Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 14 июня 2005 г. N КА-А40/5066-05
(извлечение)
Резолютивная часть объявлена 7 июня 2005 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Салбим" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 26 по Южному административному округу г. Москвы (ныне - Инспекция ФНС России N 26 по г. Москве, далее - Инспекция) о признании недействительным ее решения от 08.09.2004 N 04-15/20765 "О привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением суда от 23.12.2004, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2005, заявленные требования удовлетворены со ссылкой на несоответствие упомянутого решения Инспекции положениям законодательства о налогах и сборах.
Законность и обоснованность судебных актов проверяется в порядке ст. 284 АПК РФ в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой Инспекция ставит вопрос о их отмене со ссылкой на неправильное применение судом ст. 160 НК РФ, поскольку налогоплательщик неправильно определил налоговую базу для исчисления НДС при оплате товара, реализуемого российским покупателям, без учета произведенной корректировки таможенной стоимости ввозимых товаров.
В отзыве на кассационную жалобу Общество указывает на несостоятельность ее доводов как Не основанных на требованиях закона и фактических обстоятельствах дела, просит оставить обжалованные судебные акты без изменения. Отзыв соответствует требованиям ст. 279 АПК РФ и приобщен к материалам дела.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель Общества возражал против доводов жалобы и настаивал на ее отклонении по мотивам, изложенным в судебных актах и представленном отзыве.
Обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела и проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Решением от 08.09.2004 N 04-15/20765, принятым по результатам выездной налоговой проверки ООО "Салбим" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет НДС за период с 25.04.2002 по 30.09.2003, Инспекция привлекла Общество к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 175407 руб., доначислила НДС в сумме 381238 руб. 29 коп. за 2002 год, 98277 руб. 29 коп. пени. Этим же решением уменьшены заявленный к возмещению НДС в сумме 130715 руб. за сентябрь-декабрь 2002 года и НДС в сумме 8049864 руб. за январь-сентябрь 2003 года. В обоснование своего решения Инспекция указывает на неправильное определение налогоплательщиком налоговой базы для исчисления налога на добавленную стоимость при оплате товара, реализуемого российским покупателям, поскольку налоговая база определена без учета произведенной корректировки таможенной стоимости ввозимых товаров.
Считая решение налогового органа незаконным, Общество оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленное требование, суд обоснованно исходил из неправомерного отождествления налоговым органом порядка исчисления НДС при ввозе товаров в таможенном режиме выпуска для свободного обращения, установленного ст. 160 НК РФ, и определения цены данного товара при его последующей продажи, являющегося вопросом исключительного ведения сторон договора. При этом суд сослался на п.п. 1 п. 2 ст. 146, ст. 151, 154, п. 1 ст. 162, п. 1 ст. 168, ст. 173 НК РФ.
Суд кассационной инстанции находит вывод суда правильным.
При рассмотрении спора судом правильно установлены юридически значимые обстоятельства дела, надлежащим образом оценены представленные доказательства, подтверждающие факт оплаты НДС по рассматриваемым ГТД с учетом корректировки.
Доводы кассационной жалоб, сводящиеся к иному неверному толкованию вышеназванных норм права, не свидетельствуют о судебной ошибке по делу и подлежат отклонению.
Общий порядок определения налоговой базы по НДС при реализации товаров (работ, услуг) определен в статье 154 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
В силу п.п. 1 п. 1 ст. 151 названного Кодекса при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации при выпуске для свободного обращения налог уплачивается в полном объеме.
Статьей 160 Налогового кодекса Российской Федерации установлен особый порядок определения налоговой базы при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, согласно которому при ввозе товаров (за исключением товаров, указанных в пунктах 2 и 4 настоящей статьи, и с учетом статей 150-152 настоящего Кодекса) на таможенную территорию Российской Федерации налоговая база определяется как сумма таможенной стоимости этих товаров, подлежащей уплате таможенной пошлины и подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).
Определенный пунктом 1 статьи 162 Кодекса перечень сумм, на которые увеличивается налоговая база по НДС, не содержит положений об увеличении налоговой базы на суммы уплаченных таможенных платежей при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в режиме выпуска для свободного обращения.
В соответствии с п. 2 ст. 173 Кодекса если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
Неправомерное отождествление Инспекцией порядка исчисления НДС при ввозе товаров в таможенном режиме выпуска для свободного обращения, установленного ст. 160 НК РФ, и определения налоговым органом цены этого товара при его последующей продаже связано с неправильным применением вышеназванных норм права.
Обстоятельства, связанные с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации, его оплатой, уплатой таможенных платежей, в том числе НДС, подтверждены материалами дела. Спор по этому поводу отсутствуют.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 23.12.2004 по делу N А40-47993/04-76-470 Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 05.03.2005 N 09АП-1296/05АК по тому же делу Девятого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции ФНС России N 26 по г. Москве - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 июня 2005 г. N КА-А40/5066-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании