Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 10 июня 2005 г. N КА-А40/5063-05
(извлечение)
Резолютивная часть объявлена 7 июня 2005 г.
Открытое акционерное общество "Банк "Русские Финансовые Традиции" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Межрегиональной инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 о признании не соответствующим закону ее решения N 6/03 от 25.08.2004 о привлечении к налоговой ответственности за совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренной п. 1 ст. 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 10000 руб.
Межрегиональной инспекцией МНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 предъявлено встречное исковое заявление о взыскании с Банка 10000 руб. штрафа по оспариваемому решению налогового органа.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 26.01.2005, оставленным без изменения постановлением от 05.04.2005 Девятого арбитражного апелляционного суда, исковые требования Банка удовлетворены, во встречном иске отказано, поскольку Банк не имел обязанности по представлению Межрегиональной инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 справки о движении денежных средств по лицевому счету ООО "Технокомплект", так как не состоит на налоговом учете в указанной инспекции.
Законность и обоснованность судебных актов проверена в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4, в которой налоговый орган ссылался на то, что в качестве инспекции, входящей в единую структуру налоговых органов, вправе по мотивированному запросу истребовать у любого банка справки по операциям и счетам юридических лиц.
Банк в отзыве на кассационную жалобу и в заседании суда кассационной инстанции возражал против кассационной жалобы по мотивам, изложенным в судебных актах.
Согласно п. 2 ст. 86 Налогового кодекса Российской Федерации банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа.
Конституционный Суд Российской Федерации в п. 3 мотивировочной части Определения от 14.12.2004 N 453-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Акционерный коммерческий банк "Энергобанк" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем первым пункта 3 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 2 статьи 86 и пунктом 1 статьи 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации установил, что оспариваемые положения налогового законодательства Российской Федерации, закрепляющие право налоговых органов требовать от банка необходимые справки и документы по счетам и операциям клиентов при наличии мотивированного запроса, а также ответственность банка за отказ в предоставлении указанных в запросе сведений имеют под собой объективные и не противоречащие Конституции Российской Федерации основания, а потому не могут рассматриваться как возлагающие на банк обязанности, не соответствующие его природе, нарушающие банковскую тайну и права налогоплательщиков.
Непредставление банками по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций в установленный Кодексом срок в соответствии с п. 1 ст. 135.1 Кодекса влечет взыскание штрафа в размере 10000 руб.
Как усматривается из материалов дела, запрос Инспекции от 08.06.2004 N 55-03/816п мотивирован проводимой выездной налоговой проверкой ОАО "Мосэнерго" со ссылкой на п. 3 ст. 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" (л.д. 28) и касается представления справки по движению денежных средств по лицевому счету, то есть документа, предусмотренного Налоговым кодексом РФ.
Поскольку п. 2 ст. 86 и п. 1 ст. 135.1 НК РФ не содержат ограничений по кругу инспекций, имеющих право направлять такие запросы, нельзя признать обоснованным противоположный вывод Банка.
Указанный вывод подтверждается полномочиями, закрепленными за налоговыми органами в п. З ст. 7 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации", который действует в настоящее время и не противоречит в данной части Налоговому кодексу РФ, а также сложившейся судебно-арбитражной практикой (постановления Федеральных арбитражных судов Московского округа N КА-А40/7391-03-П, N КА-А40/8502-04, Уральского округа N Ф09-3096/03-АК, Северо-Кавказского округа N Ф08-2012/2004-869А, Восточно-Сибирского округа N АЗЗ-16211/04-С4-ФО2-231/05-С1, А78-1762/03-С2-9/122-Ф02-2641/03-С1).
Право налогового органа при проведении мероприятий налогового контроля запрашивать банки относительно необходимой информации, независимо от территориального нахождения банка, вытекает из положений ст. 1, 2 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации", в соответствии с которыми единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, и его территориальных органов, которые представляют собой единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов.
Представитель Банка в заседании суда кассационной инстанции пояснил, что обстоятельств, исключающих или смягчающих ответственность, не имеется.
При таких обстоятельствах судебные акты следует отменить, отклонив исковые требования Банка и удовлетворив встречное исковое требование.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 284-289 АПК РФ, постановил:
решение от 26.01.2005 по делу N А40-57777/04-90-606 Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 05.04.2005 N 09АП-2386/05-АК Девятого арбитражного апелляционного суда отменить.
Исковые требования Акционерного Банка "Русские Финансовые Традиции" отклонить.
Взыскать с Открытого акционерного общества "Акционерный банк "Русские Финансовые Традиции" 10.000 (десять тыс.) руб. штрафа в доход федерального бюджета и 2.000 (две тыс.) руб. расходов по госпошлине в доход федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 июня 2005 г. N КА-А40/5063-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании