Российская организация реализует товары на экспорт, представляет в налоговые органы нулевую декларацию и документы, обосновывающие применение налоговой ставки 0% и налоговых вычетов. По результатам камеральной проверки налоговый орган подтверждает право организации на применение налоговой ставки 0%. Через некоторое время в организации была проведена выездная проверка, по результатам которой налоговый орган не подтвердил право организации на применение нулевой ставки по товарам, реализованным на экспорт. Правомерны ли действия налоговых органов в данной ситуации?
Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 164 НК РФ при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, обложение НДС производится по ставке в размере 0% при условии представления в налоговые органы документов, подтверждающих фактический экспорт товаров. При этом суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг), использованных при осуществлении указанных операций, подлежат вычету на основании отдельной налоговой декларации и соответствующих документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 173 НК РФ превышение сумм налоговых вычетов над суммами НДС подлежит возмещению налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 176 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
Пунктом 4 ст. 176 НК РФ установлено, что налоговый орган производит проверку обоснованности применения нулевой ставки НДС и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
Следует отметить, что контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах налоговые органы осуществляют путем проведения как камеральных, так и выездных налоговых проверок.
На основании положений ст. 88 и 89 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, а выездная налоговая проверка осуществляется на территории проверяемого налогоплательщика в соответствии с решением руководителя налогового органа.
В ходе выездной налоговой проверки должностные лица налоговых органов могут производить осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещений налогоплательщика для определения соответствия фактических данных об объектах налогообложения документальным данным, представленным налогоплательщиком.
По результатам рассмотрения всех материалов в ходе выездной налоговой проверки выносится решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности либо о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Необходимо отметить, что решение по результатам выездной налоговой проверки может не совпадать с ранее принятыми решениями в рамках камеральных проверок, поскольку в ходе выездной налоговой проверки могут выявиться новые обстоятельства, ранее не известные налоговым органам. При этом действия налоговых органов не противоречат нормам налогового законодательства.
О.И. Шапошникова,
консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной
политики Минфина России
А.Н. Лозовая,
главный специалист Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России
1 июня 2005 г.
"Налоговый вестник", N 6, июнь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1