"Национальный колорит российских программ МВА"
(интервью с В. Печковской, директором школы
МВА ИЭФ "Синергия", к.э.н.)
Где лучше получать МВА: в России или за границей? С одной стороны, стоимость бизнес-образования у нас ниже, с другой - полученное за рубежом считается более престижным. Однако только этим различия российских и западных МВА не исчерпываются. Подробнее о них "Консультанту" рассказала Виктория Печковская, директор школы МВА ИЭФ "Синергия", к. э. н.
- Виктория Викторовна, чтобы поступить в российскую бизнес-школу, нужно иметь несколько лет практики. Ваши зарубежные коллеги тоже выдвигают это условие?
- Да, у них такое же требование. Обычно необходимо, чтобы абитуриент обладал трехлетним опытом работы в бизнесе.
- А возможны ли исключения? Например, для выпускников российских вузов, которые сейчас сдают выпускные экзамены...
- К сожалению, нет. МВА требует того, чтобы у слушателя был практический опыт. Данные программы прививают управленческие навыки, а для их правильного усвоения необходимо реально представлять работу в бизнесе. Думаю, вы согласитесь, что едва ли выпускник вуза, не имеющий серьезного опыта работы, будет занимать ведущую управленческую позицию сразу же после окончания обучения. Так что ему просто тяжело будет понять, что ему нужно от программы МВА.
- Первые лица компаний, которые обучаются по executive-программам, говорят о том, что для них это скорее возможность систематизировать свои знания, а не узнать что-то новое.
- Понимаете, топ-менеджеры не любят признаваться в том, что чего-то не знают. Эту особенность, кстати, в бизнес-школах стараются учитывать, когда формируют группы. Обязательно добавляют двух-трех человек, которые не занимают высшие управленческие позиции и которые по своему психологическому портрету готовы задавать много вопросов, так сказать, "за себя и за того парня". Топ-менеджеры не всегда решаются это делать, чтобы не показаться незнающими людьми.
- Установлены ли требования к программам МВА в России и на Западе?
- Да, безусловно. В нашей стране существуют государственные требования к содержанию программам МВА. Они утверждены Минобразования. Эти требования, надо сказать, отличаются от тех, которые предъявляют на Западе. Основных отличий несколько. Прежде всего количество аудиторных часов. Чтобы получить российский диплом МВА государственного образца, необходимо на вечерней или дневной форме обучения прослушать за два года не менее 1000 часов. В западных же стандартах - не более 400.
- То есть наши студенты имеют нагрузку в два с половиной раза больше, чем студенты в западных странах...
- Именно так. Там преподаватель фактически является тренером. Он дает некую канву, теоретические азы, проводит практические тренинговые занятия. Но основные знания студент получает при самостоятельной работе. Поэтому он и учится в основном с отрывом от производства. У нас таких студентов мало, дневная форма обучения практически не востребована. Популярна вечерняя, очно-заочная, и сейчас начинает набирать обороты дистанционная форма обучения. Следующее отличие - в менталитете студента программы МВА. Наши слушатели не привыкли работать самостоятельно. Они приходят в аудиторию именно для того, чтобы ими занимались, хотя не менее 40 процентов занятий предусматривают интерактивную работу.
- А как Ваши западные коллеги оценивают такое количество аудиторных занятий?
- Они считают такие требования чуть ли не профанацией. Их приводит в замешательство вопрос: когда же студенты готовятся к такому количеству занятий, работают и занимаются личной жизнью? На самом деле слушатель, который поступает на вечернюю форму МВА, должен быть готов к тому, что он два года будет выкладываться полностью. Кстати говоря, такое большое количество аудиторных часов соответствует российскому менталитету. Наш слушатель предъявляет более серьезные претензии к качеству учебного материала, и он имеет более быстрый ум. Это связано с тем, что скорость изменений бизнес-среды в России, ее специфика требуют от нашего менеджера более интенсивной работы и высокой скорости принятия решений. Данные факторы влияют на особенности организации учебного процесса для российских слушателей. Именно это мы и объясняем нашим зарубежным коллегам.
- Неужели в США у менеджеров меньше проблем?
- Существует объективная информация, проверенная учеными, что нагрузка на одного работающего в России в три раза выше, чем на одного работающего в США, получающего аналогичную заработную плату.
- Имеется в виду психологическая нагрузка?
- Нет, нагрузка по объему обязанностей, которые менеджер выполняет. Фактически у нас идет эксплуатация сотрудников. Поэтому менеджер, который успешен в России, будет успешен и в США.
- Насколько совпадает перечень дисциплин в западных и российских МВА-программах?
- В отечественных программах предметов больше. Например, в формат российских МВА включен курс "Правовые основы бизнеса". Этой дисциплины нет на Западе. Там менеджер не получает никакого представления о праве в рамках МВА. В России же это один из основных предметов, который входит в Госстандарт. И я считаю это правильным. Незнание правовых основ бизнеса может повлечь за собой очень серьезные последствия как для самого менеджера, так и для всей компании. Следующий предмет, который у нас есть обязательно, - это "Управление изменениями". Наличие этого курса - тоже требование Госстандарта.
- Скажите, а есть ли в зарубежных бизнес-школах МВА-специализации?
- Встречаются, но крайне редко. В лучшем случае это может быть финансовый уклон. Например, особую программу МВА для женщин, которая признана лучшей в мире, имеет одна из английских бизнес-школ. Вместе с классическими предметами эта программа учит женщин быть управляющими в личной и семейной жизни. Подавляющее же большинство программ МВА общего характера. Они представляют собой единый стандарт подготовки менеджеров. Российский же слушатель хочет иметь более глубокие знания по тому предмету, которым он занимается на практике. Ведь на программы МВА идут генеральные и финансовые директора, руководители маркетинговых служб и собственники бизнеса. Ясно, что это люди, у которых во многом разный круг обязанностей. И, естественно, они хотят больше знать о своем направлении. Наиболее распространены такие специализации, как: "Стратегический менеджмент", "Стратегический маркетинг", "Финансовый менеджмент".
- Насколько, на Ваш взгляд, выпускники западных бизнес-школ востребованы в России?
- Существует тенденция, которая говорит, что выпускники западных бизнес-школ в России имеют проблемы с трудоустройством. Это связано с высоким уровнем их амбиций. В западных бизнес-школах студентов в числе прочего учат тому, что они обладают эксклюзивными знаниями, дорого стоят и сразу же должны претендовать на высокую зарплату. Отчасти из-за этого российские работодатели настороженно относятся к выпускникам зарубежных школ. В особенности если те не имели серьезного опыта работы в России. Объективно говоря, такой человек не имеет необходимых навыков для того, чтобы сразу же занять серьезный пост в отечественной компании. Оторваться на год от российского бизнеса - это фактически вернуться в другую жизнь.
- Существуют ли рейтинги российских бизнес-школ?
- На сегодняшний день наиболее известны два из них. Первый - это рейтинг РосБизнесКонсалтинг (РБК). Второй создала Российская Ассоциация Менеджеров. Когда я увидела рейтинг РБК, то была очень удивлена позициями, которые занимают в нем некоторые хорошо знакомые мне школы. Я связалась с составителем этого рейтинга. По его словам, для ранжирования был использован некий ряд критериев. Однако у меня вызвала сомнения достоверность информации, которая использовалась при оценке бизнес-школ по этим критериям. При детальном анализе мои подозрения подтвердились.
- По каким именно критериям Вы обнаружили расхождение?
- Например, по таким как "Год основания школы" и "Количество выпускников". В частности, по количеству выпускников была допущена серьезная ошибка. Оказалось, что по одной школе стояло число фактических выпускников МВА, а по другой - количество всех выпускников, включая краткосрочные программы и курсы повышения квалификации. Естественно, что эта суммарная цифра в несколько раз превышает количество выпускников по программам МВА. Я не знаю, сознательно ли были даны нечеткие формулировки или это получилось случайно, но в результате информация для составления рейтинга была использована искаженная. Составитель принес извинения, однако поменять рейтинг до следующего года (он ежегодный) отказался. Я полагаю, что на Западе такой рейтинг сняли бы сразу. Ведь фактически это нанесение ущерба деловой репутации бизнес-школы.
- А что собой представляет второй рейтинг, составленный Российской Ассоциацией Менеджеров?
- Это рейтинг 20 ведущих российских бизнес-школ. Официально его составляла Российская Ассоциация Менеджеров. Но, строго говоря, это не рейтинг бизнес-школ как таковой. Он отражает только частоту их упоминания в средствах массовой информации.
- При составлении западных рейтингов российские бизнес-школы хоть как-то принимаются во внимание? По ним хотя бы собирается информация?
- Чтобы попасть в рейтинг, прежде всего нужно иметь международную аккредитацию. А ее получает очень небольшое количество российских бизнес-школ. Кстати, одно из требований, предъявляемых при аккредитации - это наличие отдельно стоящего здания, которое никак не пересекается с другими помещениями университета. Для большинства российских школ это условие невыполнимо.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее про международные стандарты образования по программам МВА.
- В мире есть три главные аккредитации. Одна из них - Международная ассоциация программ менеджмента
АМВА, она аккредитует программы МВА. Две другие - европейская EQUIS (European Quality Improvement System) и американская AACSB (The Association to Advance Collegiate Schools of Business) - аккредитуют бизнес-школы. Сейчас аккредитацию АМВА получили несколько российских школ. Но некоторые получили временно, на год. В этом году они будут проходить переаккредитацию.
- Виктория Викторовна, Вы говорили о том, что качество российского бизнес-образования вполне может соперничать с зарубежным. Так почему же дипломы наших бизнес-школ за границей не востребованы?
- Это барьер входа на рынок. Российское бизнес-образование гораздо дешевле западного. Представьте, что будет, если при таком раскладе российские бизнес-школы выйдут на международный уровень? Тогда в них хлынет поток иностранных слушателей. Кстати, именно поэтому при совместных программах российских и западных школ иностранные партнеры вводят в договор специальные условия. Они разрешают принимать на обучение по совместной программе только слушателей из стран СНГ. Иначе мы бы просто сорвали им рынок. Ведь получить тот же самый диплом в Европе будет стоить в несколько раз дороже.
Беседовала Ю. Перебейнос,
эксперт "Консультанта"
"Консультант", N 11, июнь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.