Предоставление очередного отпуска работнику
В соответствии со статьей 114 ТК РФ всем работникам организаций предоставляются ежегодные отпуска с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка.
Оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно в сроки, определенные графиком отпусков, или в иные сроки по согласованию с самим работником.
После приема на работу первый отпуск по общим правилам предоставляется по истечении шести месяцев его непрерывной работы в организации (статья 122 ТК РФ). Однако по соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения шести месяцев работы.
Только в исключительных случаях, когда предоставление отпуска работнику в текущем рабочем году может неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы организации, допускается с согласия самого работника перенесение отпуска на следующий рабочий год (статья 124 ТК РФ). В этом случае отпуск должен быть использован не позднее 12 месяцев после окончания того рабочего года, за который он предоставляется.
В любом случае запрещается непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд, а также непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска работникам в возрасте до 18 лет и работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Таким образом, если работодателю для организации трудового процесса необходимо участие работников в производственной деятельности предприятия, по согласованию с ними отпуска могут быть перенесены на следующий год, но с таким условием, что в следующем году они будут предоставлены в обязательном порядке.
Часть очередного отпуска работников, превышающая 28 календарных дней (а в целом ряде случаев организация обязана предоставлять удлиненные отпуска), согласно статье 126 ТК РФ может быть заменена выплатой денежной компенсации в размере среднего заработка.
Не допускается замена отпуска денежной компенсацией беременным женщинам и работникам в возрасте до 18 лет, а также работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Компенсация выплачивается на основании письменного заявления работника. Указанное заявление в установленном порядке рассматривается руководителем организации или иным уполномоченным должностным лицом, которое и принимает решение, выплачивать компенсацию или предоставить работнику часть отпуска, о которой ведется речь в натуре.
Во всяком случае следует учитывать, что соответствующее окончательное решение принимается именно администрацией организации, а заменять часть отпуска выплатой компенсации является правом, но не обязанностью работодателя.
Согласно письму Минтруда России от 25 апреля 2002 г. N 966-10 в порядке выплаты денежной компенсации допускается заменять в том числе и неиспользованные за все прошлые годы отпуска. При этом компенсации по согласованию между работником и работодателем может подлежать как вся продолжительность неиспользованных за прошлые годы отпусков, так и только та часть каждого из них, которая превышает 28 календарных дней.
Право на оплачиваемые из средств работодателя отпуска имеют сотрудники, с которыми у организации заключены трудовые договоры, включая договоры о выполнении трудовых обязанностей на условиях штатного совместительства, неполного рабочего времени, а также договоры на выполнение сезонных, временных работ.
Если организация применяет труд наемных работников посредством заключения с ними гражданско-правовых договоров, а также авторских договоров, то оплачиваемые отпуска указанной категории работников могут быть предоставлены только за счет средств чистой прибыли.
Виды и продолжительность
предоставляемых работникам отпусков
Предоставляемый работнику очередной отпуск складывается из продолжительности ежегодного основного и всех дополнительных оплачиваемых отпусков путем их суммирования без ограничения общей продолжительности. Общая продолжительность очередного отпуска исчисляется в календарных днях и при определении его периода не учитываются только нерабочие праздничные дни (см. статью 120 ТК РФ).
Ежегодный основной оплачиваемый отпуск согласно статье 115 ТК РФ предоставляется продолжительностью 28 календарных дней. При этом в целом ряде случаев продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска может и превышать 28 календарных дней, если это определено самим Трудовым кодексом и иными федеральными законами.
Свыше 28 календарных дней продолжительность основного отпуска может быть установлена также и коллективным и (или) непосредственно индивидуальными трудовыми договорами, заключенными с работниками. Однако в этом случае, если их положения не будут основаны на ТК РФ или иных нормативных правовых актах, то соответствующие превышающие разницы должны оплачиваться из средств чистой прибыли организации.
Согласно положениям ТК РФ удлиненный основной отпуск (свыше 28 календарных дней) предоставляется следующим категориям работников:
работникам в возрасте до 18 лет - продолжительностью 31 календарный день (статья 267 ТК РФ);
инвалидам - не менее 30 календарных дней (статья 23 Федерального закона РФ от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации");
государственным служащим - до 1 февраля 2005 года ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставлялся в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" продолжительностью не менее 30 календарных дней; после 1 февраля 2005 года отпуска предоставляются в соответствии со статьей 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации": замещающим высшие и главные должности гражданской службы - 35 календарных дней; замещающим должности гражданской службы иных групп - 30 календарных дней;
работникам, занятым на работах с химическим оружием: 1 группы - 56 календарных дней; 2 группы - 49 календарных дней (статья 5 Федерального закона от 7 ноября 2000 г. N 136-ФЗ);
педагогическим и прочим работникам образовательных учреждений - от 42 до 56 календарных дней (постановления Правительства Российской Федерации от 1 октября 2002 г. N 724 "О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений", от 13 сентября 1994 г. N 1052 "Об отпусках работников образовательных учреждений и педагогических работников других учреждений, предприятий и организаций" (в редакции изменений и дополнений));
научным работникам учреждений (организаций), финансируемых из федерального бюджета: докторам наук - 48 рабочих дней, кандидатам наук - 36 рабочих дней (постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 949 "О ежегодных отпусках научным работникам, имеющих ученую степень");
муниципальным служащим - не менее 30 календарных дней (статья 17 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы Российской Федерации"), при этом для отдельных категорий муниципальных служащих федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться ежегодный оплачиваемый отпуск большей продолжительности.
Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска в соответствии со статьей 116 ТК РФ предоставляются следующим категориям работников:
занятым на работах с вредными и (или) опасными условиям труда;
имеющим особый характер работы;
с ненормированным рабочим днем;
работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Организации с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено федеральными законами. При этом порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами. При этом следует учитывать, что оплачиваться такие отпуска будут из средств чистой прибыли организации.
Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии со статьей 117 ТК РФ предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с неустранимым неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов.
До утверждения Правительством Российской Федерации соответствующих перечней производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск с указанием его минимальной продолжительности, организациям в силу положений статьи 423 ТК РФ следует руководствоваться ранее изданными по данному вопросу нормативными актами, в частности:
списком производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день", утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25 октября 1974 года N 298/П-22 (применение Списка в настоящее время подтверждено письмом Минтруда России от 12 августа 2003 г. N 861-7 "О порядке применения "Списка производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день");
инструкцией о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 21 ноября 1975 года N 273/П-20.
Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы в соответствии со статьей 118 ТК РФ предоставляется работникам, труд которых связан с особенностями выполнения работы. Перечень указанных категорий, а также минимальная продолжительность отпуска также должны быть определены Правительством Российской Федерации. До настоящего времени соответствующего акта по данному вопросу не принято, в связи с чем предоставление такого рода отпусков нормативно не обеспечено. Во всяком случае, если организация своими локальными актами решит предоставлять указанный дополнительный отпуск, она должна быть готова относить соответствующие расходы за счет средств чистой прибыли.
Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется в порядке и на условиях, определенных коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации. Продолжительность отпуска не может составлять менее трех календарных дней.
В организациях, финансируемых из средств федерального бюджета, дополнительный отпуск за работу в режиме ненормированного рабочего дня предоставляется в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2002 г. N 884 "Об утверждении Правил предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета".
За последний год продолжительность предоставляемых дополнительных отпусков за ненормированный рабочий день была определена следующими нормативными правовыми актами:
для работников центрального аппарата Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации - приказом Минкультуры России от 15 ноября 2004 г. N 88, и составляет от 8 до 16 календарных дней в зависимости от занимаемой должности;
для работников центрального аппарата Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям - приказом Роспечати от 10 ноября 2004 г. N 95, при этом лицам, замещающим государственные должности федеральной государственной службы в центральном аппарате агентства отпуск предоставляется продолжительностью от 8 до 14 календарных дней в зависимости от занимаемой должности, а работникам, занимающим должности, не отнесенные к государственным должностям (а именно инспекторам) - 6 календарных дней;
для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы в загранучреждениях МИД России - приказом МИД России от 11 ноября 2004 г. N 17668, его продолжительность составляет 12 календарных дней (этим же приказом утвержден Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем в загранучреждениях МИД России);
для лиц, замещающих государственные должности федеральной государственной службы в центральном аппарате и территориальных органах Федеральной службы по финансовому мониторингу - приказом Росфинмониторинга от 28 июня 2004 г. N 14, и составляет 12 календарных дней.
Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляется в соответствии со статьей 321 ТК РФ: лицам, работающим в районах Крайнего Севера - продолжительностью 24 календарных дня; лицам, работающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - 16 календарных дней.
При этом необходимо учитывать, что рассматриваемый дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется также лицам, работающим в остальных районах Севера, где к заработной плате установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате. Это касается, в частности, организаций, расположенных в Республике Карелия, южных районах Дальнего Востока, Красноярском крае, Иркутской области, Республике Бурятия, Республике Тува, Читинской области.
В данном случае дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется продолжительностью 8 календарных дней на основании статьи 14 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в редакции изменений и дополнений). Указанной продолжительности отпуска предоставляются с 1 января 2005 года. До указанной даты дополнительный отпуск предоставляется продолжительностью 7 рабочих дней. Соответствующие изменения в статью 33 Закона РФ N 4520-1 внесены Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Случаи предоставления дополнительных отпусков закреплены также в отдельных законах.
В частности, гражданским служащим согласно пункту 5 статьи 46 Федерального закона N 79-ФЗ предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет из расчета один календарный день за каждый год гражданской службы.
Однако при его предоставлении необходимо учитывать, что при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, ежегодный оплачиваемый отпуск суммируется с ежегодным оплачиваемым отпуском за выслугу лет, и общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслуг лет для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, не может превышать 45 календарных дней, а для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, - 40 календарных дней.
Что касается дополнительных отпусков за ненормированный рабочий день, а также отпусков в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы, то они предоставляются гражданским служащим сверх ежегодного оплачиваемого отпуска.
Не предоставляются в настоящее время дополнительные отпуска сотрудникам за работу в многосменном режиме, ранее установленные пунктом 9 постановления ЦК КПСС, Совмина СССР и ВЦСПС от 12 февраля 1987 г. N 194 "О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства". В части предоставления указанного дополнительного отпуска пункт 9 указанного нормативного акта признан недействующим Решением Верховного Суда Российской Федерации от 21 мая 2002 г. N ГКПИ 2002-353.
Лицам, проходящим альтернативную гражданскую службу, отпуска предоставляются согласно общеустановленным ТК РФ правилам, что определено в статье 17 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе". При этом продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска увеличивается на количество календарных дней, необходимых для проезда к месту использования отпуска и обратно.
В случае, если работнику из средств социального страхования выдается путевка на санаторно-курортное лечение в связи с имевшим место несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием и его очередного и дополнительных отпусков не хватает (или он уже использован), на недостающие дни (включая время проезда к месту лечения и обратно) предоставляется дополнительный отпуск, оплачиваемый согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (в редакции изменений и дополнений) из средств обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Согласно пункту 3 Порядка оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2001 г. N 332) оплата отпуска на период санаторно-курортного лечения и проезда к месту лечения и обратно осуществляется организацией за счет начисленных страховых взносов по правилам, установленным для оплаты ежегодного отпуска. Правомерность использования на указанные цели средств социального страхования подтверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 184 "Об утверждении Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Основанием для предоставления и оплаты отпуска является копия приказа отделения (филиала отделения) ФСС РФ о предоставлении работнику (включая пострадавших по прежнему месту работы) путевки на санаторно-курортное лечение вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания. На основании указанной выписки в организации издается приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику. Об этом, в частности, указано в пунктах 92-97 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия мер по их результатам (утверждены постановлением ФСС РФ от 4 декабря 2003 г. N 134).
Дополнительные отпуска, предоставляемые лицам,
подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы
на Чернобыльской АЭС
Несмотря на тот факт, что Трудовым кодексом Российской Федерации предоставление такого дополнительного отпуска не предусмотрено, он установлен действующим в настоящее время Законом, а потому должен предоставляться в силу положений статьи 423 ТК РФ.
Согласно действующей с 1 января 2005 года новой редакции Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (применяется в редакции Федеральных законов от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ) право на дополнительный оплачиваемый отпуск имеют:
продолжительностью 14 календарных дней - а) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; б) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа: граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения; граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации; граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности (пункт 5 статьи 14 Закона РФ N 1244-1); гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение с 26 апреля 1986 г. (пункт 2 статьи 18 Закона РФ N 1244-1); гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зоне отселения до их переселения в другие районы с 26 апреля 1986 г. (пункт 2 статьи 20 Закона РФ N 1244-1);
продолжительностью 7 календарных дней - лица, работающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом при условии постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 года (пункт 4 статьи 19 Закона РФ N 1244-1); гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение со 2 декабря 1995 г. (пункт 2 статьи 18 Закона РФ N 1244-1); гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зоне отселения до их переселения в другие районы со 2 декабря 1995 г. (пункт 2 статьи 20 Закона РФ N 1244-1).
Обращают на себя внимание разъяснения, приведенные в письме ФНС России от 9 февраля 2005 г. N ГВ-6-05/99 "О налогообложении ЕСН дополнительных отпусков, предоставляемых гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС", в котором отмечено, что предоставление дополнительных отпусков в соответствии с Законом РФ N 1244-1 непосредственно не связано с выполнением текущих трудовых обязанностей работником, особыми условиями его труда у работодателя, с которым он в данный момент состоит в трудовых отношениях, и производится независимо от того, содержатся ли соответствующие положения в трудовом договоре или нет.
Учитывая также то обстоятельство, что суммы оплаты дополнительных отпусков, которые предоставляются гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляются за счет средств федерального бюджета, они не могут рассматриваться как выплаты, осуществляемые работодателем по трудовым договорам, а потому освобождаются от обложения единым социальным налогом. Следовательно, и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на суммы среднего заработка за время указанных дополнительных отпусков также не начисляются.
Не облагаются суммы среднего заработка также и налогом на доходы физических лиц, так как они считаются компенсационными выплатами, связанными с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, что подтверждено в письме Минфина России от 4 ноября 2004 г. N 03-05-01-04/75.
Отдельные правила предоставления
очередных оплачиваемых отпусков
Очередные отпуска предоставляются за каждый год работы сотрудника. Это означает, что очередной отпуск предоставляется по истечении календарного года работы сотрудника, исчисляемого со дня его приема на работу.
Пример 1. Работник поступил на работу в организацию с 24 апреля 2004 года.
Его первый год работы составляет период времени с 24 апреля 2004 года по 23 апреля 2005 года, а право на использование оплачиваемого отпуска за первый год работы возникает у работника после 24 октября 2004 года, то есть по истечении шести месяцев работы.
В течение второго года работы с 24 апреля 2005 года по 23 апреля 2006 года работник вправе воспользоваться оплачиваемым отпуском в любое время, установленное графиком отпусков.
Вместе с этим, как отмечалось выше, по соглашению с работодателем работник в свой первый год работы в организации может использовать отпуск и до истечения первых шести месяцев непрерывной работы.
В целом ряде случаев работодатель обязан согласно статье 122 ТК РФ предоставить отпуск за первый год работы сотрудника и до истечения первых шести месяцев работы:
женщинам - перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него;
работникам в возрасте до восемнадцати лет;
работникам, усыновившим ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев;
в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В данный стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, согласно статье 121 ТК РФ не включаются следующие периоды:
время отсутствия работника на работе без уважительных причин, в том числе вследствие его отстранения от работы в случаях, предусмотренных статьей 76 ТК РФ;
время отпусков по уходу за ребенком до достижения им установленного законом возраста;
время предоставляемых по просьбе работника отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более семи календарных дней.
Если такого рода периоды имели место, то границы "рабочего" года работника должны быть перенесены на соответствующее количество календарных дней, приходящихся на периоды времени, не включаемые в стаж работы.
Пример 2. Воспользуемся условиями примера 1, и предположим, что в период с 24 апреля 2004 года по 23 апреля 2005 года работник имел прогул продолжительностью 5 календарных дней, а также ему предоставлялся отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью 21 календарный день.
Границы рабочего года, за который предоставляется отпуск, должны быть перенесены на 26 календарных дней, то есть с 23 апреля 2005 г. по 13 мая 2005 г.
Соответственно следующий оплачиваемый отпуск может быть предоставлен работнику в период с 14 мая 2005 г. по 13 мая 2006 г.
Правилами действующего трудового законодательства определен также порядок разделения, продления и перенесения очередных оплачиваемых отпусков, а также отзыва работника из отпуска. По указанным вопросам в следующем номере журнала будет опубликована консультация.
Документальное оформление
предоставляемых работникам очередных отпусков
Виды и продолжительность предоставляемых работникам отпусков указываются в оформляемом "Приказе (распоряжении) о предоставлении отпуска работнику" (форма N Т-6, утвержденная постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты").
Если в один из дней очередной отпуск (или его часть) предоставляется группе работников, может оформляться единая форма N Т-6а "Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работникам", утвержденная тем же постановлением Госкомстата России.
Приведенные формы составляются работниками кадровой службы или иными уполномоченными лицами организации, подписываются руководителем организации (или уполномоченным им лицом), и в обязательном порядке объявляются под роспись работнику.
Оформленный приказ передается в бухгалтерию в срок, определенный графиком документооборота организации, и на его основании бухгалтером производится расчет причитающегося работнику среднего заработка за отпуск, который оформляется на бланке формы N Т-60 "Записка-расчет о предоставлении отпуска работнику". Данная форма также утверждена постановлением Госкомстата России N 1.
Оформление указанных выше форм первичных документов является обязательным в силу требований статьи 9 Закона о бухгалтерском учете.
Так как средний заработок за отпуск выплачивается не позднее чем за три дня до его начала (статья 136 ТК РФ), то приказы о предоставлении отпусков должны оформляться и предоставляться в бухгалтерию организации заблаговременно до указанной даты, то есть за 4-5 рабочих дня до начала отпуска. Записка-расчет по форме N Т-60 должна быть оформлена не позднее дня выплаты среднего заработка.
Следует учитывать, что форма N Т-60 предназначена не только для расчета сумм среднего заработка за отпуск, но также и для расчета сумм заработной платы за отработанные дни в месяце ухода в отпуск, материальной помощи при уходе в отпуск, а также других выплат в пользу работника.
Выплата сумм среднего заработка и иных сумм в пользу уходящего в отпуск работника осуществляется по "Платежной ведомости" (форма N Т-53) или по "Расходному кассовому ордеру" (форма N КО-2, утвержденная постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации").
Реквизиты первичного документа, по которому были выплачены суммы уходящему в отпуск работнику отражаются на оборотной стороне формы N Т-60.
Порядок оплаты очередных отпусков и отражения
соответствующих расходов в бухгалтерском учете
Оплата времени предоставленных работникам очередных отпусков производится в размере среднего заработка, исчисляемого по правилам статьи 139 ТК РФ и Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. N 213) (далее по тексту - Положение о среднем заработке).
Для исчисления сумм среднего заработка необходимо рассчитать величину среднедневного заработка, определяемого за последние три календарных месяца (с 1-го до 1-го числа) путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на 3 и на среднемесячное число календарных дней, равное 29,6.
При этом следует учитывать, что статья 139 ТК РФ допускает возможность применения организациями и иного расчетного периода, отличного от трех календарных месяцев, но только если это будет предусмотрено коллективным договором и если при этом не ухудшается положение работников. В связи с этим расчетный период для расчета среднего заработка за отпуск может составлять и 12 месяцев (это актуально при оплате труда работников с различающейся в отдельные периоды года заработной платой) и любой иной период времени.
Пример 3. Работнику организации с 6 июня 2005 года предоставлен очередной отпуск продолжительностью 28 календарных дней.
Коллективным договором организации специальный расчетный период не установлен, в связи с чем должен использоваться расчетный период в три месяца, предусмотренный статьей 139 ТК РФ и Положением о среднем заработке, а именно март, апрель и май 2005 года.
В расчетном периоде работник отработал все рабочие дни, и сумма начисленной заработной платы составила 12500 руб.
Сумма среднего заработка за отпуск составит 3941 руб. 44 коп. (12500 руб. / 3 мес. / 29,6 x 28 календарных дней отпуска).
В случае, если один или несколько месяцев расчетного периода отработаны не полностью или из него исключалось время в соответствии с пунктом 4 Положения о среднем заработке, средний дневной заработок для оплаты отпуска в календарных днях исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы за расчетный период на сумму, состоящую из среднемесячного числа календарных дней (29,6), умноженного на количество полностью отработанных месяцев, и количества календарных дней в не полностью отработанных месяцах.
При этом количество календарных дней в не полностью отработанных месяцах рассчитывается путем умножения рабочих дней по календарю пятидневной рабочей недели, приходящихся на отработанное время, на коэффициент 1,4 (пункт 9 Положения о среднем заработке).
Пример 4. Воспользуемся условиями примера 3, и предположим, что полностью отработан только май месяц, в марте из 22 рабочих дней по графику отработано 17 рабочих дней (с 14 по 18 марта работник болел, о чем им представлен листок нетрудоспособности), а в апреле месяце - из 21 рабочего дня по графику отработано 12 рабочих дней (с 1 по 13 апреля работник находился в служебной командировке).
Для исчисления суммы среднего заработка следует:
1) определить количество календарных дней, приходящихся на фактически отработанное в расчетном периоде время - 70,2 календарных дня, в том числе:
за неполностью отработанный март - 23,8 календарных дней (17 фактически отработанных дней x 1,4);
за неполностью отработанный апрель - 16,8 календарных дней (12 фактически отработанных дней x 1,4);
за полностью отработанный май - 29,6 календарных дней.
2) определить среднедневной заработок - 178 руб. 06 коп. (12500 руб. / 70,2 календарных дня);
3) определить сумму среднего заработка за отпуск - 4985 руб. 68 коп. (178 руб. 06 коп. x 28 календарных дня отпуска).
В бухгалтерском учете суммы среднего заработка непосредственно отражаются на счетах учета производственных затрат, издержек обращения или иных расходов, относятся за счет сумм созданного резерва на предстоящую оплату отпусков и (или) относятся на счета учета расходов будущих периодов.
Решение о том, в каком порядке в каждом конкретном случае следует отражать расходы, необходимо принимать в следующем порядке.
Если в соответствии с пунктом 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности согласно учетной политике организации создается резерв на предстоящую оплату отпусков, все суммы среднего заработка, а также отчисления с них сумм единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, относятся за счет сумм указанного резерва:
дебет счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", 44 "Расходы на продажу" и др. кредит счета 96 "Резервы предстоящих расходов", субсчет "Резерв расходов на оплату отпусков" - ежемесячные отчисления согласно методу, принятому в учетной политике организации, в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков (с учетом отчислений единого социального налога и обязательных страховых взносов);
дебет счета 96, субсчет "Резерв расходов на оплату отпусков" кредит счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - отнесение за счет созданного резерва сумм оплаты среднего заработка за дни предоставленных работникам отпусков;
дебет счета 96, субсчет "Резерв расходов на оплату отпусков" кредит счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" (по соответствующим субсчетам) - отнесение за счет созданного резерва отчислений с сумм среднего заработка единого социального налога, а также страховых взносов на обязательное страхование.
Остатки созданного организацией резерва предстоящих расходов на оплату отпусков подлежат обязательной, как минимум один раз в год перед составлением годовой отчетности, инвентаризации. Инвентаризация резерва осуществляется в порядке, установленном приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49 "Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств".
Резерв на предстоящую оплату отпусков работникам, отражаемый в годовом балансе, должен быть уточнен, исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников (с учетом отчислений на нужды обязательного социального страхования). В связи с этим к материалам инвентаризации должен быть приложен расчет, обосновывающий остаток на конец года неиспользованного резерва на предстоящую оплату отпусков.
Выявленные в результате инвентаризации неиспользованные суммы резерва в конце года подлежат корректировке. В случае недостаточности соответствующих сумм, производится доначисление резерва - дебет счетов 20, 23, 25, 26, 29, 44 и др. кредит счета 96, субсчет "Резерв расходов на оплату отпусков". При превышении сумм резерва против подтвержденных расчетом сумм резерв уменьшается сторнировочными записями - дебет счетов 20, 23, 25, 26, 29, 44 и др. кредиту счета 96, субсчет "Резерв расходов на оплату отпусков" (сторно).
Если резерв предстоящих расходов на оплату отпусков согласно учетной политике организации, применяемой для целей бухгалтерского учета, не создается, суммы среднего заработка, а также отчисления с них единого социального налога и страховых взносов относятся непосредственно на счета учета производственных затрат, издержек обращения или иных расходов - дебет счетов 20, 23, 25, 26, 29, 44 и др. кредит счетов 70, 69.
Однако в том случае, если суммы среднего заработка начислены за следующие месяцы, и суммы указанных расходов существенны (например, за два или три месяца вперед при соединении отпусков за несколько лет), организации вправе первоначально отнести расходы по оплате среднего заработка и отчислений с него на счета учета расходов будущих периодов - дебет счета 97 "Расходы будущих периодов" кредит счетов 69, 70. Это ей позволяет сделать пункт 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности.
По прошествии месяцев, за которые начислен средний заработок, учтенные в составе расходов будущих периодов суммы относятся на соответствующие счета учета - дебет счетов 20, 23, 25, 26, 29, 44 и др. кредит счета 97.
Параметры определения существенности затрат, а также порядок списания расходов, учтенных на счетах учета расходов будущих периодов, определяются учетной политикой организации, применяемой для целей бухгалтерского учета.
Если работнику предоставляется отпуск на санаторно-курортное лечение в связи с имевшим место несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, его дни сверх ежегодного оплачиваемого отпуска в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ оплачиваются из начисленных к уплате страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - дебет счета 69, субсчет "Расчеты по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" кредит счета 70.
Особенности предоставления и оплаты
очередных отпусков совместителям
Согласно статье 286 ТК РФ работающим по совместительству лицам ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются одновременно с отпуском по основной работе.
Совместители пользуются правом на ежегодные очередные отпуска на общих основаниях, то есть на основной оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 28 календарных дней, а также на дополнительные оплачиваемые отпуска, предусмотренные действующим законодательством, но только исходя из режима и иных условий работы по должности, замещаемой на условиях совместительства.
Оплачиваются отпуска также на общих основаниях, на что указано в пункте 19 Положения о среднем заработке.
При работе на условиях внутреннего совместительства расчет сумм среднего заработка осуществляется в зависимости от того, равной продолжительности предоставляются отпуска по основной и совмещаемой должности, или нет.
Пример 5. С одним из работников организации заключен наряду с трудовым договором по основной должности, трудовой договор о работе по совместительству.
С 13 июня работнику предоставлен очередной отпуск продолжительностью 28 календарных дней по основной должности, а также по должности, замещаемой на условиях внутреннего штатного совместительства.
В расчетном периоде (с 1 марта по 31 мая 2005 г.), который отработан полностью, работнику начислена заработная плата по основному месту работы в размере 12500 руб., а также по совместительству в размере 5200 руб.
Сумма среднего заработка за отпуск работника составит 5581 руб. 08 коп. ((12500 руб. + 5200 руб.) / 3 мес. / 29,6) x 28 календарных дней отпуска).
Пример 6. Воспользуемся условиями примера 5 и предположим, что по основному месту работы сотруднику предоставлен основной отпуск продолжительностью 28 календарных дней, а также дополнительный отпуск за работу ненормированный рабочий день продолжительностью 7 календарных дней. Всего оплачиваемый отпуск по основной должности предоставляется продолжительностью 35 календарных дней.
По должности, совмещаемой на условиях внутреннего штатного совместительства, продолжительность предоставляемого отпуска составляет 28 календарных дней.
Сумма среднего заработка за отпуск по основной должности составит 4926 руб. 80 коп. (12500 руб. / 3 мес. / 29,67 x 35 календарных дней отпуска).
Сумма среднего заработка за отпуск, предоставленный по должности, замещаемой на условиях штатного совместительства, составит 1639 руб. 64 коп. (5200 руб. / 3 мес. / 29,6 x 28 календарных дней отпуска).
При всем этом следует учитывать, что если данные об отработанном рабочем времени по основной должности и должности, замещаемой на условиях штатного совместительства, разнятся, расчет среднего заработка во всех случаях должен производиться раздельно.
Если рассматривать внешнее совместительство, то расчет среднего заработка осуществляется по общим правилам исходя из принятого в организации расчетного периода, суммы заработной платы за указанный период, а также данных об отработанных рабочем времени.
Пример 7. С одним из работников организацией заключен трудовой договор на выполнение трудовых обязанностей на условиях внешнего совместительства.
С 13 июня работнику предоставлен основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней.
В расчетном периоде в три календарных месяца (с 1 марта по 31 мая) работником отработаны все рабочие дни по графику, и за эти дни ему начислено учитываемой при расчете среднего заработка заработной платы в размере 5600 руб.
Сумма среднего заработка за отпуск составит 1765 руб. 77 коп. (5600 руб. / 3 мес. / 29,6 x 28 календарных дней отпуска).
В том случае, если на работе по совместительству работник не отработал шести месяцев, то отпуск ему предоставляется авансом.
Если на работе по совместительству продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска работника меньше, чем продолжительность отпуска по основному месту работы, то работодатель по просьбе работника предоставляет ему отпуск без сохранения заработной платы соответствующей продолжительности. И в этом случае предоставление неоплачиваемого отпуска является обязательным.
Особенности предоставления очередных отпусков
временным и сезонным работникам
В соответствии со статьей 295 ТК РФ работникам, занятым на сезонных работах, предоставляются оплачиваемые отпуска из расчета два календарных дня за каждый месяц работы.
Работники, заключившие трудовой договор на время выполнения временных (сроком до 2-х месяцев) работ, согласно статье 291 ТК РФ пользуются правом на оплачиваемые отпуска из расчета два рабочих дня за каждый месяц работы.
Временными и сезонными работниками право на оплачиваемые отпуска может реализовываться по их усмотрению либо путем их фактического использования, либо путем получения денежной компенсации при истечении срока заключенного трудового договора.
Необходимо учитывать, что средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставленных в рабочих днях, согласно статье 139 ТК РФ и пункту 10 Положения о среднем заработке определяется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели. Данное положение касается только предоставления отпусков именно временным работникам. Всем остальным категориям работников отпуска должны предоставляться в календарных днях.
