Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по бюджету и налогам от 10 июня 2005 г.
на проект федерального закона N 166951-4 "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (о совершенствовании налогообложения малого бизнеса; внесен Правительством Российской Федерации), первое чтение
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Предлагается комплексный проект акта законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленный на уточнение целого ряда положений двух специальных налоговых режимов - упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Необходимость корректировки соответствующих положений Налогового кодекса Российской Федерации (норм глав 26.2 и 26.3) обусловлена целым рядом причин. Речь идет как о вопросах, целесообразность решения которых продиктована накопленной правоприменительной практикой, так и о принципиальных положениях, связанных с совершенствованием налогообложения малого и среднего бизнеса и созданием условий для повышения деловой активности граждан. Предложения Правительства Российской Федерации, сформулированные в рамках рассматриваемого законопроекта, концептуально не вызывают возражений, Комитет считает целесообразным их принятие в первом чтении.
Вместе с тем, по мнению Комитета, предложенные положения нуждаются в значительной доработке в ходе подготовки к рассмотрению во втором чтении не только с точки зрения юридической техники, но и с учетом целого ряда содержательных изменений. Одним из принципиальных вопросов, который следует рассмотреть при доработке законопроекта, является величина индексации предельных объемов дохода, используемых в качестве критерия возможности применения упрощенной системы налогообложения (УСН). Как следует из пояснительной записки, предложенное Правительством Российской Федерации увеличение данного показателя до 20 млн. рублей произведено с учетом сложившейся и прогнозируемой инфляции за 2003-2005 годы. По мнению Комитета, предлагаемая индексация является недостаточной и не в полной мере соответствует целям государственной поддержки малого предпринимательства. При принятии решения по данному вопросу необходимо учитывать не только показатели инфляции (как за период, прошедший с даты вступления в силу главы 26.2 НК РФ, так и планируемой в 2006 году), но и фактически складывающиеся в настоящее время условия предпринимательской деятельности. При этом следует иметь в виду, что именно величина предельного дохода при применении УСН является основным показателем, который характеризует доступность данного налогового режима для хозяйствующих субъектов и определяет перспективы создания и развития собственного дела при минимальных объемах отчетности и налоговых платежей. В связи с этим в ходе обсуждения ко второму чтению следует рассмотреть возможность увеличения данного показателя в большей степени, чем это предложено Правительством Российской Федерации. При этом следует исходить как из интересов налогоплательщиков, так и учитывать интересы бюджетной системы имея в виду, что налоговые поступления от УСН являются одним из источников формирования бюджетов субъектов Российской Федерации.
Предельная величина доходов является не единственным общим критерием, применяемым в целях УСН. В отношении налогоплательщиков-организаций установлен критерий предельной стоимости основных средств и материальных активов (100 млн. рублей). Поскольку при исчислении данного показателя также важную роль играют инфляционные процессы, следует рассмотреть возможность и его индексации. В рамках внесенного Правительством РФ законопроекта такая индексация не предусматривается.
По мнению Комитета, в рамках обсуждения возможных способов повышения эффективности УСН следует также обратить внимание на проблемы совершенствования налогообложения индивидуальных предпринимателей. С этой точки зрения представляется целесообразным рассмотреть варианты применения данной категорией налогоплательщиков указанного специального налогового режима на основе патентов. Возврат к патентной системе в отношении физических лиц позволит в максимальной степени упростить процедуры налогообложения, фактически ограничив их уплатой в бюджет определенной стоимости такого патента. При этом такая система должна применяться в отношении тех предпринимателей, масштабы хозяйственной деятельности которых являются незначительными, а также предусматривать нормы, исключающие возможности ее использования для минимизации налоговых обязательств иными налогоплательщиками. Кроме того, учитывая существенные различия в условиях ведения предпринимательской деятельности в различных регионах России, право определять конкретную стоимость патента для предпринимателей могло бы быть предоставлено субъектам Российской Федерации при условии ограничения ее максимального размера соответствующими нормами главы 26.2 Налогового кодекса РФ.
Изменения, предлагаемые в рамках рассматриваемого законопроекта в части единого налога на вмененный доход (ЕНВД), носят в основном уточняющий характер. Особо следует обратить внимание на предложение Правительства РФ об отмене корректирующего коэффициента базовой доходности К1, который в рамках первоначальной концепции ЕНВД был призван учитывать территориальные особенности ведения предпринимательской деятельности. Как известно, фактически данный коэффициент не применялся на протяжении всего срока действия главы 26.3 Налогового кодекса РФ, в связи с чем его отмена представляется своевременной и обоснованной.
При доработке законопроекта ко второму чтению следует уточнить перечень видов деятельности, подлежащих переводу на ЕНВД и понятийный аппарат, применяемый в целях данного налогового режима. В частности, необходимо учесть решения, принимаемые (принятые) в рамках иных законопроектов.
Кроме того, необходимо предусмотреть возможность распространения ЕНВД также и на деятельность по предоставлению услуг по кратковременному проживанию. Очевидно, что налоговый контроль в данной сфере существенно затруднен и применение общей системы налогообложения во многих случаях оказывается неэффективным. Следует рассмотреть возможность применения ЕНВД как в отношении собственно услуг по сдаче в краткосрочный наем жилых помещений, так и в отношении комплекса услуг, оказываемых профильными организациями (гостиницами, отелями и т.п.), что позволит снять целый ряд проблем, имеющих место в настоящее время при налогообложении таких видов деятельности.
При доработке законопроекта ко второму чтению целесообразно также рассмотреть возможные варианты решения проблемы доступности кредитных ресурсов для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Поскольку применение специальных налоговых режимов предусматривает, в том числе, упрощенный порядок учета и отчетности, использующие их налогоплательщики в большинстве случаев не обладают достаточной документацией и не расцениваются банками в качестве надежных заемщиков. В связи с этим необходимо предусмотреть внесение изменений в соответствующие законодательные акты с тем, что бы стимулировать развитие микрокредитования.
По итогам обсуждения Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 166951-4 "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" в первом чтении и доработать его ко второму чтению с учетом замечаний, изложенных в настоящем заключении.
Первый заместитель |
Г.Я.Хор |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.