Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 30 мая 2005 г. N КА-А41/4428-05
(извлечение)
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Егорьевску (далее - Инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Ларс-2000" (далее - Общество) о взыскании налоговых санкций в сумме 219 руб. 13 коп.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21.12.2004 г. заявителю отказано в удовлетворении исковых требований.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2005 г. решение оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты и заявленные требования удовлетворить.
Заявитель считает, что суды нарушили нормы материального права и выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 2 Закона Московской области от 16.11.2002 г. N 129/2002-03 "О транспортном налоге в Московской области" налоговые декларации по транспортному налогу за 1 квартал, 1 полугодие и 9 месяцев 2003 г. ООО "Ларс-2000" должно было представить в налоговый орган в срок не позднее 28.04.2003 г., 28.07.2003 г., 28.10.2003 г. По мнению заявителя, аналогичная норма, закрепляющая обязанность налогоплательщиков содержится в пункте 2 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации, действующей до 01.01.2004 г.
Полагают, что апелляционная инстанция неправильно изложила редакцию статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в ней не содержится ссылки на какой-либо налоговый или отчетный период.
Стороны участия на заседании суда не принимали, будучи извещены надлежащим образом о дне и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие сторон.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Московского округа в порядке, установленном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 05.02.2004 г. Общество представило в Инспекцию налоговую декларацию по транспортному налогу за 2003 год. 13.02.2004 г. Общество представило уточненную налоговую декларацию за названный период.
Инспекция провела камеральную проверку представленных деклараций, в ходе которой установила, что Общество имело в 2003 году следующие транспортные средства: автомобили ГАЗ-3302, Хонда-Аккорд, ГАЗ-31029.
По итогам проверки руководителем Инспекции вынесено решение от 15.03.2004 г. N 35 о привлечении Общества к налоговой ответственности: предусмотренной пунктам 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление Обществом налоговой декларации по транспортному налогу за 9 месяцев 2003 года в виде штрафа в размере 100 руб.; предусмотренной пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление Обществом деклараций по транспортному налогу за 1 квартал и 1 полугодие 2003 года в виде штрафа в размере 119 руб. 13 коп.
Требованием от 24.03.2004 г. N 298 Обществу предложено в добровольном порядке уплатить налоговые санкции до 08.04.2004 г.
В связи с тем, что Общество не исполнило требование, Инспекция обратилась в суд с заявлением о взыскании налоговых санкций.
Арбитражный суд Московской области, отказывая в удовлетворении заявленных требований, сослался на пропуск налоговым органом шестимесячного срока давности взыскания санкций, установленного статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом суд исходил из того, что поскольку в соответствии со статьей 2 Закона Московской области от 26.11.2002 г. N 129/2002-03 "О транспортном налоге в Московской области" налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган налоговую декларацию по итогам отчетных периодов в срок не позднее 28 числа месяца, следующего за отчетным периодом, то налоговый орган должен был знать о допущенных правонарушениях 28.04.2003 г., 28.07.2003 г. и 28.10.2003 г.
В связи с чем, суд сделал вывод о неправильной квалификации налоговым органом бездействия налогоплательщика.
Апелляционная инстанция, оставляя решение суда без изменения, сделала вывод о неприменении к рассматриваемым правоотношениям пункта 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Московского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 80 Налогового кодекса РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с начислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки. То есть, налоговая декларация - письменное заявление налогоплательщика о сумме налога, исчисленного по результатам налогового периода.
Статья 55 НК РФ устанавливает под налоговым периодом календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
В главе 28 НК РФ "Транспортный налог" указан налоговый период - календарный год. Налогоплательщики транспортного налога представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств в срок, установленный законами субъектов Российской Федерации (статья 363 НК РФ).
Согласно статье 2 Закона Московской области "О транспортном налоге в Московской области" (в редакции, действовавшей в спорный период) налоговым периодом является календарный год.
Налоговый период состоит из нескольких отчетных периодов - 1 квартал, полугодие и 9 месяцев.
Суммы авансовых платежей по налогу, уплаченные в течение налогового периода, засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.
В соответствии со статьей 2 (абзац 3) названного Закона налогоплательщики, являющиеся организациями, независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу обязаны по истечении каждого отчетного налогового периода представлять в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по форме согласно приложению к настоящему Закону.
Налогоплательщики являющиеся организациями, представляют налоговую декларацию по итогам отчетных периодов в срок не позднее 28 числа месяца, следующего за отчетным периодом; по окончании налогового периода в срок не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Из статей 360 и 363 Налогового кодекса следует, что налогоплательщики (организации) обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию в срок, установленный законами субъектов Российской Федерации.
В связи с чем, обоснованным является вывод суда апелляционной инстанции о том, что субъекты Российской Федерации вправе устанавливать только срок подачи налоговой декларации по окончании налогового периода, а не устанавливать обязанность по представлению налоговой декларации за иные периоды (отчетные).
Поскольку законодательством о налогах и сборах установлена обязанность представления налоговой декларации по транспортному налогу по итогам налогового периода - календарного года, то вывод апелляционной инстанции о неправомерном привлечении налоговым органом Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктами 1, 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное представление деклараций по данному налогу за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2003 года, является правомерным.
Налоговые декларации по авансовым платежам по транспортному налогу в силу действующего налогового законодательства не являются налоговой декларацией по итогам налогового периода, а представляют собой фактически расчеты авансовых платежей по налогу.
Вывод суда подтверждается пунктом 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 71 от 17.03.2003 г. где указано, что предусмотренный статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации штраф не может быть взыскан в случае несвоевременности представления налогоплательщиком расчета авансовых платежей по налогу.
Судебными инстанциями не были нарушены нормы материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции не имеет оснований для отмены судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 284-289 АПК РФ, суд постановил:
произвести замену ИМНС России по г. Егорьевску на ее правопреемника ИФНС по г. Егорьевск Московской области.
Решение Арбитражного суда Московской области от 21.12.2004 г. и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2005 г. N 10АП-375/05-АК по делу N А41-К2-15736/04 оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС России по г. Егорьевск - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 30 мая 2005 г. N КА-А41/4428-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании