации, которое используется только для целей данного Закона и больше в законодательстве не встречается. Наряду с Законом о банкротстве продолжает действовать постановление Правительства РФ от 29 августа 1994 г. N 1001 "О порядке отнесения предприятий к градообразующим и особенностях продажи предприятий-должников, являющихся градообразующими"*(3). Названное постановление распространяется только на государственные предприятия-должники и еще на те организации, в капитале которых имеются доли (паи, акции), находящиеся в федеральной собственности или государственной собственности субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 постановления организация-должник, имеющая неудовлетворительную структуру баланса, подлежит отнесению к градообразующей, если соответствует одному из следующих критериев:
на предприятии занято не менее 30% общего числа работающих на предприятиях города (поселка);
предприятие имеет на своем балансе объекты социально-коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры, обслуживающие не менее 30% населения города (поселка).
Решение об отнесении предприятия-должника к градообразующим принимается в срок не более одного месяца уполномоченным органом в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 мая 2004 г. N 257 (в ред. от 3 декабря 2004 г.) "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и процедурах банкротства"*(4) (утвердившим Положение о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией по делам о банкротстве и в процедурах банкротства).
Следует отметить, что если Закон 1998 г. относил к градообразующим организациям юридические лица, численность работников которых с учетом членов их семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта (ст. 132), то Закон о банкротстве использует лишь один критерий численность работников организации. Причем численность работников организации принимается по отношению не к численности населения того или иного пункта, а по отношению только к работающему населению соответствующего населенного пункта.
В статье 169 Закона о банкротстве используется термин "работник", под которым в соответствии со ст.20 Трудового кодекса РФ (Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ*(5), в ред. от 29 декабря 2004 г.) понимается физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Таким образом, Закон о банкротстве включает в число работников лиц, работающих на основании трудового договора. Вместе с тем если в судебном порядке будет установлено, что договором гражданско-правового характера (подряда, возмездного оказания услуг) фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства (ст. 11 ТК РФ). В этом случае граждане, работающие на основании гражданско-правового договора, также являются работниками данной организации. Следовательно, к работникам организации относятся граждане, с которыми заключены трудовые договора, а также граждане, работающие на основании гражданско-правового договора, если в судебном порядке установлено, что данный договор фактически регулирует трудовые отношения.
В связи с отсутствием в Законе о банкротстве слов "с учетом членов их семей" (причем ни один законодательный акт не содержит понятия "члены семьи работника") возникает вопрос, как учитывать членов семьи работников.
Семейный кодекс РФ (Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ, в ред. от 28 декабря 2004 г.)*(6) определяет членов семьи применительно к семейным отношениям и относит к ним ребенка, родителей, дедушку, бабушку, братьев, сестер и других родственников (ст. 55, 60, 66, 67 СК РФ).
Действовавший ранее Жилищный кодекс РСФСР 1983 г. в редакции от 20 июля 2004 г. определял круг лиц, относящихся к членам семьи нанимателя: супруг нанимателя, их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могли быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживали совместно с нанимателем и вели с ним общее хозяйство (ст. 53).
Жилищный кодекс РФ (Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ)*(7) в несколько ином аспекте рассматривает круг лиц, относящихся к членам семьи. В пункте 1 ст. 31 определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. В соответствии с п. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Оправданно полагать, что с точки зрения законодательства о несостоятельности не имеют значения ни родственные связи работника градообразующей организации, ни совместное проживание с ним других лиц. Во главу угла должны быть поставлены лишь трудовые отношения, существующие между данной организацией и работником, и соответственно лишь численность работников данной организации.
Для отнесения организации к градообразующей необходимо учитывать численность работников организации по отношению к работающему населению данного пункта (города, поселка и пр.). Может возникнуть такая ситуация, когда в конкретном населенном пункте расположена лишь одна организация и ее банкротство (просто ликвидация) приведет к массовой безработице, к невозможности трудоустроиться в данном пункте, что в совокупности может повлечь неблагоприятные социально-экономические последствия. Учитывая это, законодатель принимает во внимание численность всего работающего населения соответствующего населенного пункта, т.е. трудоспособное население, источником доходов которого является осуществление профессиональной деятельности или выполнение определенной трудовой функции.
Признак градообразующей организации, позволяющий применять к соответствующему должнику содержащиеся в § 2 гл. IX Закона о банкротстве специальные правила об особенностях банкротства, состоит в том, что численность работников такой организации должна быть не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта. Согласно п. 2 ст. 169 Закона правила о банкротстве градообразующих организаций применяются и к организациям, не обладающим признаком градообразующей организации, но имеющим численность работников, превышающую 5 тыс. человек. В судебно-арбитражной практике данное положение применялось с учетом разъяснения Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации - для установления признаков градообразующей организации при определении численности работников должника, имеющего филиалы, представительства и иные обособленные подразделения, расположенные вне места нахождения юридического лица, учету подлежат работники должника (с членами их семей), постоянно проживающие в городе, поселке, другом населенном пункте места нахождения юридического лица. При определении численности работников организаций, к которым подлежат применению правила о градообразующей организации, учитываются все работающие независимо от места их проживания (п. 32 информационного письма от 6 августа 1999 г. N 43 "Вопросы применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в судебной практике"*(8)).
Такой подход к определению градообразующей организации был вполне оправдан в ситуации, когда численность ее работников (с учетом членов их семей) сравнивалась с численностью всего населения соответствующего населенного пункта. Теперь же, когда согласно ст. 169 Закона о банкротстве наличие признаков градообразующей организации определяется исходя из соотношения численности работников должника и работающего населения города, поселка, иного населенного пункта, представляется необходимым учитывать всех работников организации-должника, в том числе занятых в филиалах, представительствах и иных обособленных подразделениях этой организации. Таким образом, разъяснение Высшего Арбитражного Суда о необходимости учитывать всех работающих независимо от места их проживания сохраняет свое значение и в условиях действия новой редакции Закона о банкротстве.
Порядок определения численности работников закреплен постановлением Федеральной службы государственной статистики от 18 октября 2004 г. N 49 "Об утверждении порядка заполнения и предоставления формы федерального государственного статистического наблюдения N 1-т "Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности"*(9).
Статья 170 Закона о банкротстве ("Рассмотрение дела о банкротстве градообразующей организации") идентична ст. 133 Закона 1998 г. Круг лиц, участвующих в деле о банкротстве, определен в ст. 34 Закона о банкротстве в виде закрытого перечня. К их числу отнесены:
должник;
арбитражный управляющий;
конкурсные кредиторы;
уполномоченные органы;
лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления;
федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве.
При рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации лицом, участвующим в деле о банкротстве, на основании п. 1 ст. 170 Закона о банкротстве является орган местного самоуправления. Органами местного самоуправления в соответствии со ст. 1 Федерального закона 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2004 г.) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"*(10) являются выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. К ним относятся выборные органы, образуемые в соответствии с вышеуказанным нормативным правовым актом, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований; другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований. Органы местного самоуправления наделяются собственной компетенцией в решении вопросов местного значения (ст. 14).
Статус лица, участвующего в деле о банкротстве, означает, что соответствующее лицо (орган местного самоуправления, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) наделяется определенными процессуальными правами и несет процессуальные обязанности, предусмотренные ст. 41 АПК РФ (вправе знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии; заявлять отводы; представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного разбирательства; участвовать в исследовании доказательств; задавать вопросы другим участникам арбитражного процесса, заявлять ходатайства, делать заявления, давать объяснения арбитражному суду, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам; знакомиться с ходатайствами, заявленными другими лицами, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле; знать о жалобах, поданных другими лицами, участвующими в деле, знать о принятых по данному делу судебных актах и получать копии судебных актов, принимаемых в виде отдельного документа; обжаловать судебные акты; пользоваться иными процессуальными правами, предоставленными им АПК РФ и другими федеральными законами).
Помимо указанных общих прав, которые принадлежат всякому лицу, участвующему в деле, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местные органы власти как лица, участвующие в деле о банкротстве градообразующей организации, обладают дополнительными процессуальными правами, предусмотренными Законом о банкротстве. Так, если органы местного самоуправления могут признаваться в силу Закона о банкротстве лицами, участвующими в деле о банкротстве градообразующей организации, то федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по инициативе арбитражного суда на основании п. 2 ст. 170 данного Закона могут привлекаться в качестве лиц, участвующих в таком деле. В этом случае они имеют права и несут обязанности, предусмотренные ст. 41 АПК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 170 Закона о банкротстве арбитражному суду должны быть представлены доказательства, подтверждающие статус градообразующей организации или наличие у организации численности работников, превышающей 5 тыс. человек. Такими доказательствами могут быть первичная документация по учету труда и его оплаты, перечень которой утвержден упомянутым постановлением Федеральной службы государственной статистики от 18 октября 2004 г. N 49.
Закон о банкротстве 1998 г. в п. 3 ст. 133 предусматривал, что такие доказательства статуса градообразующей организации должны быть представлены арбитражному суду должником. Статья 170 Закона о банкротстве не определяет, на ком лежит обязанность по представлению таких доказательств, и с этой точки зрения новая редакция рассматриваемой нормы не совсем удачна. Ведь, с одной стороны, доказательства статуса градообразующей организации представляются в арбитражный суд при рассмотрении обоснованности требований кредиторов, а с другой стороны, сам должник должен представить арбитражному суду доказательства статуса градообразующей организации, что позволит применять к конкретной ситуации положения гл. IX Закона о банкротстве.
По всей видимости, в условиях действия новой редакции Закона о банкротстве соответствующие доказательства могут быть предоставлены арбитражному суду не только должником, но и иными лицами, участвующими в деле и в процессе по делу о банкротстве: местными органами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации; представителем учредителей (участников) должника либо собственника имущества должника - унитарного предприятия; представителем работников должника. Поскольку рассмотрение арбитражным судом вопроса о наличии у должника признаков градообразующей организации по непонятным причинам "привязано" к рассмотрению обоснованности требований кредиторов, надо полагать, соответствующие доказательства могут быть предоставлены (и, соответственно, оценены арбитражным судом) на любой стадии дела о банкротстве.
Статья 171 Закона о банкротстве устанавливает общие и специальные основания введения внешнего управления градообразующей организации и включает в себя нормы, аналогичные тем, что содержались в ст. 134 Закона 1998 г., с учетом изменений, касающихся порядка назначения арбитражных управляющих. Особенностью банкротства градообразующих организаций является возможность введения внешнего управления под поручительство.
По общим нормам Гражданского кодекса поручительство является способом обеспечения исполнения обязательства (ст. 361-367), в соответствии с которым при неисполнении или ненадлежащем исполнении должником обеспеченного поручительством обязательства поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно, если законом или договором поручительства не предусмотрена субсидиарная ответственность поручителя. Закон о банкротстве предусматривает субсидиарную ответственность поручителя по обязательствам должника перед его кредиторами в том случае, если внешнее управление введено по ходатайству органа местного самоуправления, федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
По общему правилу внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения общего собрания кредиторов. Если общим собранием кредиторов такое решение не принято, арбитражный суд вправе вынести определение о введении внешнего управления на основании п. 2 ст. 75 Закона о банкротстве, т.е. при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления и если у арбитражного суда есть достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена.
Специальными основаниями введения внешнего управления градообразующей организации, предусмотренными п. 1 ст. 171, являются:
наличие ходатайства органа местного самоуправления или привлеченного к участию в деле о банкротстве федерального органа исполнительной власти либо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о введении внешнего управления;
представление ими поручительства по обязательствам должника.
Поручителями по обязательствам организации-должника могут быть Российская Федерация, ее субъекты или муниципальные образования в лице их уполномоченных органов. В соответствии со ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и ее субъектов выступают органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Так, в соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 27 ноября 2004 г. N 691 "О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом"*(11) и подп. "г" п. 5 постановления Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. N 200 "Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом"*(12) Росимущество, находящееся в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, осуществляет полномочия государственного финансового контрольного органа в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2004 г.) "Об акционерных обществах"*(13) и Законом о банкротстве, а также полномочия собственника имущества должника - федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства. Таким образом, названное Федеральное агентство может выступать поручителем от имени Российской Федерации по обязательствам федеральных государственных унитарных предприятий.
От имени муниципальных образований выступают органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В Законе о банкротстве изменены права органа местного самоуправления или привлеченного к участию в деле о банкротстве федерального органа исполнительной власти, а также органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Если по Закону 1998 г. в случае предоставления поручительства эти органы были вправе предлагать арбитражному суду кандидатуру внешнего управляющего, то на основании п. 2 ст. 171 действующего Закона о банкротстве они определяют требования к кандидатуре внешнего управляющего и направляют их в саморегулируемые организации арбитражных управляющих. Такими требованиями могут быть наличие у кандидата высшего юридического, экономического образования или образования по специальности, соответствующей сфере деятельности градообразующей организации; наличие определенного стажа работы на должностях руководителей организаций в соответствующей отрасли экономики.
Перечень требований к кандидатуре арбитражного, в том числе внешнего, управляющего определен ст. 23 Закона о банкротстве и является практически исчерпывающим, поэтому органы местного самоуправления, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, представившие поручительство, не могут предъявлять к кандидатуре внешнего управляющего иные требования, кроме предусмотренных в указанной статье Закона.
Одна из особенностей проведения реабилитационных процедур банкротства (финансового оздоровления и внешнего управления) в отношении должника - градообразующей организации состоит в том, что представление поручительства органом местного самоуправления, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации дает им право заявлять в арбитражный суд ходатайства о продлении срока финансового оздоровления или внешнего управления.
Норма ст. 172 Закона о банкротстве о продлении срока финансового оздоровления в отношении градообразующей организации является специальной. Она устанавливает условия, при которых финансовое оздоровление может быть продлено:
во-первых, только при наличии об этом ходатайства органа местного самоуправления или привлеченного к участию в деле о банкротстве федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти;
во-вторых, при условии представления поручительства по обязательствам должника.
Однако необходимо учитывать, что ст. 171 Закона о банкротстве предусматривает возможность представления поручительства со стороны соответствующих государственных органов только при внешнем управлении.
По нормам Закона о банкротстве (п. 6 ст. 80) финансовое оздоровление вводится на срок не более чем два года, а внешнее управление - на срок не более 18 месяцев, который может быть продлен еще на 6 месяцев, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве (п. 2 ст. 93). При этом совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления на основании п. 2 ст. 92 Закона о банкротстве не может превышать двух лет. Таким образом, внешнее управление в отношении градообразующей организации на основании ст. 93 может быть продлено арбитражным судом на срок не более года. О продлении срока финансового оздоровления или внешнего управления арбитражный суд выносит определение, которое может быть обжаловано в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 61 Закона о банкротстве.
В отличие от п. 3 ст. 135 Закона 1998 г. ст. 172 Закона о банкротстве не предусматривает возможности продления срока внешнего управления градообразующей организацией до 10 лет под поручительство органа местного самоуправления, федерального органа исполнительной власти либо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 233 Закона о банкротстве по делам, производство по которым возбуждено до вступления в силу с 3 декабря 2002 г. Закона о банкротстве, до момента завершения процедуры банкротства (в том числе внешнего управления), введенной до вступления в силу Закона о банкротстве, подлежат применению нормы Закона 1998 г. Следовательно, в случае если процедура внешнего управления должника - градообразующей организации была введена арбитражным судом до 3 декабря 2002 г., сохраняется возможность продления ее срока под поручительство органа местного самоуправления, федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации на срок до 10 лет.
Существенным недостатком ранее действовавшего Закона 1998 г. признавалось отсутствие понятия и признаков поручительства, предоставляемого по делам о банкротстве градообразующих организаций, а также позитивного регулирования соответствующих правоотношений. Данное обстоятельство нередко приводило к тому, что в судебно-арбитражной практике к указанным правоотношениям применялись правила о договоре поручительства, содержащиеся в ст. 361-367 ГК РФ. Поэтому в Закон о банкротстве введена новая по своему содержанию статья, в которой дается понятие поручительства, применяемое только в целях этого Закона.
Поручительство является одним из способов обеспечения исполнения обязательства. При этом ст. 329 ГК РФ не содержит исчерпывающего перечня способов обеспечения исполнения обязательств, предусматривая, что исполнение обязательств может обеспечиваться и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Давая свое понятие поручительства, Закон о банкротстве вводит новый способ обеспечения исполнения обязательств, отличный от поручительства, регламентируемого Гражданским кодексом. Это поручительство следовало бы назвать гарантией, которая была предусмотрена ст. 68 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. N 2211-1 (в ред. от 22 ноября 2001 г.).
В соответствии со ст. 361 ГК РФ по договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части. В соответствии с п. 1 ст. 173 Закона о банкротстве под поручительством понимается односторонняя обязанность лица, давшего поручительство за должника, отвечать за исполнение последним всех его денежных обязательств перед кредиторами, а также обязанности по уплате обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды. Таким образом, по смыслу Закона о банкротстве поручительство не является договором между поручителем и кредиторами должника. Это односторонняя сделка, создающая обязанности для поручителя отвечать за денежные обязательства должника перед его кредиторами.
Если Гражданский кодекс допускает возможность заключения договора поручительства для обеспечения обязательства, которое возникнет в будущем, то по Закону о банкротстве поручитель обязуется отвечать за исполнение только существующих денежных обязательств и обязательных платежей, размер которых установлен в предусмотренном данным Законом порядке.
Круг лиц, которыми в рамках дела о банкротстве может быть дано поручительство по обязательствам должника - градообразующей организации (п. 1 ст. 173 Закона о банкротстве), ограничен органами местного самоуправления (как лицами, участвующими в деле о банкротстве градообразующей организации), а также федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в случае привлечения их арбитражным судом к участию в деле о банкротстве). Вместе с тем с точки зрения материального права предоставление поручительства со стороны муниципальных образований и названных государственных органов означает возникновение соответствующих долговых обязательств непосредственно у муниципального образования, Российской Федерации или субъекта Федерации. Поэтому п. 1 ст. 173 Закона о банкротстве содержит правило, в силу которого поручительство по обязательствам должника - градообразующей организации может быть дано именно Российской Федерацией, субъектом Федерации или муниципальными образованиями в лице их уполномоченных органов.
Порядок и условия предоставления поручительства по обязательствам должника - градообразующей организации регулируются не только нормами Закона о банкротстве, но и общими положениями о государственном и муниципальном долге (включая обязательства по государственным и муниципальным гарантиям), содержащимися в гл. XIV "Государственный и муниципальный долг" Бюджетного кодекса РФ (Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ в ред. от 29 декабря 2004 г.)*(14).
В соответствии с п. 1 ст. 115 БК РФ государственной и муниципальной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование - гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично.
В государственной или муниципальной гарантии должны быть указаны сведения о гаранте, включающие его наименование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование) и наименование органа, выдавшего соответствующую гарантию от имени гаранта; определение объема обязательств по гарантии. Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия. Гарант по государственной или муниципальной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству. Предусмотренное государственной или муниципальной гарантией обязательство гаранта перед третьим лицом ограничивается уплатой суммы, соответствующей объему обязательства по гарантии. Исполнение государственных или муниципальных гарантий подлежит отражению в составе расходов бюджетов как предоставление кредиторов, поскольку гарант, исполнивший обязательство получателя гарантии, имеет право потребовать от последнего возмещения сумм, уплаченных третьему лицу по государственной или муниципальной гарантии. Однако если платежи в качестве гаранта не ведут к возникновению эквивалентных требований со стороны гаранта к должнику, не исполнившему обязательство, исполнение государственных и муниципальных гарантий учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета.
Вместе в тем предусмотренные Законом о банкротстве правила о порядке и условиях предоставления поручительства муниципальными образованиями, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по отношению к общим положениям о государственных и муниципальных гарантиях, содержащимся в Бюджетном кодексе, носят специальный характер и по этой причине подлежат приоритетному применению.
В соответствии с п. 2 ст. 173 Закона о банкротстве поручительство по обязательствам должника представляется поручителем в арбитражный суд в письменной форме. При этом в заявлении поручителя в обязательном порядке должны быть указаны: сумма обязательств должника перед кредиторами и сумма обязательных платежей, а кроме того, приведен график погашения задолженности, в котором определяются порядок и сроки погашения требований кредиторов и уполномоченных органов. К этому стоит добавить, что к заявлению должны быть приложены документы о резервировании необходимых денежных средств в соответствующем бюджете на дату представления поручительства.
Особенностью банкротства градообразующих организаций является возможность представления поручительства и при процедуре финансового оздоровления, и при внешнем управлении градообразующей организацией.
Если внешнее управление градообразующей организации-должника введено под поручительство органа местного самоуправления, федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, поручитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника перед его кредиторами. Это означает, что в обязательстве участвуют два должника, один из которых является основным, а другой - дополнительным (субсидиарным). При этом субсидиарный должник несет ответственность перед кредитором дополнительно к ответственности основного должника. В этом случае кредиторы до предъявления требований к субсидиарному должнику (поручителю) должны предъявить свои требования к основному должнику. И только в случае, когда кредитор не может удовлетворить свое требование за счет основного должника, он может обратиться с этим требованием к субсидиарному должнику - поручителю. Право на предъявление требования к субсидиарному должнику возникает у кредитора при наличии одного из условий, предусмотренных п. 1 ст. 399 ГК РФ:
основной должник отказался удовлетворить требования кредитора;
кредитор не получил от основного должника в разумный срок ответ на предъявленное требование*(15).
Если поручительство предоставлено при финансовом оздоровлении градообразующей организации, должник и его поручитель обязаны приступить к расчетам с кредиторами в соответствии с графиком погашения задолженности, предусмотренным поручительством. Это означает, что и градообразующая организация, и поручитель отвечают перед кредиторами солидарно. В случае, когда основной должник - градообразующая организация не исполняет требования кредиторов в порядке и сроки, предусмотренные графиком погашения задолженности, кредиторы и уполномоченные органы на основании п. 4 ст. 173 Закона о банкротстве вправе предъявить требования о взыскании невыплаченных денежных сумм и обязательных платежей в бюджет к поручителю.
Если поручитель нарушает график погашения задолженности перед кредиторами, в том числе перед уполномоченными органами по обязательным платежам в бюджет, обладающими одной третью всех требований к должнику, то это в соответствии с п. 5 ст. 173 Закона о банкротстве является основанием для досрочного прекращения финансового оздоровления или внешнего управления, признания должника банкротом и открытия конкурсного производства.
Статья 174 Закона о банкротстве рассматривает порядок погашения требований кредиторов в ходе финансового оздоровления или внешнего управления в отношении градообразующей организации. Статья аналогичного содержания была и в Законе 1998 г., единственное отличие заключается лишь в том, что его соответствующая статья называлась "Погашение требований кредиторов в процессе судебной санации". На сегодняшний день такое погашение требований кредиторов в любое время до окончания финансового оздоровления или внешнего управления судебной санацией не называется.
В соответствии с п. 1 ст. 174 Закона о банкротстве Российская Федерация, субъект Федерации или муниципальное образование в любое время до окончания финансового оздоровления градообразующей организации или внешнего управления градообразующей организацией вправе рассчитаться со всеми кредиторами либо погасить требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей иным предусмотренным данным Законом способом. К "иным способам" относятся соглашения об отступном, о новации обязательства, прекращение обязательств по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом.
По общему правилу лица, предоставившие обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности и исполнившие обязательства, вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, определенном в ст. 90 Закона о банкротстве. Их требования подлежат включению в реестр требований кредиторов как требования конкурсных кредиторов.
Особенность банкротства градообразующей организации заключается в том, что если в соответствии с п. 2 ст. 174 Закона о банкротстве требования кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам в бюджет удовлетворены за счет средств бюджета Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования, производство по делу о банкротстве прекращается.
Фактическое погашение Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием требований кредиторов и уполномоченных органов по гражданско-правовым обязательствам и обязательным платежам в ходе финансового оздоровления или внешнего управления служит основанием для прекращения производства по делу о банкротстве должника - градообразующей организации, о чем арбитражный суд выносит соответствующее определение. Причем расчеты с кредиторами в данном случае на основании п. 2 ст. 174 Закона о банкротстве должны производиться в порядке очередности, установленной ст. 134-138 Закона о банкротстве.
Можно согласиться с мнением, что данная норма страдает некоторой неточностью в отношении требований кредиторов первой очереди. Буквальное толкование п. 4 ст. 134 и ст. 135 Закона о банкротстве о порядке удовлетворения требований кредиторов первой очереди означало бы необходимость определения размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей до достижения гражданами возраста 70 лет, но не менее чем за 10 лет. Такой порядок расчетов с кредиторами первой очереди (путем капитализации повременных платежей) оправдан лишь в случае, когда должник признан банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство, поскольку ликвидация должника приведет к прекращению всех его обязательств.
Погашение Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием требований кредиторов на стадии финансового оздоровления или внешнего управления должником - градообразующей организацией, напротив, служит основанием прекращения производства по делу о банкротстве, и должник сохраняет возможность выплачивать гражданам в случае причинения вреда их жизни и здоровью присужденные повременные платежи. Поэтому в данном случае правило, в силу которого расчеты с кредиторами должны производиться соответствующим публичным образованием в порядке очередности, установленной ст. 134-138 Закона о банкротстве, подлежит ограничительному толкованию: с учетом того, что в отношении кредиторов первой очереди речь идет не о выплате им капитализированной суммы (до 70-летнего возраста) повременных платежей, а о погашении задолженности по повременным платежам, образовавшейся на момент, когда публичное образование производит расчеты с кредиторами*(16).
В статье 174 Закона о банкротстве законодатель раскрывает особенности продажи предприятия градообразующей организации (общие положения о продаже предприятия должника определены в ст. 110).
Закон о банкротстве исходит из понятия предприятия, содержащегося в ст. 132 ГК РФ, в соответствии с которой под предприятием понимается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В свое время в ст. 86 "Продажа предприятия (бизнеса) должника" Закон 1998 г. регулировал порядок продажи предприятия (бизнеса) должника, причем продажа предприятия рассматривалась как продажа бизнеса должника. За исключением Закона 1998 г. и ст. 364 гл. XXIX "Налог на игорный бизнес" части второй Налогового кодекса РФ, рассматривающей понятие "игорный бизнес", российское законодательство не рассматривает такого понятия, как "бизнес".
В отличие от ст. 137 Закона 1998 г., который определял правила продажи имущественного комплекса (предприятия) градообразующей организации лишь на случай, когда соответствующая продажа осуществлялась в период внешнего управления, ст. 175 Закона о банкротстве содержит специальные положения о продаже такого предприятия как при проведении внешнего управления, так и в ходе конкурсного производства.
Нельзя не заметить, что правила продажи предприятия градообразующей организации, предусмотренные ст. 175 Закона 2002 г., с точки зрения обеспечения социальной защищенности работников (членов их семей) градообразующей организации значительно уступают положениям Закона 1998 г. В соответствии с п. 2 и 3 ст. 137 Закона 1998 г. при наличии соответствующего ходатайства органа местного самоуправления или привлеченного к участию в деле федерального органа исполнительной власти (органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации) предприятие градообразующей организации подлежало продаже путем проведения конкурса, обязательными условиями которого признавались сохранение рабочих мест для не менее чем 70% работников, занятых на предприятии на момент его продажи, а также обязанность покупателя в случае изменения профиля деятельности предприятия переобучить или трудоустроить указанных работников. В соответствии с п. 2 ст. 175 Закона 2002 г. при наличии ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации существенным условием договора купли-продажи предприятия градообразующей организации может являться сохранение рабочих мест не менее чем для 50% работников такого предприятия на дату его продажи в течение определенного срока, но не более чем в течение трех лет с момента вступления договора в силу.
Таким образом, особенности продажи предприятия градообразующей организации заключаются в следующем:
во-первых, по ходатайству органа местного самоуправления, федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации продажа предприятия такой организации-должника осуществляется на торгах в форме конкурса (по общему правилу продажа предприятия осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона - (п. 4 ст. 110 Закона о банкротстве);
во-вторых, по ходатайству органа местного самоуправления, федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации условием конкурса может являться сохранение рабочих мест не менее чем для 50% работников такого предприятия в течение определенного срока, но не более чем в течение трех лет с момента вступления договора в силу.
Иные условия конкурса могут быть предложены соответствующими органами, но принимаются только с согласия собрания кредиторов.
Следует обратить внимание на то, что если органами местного самоуправления, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации заявлено ходатайство о включении в договор купли-продажи предприятия градообразующей организации условия о сохранении рабочих мест, такое условие становится существенным и должно быть включено в договор купли-продажи предприятия. Понятие существенных условий договора определено в ст. 432 ГК РФ, согласно которой существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных нормативных актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Договор купли-продажи предприятия градообразующей организации заключается между лицом, являющимся победителем торгов, и соответственно внешним или конкурсным управляющим.
При продаже предприятия - бизнеса должника решаются вопросы, связанные с трудовыми отношениями. Поэтому следует обратить внимание на следующие моменты:
Закон о банкротстве предусматривает, что все трудовые договоры, действующие на момент продажи предприятия, сохраняют силу, а права и обязанности работодателя переходят к покупателю;
право собственности на предприятие переходит к покупателю с момента государственной регистрации этого права (п. 1 ст. 564 ГК РФ), следовательно, с этого момента на покупателя переходят права и обязанности в качестве работодателя. Согласно же ст. 75 ТК РФ при смене собственника имущества организации новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителем и главным бухгалтером. В отношении других работников смена собственника имущества организации не является основанием для расторжения с ними трудовых договоров;
обязательным условием конкурса по продаже предприятия является сохранение рабочих мест не менее чем для 50% работников. Вместе с тем Трудовой кодекс допускает право нового собственника имущества организации провести сокращение численности или штата работников. Такое сокращение допускается только после государственной регистрации перехода права собственности (ст. 75).
Может возникнуть вопрос: как быть в ситуации, когда покупатель приобрел предприятие по конкурсу, переход права собственности на предприятие зарегистрирован и покупатель произвел после этого сокращение численности работников? Закон о банкротстве решает этот вопрос следующим образом. Федеральный орган исполнительной власти либо орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления обязан осуществлять контроль за соблюдением условий конкурса и при нарушении условия в отношении сохранения рабочих мест ставить вопрос о расторжении договора купли-продажи (по аналогии с приватизационным законодательством). Расторжение договора будет осуществляться по решению арбитражного суда в соответствии с п. 2 ст. 450 ГК РФ. По общим нормам гражданского законодательства стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон (ст. 453 ГК РФ). Закон о банкротстве в п. 3 ст. 175 устанавливает иные последствия расторжения договора купли-продажи предприятия градообразующей организации - покупателю возмещают средства, затраченные на покупку предприятия, и инвестиции вложенные в предприятие в период действия договора. Данные средства возмещаются за счет средств соответствующего бюджета. Предприятие же подлежит передаче муниципальному образованию.
С одной стороны, возможность такого последствия расторжения договора купли-продажи будет стимулировать покупателя предприятия выполнять условия конкурса. С другой стороны, обязанность муниципального образования, федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа субъекта Российской Федерации возмещать вложенные покупателем средства за счет соответствующего бюджета может привести к тому, что соответствующие органы не будут заявлять ходатайства о проведении конкурса по продаже предприятия градообразующей организации.
Кроме того, передача предприятия градообразующей организации при расторжении договора купли-продажи предприятия муниципальному образованию ставит вопрос о дальнейшем инвестировании средств в данное предприятие и его последующей судьбе. Вероятнее всего, такое предприятие в дальнейшем будет приватизировано в соответствии с приватизационным законодательством*(17).
Пункт 4 ст. 175 Закона о банкротстве определяет порядок продажи имущественного комплекса градообразующей организации при отсутствии ходатайства органа местного самоуправления или привлеченного к делу о банкротстве федерального органа исполнительной власти (органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации) о продаже предприятия по конкурсу либо на случай, когда конкурс был проведен, но предприятие не было продано на указанных условиях. В подобных ситуациях предприятие градообразующей организации в зависимости от стадии банкротства подлежит продаже по общим правилам, предусмотренным соответственно ст. 110 и 111 (при внешнем управлении) или ст. 139 (при конкурсном производстве) Закона о банкротстве.
Признание должника - градообразующей организации банкротом влечет открытие конкурсного производства, цель которого продать имущество должника и удовлетворить (за счет выручки от продажи указанного имущества) требования кредиторов и уполномоченных органов. На основании п. 1 ст. 176 Закона о банкротстве существенной особенностью продажи имущества указанного должника в период конкурсного производства является обязанность конкурсного управляющего организовать публичные торги (конкурс), на который выставляется предприятие градообразующей организации как единый имущественный комплекс. При этом в состав предприятия входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное, не предусмотрено законом или договором. Начальная цена при продаже имущества градообразующей организации на торгах устанавливается на основании рыночной стоимости имущества, определенной в соответствии с отчетом независимого оценщика. К продаже предприятия как имущественного комплекса применяются правила о продаже предприятия.
Необходимо учитывать, что особенностью Гражданского кодекса РФ продажи предприятия при применении к должнику процедур банкротства состоит в том, что в состав предприятия не включаются долги (ст. 110 Закона о банкротстве).
Если предприятие градообразующей организации не было продано в качестве единого имущественного комплекса, то на основании п. 4 ст. 175 Закона о банкротстве конкурсный управляющий может приступить к продаже имущества должника по частям. При этом продажа имущества градообразующей организации должна осуществляться в порядке, предусмотренном для продажи части имущества должника в процедуре внешнего управления, предусмотренном ст. 111 Закона о банкротстве, необходимым условием которой, помимо прочего, является то, что продажа имущества должника не должна приводить к невозможности осуществления должником своей хозяйственной деятельности.
В.Н. Ткачев,
кандидат юридических наук, доцент
"Законодательство и экономика", N 6, июнь 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) СЗ РФ. - 2002. - N 43. - Ст. 4190; 2004. - N 35. - Ст. 3607; 2005. - N 1 (ч. I). - Ст. 18; N 1 (ч. I). - Ст. 46.
*(2) СЗ РФ. - 1998. - N 2. - Ст. 222.
*(3) СЗ РФ. - 1994. - N 19. - Ст. 2217.
*(4) СЗ РФ. - 2004. - N 23. - Ст. 2310; N 50. - Ст. 5067.
*(5) СЗ РФ. - 2002. - N 1 (ч. I). - Ст. 3; 2004. - N 35. - Ст. 3607.
*(6) СЗ РФ. - 1996. - N 1. - Ст. 16; 2004. - N 35. - Ст. 3607.
*(7) СЗ РФ. - 2005. - N 1 (ч. I). - Ст. 14.
*(8) Вестник ВАС РФ. - 1999. - N 11.
*(9) Экономика и жизнь. - 2004. - N 49.
*(10) СЗ РФ. - 2003. - N 40. - Ст. 3822; 2005. - N 1 (ч. I). - Ст. 9.
*(11) СЗ РФ. - 2004. - N 49. - Ст. 4897.
*(12) СЗ РФ. - 2004. - N 15. - Ст. 1492.
*(13) СЗ РФ. - 1996. - N 1. - Ст. 1; 2005. - N 1 (ч. I). - Ст. 18.
*(14) СЗ РФ. - 1998. - N 31. - Ст. 3823; 2005. - N 1 (ч. I). - Ст. 8.
*(15) Гражданское право: учебник. 3-е изд. / под. ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. - М., 1999. - Ч. 1. - С. 486.
*(16) См.: Постатейный комментарий Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" / под ред. В.В. Витрянского. - М., 2003. - С. 713, 714.
*(17) Подробнее см.: Постатейный научно-практический комментарий Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" / под ред. В.Ф. Попондопуло. - М., 2003. - С. 379.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовое регулирование несостоятельности градообразующих организаций
Автор
В.Н. Ткачев - кандидат юридических наук, доцент
"Законодательство и экономика", 2005, N 6