Комментарий к Федеральному закону от 07.03.2005 N 12-ФЗ
"О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации
страхового дела в Российской Федерации" и в статью 2 Федерального
закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской
Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и
признании утратившими силу некоторых законодательных актов
Российской Федерации"*(1)
Изменения, внесенные в Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон N 4015-1) Федеральным законом от 07.03.2005 N 12-ФЗ (далее - Закон N 12-ФЗ), заключаются в следующем:
- уточнена роль страхового надзора как страхового регулятора;
- сформулированы новые требования, предъявляемые к страховым агентам, страховым брокерам, руководителям страховых организаций, главным бухгалтерам: вышеуказанные лица должны постоянно проживать в Российской Федерации;
- предложен механизм "постепенной" ликвидации страховой организации и т.д.
Внести в Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 56; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 1, ст. 4; 1999, N 47, ст. 5622; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 50, ст. 4858) следующие изменения:
1) в пункте 1 статьи 4.1:
а) в подпункте 7 слова "государственного надзора за деятельностью субъектов страхового дела" заменить словами "функций по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела)";
В соответствии с распределением функций органов исполнительной власти в Правительстве РФ конкретизировано, что Росстрахнадзор осуществляет не только надзор, но и контроль за деятельностью субъектов страхового дела, что и послужило причиной новой редакции п. 1 ст. 4.1 Закона N 4015-1.
б) дополнить подпунктом 8 следующего содержания:
"8) объединения субъектов страхового дела, в том числе саморегулируемые организации.";
В число участников страхового дела включены в настоящее время объединения субъектов страхового дела, в том числе саморегулируемые организации.
Поскольку некоторые страховые организации лишаются лицензий и объявляются банкротами, введено понятие "саморегулируемые организации", используемое при осуществлении операций банкротства, в том числе страховщиков, занимающихся обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Для целей Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) применяются следующие основные понятия:
- арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий или конкурсный управляющий) - гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций;
- саморегулируемая организация арбитражных управляющих - некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, включена в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих;
- регулирующий орган - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Арбитражным управляющим может быть гражданин Российской Федерации, который является членом одной из саморегулируемых организаций и отвечает следующим требованиям:
- зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя;
- имеет высшее образование;
- имеет стаж руководящей работы не менее чем два года в совокупности;
- сдал теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих;
- прошел стажировку сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего;
- не имеет судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
- является членом одной из саморегулируемых организаций.
Документ, удостоверяющий соответствие представленной для утверждения кандидатуры арбитражного управляющего вышепредусмотренным требованиям, представляется в арбитражный суд саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, членом которой он является.
Саморегулируемые организации арбитражных управляющих. Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации арбитражных управляющих с даты ее включения в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, основанием для включения в который является выполнение следующих условий:
- соответствие не менее чем 100 ее членов требованиям, установленным в п. 1 ст. 20 Закона N 127-ФЗ, за исключением требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации арбитражных управляющих;
- участие членов не менее чем в 100 (в совокупности) процедурах банкротства, в том числе не завершенных на дату включения в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, за исключением процедур банкротства по отношению к отсутствующим должникам;
- наличие компенсационного фонда или имущества у общества взаимного страхования, которые формируются исключительно в денежной форме за счет взносов членов в размере не менее чем 50000 руб. на каждого члена.
Саморегулируемая организация арбитражных управляющих осуществляет следующие функции:
- обеспечение соблюдения своими членами законодательства Российской Федерации, правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего;
- защита прав и законных интересов своих членов;
- обеспечение информационной открытости деятельности своих членов, процедур банкротства;
- содействие повышению уровня профессиональной подготовки своих членов.
Саморегулируемая организация арбитражных управляющих вправе осуществлять по отношению к своим членам также иные предусмотренные ее уставом и не противоречащие законодательству функции.
В саморегулируемой организации арбитражных управляющих, кроме исполнительного органа, образуется постоянно действующий коллегиальный орган управления в составе не менее чем 7 человек. В компетенцию этого органа входит утверждение правил деятельности и деловой этики членов саморегулируемой организации в качестве арбитражных управляющих.
Не более 25% членов постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации должны составлять лица, не являющиеся членами саморегулируемой организации. В состав органов управления саморегулируемой организации не могут входить государственные и муниципальные служащие.
Для обеспечения своей деятельности саморегулируемая организация арбитражных управляющих формирует структурное подразделение, осуществляющее контроль деятельности своих членов в качестве арбитражных управляющих, а также органы:
- по рассмотрению дел о наложении на членов саморегулируемой организации мер ответственности;
- по отбору кандидатур своих членов для их представления арбитражным судам для утверждения в деле о банкротстве.
Права и обязанности саморегулируемой организации. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих вправе:
- представлять законные интересы своих членов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
- уведомлять арбитражные суды Российской Федерации о приобретении статуса саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;
- обжаловать в судебном порядке акты и действия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы любого из своих членов или группы членов;
- подавать иски о защите прав и законных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве;
- применять в отношении своих членов предусмотренные учредительными и иными документами меры дисциплинарной ответственности, в том числе исключение из членов саморегулируемой организации;
- заявлять в арбитражный суд ходатайства об отстранении от участия в деле о банкротстве своих членов, в действиях (бездействии) которых установлены нарушения законодательства о несостоятельности (банкротстве);
- осуществлять иные установленные Законом N 127-ФЗ полномочия.
Саморегулируемая организация арбитражных управляющих обязана:
- разрабатывать и устанавливать обязательные для выполнения всеми своими членами правила профессиональной деятельности арбитражного управляющего;
- контролировать профессиональную деятельность своих членов в части соблюдения требований Закона N 127-ФЗ и установленных саморегулируемой организацией правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего;
- рассматривать жалобы на действия своего члена, исполняющего обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве;
- разрабатывать и устанавливать требования, предъявляемые к гражданам Российской Федерации, желающим вступить в саморегулируемую организацию;
- уведомлять арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, об исключении своего члена, исполняющего обязанности арбитражного управляющего в таком деле, в срок не позднее, чем три дня с даты его исключения;
- осуществлять сбор, обработку и хранение информации о деятельности своих членов, раскрываемой ими для саморегулируемой организации в форме отчетов в порядке и с периодичностью, которые установлены уставом и иными документами саморегулируемой организации;
- осуществлять организацию и проведение стажировки гражданина Российской Федерации в качестве помощника арбитражного управляющего;
- осуществлять ведение реестра арбитражных управляющих, являющихся ее членами, и обеспечивать свободный доступ к включаемым в такой реестр сведениям заинтересованным в их получении лицам;
- обеспечивать формирование компенсационного фонда или имущества общества взаимного страхования для финансового обеспечения ответственности по возмещению убытков, причиненных ее членами при исполнении обязанностей арбитражного управляющего.
Саморегулируемая организация арбитражных управляющих обязана представлять в регулирующий орган в целях последующего опубликования изменения, внесенные в учредительные документы, правила и стандарты деятельности и деловой этики арбитражных управляющих, а также сведения:
- о внесении изменений в реестр арбитражных управляющих, являющихся членами этой саморегулируемой организации;
- о состоявшихся утверждениях арбитражных управляющих, являющихся членами этой саморегулируемой организации, по делам о банкротстве;
- о применении мер ответственности к членам этой саморегулируемой организации в форме исключения из членов саморегулируемой организации;
- об отстранении арбитражных управляющих, являющихся членами этой саморегулируемой организации, от исполнения своих обязанностей;
- о правилах приема арбитражных управляющих в состав членов саморегулируемой организации;
- о правилах прохождения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего;
- о размере компенсационного фонда или имущества общества взаимного страхования;
- о поступивших жалобах на действия членов саморегулируемой организации и об итогах рассмотрения таких жалоб;
- о перечне страховых организаций, осуществляющих страхование гражданской ответственности арбитражных управляющих и аккредитованных саморегулируемой организацией;
- о перечне профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг и аккредитованных саморегулируемой организацией.
2) в статье 6:
а) в абзаце седьмом пункта 3 слова "иметь гражданство" заменить словами "постоянно проживать на территории";
В отличие от предыдущей редакции Закона N 4015-1, где было указано, что лица, осуществлявшие функции единоличного исполнительного органа и главного бухгалтера страховой организации с иностранными инвестициями, должны были быть гражданами Российской Федерации, в новой редакции Закона N 4015-1 уточнено, что вышеуказанные лица должны постоянно проживать на территории Российской Федерации, то есть они могут иметь два или несколько гражданств.
б) в абзаце втором пункта 4 слова "федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью" заменить словами "органа страхового надзора";
Согласно внесенным в Закон N 4015-1 изменениям именно федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью дает предварительное разрешение страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%, на открытие своих филиалов на территории Российской Федерации.
3) в статье 8:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Страховые агенты - постоянно проживающие на территории Российской Федерации и осуществляющие свою деятельность на основании гражданско-правового договора физические лица или российские юридические лица (коммерческие организации), которые представляют страховщика в отношениях со страхователем и действуют от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями.";
Согласно новой редакции Закона N 4015-1 страховыми агентами могут быть не только граждане Российской Федерации, но и постоянно проживающие на территории Российской Федерации лица.
б) абзац первый пункта 2 изложить в следующей редакции:
"2. Страховые брокеры - постоянно проживающие на территории Российской Федерации и зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуальных предпринимателей физические лица или российские юридические лица (коммерческие организации), которые действуют в интересах страхователя (перестрахователя) или страховщика (перестраховщика) и осуществляют деятельность по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования (перестрахования) между страховщиком (перестраховщиком) и страхователем (перестрахователем), а также с исполнением указанных договоров (далее - оказание услуг страхового брокера). При оказании услуг, связанных с заключением указанных договоров, страховой брокер не вправе одновременно действовать в интересах страхователя и страховщика.";
В отношении страховых брокеров уточнено, что ими могут быть граждане, которые зарегистрированы как индивидуальные предприниматели и постоянно проживают на территории Российской Федерации.
в) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Деятельность страховых агентов и страховых брокеров по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров страхования (за исключением договоров перестрахования) с иностранными страховыми организациями или иностранными страховыми брокерами, на территории Российской Федерации не допускается.";
В Закон N 4015-1 внесено изменение, согласно которому на территории Российской Федерации нельзя заключать и исполнять договоры страхования с иностранными страховыми организациями или иностранными брокерами через страховых агентов и страховых брокеров, кроме договоров перестрахования.
г) дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4. Для заключения договоров перестрахования с иностранными страховыми организациями страховщики вправе заключать договоры с иностранными страховыми брокерами.";
Статья 8 Закона N 4015-1 дополнена новым пунктом, в котором имеется прямое указание на то, что российские страховые организации могут работать с иностранными брокерами по заключению договоров перестрахования.
Согласно подпункту 8 п. 2 ст. 294 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) к расходам страховой организации относятся в том числе вознаграждения за оказание услуг страхового агента и (или) страхового брокера.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Закона N 4015-1 страховыми агентами, страховыми брокерами могут быть только российские физические или юридические лица.
Согласно ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон иные правила, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случая, если в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Учитывая вышеизложенное, агентское, брокерское вознаграждение по договорам, заключенным с агентами-нерезидентами, брокерами-нерезидентами до вступления в силу новой редакции Закона N 4015-1, подлежит, по нашему мнению, учету для целей исчисления налога на прибыль у страховой организации согласно подпункту 8 п. 2 ст. 294 НК РФ.
Статьей 2 Закона N 12-ФЗ отменен запрет, действующий на заключение страховщиками новых договоров по перестрахованию через иностранных брокеров в промежутке с 17 января 2004 года по 7 декабря 2005 года.
4) в статье 8.1:
а) в пункте 1 слово "граждане" заменить словами "физические лица, постоянно проживающие на территории";
Согласно изменениям, внесенным Законом N 12-ФЗ в ст. 8.1 Закона N 4015-1, страховыми актуариями являются физические лица, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а не граждане Российской Федерации.
б) в пункте 2 слова "в установленном им порядке" заменить словами "в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности (далее - орган страхового регулирования)";
Данный пункт ст. 8.1 Закона N 4015-1 конкретизирован в части функций органа страхового надзора - федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и по нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности (далее - орган страхового регулирования).
в) в пункте 3 слово "надзора" заменить словом "регулирования";
Установлено, что требования к порядку проведения квалификационных экзаменов страховых актуариев, выдачи и аннулирования квалификационных аттестатов устанавливаются не органом страхового надзора, а органом страхового регулирования.
5) в пункте 4 статьи 25 слово "надзора" заменить словом "регулирования";
Требования, предъявляемые к финансовой устойчивости в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика, а также выдачи банковских гарантий, которые обязаны соблюдать страховщики, устанавливаются органом страхового регулирования.
6) в статье 26:
а) в пункте 1 слово "надзора" заменить словом "регулирования";
Указано, что для обеспечения исполнения обязательств по страхованию, перестрахованию страховщики формируют страховые резервы в порядке, установленном нормативным правовым актом органа страхового регулирования.
б) в абзаце первом пункта 4 слово "надзора" заменить словом "регулирования";
Установлено, что порядок инвестирования и иного размещения страховых резервов устанавливается нормативным правовым актом страхового регулирования.
7) в статье 28:
а) в пункте 1 слово "надзора" заменить словом "регулирования";
Согласно изменениям, внесенным в п. 1 ст. 28 Закона N 4015-1, страховщики ведут бухгалтерский учет, составляют бухгалтерскую и статистическую отчетность в соответствии с планом счетов, правилами бухгалтерского учета, формами учета и отчетности, утверждаемыми органом страхового регулирования согласно действующему законодательству.
б) в пункте 3 слова "органом страхового надзора" заменить словами "органом страхового регулирования";
В новой редакции ст. 26 Закона N 4015-1 конкретизировано, что страховщики представляют в орган страхового надзора бухгалтерскую и статистическую отчетность, иные сведения (страховые брокеры - сведения о страховой брокерской деятельности) по формам и в порядке, которые устанавливаются не органом страхового надзора, а органом страхового регулирования.
8) в статье 30:
а) абзац второй пункта 3 изложить в следующей редакции:
"Орган страхового надзора опубликовывает в определенном им печатном органе:
1) разъяснения вопросов, отнесенных к компетенции органа страхового надзора;
2) сведения из единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;
3) акты об ограничении, о приостановлении или о возобновлении действия лицензии на осуществление страховой деятельности;
4) акты об отзыве лицензии на осуществление страховой деятельности;
5) иную информацию по вопросам контроля и надзора в сфере страховой деятельности (страхового дела);
6) нормативные правовые акты, принимаемые органом страхового регулирования.";
Изменения, внесенные в Закон N 4015-1 Законом N 12-ФЗ, более четко (по пунктам) определили, какие именно данные должен опубликовать орган страхового надзора в определенном им печатном органе.
б) подпункты 4 и 5 пункта 4 признать утратившими силу;
Подпункты 4 и 5 п. 4 ст. 30 Закона N 4015-1, касавшиеся разработки и утверждения в соответствии с настоящим Законом нормативных и методических документов по вопросам деятельности субъектов страхового дела, а также обеспечения в установленном порядке реализации единой государственной политики в сфере страхового дела, исключены, поскольку данными вопросами в настоящее время занимается соответствующий департамент Минфина России.
9) в статье 32:
а) абзац второй пункта 6 изложить в следующей редакции: "Требования к заявлению, сведениям и документам, указанным в подпунктах 5, 8, 9 и 13 пункта 2, подпункте 4 пункта 5 настоящей статьи, устанавливаются органом страхового регулирования.";
Согласно изменениям, внесенным в п. 6 ст. 32 Закона N 4015-1, требования, предъявляемые при выдаче лицензии, вырабатываются органом страхового регулирования, а не органом страхового надзора.
б) пункт 10 после слова "страховщики" дополнить словами "и страховые брокеры";
Об изменениях, внесенных в документы, являющиеся основанием для получения лицензии в соответствии с подпунктами 2, 3, 5, 6, 7 (в части документов о государственной регистрации), 8-13 п. 2, подпунктами 3, 4 и 5 п. 5 ст. 32 Закона N 4015-1, не только страховщики, но и страховые брокеры обязаны сообщать в письменной форме в орган страхового надзора и одновременно представлять документы, подтверждающие эти изменения, в течение 30 дней со дня внесения.
10) в статье 32.1:
а) пункт 2 после слова "страховщика" дополнить словами "или страхового брокера";
Так же как и главный бухгалтер страховщика, главный бухгалтер страхового брокера должен иметь высшее экономическое или финансовое образование, подтвержденное соответствующим документом, признаваемым в Российской Федерации, а также стаж работы по специальности не менее двух лет в страховой, перестраховочной организации и (или) брокерской организации, зарегистрированных на территории Российской Федерации.
б) пункт 3 признать утратившим силу;
Отменено требование о том, что главный бухгалтер страхового брокера должен иметь стаж работы по специальности не менее двух лет.
в) в пункте 5 слова "иметь гражданство" заменить словами "постоянно проживать на территории";
Руководители (в том числе единоличный исполнительный орган) и главный бухгалтер субъекта страхового дела - юридического лица должны постоянно проживать на территории Российской Федерации. Согласно ранее действовавшей редакции ст. 32.1 Закона N 4015-1 вышеуказанные лица должны были быть гражданами Российской Федерации.
11) статью 32.2 признать утратившей силу;
Статья 32.2 Закона N 4015-1, устанавливающая размер и назначение перечисления платы за лицензию, исключена, поскольку в НК РФ введена специальная глава, касающаяся порядка уплаты государственной пошлины.
12) в пункте 1 статьи 32.3:
а) в подпункте 3 слово "надзора" заменить словом "регулирования";
Основанием для отказа соискателю в выдаче лицензии является несоответствие документов, представленных соискателем лицензии для получения лицензии, требованиям Закона N 4015-1 и нормативным правовым актам органа страхового регулирования (ранее - страхового надзора).
б) в подпункте 7 слово "надзора" заменить словом "регулирования";
Основанием для отказа соискателю в выдаче лицензии является необеспечение страховщиками своей финансовой устойчивости и платежеспособности в соответствии с нормативными правовыми актами органа страхового регулирования (ранее - страхового надзора).
13) в статье 32.6:
а) в пункте 4 слова "органом страхового надзора" заменить словами "настоящим Законом";
Изменением, внесенным в п. 4 ст. 32.6 Закона N 4015-1, юридически грамотно оформлено положение о том, что в случае неисполнения предписания надлежащим образом или в установленный срок, а также в случае уклонения субъекта страхового дела от получения предписания действие лицензии ограничивается или приостанавливается в порядке, установленном настоящим Законом, а не органом страхового надзора. В прежней редакции п. 4 ст. 32.6 Закона N 4015-1 ограничение действия лицензии означало запрет на осуществление отдельных видов страхования, взаимного страхования, а также перестрахования.
б) пункты 5-7 изложить в следующей редакции:
"5. Ограничение действия лицензии страховщика означает запрет на заключение договоров страхования по отдельным видам страхования, договоров перестрахования, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств страховщика, в соответствующие договоры.
6. Приостановление действия лицензии субъекта страхового дела означает запрет на заключение договоров страхования, договоров перестрахования, договоров по оказанию услуг страхового брокера, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств субъекта страхового дела, в соответствующие договоры.
Изменение коснулось того, что ограничение действия лицензии страховщика выражается в запрете именно на заключение договоров страхования по отдельным видам страхования, договоров перестрахования, а также на внесение изменений, влекущих увеличение обязательств страховщика, в соответствующие договоры. Поскольку лицензии обществам взаимного страхования не выдавались, то из ст. 32.6 Закона N 4015-1 упоминание о них было исключено.
7. Решение органа страхового надзора об ограничении или о приостановлении действия лицензии подлежит опубликованию в печатном органе, определенном органом страхового надзора, в течение 10 рабочих дней со дня принятия такого решения и вступает в силу со дня его опубликования. Решение органа страхового надзора об ограничении или о приостановлении действия лицензии направляется субъекту страхового дела в письменной форме в течение пяти рабочих дней со дня вступления в силу такого решения с указанием причин ограничения или приостановления действия лицензии.";
Новой редакцией п. 7 ст. 32.6 Закона N 4015-1 установлены конкретный порядок и срок опубликования в печати решения органа страхового надзора об ограничении или о приостановлении действия лицензии.
14) статью 32.8 изложить в следующей редакции:
"Статья 32.8. Прекращение страховой деятельности субъекта страхового дела или его ликвидация в связи с отзывом лицензии
1. Основанием для прекращения страховой деятельности субъекта страхового дела является решение суда, а также решение органа страхового надзора об отзыве лицензии, в том числе принимаемое по заявлению субъекта страхового дела.
2. Органом страхового надзора решение об отзыве лицензии принимается:
1) при осуществлении страхового надзора:
- в случае неустранения субъектом страхового дела в установленный срок нарушений страхового законодательства, явившихся основанием для ограничения или приостановления действия лицензии;
- в случае, если субъект страхового дела в течение 12 месяцев со дня получения лицензии не приступил к осуществлению предусмотренной лицензией деятельности или не осуществляет ее в течение финансового года;
- в иных предусмотренных федеральным законом случаях;
2) по инициативе субъекта страхового дела - на основании его заявления в письменной форме об отказе от осуществления предусмотренной лицензией деятельности.
3. Решение органа страхового надзора об отзыве лицензии подлежит опубликованию в печатном органе, определенном органом страхового надзора, в течение 10 рабочих дней со дня принятия такого решения и вступает в силу со дня его опубликования, если иное не установлено федеральным законом. Решение органа страхового надзора об отзыве лицензии направляется субъекту страхового дела в письменной форме в течение пяти рабочих дней со дня вступления в силу такого решения с указанием причин отзыва лицензии. Копия решения об отзыве лицензии направляется в соответствующий орган исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии субъект страхового дела не вправе заключать договоры страхования, договоры перестрахования, договоры по оказанию услуг страхового брокера, а также вносить изменения, влекущие за собой увеличение обязательств субъекта страхового дела в соответствующие договоры.
5. До истечения шести месяцев после вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии субъект страхового дела обязан:
1) принять в соответствии с законодательством Российской Федерации решение о прекращении страховой деятельности;
2) исполнить обязательства, возникающие из договоров страхования (перестрахования), в том числе произвести страховые выплаты по наступившим страховым случаям;
3) осуществить передачу обязательств, принятых по договорам страхования (страховой портфель), и (или) расторжение договоров страхования, договоров перестрахования, договоров по оказанию услуг страхового брокера.
6. Страховщик в течение месяца со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии уведомляет страхователей об отзыве лицензии, о досрочном прекращении договоров страхования, договоров перестрахования и (или) о передаче обязательств, принятых по договорам страхования (страхового портфеля), с указанием страховщика, которому данный страховой портфель может быть передан. При этом уведомлением признается также опубликование указанной информации в периодических печатных изданиях, тираж каждого из которых составляет не менее 10 тысяч экземпляров и которые распространяются на территории осуществления деятельности страховщиков.
7. Обязательства по договорам страхования, по которым отношения сторон не урегулированы, по истечении трех месяцев со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии подлежат передаче другому страховщику. Передача обязательств, принятых по указанным договорам (страхового портфеля), осуществляется с согласия органа страхового надзора. Орган страхового надзора направляет решение в письменной форме о согласии на передачу страхового портфеля или об отказе дать такое согласие по итогам проверки платежеспособности страховщика, принимающего страховой портфель, в течение 20 рабочих дней после дня представления заявления о передаче страхового портфеля. Орган страхового надзора не дает согласие на передачу страхового портфеля, если по итогам проверки платежеспособности страховщика, принимающего страховой портфель, установлено, что указанный страховщик не располагает достаточными собственными средствами, то есть не соответствует требованиям платежеспособности с учетом вновь принятых обязательств.
8. До выполнения обязанностей, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, субъект страхового дела представляет в орган страхового надзора бухгалтерскую отчетность ежеквартально.
9. До истечения шести месяцев со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии субъект страхового дела обязан представить в орган страхового надзора документы, подтверждающие выполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи:
1) решение о прекращении страховой деятельности, принятое органом управления субъекта страхового дела - юридического лица, уполномоченным принимать указанные решения в соответствии с учредительными документами, или субъектом страхового дела, зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуального предпринимателя;
2) документы, содержащие информацию о наличии или об отсутствии в письменной форме требований страхователей (выгодоприобретателей) об исполнении или о досрочном прекращении обязательств, возникающих из договоров страхования (перестрахования), договоров по оказанию услуг страхового брокера, а также документы, подтверждающие передачу обязательств, принятых по договорам страхования (страхового портфеля);
3) бухгалтерскую отчетность с отметкой налогового органа и заключением аудитора на ближайшую отчетную дату ко дню истечения шести месяцев со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии;
4) оригинал лицензии.
10. В случае неполучения органом страхового надзора документов, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи, до истечения шести месяцев со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии орган страхового надзора обязан обратиться в суд с иском о ликвидации субъекта страхового дела - юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела - физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.".
Поскольку страховые организации должны нести ответственность хотя бы по договорам, по которым уже назначены и определены конкретные выплаты, в новой редакции ст. 32.8 Закона N 4015-1 установлены правила и сроки осуществления страховщиком деятельности до полной ликвидации в связи с отзывом лицензии.
Претерпел изменения и перечень документов, представляемый страховщиком в орган страхового надзора в случае прекращения страховой деятельности.
М.В. Романова,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 6, июнь 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Для удобства пользования текст настоящего Федерального закона и комментарий к нему объединены.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1