Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 27 мая 1993 г. N 501
"О Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите
прав потребителей Комитета Российской Федерации по торговле"
Совет Министров - Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Комитета Российской Федерации по торговле.
2. Установить численность работников органов Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Комитета Российской Федерации по торговле в количестве 2700 человек.
Финансирование расходов на содержание указанной Инспекции осуществлять за счет ассигнований на содержание органов государственного управления, предусмотренных по республиканскому бюджету Российской Федерации.
3. Комитет Российской Федерации по торговле совместно с Министерством финансов Российской Федерации и по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации и заинтересованными министерствами и ведомствами утвердить порядок возмещения расходов, связанных с проведением Государственной инспекцией по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей контрольных покупок и отбором образцов (проб) товаров.
4. Признать утратившими силу постановления Совета Министров РСФСР согласно прилагаемому перечню.
Председатель Совета Министров - Правительства Российской Федерации |
В. Черномырдин |
Москва
27 мая 1993 г.
N 501
Положение
о Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Комитета Российской Федерации по торговле
(утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 27 мая 1993 г. N 501)
I. Общие положения и задачи
1. Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Комитета Российской Федерации по торговле (далее именуется - Госторгинспекция) - государственная служба, основными задачами которой являются контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком применения цен, качеством и безопасностью товаров народного потребления, деятельность по искоренению злоупотреблений в торговле, общественном питании и недопущению поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров.
Объектами контроля Госторгинспекции в соответствии с возложенными на нее задачами являются предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, граждане, реализующие, производящие товары или услуги (далее именуются - продавец, изготовитель).
2. Госторгинспекция осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, других законодательных актов Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Совета Министров - Правительства Российской Федерации, а также настоящего Положения.
3. Госторгинспекция в своей деятельности взаимодействует с Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора, Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур и другими органами государственного управления, осуществляющими в пределах своей компетенции контроль за соответствием качества товаров (услуг) требованиям стандартов, условиям договоров, соблюдением законодательства Российской Федерации в деле защиты прав потребителей.
4. Госторгинспекция состоит из Главного управления и подчиненных ему управлений по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, городам Москве и Санкт-Петербургу (территориальных управлений).
II. Основные функции
5. Территориальные управления Госторгинспекции выполняют следующие основные функции:
а) проводят проверки соблюдения правил торговли и качества товаров народного потребления у продавца, а также в соответствии с порядком, согласованным с Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, - качества продукции у изготовителя;
б) осуществляют в установленном порядке контроль на предприятиях торговли и общественного питания за соблюдением порядка применения цен;
в) контролируют правильность пользования весовыми и измерительными приборами, торговым, технологическим и дозирующим оборудованием;
г) принимают меры по устранению выявленных недостатков и нарушений, обеспечивают широкую гласность результатов проверок;
д) приостанавливают реализацию товаров (и оказываемые при этом услуги), не соответствующих по качеству обязательным требованиям стандартов, опасных (вредных) для жизни, здоровья и имущества граждан;
е) координируют свою деятельность с органами государственной власти и управления, общественными организациями потребителей в деле защиты прав и интересов граждан;
ж) рассматривают в соответствии с законодательством письма, заявления, жалобы граждан на качество товаров, нарушения в работе торговых предприятий, предприятий общественного питания и после соответствующих проверок принимают по ним решения, обязательные для исполнения продавцом, изготовителем (при несогласии с принятым решением продавец, изготовитель, потребитель вправе обратиться в суд, арбитражный суд в установленном порядке, при этом действие решения управлений Госторгинспекции не приостанавливается до решения суда);
з) представляют в установленные сроки Главному управлению Госторгинспекции необходимую информацию.
6. Главное управление Госторгинспекции выполняет следующие основные функции:
а) организует работу и осуществляет контроль за деятельностью территориальных управлений Госторгинспекции;
б) по поручению Комитета Российской Федерации по торговле участвует при рассмотрении проектов нормативных документов по стандартизации на товары народного потребления;
в) участвует в разработке предложений по совершенствованию правил торговли;
г) вносит в Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации предложения о снятии с производства товаров, опасных (вредных) для жизни, здоровья и имущества граждан;
д) в случаях непосредственного осуществления контроля за продавцом, изготовителем выполняет в отношении их те же функции, что и территориальные управления Госторгинспекции;
е) анализирует представленную территориальными управлениями Госторгинспекции информацию и вносит в органы государственного управления предложения о мерах по улучшению качества товаров и повышению культуры обслуживания населения;
ж) проводит мероприятия по повышению уровня профессиональной подготовки кадров Госторгинспекции;
з) разрабатывает методические материалы, инструкции, рекомендации по организации работы территориальных управлений Госторгинспекции.
III. Права
7. Госторгинспекция имеет право:
а) осуществлять проверки с правом беспрепятственного доступа на торговых и промышленных предприятиях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности в соответствии с основными задачами и функциями, определенными настоящим Положением;
б) производить контрольные покупки товаров с целью определения правильности расчетов с покупателями, изымать образцы (пробы) товаров для проведения исследования их качества;
в) осуществлять контроль за наличием у продавца, изготовителя сертификата на реализуемые товары и соответствием их требованиям конкретного стандарта или другого нормативного документа;
г) давать заключения по просьбе продавца, потребителя о качестве сертифицированных товаров, вызывающих сомнение в части их соответствия стандарту;
д) получать от министерств, ведомств, предприятий, научно-исследовательских институтов и лабораторий, граждан документацию, характеризующую качество продукции, данные о производителе (поставщике) товаров, а также другие материалы, необходимые для выполнения функций, возложенных на Госторгинспекцию;
е) составлять акты и давать обязательные к исполнению продавцом, изготовителем предписания:
об устранении выявленных нарушений правил торговли и технологической дисциплины при производстве товаров;
о снятии с реализации товаров, опасных (вредных) для жизни, здоровья и имущества граждан;
о приостановлении или введении особых условий приемки и реализации товаров, изготовленных с нарушениями требований нормативной документации, до устранения недостатков и повторного заключения Госторгинспекции;
ж) передавать материалы в следственные органы для привлечения к ответственности должностных лиц, допускающих неоднократные злоупотребления в торговле, выпуске и реализации недоброкачественной продукции, наносящей значительный ущерб интересам потребителей;
з) выступать стороной в органах суда и арбитражного суда.
8. Продавец, изготовитель обязаны давать объяснения, связанные с результатами проверок, принимать меры по устранению вскрытых нарушений и сообщать об этом в установленные сроки соответствующим управлениям Госторгинспекции.
IV. Обязанности, ответственность и порядок обжалования
9. Должностные лица и специалисты Госторгинспекции обязаны строго соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы Российской Федерации, действующие нормативные акты, права и охраняемые законом интересы продавца, изготовителя, обеспечивать сохранение технологической и коммерческой тайн.
10. Работники Госторгинспекции за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
11. Спорные вопросы по решениям, предписаниям территориальных управлений Госторгинспекции рассматриваются Главным управлением Госторгинспекции в течение месяца.
Жалобы на действия Главного и территориальных управлений Госторгинспекции подаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
V. Правовая защита работников Госторгинспекции
12. Любые действия должностных лиц и граждан, препятствующие выполнению сотрудниками Госторгинспекции своих профессиональных обязанностей, подлежат ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Милиция организует практическую помощь должностным лицам Госторгинспекции при выполнении ими функций, предусмотренных настоящим Положением, если им оказывается противодействие или угрожает опасность.
VI. Организационная структура
13. Главное управление Госторгинспекции возглавляется заместителем Председателя Комитета Российской Федерации по торговле - начальником Главного управления Госторгинспекции, назначаемым Советом Министров - Правительством Российской Федерации по представлению Председателя Комитета Российской Федерации по торговле. Заместители начальника и специалисты назначаются приказом Председателя Комитета Российской Федерации по торговле по представлению начальника Главного управления Госторгинспекции.
14. Начальник Главного управления Госторгинспекции:
осуществляет руководство деятельностью Госторгинспекции, организует выполнение возложенных на нее задач и несет за это персональную ответственность;
издает приказы и инструкции, обязательные для исполнения работниками Главного управления Госторгинспекции и ее территориальных органов;
утверждает численность работников, фонд оплаты труда и средства на содержание территориальных органов Госторгинспекции.
15. Начальники территориальных управлений Госторгинспекции назначаются на должность и освобождаются от занимаемой должности Председателем Комитета Российской Федерации по торговле по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти.
Заместители начальников, главные инспекторы территориальных управлений Госторгинспекции назначаются на должность и освобождаются от занимаемой должности начальником Главного управления Госторгинспекции. Другие работники управлений Госторгинспекции по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, городам Москве и Санкт-Петербургу назначаются на должность и освобождаются от занимаемой должности начальниками территориальных управлений Госторгинспекции.
16. Структура и штатные расписания территориальных управлений Госторгинспекции утверждаются руководителями этих органов в пределах установленного им фонда оплаты труда и штатной численности.
17. Главное управление Госторгинспекции, территориальные управления Госторгинспекции являются юридическими лицами, имеют бюджетные и текущие счета в учреждениях банков, печати с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.
Перечень
постановлений Совета Министров РСФСР, утративших силу
(Утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 27 мая 1993 г. N 501)
1. Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1963 г. N 1068 "О мерах по улучшению работы бюро товарных экспертиз" (СП РСФСР, 1963 г., N 16, ст. 112).
2. Постановление Совета Министров РСФСР от 10 февраля 1984 г. N 52 "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по качеству товаров и торговле по РСФСР" (СП РСФСР, 1984 г., N 4, ст. 29).
3. Постановление Совета Министров РСФСР от 11 мая 1984 г. N 183 "О частичном изменении пункта 4 Положения о Государственной инспекции по качеству товаров и торговле по РСФСР" (СП РСФСР, 1984 г., N 10, ст. 77).
4. Постановление Совета Министров РСФСР от 30 июня 1987 г. N 273 "О частичном изменении Положения о Государственной инспекции по качеству товаров и торговле по РСФСР" (СП РСФСР, 1987 г., N 11, ст. 86).
Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 27 мая 1993 г. N 501 "О Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации"
Текст постановления опубликован в Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации от 7 июня 1993 г., N 23, ст. 2112
Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2005 г. N 227 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 17 апреля 2001 г. N 302
Постановление Правительства РФ от 2 октября 1999 г. N 1104
Постановление Правительства РФ от 9 апреля 1999 г. N 399
Постановление Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 866
Постановление Правительства РФ от 6 сентября 1995 г. N 889
Постановление Правительства РФ от 19 июня 1994 г. N 710
Постановление Правительства РФ от 25 декабря 1993 г. N 1350