Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 23 мая 2005 г. N КА-А40/3010-05-Б
(извлечение)
Решением от 11.01.2005 Арбитражного суда г. Москвы признаны незаконными решения МИМНС РФ N 6 по крупнейшим налогоплательщикам от 21.07.2004 N 03-9/дсп и от 21.07.2004 N 03-9/9дсп об отказе в возмещении НДС и о привлечении к налоговой ответственности, вынесенные в отношении ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии", и на инспекцию возложена обязанность возместить обществу путем возврата НДС в сумме 157994005 руб. за март 2004 г.
При этом суд исходил из того, что обществом надлежащими доказательствами подтверждено право на применение налоговой ставки 0% на основании п/п 4 п. 1 ст. 164 НК РФ и возмещение НДС.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность принятого решения проверяется в порядке ст. 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой МИФНС России по КН N 6, в которой ставится вопрос о его отмене в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель инспекции доводы жалобы поддержал, представитель общества против удовлетворения жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве на кассационную жалобу и в судебном акте.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Суд кассационной инстанции считает, что судом при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделан правильный, основанный на ст.ст. 164, 165, 176 п. 4 НК РФ, вывод о выполнении обществом требований налогового законодательства.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам оспариваемых решений налогового органа, отзыва на заявление, приводились при рассмотрении дела, были исследованы судом и им дана правильная правовая оценка.
Судом обоснованно отклонен довод инспекции об обложении части международной перевозки пассажиров и багажа, осуществленной Аэрофлотом на участке перевозки между пунктами отправления и назначения, расположенными на территории РФ, налогом как не основанный на законодательстве и сделанный в связи с неправомерным разделением единого маршрута международной перевозки на составляющие его участки в качестве отдельных объектов налогообложения.
В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 164 НК РФ условиями отнесения услуг по перевозке пассажиров и багажа к облагаемым по ставке НДС 0% являются оформление всего маршрута перевозки единым международным перевозочным документом и нахождение пункта отправления или пункта назначения пассажиров и багажа за пределами территории РФ. Перевозки, по которым Аэрофлотом заявлено возмещение "входного" НДС, как правильно установлено судом, удовлетворяют этим требованиям.
Услуга по международной перевозке пассажиров и багажа на основании единого перевозочного документа (авиабилета) по маршруту, включающему несколько участков, обеспечивается сочетанием разных авиарейсов на этих участках, которые относятся как к международным воздушным линиям (MBЛ), так и внутренним воздушным линиям (ВВЛ). Сведения об этих полетах отражены в реестре международных перевозочных документов раздельно, исходя из формы реестра. Однако их объединяет единый перевозочный документ.
Соответственно, указанные в перевозочном документе участки полетов, относящиеся к МВЛ и ВВЛ, составляют единый маршрут данной перевозки. Перевозка пассажиров и багажа по этому маршруту оформлена единым международным перевозочным документом. При этом пункт отправления или пункт назначения находится за пределами территории Российской Федерации. Тем самым соблюдены условия обложения услуг по перевозке пассажиров и багажа ставкой НДС 0%, предусмотренные подпунктом 4 п. 1 ст. 164 НК РФ.
Доводы инспекции о том, что Аэрофлот предъявляет к возмещению суммы НДС по услугам, оказанным по отдельным авиарейсам, а не по всему договору перевозки в целом (всему авиабилету), является бездоказательным и противоречит представленным в материалы дела доказательствам.
Судом обоснованно отклонен довод Инспекции о том, что копии банковских выписок не подтверждают поступление выручки за оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа.
Судом установлено, что в налоговый орган были представлены банковские выписки за январь 2004 г., а также реестры банковских выписок по собственным продажам перевозочных документов(авиабилетов) и по продажам авиабилетов через агентов на территории РФ и за рубежом за январь 2004 г., ведомость начисленной выручки и комиссионных от продаж агентами авиабилетов на территории РФ за январь 2004 г., копии платежных поручений по выручке за январь 2004 г., поступившие на счет Аэрофлота в Сбербанке РФ. Инспекция также располагала представленными ранее копиями банковских выписок за предшествующие месяцы 2003 г., а также лицензией ЦБ, подтверждающей право на незачисление валютной выручки на территории РФ.
Закон не устанавливает специальных требований к представляемым в соответствии с подпунктом 1 п. 6 ст. 165 НК РФ в налоговый орган банковским выпискам. Аэрофлот представил в Инспекцию выписки банка по форме, которая определяется Банком.
Данные банковские выписки отражают движение денежных средств на счетах Аэрофлота, следовательно, и поступление денежных средств от реализации его услуг, в том числе по международным перевозкам пассажиров и багажа. Информацию "об основаниях поступления денежных средств" можно получить из дополнительно представленных налогоплательщиком документов, однако, эти документы не были приняты во внимание инспекцией.
В банковских выписках не может быть отражено поступление выручки от продажи каждого авиабилета в отдельности, так как денежные средства от продажи авиабилетов поступают на счета Аэрофлота от его агентов общей суммой за отчетный период. Идентификация поступившей выручки по каждому проданному билету возможна лишь на основе совокупности первичных бухгалтерских документов, связанных с реализацией услуг по перевозке пассажиров и багажа. В рамках камеральной проверки обоснованности применения ставки НДС 0% такую идентификацию выручки можно было бы производить выборочно. Однако налоговым органом дополнительные документы и пояснения от Аэрофлота в порядке ст. 88 НК РФ не запрашивались.
Выручка от продажи авиабилетов агентами и представительствами Аэрофлота за рубежом (валютная выручка) поступает на счета Аэрофлота, открытые в установленном порядке в зарубежных банках. В соответствии с лицензией Банка России N 12-81-0536/97 с сумм, поступивших на эти счета, производится оплата расходов по обслуживанию самолетов Аэрофлота за рубежом, расходов на содержание представительств за рубежом и других разрешенных расходов.
Статьей 165 Налогового кодекса РФ не предусмотрено представление выписок со счетов в иностранных банках. Данные выписки представлены Аэрофлотом в инспекцию в качестве дополнительных документов, переводы инспекцией в порядке ст. 88 НК РФ не истребовались, в материалы дела выписки представлены с переводами на русский язык.
Учитывая, что Аэрофлотом представлены частично исправленные счета-фактуры, что факт уплаты НДС по всем выставленным счетам-фактурам налоговым органом проверялся и не оспаривается, как и не оспаривается факт поставки Аэрофлоту товаров (работ, услуг) по этим счетам-фактурам, с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в определении от 02.10.2003 N 384-О, судом сделан правильный вывод об обоснованном применении налоговых вычетов.
Судом сделан правильный вывод о нарушении налоговым органом требований ст. 101 НК РФ при вынесении решения о привлечении к налоговой ответственности. Подлежит отклонению довод жалобы о том, что положения ст. 101 НК РФ в данном случае не применяются, поскольку в оспариваемом решении от 21.07.2004 N 03-9/9ДСП указано, что налоговый орган руководствуется именно ст. 101 НК РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 11.01.2005 Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-37610/04-80-370 оставить без изменения, кассационную жалобу МИ ФНС по КН N 6 - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 мая 2005 г. N КА-А40/3010-05-Б
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании