"Кому нужны государственные юридические бюро"
(интервью с А.С. Самойловым, заместителем директора Департамента
регулирования, анализа и контроля деятельности подведомственных
федеральных служб Минюста России, заслуженным юристом
Российской Федерации, доктором юридических наук, профессором)
Александр Сергеевич, как появилась идея создания системы Бюро государственной юридической помощи малоимущим гражданам?
Осенью 2004 г. во время рабочего визита в Финляндию зарубежные коллеги ознакомили министра юстиции РФ Ю.Я. Чайку с опытом работы государственных юридических бюро по оказанию правовой помощи малоимущим гражданам. Эта система давно и успешно функционирует не только в Финляндии, но и в других скандинавских странах. Причем работает она одновременно с адвокатурой, не вызывая у адвокатов раздражения или неприятия. По этой системе малоимущие граждане, не имеющие возможности самостоятельно оплатить услуги адвоката, получают минимальную бесплатную юридическую помощь от работников юридических бюро, действующих в системе Министерства юстиции. Эта помощь заключается в юридических консультациях, составлении жалоб, ходатайств, запросов, заявлений и т.п.
Дальнейшее изучение вопроса показало, что подобного рода государственные структуры по оказанию первичной правовой помощи малоимущим гражданам действуют и во многих других странах, к примеру в Израиле, Литве, Нидерландах и др. Элементы такой системы существуют в США, Франции и Германии.
По мнению Министерства юстиции России, этот опыт можно и нужно использовать в России, где потребности в оказании правовой помощи малоимущим несоизмеримо выше, чем в указанных странах.
Что было дальше?
По результатам изучения данного вопроса Минюст России подготовил предложения о проведении эксперимента для изучения возможностей внедрения аналогичной системы в Российской Федерации. При этом подход к самой постановке вопроса был крайне осторожным. Предварительно обсуждалась концепция с Минэкономразвития, Минрегионом, Минсоцздравразвития, Верховным и Высшим Арбитражным судами Российской Федерации. Все эти министерства и ведомства идею полностью поддержали. Лишь после этого Ю.Я. Чайка доложил соответствующие предложения Президенту Российской Федерации В.В. Путину, который одобрил проведение эксперимента по созданию государственных юридических бюро и дал соответствующее поручение Правительству Российской Федерации по его организации.
Когда начнется и сколько продлится этот эксперимент?
Планируется - в течение одного года, начиная с нынешнего лета. Организация проведения эксперимента поручена Росрегистрации, которая и разрабатывает соответствующую правовую, организационную и финансовую базу.
На сайте Минюста России я прочла, что экспериментальные бюро будут созданы в пяти субъектах Российской Федерации. В каких именно?
Пока предполагается, что будет работать примерно 10 бюро в Московской, Иркутской, Нижегородской, Самарской областях, Республиках Карелия и Чечня.
Кто будет работать в этих бюро?
Приемом малоимущих граждан и оказанием им первичной консультативной помощи будут заниматься государственные служащие, принятые в бюро по контракту. Критерии их отбора также разрабатывает Росрегистрация, но думаю, что квалифицированных юристов для этой работы мы найдем. При необходимости для представления интересов малоимущих граждан в судах руководители бюро будут заключать соответствующие соглашения с адвокатами и оплачивать их труд из средств бюро. Для граждан эти услуги будут бесплатными.
А каким образом предполагается контролировать работу бюро?
Руководство и контроль за деятельностью бюро будут осуществлять территориальные органы Росрегистрации.
По закону "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" в некоторых случаях определенным категориям граждан юридическая помощь оказывается бесплатно. Оплачивать эту работу обязаны адвокатские палаты. Но средства адвокатской палаты - это деньги от взносов адвокатов. Значит, юридическую помощь малоимущим пока оплачивают адвокаты. Кто и за счет каких средств будет оплачивать работу юристов бюро?
Действительно, сегодня бесплатную для малоимущих граждан юридическую помощь обязаны оказывать адвокаты в порядке, предусмотренном ст. 26 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Оплата этой работы из государственных средств законодательством не предусмотрена. Уже по этому факту можно судить о количестве и качестве бесплатной юридической помощи. Отмечу, что Минюст России никогда публично не высказывал претензий адвокатуре по этому поводу, понимая, что для адвокатов это нелегкое бремя. Следует заметить, что некоторые адвокатские палаты уделяют должное внимание этой работе. Однако предложения о создании государственных юридических бюро напрямую не связаны с работой адвокатов. Никто не ставит вопроса и о лишении адвокатов права и обязанности на оказание бесплатной правовой помощи малоимущим. Речь идет лишь о расширении возможностей малоимущих граждан на получение такой помощи за счет средств федерального бюджета, поскольку финансирование работы бюро осуществляет государство.
Как этот проект сочетается с независимостью адвокатов?
Независимости адвокатов ничто не грозит. Работать в бюро будут государственные служащие. Эта система никакого отношения к адвокатуре не имеет. А адвокатов будут приглашать по договору по мере необходимости.
Министр юстиции Юрий Чайка на недавней встрече с представителями адвокатского сообщества заявил, что "государственная юридическая служба не является антагонистом действующей адвокатской системы. Это попытка обеспечить юристами жителей малонаселенных и труднодоступных населенных пунктов, малообеспеченные слои населения". И все же: если деятельность каких-то конкретных юристов, выполняющих функции адвокатов, будет контролироваться и поддерживаться государством, то не помешает ли это развитию здоровой конкуренции?
У руководства Минюста России вызвала удивление негативная реакция некоторых адвокатов на предложение о создании в порядке эксперимента системы государственных юридических бюро. С самого начала не ставился и не обсуждался вопрос о создании "государственной адвокатуры", формировании параллельных адвокатуре структур, ущемлении независимости адвокатов и т.п. Нам представляется, что этот вопрос вообще никак не затрагивает адвокатуру, поскольку речь идет о создании структурных подразделений Росрегистрации по консультированию граждан.
Эту работу и сейчас частично выполняют работники аппаратов судов, правоохранительных органов, юридических служб министерств и ведомств, а также другие лица, указанные в ч. 2 ст. 1 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Минюст России лишь предлагает эту работу выделить, структурировать и должным образом организовать применительно к малоимущим гражданам.
Александр Сергеевич, Вы затронули вопрос, который я хотела задать - о реакции адвокатского сообщества. Точнее, я хотела спросить, привлекались ли адвокаты к процессу разработки эксперимента?
В связи с отрицательной реакцией Федеральной палаты адвокатов на предложения Минюста России министр юстиции Ю.Я. Чайка 1 апреля сего года встретился с руководителями Палаты и ведущих адвокатских общественных объединений. Министр подробно разъяснил свою позицию и внимательно выслушал мнение каждого из приглашенных адвокатов. Присутствующие констатировали, что негативная реакция была связана прежде всего с недостатком информации по этому вопросу. Нам казалось, что необходимое взаимопонимание достигнуто. Тем более, что Ю.Я. Чайка предложил руководителям российской адвокатуры направить своих представителей в рабочую группу по подготовке эксперимента и в последующем постоянно координировать с Федеральной палатой адвокатов условия его проведения с тем, чтобы он отрицательно не сказался на интересах адвокатуры. Однако в последующем безосновательная и некорректная критика предложений Минюста была активно продолжена, в том числе и на II Всероссийском съезде адвокатов. У меня лично вызывает удивление энтузиазм, с которым адвокаты отстаивают свою обязанность бесплатно оказывать юридическую помощь малоимущим гражданам. Особенно странно, что при этом они требуют монополию на эту деятельность. Не следует забывать, что законодательство вообще не предусматривает монополии адвокатуры и на оказание юридической помощи.
Эксперимент начнется нынешним летом, насколько он будет удачным - покажет время. Только в нашей "экспериментальной" стране народ уже приучен по меньшей мере недоверчиво относиться к всякого рода нововведениям. Поэтому негативная реакция адвокатов была вполне закономерна и предсказуема. Можно ли предсказать результаты эксперимента?
Минюст России не настаивает на создании системы государственных юридических бюро, он предполагает лишь изучить данный вопрос, для чего и проводится этот эксперимент. Таким же образом действовало Министерство юстиции Литовской Республики - там тоже в течение года проводился аналогичный эксперимент в Вильнюсе и Шауляе.
Минюст России рассчитывает на положительные результаты. Представляется, что в этом случае выиграют и малоимущие граждане, которые получат реальную правовую помощь, и адвокаты, которые смогут представлять интересы малоимущих граждан в судах, имея гарантированную оплату этой работы за счет государственных средств. Возможно, предлагаемый Минюстом России эксперимент не удастся. Ну что же, в этом случае адвокаты в соответствии с действующим законодательством так же вяло продолжат бесплатно оказывать юридическую помощь отдельным категориям малообеспеченных граждан.
Беседовала Л. Григорьева,
корреспондент
"Адвокат", N 5, май 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Кому нужны государственные юридические бюро" (интервью с А.С. Самойловым, заместителем директора Департамента регулирования, анализа и контроля деятельности подведомственных федеральных служб Минюста России, заслуженным юристом Российской Федерации, доктором юридических наук, профессором
Автор
Л. Григорьева - корреспондент
"Адвокат", 2005, N 5