Специальные нормы по взысканию имущества
Заканчивается формирование системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ (далее - ССВ). Обязательным этапом на пути вхождения в ССВ является проведение Банком России тематических инспекционных проверок на предмет соответствия банка, желающего стать участником ССВ, установленным требованиям (Федеральный закон от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"). В связи с чем увеличилось число отозванных Банком России лицензий на осуществление банковских операций (далее - лицензии) у кредитных организаций, не соответствующих названным требованиям (с начала прошлого года таких банков набралось более тридцати), что в последующем автоматически ведет к инициированию Банком России процедуры банкротства (ликвидации).
Какие проблемы возникают при исполнении исполнительных документов по имущественным взысканиям обращенным к кредитным организациям, у которых отозвана лицензия на осуществление банковских операций?
Актуальность рассматриваемой темы продиктована возникновением в текущей практике проведения ликвидационных процедур кредитных организаций спорных вопросов при исполнении исполнительных документов по имущественным взысканиям. При этом иногда различное толкование норм права, регулирующих исполнение исполнительных документов приводит к прямому конфликту между представителями Федеральной службы судебных приставов и руководителями временных администраций, назначаемых Банком России в кредитные организации после отзыва у последних банковских лицензий.
Какие последствия для исполнения исполнительных документов по имущественным взысканиям обращенным к кредитным организациям, возникают после отзыва у них банковской лицензии?
Согласно требований п. 3 ч. 4 ст. 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон), исполнение исполнительных документов, выданных на основании судебных решений, вступивших в законную силу до момента отзыва у кредитной организации лицензии, после ее отзыва, приостанавливается до принятия решения о ликвидации кредитной организации (за исключением исполнения исполнительных документов о взыскании задолженности по текущим обязательствам кредитной организации). Исполнительные документы после приостановления их исполнения остаются в кредитной организации и после назначения арбитражным судом конкурсного управляющего или ликвидатора передаются ему для учета требований кредиторов.
Аналогичным образом, на основании требований указанной статьи названного закона должно происходить приостановление исполнения исполнительных документов, выданных на основании судебных решений после отзыва лицензии у кредитной организации.
Нет ли в этом случае каких-либо противоречий по вопросу приостановления исполнения исполнительных документов по имущественным взысканиям, исходя из норм регулирующих правоотношения в этой области, содержащихся в банковском законодательстве и законодательстве об исполнительном производстве?
Требования п. 3 ч. 4 ст. 20 Закона о приостановлении исполнения исполнительных документов распространяются как на случаи, когда с требованием об исполнении исполнительного документа обращается сам взыскатель, так и на случаи, когда исполнение исполнительного документа происходит в рамках исполнительного производства, которое на основании ст. 9 ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) судебный пристав-исполнитель возбуждает в 3-дневный срок после поступления к нему исполнительного документа.
Понятие исполнение исполнительного документа шире понятия исполнительное производство, т.к. исполнение исполнительного документа возможно и вне рамок исполнительного производства.
В статьях 20 и 21 Закона об исполнительном производстве, предусматривающих закрытый (исчерпывающий) перечень оснований для обязательного (ст. 20) и факультативного (ст. 21) приостановления исполнительного производства, среди оснований для приостановления исполнения рассматриваемых исполнительных документов нет такого основания, как отзыв лицензии у кредитной организации.
В ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" нет прямого указания на обязательность приостановления исполнения исполнительных документов по вышеназванному основанию, но согласно п. 9, 10 ст. 22.1 данного нормативного акта, требования к кредитной организации с приложением вступивших в законную силу решений суда, арбитражного суда предъявляются временной администрации. Последняя по результатам своего рассмотрения не позднее 30 рабочих дней со дня получения требования, вносит его в реестр требований кредиторов или отказывает в таком включении, о чем кредитор письменно уведомляется. То есть в данной ситуации речь идет не об исполнении исполнительных документов, а о том, что представляемые исполнительные документы служат документами, подтверждающими обоснованность предъявленных к кредитной организации требований кредитора.
Учитывая, что в нашем случае Закон об исполнительном производстве является правовым актом, носящим общий характер и регулирует применительно к рассматриваемым обстоятельствам только вопросы исполнительного производства, а Закон и ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" содержат специальные нормы, регулирующие отношения, связанные непосредственно с исполнением исполнительных документов в период после отзыва лицензии у кредитной организации, руководствоваться необходимо именно специальными нормами права. При этом надо учитывать, что положения ст. 20 и 21 Закона об исполнительном производстве не действуют в отношении оснований приостановления исполнения исполнительных документов, возникающих вне рамок исполнительного производства.
Возникшая коллизия каким-либо образом разрешена в действующем законодательстве?
Данная правовая коллизия была разрешена Письмом Центрального банка РФ от 15.03.99 N 93-Т (которое было согласовано с Департаментом судебных приставов Минюста РФ), разъясняющим, что исполнение вышеназванных исполнительных документов приостанавливается после отзыва лицензии у кредитной организации на основании ст. 20 Закона.
До настоящего времени продолжаются случаи, когда судебные приставы-исполнители, имея на руках исполнительные документы по вступившим в силу решениям судов общей юрисдикции пытаются обратить взыскание на имущество должника - кредитной организации после отзыва у нее лицензии, что незаконно.
В настоящее время в Госдуме РФ готовиться законопроект о внесении изменений в Закон об исполнительном производстве в части устранения вышеназванных разночтений в вопросе установления оснований для приостановления исполнения исполнительных документов по имущественным взысканиям в связи с отзывом у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.
А. Мальцев,
главный юрисконсульт Государственной корпорации
"Агентство по страхованию вкладов"
"эж-ЮРИСТ", N 19, май 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru