Противодействие внутренним угрозам в филиалах
Управляющий филиала одного крупного банка похитил у кредитной организации, на которую работал, солидную сумму. Хищение недавно вскрылось, и сейчас ГУВД Ставропольского края проводит по его факту расследование. Подобные случаи - не редкость для филиалов. Разнообразные внутренние угрозы представляют большой риск для бизнеса в регионах. Однако возможностей их предотвращения у компании довольно много.
К внутренним угрозам относятся опасности, которые возникают внутри самой фирмы и ее филиальной сети. Это могут быть, например, ошибки управления. Они могут возникать как на уровне филиала, так и на уровне головной компании. Появление последних зависит от качества управления головной компании и в первую очередь от руководства регионального отдела. В любом случае полностью избежать подобных ошибок невозможно, но, чтобы их своевременно выявить и исправить, необходим постоянный мониторинг деятельности филиальной сети. Кроме того, важно, чтобы была налажена оперативная связь "филиал - головная компания". В некоторых организациях, если руководство регионального отдела уклоняется от принятия решений, директора филиалов имеют право непосредственно обратиться к первому лицу. Но это - не достоинство, а свидетельство кризиса в управлении.
К сожалению, из-за низкой квалификации многих руководителей филиалов ошибки управления непосредственно в филиале возникают довольно часто. Чтобы их предотвратить, можно рекомендовать внедрить постоянное обучение первых лиц филиалов (семинары, тренинги, деловые игры, привлечение консультантов и т.д.), проводить обмен опытом внутри филиальной сети и формализовать бизнес-процессы, происходящие в филиале. Чтобы оперативно выявлять ошибки управления в филиале, нужен постоянный контроль его деятельности со стороны регионального отдела. Контроль должен быть как дистанционный (изучение отчетной документации, обмен электронными письмами и телефонными звонками), так и личный (регулярные инспекционные поездки специалистов головной компании в филиалы). Для контроля и оказания помощи в управлении филиалами командироваться могут не только сотрудники регионального отдела, но и специалисты других подразделений (маркетологи, финансисты и т.д.).
Ошибки в бухгалтерской отчетности филиала
Нередки случаи, когда длительная и непростая работа руководства и сотрудников филиала по повышению экономической эффективности сводилась на нет из-за ошибок в бухгалтерском учете. Вся прибыль при этом уходила на уплату штрафов налоговой инспекции. Как правило, это следствие низкой квалификации бухгалтерского персонала и главного бухгалтера филиала. В провинции порой достаточно сложно найти подходящего кандидата на должность главного бухгалтера. Тенденция сейчас такова, что наиболее квалифицированные специалисты стараются перебраться в Москву. А те из них, кто остался, предпочитают работать в банках, нефтяных компаниях и т.д.
Большую трудность порой представляет и объективная оценка квалификации кандидата. На резюме обычно надеяться не приходится, а знаний бухучета у директора филиала, как правило, для этого недостаточно. Возить каждого кандидата в центральный офис, скажем, из Иркутска, несколько накладно, так же как и посылать эксперта из Москвы в регион для тестирования. В данном случае для первого этапа отбора кандидатов можно воспользоваться дистанционным тестированием. То есть директор филиала дает кандидату присланное из центрального офиса задание, устанавливая лимит времени. Итоги отправляются эксперту в головную компанию по электронной почте. Если кандидат успешно преодолел этот этап, он направляется в головную компанию для дальнейшего тестирования, стажировки и обучения.
Помимо этого, рекомендуется, чтобы бухгалтерия головной компании составляла и рассылала в филиалы точные инструкции по ведению бухгалтерского учета. Они должны соответствовать корпоративным особенностям и требованиям, в том числе и по программным продуктам. Региональному отделу совместно с бухгалтерией необходимо постоянно отслеживать правильность ведения бухгалтерского учета в филиале. Для этого рекомендуется командировать туда аудиторов из головного офиса для проведения проверок. Рекомендуемая частота таких ревизий для каждого филиала - не менее одного раза в год.
Но проверки и жесткие инструкции головной компании порой не могут остановить самодеятельность главных бухгалтеров филиалов. Поэтому во многих компаниях существует неписаное правило: если бухгалтерия филиала ведет учет точно по инструкциям из головной компании и у нее возникают проблемы при проверке местной налоговой инспекцией, то эти проблемы решаются силами головной компании. Если же главный бухгалтер филиала в своей работе отклоняется от этих инструкций, то возникающие проблемы решаются силами руководства филиала.
Злоупотребления персонала филиала
Не секрет, что на должности рядовых сотрудников филиалов порой приходится нанимать граждан с не самыми крепкими моральными устоями. Помимо характерного для нашего времени общего размывания моральных ценностей в течение последних 20 лет, жажды легкого обогащения, в провинции добавляется низкий уровень доходов, зависть и недоброжелательность к "богатеньким" московским компаниям. Часто некоторые сотрудники в регионах кражи у компании считают не правонарушением, а возвращением себе законного имущества.
Наиболее распространенными видами злоупотреблений рядовых сотрудников филиалов являются хищения:
наличных денежных средств (кассир);
безналичных средств (сотрудники бухгалтерии);
товарно-материальных ценностей (продавцы, сотрудники склада);
комиссионных заказчикам (менеджеры по продажам);
офисной и компьютерной техники (офисный персонал);
бензина и запчастей (водители) и проч.
Специалисты по продажам могут предоставлять излишние скидки, отсрочки по оплате и другие льготы покупателям, исходя из собственных интересов, а также завышать комиссионные.
Чтобы предотвратить подобные нарушения, можно рекомендовать следующие мероприятия.
Во-первых, проверять кандидатов до приема на работу. Для этого можно запросить информацию с предыдущего места работы, применить тестирование, использовать возможности кадровых агентств, пообщаться с родными и соседями, при наличии хороших связей с милицией - проверить по оперативному учету МВД.
Во-вторых, руководство филиала должно постоянно контролировать деятельность персонала. Необходимо регулярно проверять кассу (не менее двух-трех раз в неделю), проводить частичные и полные инвентаризации на складах, в магазинах и офисе. Систематически нужно выяснять обоснованность безналичных платежей и остатки по счетам, а также насколько путевые листы соответствуют реальному пробегу и расходу горючего и т.д. Желательно установить обоснованные жесткие нормативы деятельности (хозяйственных, командировочных, представительских расходов, комиссионных отчислений) и строго следить за их выполнением.
В-третьих, проводить систематический мониторинг продаж основным клиентам. Директор и коммерческий директор филиала обязаны быть в курсе взаимоотношений с основными партнерами, знать их руководителей и ответственных работников персонально, отслеживать выполнение крупных заказов, уровень цен на поставляемую продукцию, процент комиссионных, уровень удовлетворенности от работы с филиалом и т.д. При таком ведении бизнеса возможности для злоупотребления менеджеров по продажам значительно сокращаются.
В-четвертых, создать в коллективе благоприятный моральный климат, ощущение единой команды, переносить корпоративную культуру головной компании в филиалы. Для этого обычно используется обучение сотрудников в головной компании (возможно как стимул), участие персонала в корпоративных и спортивных мероприятиях в филиале и центральном офисе, создание духа соревновательности между региональными подразделениями. Хорошие результаты приносит использование фирменного стиля компании, цвета, спецодежды и наград, выпуск корпоративной газеты в филиалах и проч.
Злоупотребления руководства филиала
Это наиболее опасный вид злоупотреблений с наиболее тяжкими последствиями для бизнеса. К самым распространенным видам серьезных злоупотреблений относятся:
создание руководством филиала собственной фирмы и перевод бизнеса в нее;
уход с бизнесом к конкурентам;
хищение финансовых средств через подставную фирму.
Несмотря на различие в указанных злоупотреблениях, для них можно выделить общие симптомы. Они помогут специалистам регионального отдела и руководству головной компании определить, что в филиале начались серьезные проблемы. К таким признакам можно отнести:
значительное немотивированное ухудшение работы филиала (ощутимое падение уровня продаж, уменьшение прибыли, снижение наценок и т.д.);
задержки в перечислении средств в головную компанию;
резкое улучшение уровня жизни руководства филиала;
малообоснованный рост дебиторской задолженности, в том числе безнадежной и просроченной;
расхождения в актах инвентаризации;
несогласованность основных экономических показателей;
сокращение количества плательщиков по отгрузкам;
проблемы с отчетностью (сроки, ошибки, недостоверность).
Сократить вероятность серьезных злоупотреблений руководителей филиалов помогают различные меры. Например, нужно формировать у первых лиц филиалов понимание выгодности и перспективности долгосрочной работы в составе компании. Должны быть созданы неформальные дружеские отношения между руководителями филиалов и сотрудниками регионального отдела. Еще важно не допускать, чтобы руководящие должности в филиале занимали родственники (наиболее опасно сочетание "муж - директор, жена - главный бухгалтер"). Также рекомендуются регулярные инспекционные поездки в филиал сотрудников регионального отдела и других подразделений головной компании.
Кроме того, работу филиала нужно контролировать еще и техническими средствами (контроль системы "клиент-банк", электронной почты и т.д.). Должна быть также разработана эффективная система отчетности перед головной компанией. Нелишней будет и профилактическая работа службы безопасности головной компании. Чтобы она была эффективной, рекомендуется ввести в филиале должность заместителя директора по безопасности с прямым подчинением его головной компании.
В заключение стоит отметить, что нельзя полностью исключить появление опасностей для деятельности филиальной сети. Но сократить вероятность их возникновения - одна из основных задач регионального отдела и службы безопасности.
А. Козлов,
консультант компании BSconsulting
Тесное взаимодействие с филиалами
И. Бершанская,
директор по региональной сети компании "Аптека-Холдинг":
"В нашей компании ключевые фигуры для филиалов подбирают в головной организации. Занимается этим служба персонала, она проводит многоступенчатые собеседования. У нас имеется учебный центр, где принятых сотрудников мы обучаем существующим технологиям работы.
С филиалами головная компания тесно взаимодействует в текущем режиме. Также ежеквартально мы проводим собрания директоров, начальников отделов продаж, заместителей по общим вопросам, кредитных контролеров. Кроме того, во всех региональных отделениях компании проводим ежемесячные собрания - "полит-информации", на которых мы делимся новостями о жизни рынка и компании. Таким образом политика организации, ее цели и задачи доводятся до каждого сотрудника филиала. Кроме того, у нас в компании ведется планирование бюджетов на год и квартал (с помесячной корректировкой и обязательным промежуточным контролем)".
"Консультант", N 11, июнь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.