Вычет НДС зависит от достоверных данных о поставщике
Еще в прошлом году Минфин России в своем письме от 29 июля 2004 г. N 03-04-14/24 "О составлении счета-фактуры" указал на то, что к вычету при расчетах с бюджетом не могут быть приняты суммы налога на добавленную стоимость по счетам-фактурам с неверными данными ИНН поставщиков (продавцов).
Учитывая изложенную в письме позицию и в соответствии с положениями пункта 5 статьи 169 НК РФ в счете-фактуре должны содержаться достоверные сведения о налогоплательщике, включая в том числе и сведения о его государственной регистрации в качестве налогоплательщика.
Согласно пункту 2 статьи 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением установленного порядка, не могут являться основанием для принятия к вычету или возмещению сумм НДС, предъявленных покупателю продавцом.
Как следствие изложенной в указанном письме позиции при осуществлении налоговых проверок инспекторы производят сверку указанных в счетах-фактурах данных о поставщике (продавце) с данными, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц. В случае если данные не совпадают, по мнению проверяющих произведено не законное применение вычета по НДС со всеми вытекающими отсюда последствиями.
С периода выхода указанного разъяснения ситуация не изменилась. Минфин России и налоговые органы по-прежнему настаивают на невозможности осуществления вычета по тем счетам-фактурам, в которых содержатся недостоверные данные о поставщиках (продавцах).
Сами налогоплательщики считают такого рода требования неправомерными, тем более, что налоговое законодательство не определяет обязанность покупателей устанавливать и каким-либо образом подтверждать достоверность реквизитов контрагента.
Не разрешает возникшую проблему и сложившаяся судебная практика, так как одни из судов принимают сторону налоговых органов, а другие - сторону налогоплательщиков.
Например, в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 июля 2004 г. N А05-14326/03-29 указано, что действующее законодательство о налогах и сборах не предусматривает обязанности заявителя при заключении гражданско-правовых договоров проводить какие-либо действия, направленные на установление достоверности сообщенных другой стороной по сделке ИНН или фактов включения этих организаций в Единый государственный реестр юридических лиц. В выставленных на имя покупателя счетах-фактурах были указаны наименования, адреса и ИНН налогоплательщиков - организаций-поставщиков и, следовательно, доводы налоговой инспекции о том, что счета-фактуры оформлены с нарушением требований пункта 5 статьи 169 НК РФ, являются надуманными.
В постановлении Федерального арбитражного суда Центрального округа от 6 июля 2004 г. N А14-5268/03/175/26 указано на правомерность требований налоговых органов о невозможности использования вычета по счетам-фактурам, в которых неправильно указан ИНН, так как в соответствии с пунктом 5 статьи 169 НК РФ в счете-фактуре должен быть указан идентификационный номер налогоплательщика (продавца). Неправильное указание ИНН по своей сути является отсутствием ИНН, а поскольку счета-фактуры не соответствуют названным нормам, то и не могут быть приняты в качестве основания для налогового вычета.
Учитывая изложенные различия, попытаемся выработать отдельные рекомендации по разрешению возможных претензий со стороны проверяющих лиц налоговых инспекций.
Прежде всего, представляется все же целесообразным осуществлять проверку юридического статуса контрагента (особенно в части имеющихся постоянных отношений) не только с целью обеспечить дальнейшие вычеты НДС, но и для разрешения любых других вероятных проблем, которые могут возникнуть в случае, если отношения будут строиться с "нелегальным" субъектом.
Как указано в пункте 2 статьи 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Соответственно и предусмотренные действующим законодательством права и обязанности (правоспособность) юридического лица возникают именно с даты внесения указанных записей (пункт 3 статьи 49 ГК РФ).
Согласно статье 153 ГК РФ сделки могут осуществляться юридическими лицами. Если организация не имеет статуса юридического лица, то и все совершенные ей действия считаются нелегитимными.
Таким образом, отношения с незарегистрированными в установленном порядке лицами чреваты в том числе и для самих организаций - покупателей, в связи с чем осуществление предварительной проверки представляется целесообразной. Для этого достаточно истребовать у поставщика (продавца) копию свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица.
Проверка сведений о внесении записей о контрагенте в ЕГРЮЛ может быть осуществлена двумя легальными путями.
Во-первых, организация может обратиться в налоговый орган с обращением по вопросу предоставления содержащихся в ЕГРЮЛ сведений. Такая возможность закреплена в постановлениях Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц" (в редакции изменений и дополнений) и от 16 октября 2003 г. N 630 "О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 и 439" (в редакции изменений).
Как указано в письме МНС России от 25 мая 2004 г. N 09-0-10/2157 "О предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП" соответствующие Управления МНС России по субъектам Российской Федерации обязаны предоставлять по поступившим в их адрес запросам пользователей информацию, содержащуюся в региональных базах данных ЕГРЮЛ, ЕГРИП, в виде выписок из указанных государственных реестров или в виде справок об отсутствии запрашиваемой информации при отсутствии в региональных базах данных государственных реестров сведений о конкретном хозяйствующем субъекте.
Срок предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений по запросу не должен превышать 5 дней с момента его получения соответствующим налоговым органом.
Предоставление соответствующих сведений является платным. При этом документ об оплате должен быть представлен одновременно с запросом. Размер платы за предоставление информации согласно пункту 24, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц, и предоставления содержащихся в нем сведений составляет 200 рублей, а за срочное предоставление сведений - 400 рублей за каждый документ.
Во-вторых, сведения об организациях, внесенных в ЕГРЮЛ, можно получить бесплатно через Интернет (http://valaam.rmt.ru/mns/index.php). Однако, согласно отзывам, такого рода сведения через указанный адрес находятся через раз. Наверное сказывается "бесплатность" предоставляемой информации.
В случае, если проверка не может быть осуществлена или ее проводить попросту поздно, учитывая изложенные в данной публикации положения организация вправе самостоятельно решить воспользоваться ей налоговым вычетом или нет. Если по итогам проверки выясниться, что указанные в каких-либо счетах-фактурах сведения ИНН являются недостоверными, за защитой своих интересов организация вправе обратиться в судебные органы.
И.В. Самойлов
"Консультант бухгалтера", N 5, май 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru