Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 16 июня 2005 г. N КА-А40/5327-05
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Автокомбинат-23" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением об обязании Инспекции МНС России N 27 по Юго-Западному административному округу города Москвы произвести зачет излишне уплаченной суммы 668 496 рублей налога с владельцев транспортных средств за 2001 год в счет предстоящих платежей.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.01.2005, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2005, заявленные требования удовлетворены в части обязания налогового органа произвести зачет излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств в сумме 464 690 руб., что представляет собой разницу между суммой налога, исчисленной и уплаченной налогоплательщиком по первоначальной декларации за 2001 год, поскольку суд счел применение уменьшенной в 1000 раз налоговой ставки необоснованным. В остальной части иска отказано.
Законность и обоснованность судебных актов проверена в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой он просил решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, в части удовлетворенных требований отказать, так как уплаченный Обществом в 2001 году налог с владельцев транспортных средств не подлежит перерасчету.
Представитель Инспекции в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы, представитель Общества возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в судебных актах.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, Общество в 2001 году уплатило в бюджет налог на владельцев транспортных средств в сумме 668 700 руб. При этом указанная сумма налога исчислена и уплачена налогоплательщиком по ставкам, установленным Законом города Москвы от 31.05.2000 N 14 "О ставках налога, взимаемых в дорожные фонды".
03.12.2003 налогоплательщик подал в налоговый орган заявление о зачете излишне уплаченной суммы налога в счет предстоящих платежей и уточненные декларации по налогу за 2001 год, в которых сумма налога исчислена по ставкам, установленным п. 5 ст. 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации".
Письмом от 23.07.2004 Инспекция МНС России N 27 по ЮЗАО г. Москвы отказала в рассмотрении уточненных налоговых деклараций со ссылкой на то, что суммы налога в них рассчитаны по ставкам, измененным в связи с проведением деноминации, и перерасчет налога невозможен в отношении сумм, уплаченных до 10.04.2002.
Считая отказ налогового органа незаконным, Общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с п. 5 ст. 6 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" ставки налога с владельцев транспортных средств, установленные п. 1 данной статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации.
Законом города Москвы от 31.05.2000 N 14 "О ставках налога, взимаемых в дорожные фонды" были введены более высокие ставки этого налога.
Таким образом, налогоплательщик обязан был уплачивать налог с владельцев транспортных средств в размерах, определенных этим законом.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 107-О положение п. 5 ст. 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" признано неконституционным.
Согласно ст. 79 Закона Российской Федерации от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" решение одноименного суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Если в тексте решения нет указания о том, как оно действует во времени, то, следовательно, ссылка налогоплательщика на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 104-О и N 107-О как на основание для перерасчета в сторону уменьшения и возврата налогов, уплаченных в 2000-2002 гг., не обоснованно.
Данная позиция подтверждается Определением Конституционного суда Российской Федерации от 05.02.2004 N 78-О, которым установлено, что последствием решения Конституционного Суда Российской Федерации о признании неконституционным акта или его отдельных положений с учетом смысла, который им придан сложившейся правоприменительной практикой, является утрата ими силы на будущее время.
Таким образом, повышение ставок налога с владельцев транспортных средств не подлежит применению с момента вынесения Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2002.
При таких обстоятельствах выводы судов об обязании налогового органа возвратить налогоплательщику излишне уплаченную в 2001 году сумму налога с владельцев транспортных средств в размере 464 690 руб., нельзя признать обоснованными.
Данная позиция суда кассационной инстанции изложена с учетом сложившейся судебной практики, изложенной в постановлениях Федерального арбитражного суда Московского округа от 11.02.2005 N КА-А41/11440-04 и от 13.10.2004 N КА-А41/9362-04, от 24.05.2005 N КА-А40/4021-05.
При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене в части обязания налогового органа произвести зачет излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств в сумме 464 690 руб., в удовлетворении требований в этой части следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 01.11.2004 по делу N А40-43576/04-87-475 Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 24.03.2005 N 09АП-1978/05-АК Девятого арбитражного апелляционного суда в части обязания Инспекции МНС России N 27 по Юго-Западному административному округу г. Москвы произвести зачет излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств в сумме 464 690 руб. в счет предстоящих налоговых платежей налогоплательщика ОАО "Автокомбинат-23" и возврата истцу из федерального бюджета госпошлины в размере 7 605 руб. отменить. Исковые требования в данной части отклонить.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 16 июня 2005 г. N КА-А40/5327-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании