Комментарий к письму Минфина России от 28.04.2005 N 03-06-05-04/112
Обязанность применять "вмененную" систему налогообложения с услуг по доставке товаров специалисты финансового ведомства ставят в зависимость от того, выделена ли их стоимость отдельно в договоре поставки. Как обернуть такую позицию в свою пользу, читайте в нашем комментарии.
Летом прошлого года в главу 26.3 Налогового кодекса были внесены изменения (Закон от 20.07.2004 N 66-ФЗ). Тогда законодатели более четко прописали, с каких объектов нужно платить ЕНВД фирмам и предпринимателям, оказывающим автотранспортные услуги.
Однако всех проблем "вмененщиков", связанных с использованием транспортных средств, данный закон, конечно, не решил. В частности, Налоговый кодекс по-прежнему не дает четкого ответа на вопрос, подвластна ли спецрежиму доставка товаров покупателям собственными автомобилями. Чтобы решить эту проблему, наша редакция обратилась в Минфин. Напомним о некоторых особенностях договоров поставки.
Дополнительная услуга
При заключении договора поставки (он является одним из видов договора купли-продажи) стороны далеко не в последнюю очередь оговаривают условия транспортировки груза. Во-первых, продавец может перевезти товар покупателю собственным транспортом. Здесь следует учесть один немаловажный момент. При транспортировке грузов автомобилями грузоподъемностью свыше 3,5 тонны необходима лицензия. При ее отсутствии придется заплатить штраф:
- фирме - в размере от 40 000 до 50 000 рублей, а ее должностным лицам - от 4000 до 5000 рублей;
- предпринимателю - от 2000 до 2500 рублей.
Кроме того, такое нарушение может повлечь за собой и конфискацию имущества (п. 2 ст. 14.1 КоАП РФ). Избежать санкций возможно только в случае, когда указанная деятельность осуществляется для собственных нужд фирмы (предпринимателя) (п. 1 ст. 17 Закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Во-вторых, поставщик может привлечь стороннюю транспортную организацию. Обратите внимание: такой вариант доставки товаров мы подробно рассматривали в комментарии к письму Минфина России от 10.03.2005 N 03-03-01-04/1/103. Поэтому остановимся на первом случае (доставка собственным автотранспортом) - налоговые последствия такого варианта будут другими.
Все дело в договоре
Вопросом о том, следует ли относить к "вмененной" деятельности доставку товаров (или продукции собственного производства) покупателям своим автотранспортом, организации-поставщики задаются уже давно. Дело в том, что налоговое законодательство четких норм на этот счет не содержит. В подпункте 6 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса говорится о том, что оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов и пассажиров при условии эксплуатации не более 20 машин подпадает под ЕНВД. При этом определения автотранспортной услуги в кодексе нет.
Прояснить ситуацию взялся Минфин России в опубликованном письме. Надо заметить, это не первая попытка финансового ведомства высказаться по данной проблеме (см. письмо Минфина России от 07.09.2004 N 03-06-05-04/16). Хотя с течением времени позиция министерства не изменилась. Финансовые специалисты настаивают на том, что фирма, обеспечивая доставку товара покупателю, осуществляет два вида деятельности: торговлю и перевозки. Правда, при условии, что сумма за перевозку груза выделена в договоре отдельной строкой (а не включена в стоимость реализованных товаров).
Безусловно, логика в рассуждениях финансистов есть. Однако она не учитывает положения Гражданского кодекса. Действительно, система ЕНВД может применяться в отношении автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов (подп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Как отдельный вид деятельности такие отношения регулируются договором перевозки (глава 40, п. 1 ст. 784 ГК РФ). Стало быть, рассчитываться с бюджетом по "вмененному" налогу нужно, только если по заключенному соглашению перевозчик обязуется доставить и вручить получателю вверенный ему отправителем груз в пункт назначения, а отправитель - заплатить за это. Подтверждается такой договор транспортной накладной (или иным документом на груз), которую перевозчик выдает отправителю (ст. 785 ГК РФ).
В нашем же случае такого контракта нет. Договор поставки - это один из видов договоров купли-продажи. Он регулируется главой 30 Гражданского кодекса и может содержать условия, на которых товар будет доставлен покупателю (п. 1 ст. 510 ГК РФ). В принципе договором поставки может быть предусмотрено и получение товара в месте нахождения поставщика (п. 2 ст. 510 ГК РФ). А это значит, что, когда фирма привозит товар своему клиенту, она выполняет предусмотренную договором обязанность продавца по его доставке. Говорить же, что выполнение торговцем своих обязательств - отдельный вид его деятельности (помимо торговли), не совсем корректно.
Обратите внимание: в этом году главное финансовое ведомство страны уже рассматривало вопрос о ЕНВД и договорах поставки (письмо Минфина России от 08.02.2005 N 03-06-05-04/29). В своем февральском документе госслужащие указали, что фирмы (предприниматели) должны применять "вмененку", если транспорт, на котором развозятся товары, оборудован кассовым аппаратом. И покупатели расплачиваются за доставленные товары наличными.
Складывается интересная ситуация. Если следовать разъяснениям Минфина, то один и тот же бизнес - по договору поставки товаров - можно отнести к двум видам деятельности по главе 26.3 Налогового кодекса:
- розничная торговля через объекты нестационарной торговой сети (письмо N 03-06-05-04/29);
- оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов.
Такое несоответствие указывает на наличие сомнений и противоречий в нормах главы 26.3 Налогового кодекса. Оно может стать дополнительным аргументом в пользу плательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ).
Напрашивается вывод: если фирма (предприниматель) доставляет продукцию покупателям собственным транспортом, переходить на ЕНВД по такой деятельности не нужно. При этом не имеет значения, выделили ли стороны в договоре цену перевозки отдельной строкой или включили в стоимость товара.
Ясно и другое. Подобная позиция может привести к спору с налоговым инспектором. Поэтому, чтобы не возникло повода для конфликта, можно поступить проще: все затраты по доставке включить в стоимость товара.
"Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера", N 12, июнь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.