Комментарий к приказу Федеральной налоговой службы
от 30 марта 2005 г. N САЭ-3-19/127 "Об утверждении порядка
организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового
кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов
и сборов, а также пени"
Функции по предоставлению отсрочек, рассрочек, налоговых и инвестиционных налоговых кредитов перешли от сотрудников Минфина к налоговым инспекторам (Закон от 29.06.2004 N 58-ФЗ). В связи с этим ФНС утвердила Порядок организации работы по таким операциям.
Что изменилось
Сотрудники финансового ведомства при изменении сроков уплаты налогов (сборов и пеней) руководствовались приказом Минфина России от 30.09.99 N 64н*(1). Налоговые инспекторы учли все недочеты и внесли в свой Порядок немало дополнений и уточнений.
Во-первых, определено, кто будет принимать решения о предоставлении отсрочек, рассрочек, налоговых и инвестиционных налоговых кредитов. Решения о переносе сроков уплаты по федеральным налогам принимаются ФНС России, по региональным и местным налогам - управлениями ФНС России по субъектам РФ.
Во-вторых, Порядком четко определяется, как нужно обеспечить уплату налога при переносе сроков уплаты по федеральным налогам. От фирм и предпринимателей требуются поручительства третьих лиц, хотя Налоговый кодекс позволяет инспекторам кроме поручительства принять в залог имущество от налогоплательщика или третьих лиц (ст. 73 НК РФ). Однако Порядок не регламентирует, каким способом будет обеспечиваться залог по региональным и местным налогам. Поэтому при переносе срока их уплаты возможно как предоставление в залог имущества, так и поручительства.
Третье нововведение состоит в том, что в Порядке указаны организации и коммерсанты, которым практически невозможно будет отсрочить уплату федеральных налогов. В пункте 12 Порядка определены критерии, которые дают возможность предполагать, что фирма или предприниматель может принять меры для ухода от налогообложения в результате договоренности с поручителем. В этих случаях налоговым инспекторам не рекомендуется заключать договор поручительства. А если не будет заключен договор поручительства с налоговой структурой, то оттянуть уплату федеральных налогов не удастся, так как поручительство - обязательное условие отсрочки по федеральным налогам.
Отметим, что в случае, если сумма налогов, дату уплаты которых налогоплательщик просит перенести на более поздний срок, составляет свыше 20 000 000 рублей, согласование заключаемого договора в обязательном порядке осуществляется в ФНС России (п. 14 Порядка). Если же эта сумма меньше, то решение о заключении договора поручительства принимается Управлением ФНС России по субъекту РФ (п. 13 Порядка).
Среди других изменений отметим, что Порядком установлен месячный "срок годности" документов, которые налогоплательщик представляет при подаче заявления об отсрочке, рассрочке, налоговом или инвестиционном налоговом кредите. Если документы, представленные налогоплательщиком, будут датированы более ранними сроками, то они сотрудниками налогового ведомства приниматься не будут.
Обратите внимание: Порядком также установлен перечень документов, которые должен представить налогоплательщик при изменении срока уплаты региональных и местных налогов, чего не было в предыдущем Порядке.
Как получить налоговый кредит
Налоговый кодекс позволяет фирме или предпринимателю перенести срок уплаты налога (сбора, пеней) на более поздний: им могут предоставить отсрочку или рассрочку налоговых платежей либо налоговый или инвестиционный налоговый кредит.
Первые две можно получить по любым налогам. При этом срок расчета с бюджетом или внебюджетным фондом растягивается на один - шесть месяцев. Организации (коммерсанты) вправе рассчитывать на получение отсрочки или рассрочки в следующих случаях (ст. 64 НК РФ):
- причинен ущерб в результате чрезвычайной ситуации (стихийного бедствия, аварии, пожара и т.д.);
- организация финансируется из бюджета, и произошла задержка финансирования;
- возникла необходимость единовременно уплатить большую сумму налога (например, доначисленную в результате проверки), но если это сделать, то фирма или предприниматель обанкротится;
- деятельность носит сезонный характер.
Налоговый кредит может быть предоставлен также по любому налогу, но на срок от трех месяцев до одного года. Основанием для его получения служат первые три условия. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется по налогу на прибыль организаций и региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет.
За перенос срока расчетов с бюджетом налогоплательщики обязаны выплачивать проценты. Они рассчитываются исходя из ставки рефинансирования. Правда, если фирма или предприниматель получили ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы и т.п., проценты платить не придется (подп. 1 и 2 п. 2 ст. 64 НК РФ).
А.М. Пановский,
аудитор
"Нормативные акты для бухгалтера", N 11, июнь 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Документ утратил силу в связи с изданием приказа Минфина России от 25.04.2005 N 60н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.