При этом следует учитывать, что отпуск в рабочих днях предоставляется по календарю шестидневной рабочей недели, то есть с учетом суббот, но без учета праздничных дней.
Пример 8. С одним из работников заключен трудовой договор на выполнение временных работ в течение двух месяцев с 11 июля 2005 года по 10 сентября 2005 года включительно.
По окончании договора работник потребовал предоставления и оплаты отпуска, продолжительность которого составит 4 рабочих дня (2 мес. x 2 раб. дня отпуска) с 12 по 15 сентября 2005 года включительно.
Для оплаты отпуска используется расчетный период с 11 июля по 31 августа 2005 года, в течение которого отработаны все рабочие дни и начислено заработной платы на сумму 7600 руб.
Рабочие дни в расчетном периоде должны быть приняты по календарю шестидневной рабочей недели с учетом суббот и без учета праздничных дней:
а) за июль месяц - 18 рабочих дней;
б) за август - 27 рабочих дней;
Всего - 45 рабочих дня.
Среднедневной заработок составит 168 руб. 89 коп. (7600 руб. / 45 рабочих дня).
Сумма среднего заработка за отпуск - 675 руб. 56 коп. (168 руб. 89 коп. х 4 рабочих дня отпуска).
Если расчетный период отработан неполностью, количество рабочих дней в не полностью отработанных месяцах рассчитывается путем умножения рабочих дней по календарю пятидневной рабочей недели, приходящихся на отработанное время, на коэффициент 1,2 (пункт 10 Положения о среднем заработке).
Вопросы налогообложения
Согласно пункту 7 статьи 255 НК РФ в целях уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль учитываются суммы расходов на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации.
Учитывая четкую взаимосвязь между законодательно установленными случаями предоставления отпусков и учитываемыми в целях налогообложения затратами производства, пунктом 24 статьи 270 НК РФ определено, что не принимаются в целях налогообложения расходы организаций на оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков работникам.
При формировании налоговой базы следует учитывать используемый организацией метод ее исчисления (метод начисления или кассовый метод), а также порядок признания расходов в качестве прямых или косвенных для отнесения их в уменьшение налоговой базы того или иного отчетного (налогового) периода.
Если применяется метод начисления, то вся сумма среднего заработка относится в уменьшение налоговой базы того отчетного (налогового) периода, когда они начислены (пункты 1 и 4 статьи 272 НК РФ). Если организация в разрешенных случаях применяет кассовый метод, сумма среднего заработка относится в уменьшение налоговой базы по факту его выплаты (статья 273 НК РФ).
К прямым расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль текущего отчетного (налогового) периода (за исключением сумм таких расходов, приходящихся на остатки незавершенного производства, готовой продукции на складе и отгруженной, но не реализованной продукции), согласно статье 318 НК РФ относятся расходы на оплату среднего заработка в пользу персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы единого социального налога, начисленного на указанные суммы среднего заработка.
Расходы на оплату среднего заработка прочих категорий работников, а также все суммы отчислений на нужды обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, относятся к косвенным расходам, уменьшающих налоговую базу текущего отчетного (налогового) периода в полной сумме.
Суммы среднего заработка и отчисления с них в виде единого социального налога, приходящиеся на остатки незавершенного производства, готовой продукции на складе и отгруженной, но не реализованной продукции, принимаются в целях налогообложения по правилам, определенным статьей 319 НК РФ.
Если организация в целях налогообложения создает резерв на предстоящую оплату отпусков, то в целях налогообложения принимаются не суммы среднего заработка и отчисления с них, а суммы отчислений в указанный резерв в порядке, установленном статьей 324.1. НК РФ.
В своей учетной политике для целей налогообложения организация должна закрепить принятый ею способ резервирования, предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в резерв. При этом следует учитывать, что при формировании резерва не должны учитываться отчисления в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (в частности, с выплат в пользу инвалидов и иным выплатам, по которым предоставляются льготы по единому социальному налогу, но не предоставляются льготы по страховым взносам), а также на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (см., в частности, письмо Управления МНС по г. Москве от 30 июля 2004 г. N 26-12/50943). Указанные расходы относятся к прочим расходам, и при формировании резерва не учитываются.
Расходы на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков относятся на счета учета расходов на оплату труда соответствующих категорий работников. Фактически это означает следующее - в части работников, занятых в процессе производства товаров, выполнения работ и оказания услуг, отчисления в резерв включаются в состав прямых расходов, в части иных категорий работников - в состав косвенных расходов.
На конец налогового периода организация обязана провести инвентаризацию резерва, которая проводится по тем же правилам, что и в бухгалтерском учете.
При этом недоиспользованные на последний день текущего налогового периода суммы указанного резерва подлежат обязательному включению в состав налоговой базы текущего налогового периода в составе внереализационных доходов.
При недостаточности средств фактически начисленного резерва, подтвержденного инвентаризацией на последний рабочий день налогового периода, организация обязана по состоянию на 31 декабря года, в котором резерв был начислен, включить в расходы сумму фактических расходов на оплату отпусков и соответственно сумму единого социального налога, по которым ранее не создавался указанный резерв.
По состоянию на конец каждого года резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работникам по состоянию на конец налогового периода должен быть уточнен исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников (с учетом установленной методики расчета среднего заработка) и обязательных отчислений единого социального налога. То есть опять же правила уточнения аналогично правилам, используемым в бухгалтерском учете.
Как указано в письме МНС России от 18 августа 2004 г. N 02-5-11/142 "О порядке учета при исчислении налога на прибыль резервов на отпуска" неиспользованные дни отпуска за конкретный календарный год могут быть определены только по состоянию на последний день календарного года. Исходя из этого уточнение резерва предстоящих расходов на оплату отпусков в течение налогового периода (на конец каждого отчетного периода) не производится.
Сумма остатка резерва, выявленного в результате инвентаризации по состоянию на 31 декабря года, в котором он был начислен, включается для целей налогообложения в состав внереализационных доходов текущего налогового периода в случае, если при уточнении учетной политики на следующий налоговый период организация посчитает нецелесообразным формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков.
Таким образом, в случае если организация не меняет учетную политику в отношении создания резерва на оплату отпусков на следующий налоговый период, то на конец отчетного налогового периода она может иметь определенный результатами инвентаризации остаток недоиспользованного резерва.
Под недоиспользованными на последний день текущего налогового периода суммами резерва на оплату отпусков следует понимать разницу между суммой начисленного в отчетном периоде резерва на оплату отпусков и суммой фактических расходов на оплату использованных в налоговом периоде отпусков (с учетом единого социального налога) и на предстоящую оплату неиспользованных в отчетном году законодательно предусмотренных отпусков (с учетом единого социального налога, исчисленного по методике, применяемой при формировании резерва).
Суммы оплаты переходящих на следующий год отпусков, начисленные в текущем налоговом периоде, учитываются за счет резерва, начисленного в текущем налоговом периоде, и соответственно не включаются в состав расходов следующего налогового периода (года), а только "присоединяются".
Например, в том случае, если учетной политикой организации предусмотрено формирование резерва на 2006 год, под неиспользованной на 31 декабря 2005 года суммой резерва, включаемой в состав внереализационных доходов 2005 года, понимается разница между суммой начисленного в 2005 году резерва, уменьшенной на сумму фактических расходов на оплату использованных в этом году отпусков (с учетом единого социального налога), и суммой, переносимой на 2006 год части резерва в виде расходов на оплату в этом году не использованных в 2005 году законных отпусков (с учетом единого социального налога).
Если учетной политикой на 2006 год не будет предусмотрено формирование указанного резерва, то в составе внереализационных доходов 2005 года включается разница между суммой начисленного в 2005 году резерва и суммой фактических расходов на оплату использованных в 2005 году отпусков (с учетом отчислений единого социального налога).
Пример 9. Согласно составленному расчету организация приняла решение о создании в целях налогообложения резерва предстоящих расходов на оплату отпусков.
Всего отчисления в созданный резерв за 2005 год составили 1250000 руб.
Предположим, что сумма фактически начисленных за 2005 год расходов на оплату среднего заработка (с учетом отчислений единого социального налога), а также подтвержденные результатами инвентаризации суммы остатка резерва составили:
1) расходы на оплату отпусков (с отчислениями единого социального налога) составили 1316000 руб., а планируемая сумма расходов на оплату неиспользованных на конец года отпусков (с отчислениями единого социального налога) - 44000 руб.
В данном случае в состав расходов в декабре месяце включается сумма превышения расходов над величиной созданного резерва, а также сумма предстоящих расходов по неиспользованным на конец года отпускам - 110000 руб. ((1316000 руб. - 1250000 руб.) + 44000 руб.);
2) расходы на оплату отпусков составили 1230000 руб., а планируемая сумма расходов на оплату неиспользованных на конец года отпусков (с отчислениями единого социального налога) - 44000 руб.
В данном случае в состав расходов в декабре месяце включается сумма в 24000 руб. ((1230000 руб. - 1250000 руб.) + 44000 руб.).
3) расходы на оплату отпусков составили 1120000 руб., а планируемая сумма расходов на оплату неиспользованных на конец года отпусков (с отчислениями единого социального налога) - 44000 руб.
В данном случае в состав внереализационных доходов организации включается сумма в 86000 руб. ((1250000 руб. - 1120000 руб.) - 44000 руб.);
Если при уточнении учетной политики на 2006 год организация посчитает нецелесообразным формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, то сумма остатка указанного резерва, выявленного в результате инвентаризации по состоянию на 31 декабря 2005 года, включается в состав внереализационных доходов 2005 года.
С начисленных сумм "отпускных" организации в установленном порядке должны начислить к уплате по принадлежности суммы налога на доходы физических лиц, единого социального налога, а также страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Уплачиваться начисленные налоги должны в следующие сроки:
налог на доходы физических лиц - не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств для выплаты заработной платы за вторую половину месяца, в котором начислены суммы среднего заработка;
единый социальный налог - не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором были начислены суммы среднего заработка (пункт 3 статьи 243 НК РФ);
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - не позднее дня получения в банке наличных денежных средств на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором начислены суммы среднего заработка (пункт 2 статьи 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации");
страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - не позднее срока, установленного для получения в банках (иных кредитных организациях) средств на выплату заработной платы за истекший месяц (пункт 4 статьи 22 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").
И.В. Гейц
"Консультант бухгалтера", N 5, май 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru