Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 24 октября 2005 г. N КА-А40/10460-05
(извлечение)
Решением от 07.04.2005, оставленным без изменения постановлением от 14.07.2005, удовлетворено заявленное требование открытого акционерного общества "Московское машиностроительное предприятие им. В.В. Чернышева" к Инспекции ФНС РФ N 33 по г. Москве о признании незаконным решение от 21.01.2005 N 13-02 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности в части начисления недоимки по налогу на доходы физических лиц с выплат, производимых непосредственным пенсионным фондом, пени и штрафов, начисления недоимки ЕСН в связи со взносами в негосударственный пенсионный фонд соответствующих пени, штрафов (п. 1.12, 3.2 п. 2.13 ч. 2 решения), ссылаясь на п. 1 ст. 213, п. 1 ст. 236, п. 1, 2 ст. 237 НК РФ.
Законность и обоснованность решения и постановления судов проверяются в порядке ст.ст. 284, 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой он просит решение и постановление судов отменить, в иске отказать в связи с неправильным применением норм налогового законодательства.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции - без удовлетворения, поскольку выводы судов основаны на требованиях п. 1 ст. 236, п. 1, 2 ст. 237 НК РФ, ст. 3 и п. 2 ст. 18 Закона "О негосударственных пенсионных фондах".
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Суды полно и всесторонне исследовали юридически значимые обстоятельства, дали надлежащую правовую оценку представленным сторонами доказательствам в их совокупности, правильно применили нормы налогового законодательства, приняли законное и обоснованное решение.
Суд первой инстанции, руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 статьи 235, пунктом 1 статьи 236, пунктами 1 и 2 статьи 237 Налогового кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что взносы, перечисленные в негосударственный пенсионный фонд без указания конкретных физических лиц, в пользу которых осуществлены данные выплаты, не являлись объектом налогообложения, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Согласно пункту 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 235 Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 237 Кодекса налоговая база налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 235 Кодекса, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подпункте 7 пункта 1 статьи 238 Кодекса).
В силу пункта 2 статьи 237 Кодекса налогоплательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 Кодекса, определяют налоговую базу отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.
Из смысла указанных норм следует, что в налогооблагаемую базу включаются только такие выплаты, которые образуют реальный доход у конкретных физических лиц.
В абзаце втором статьи 3 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что договор о негосударственном пенсионном обеспечении - соглашение между негосударственным пенсионным фондом и вкладчиком фонда в пользу участника фонда, в силу которого вкладчик обязуется перечислять пенсионные взносы в фонд в установленные сроки и в определенных размерах, а фонд обязуется при наступлении пенсионных оснований в соответствии с пенсионными правилами фонда и выбранной пенсионной схемой выплачивать участнику негосударственную пенсию.
В пункте 2 статьи 18 этого Закона определено, что пенсионные взносы включаются в состав пенсионных резервов и составляют согласно абзацу 12 статьи 3 Закона собственность негосударственного пенсионного фонда.
Представленные в материалы дела документы свидетельствуют о том, что пенсионные взносы поступали в негосударственный пенсионный фонд, а не работникам Общества, следовательно, указанные выплаты не являлись для физических лиц материальной выгодой.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что суммы страховых взносов, перечисленные в негосударственный пенсионный фонд, не являются для Общества объектом налогообложения.
Данный вывод соответствует арбитражной практике, изложенной в постановлениях ФАС В-ВО от 26.07.2004 по делу N А11-357/2004-К2-Е-898; ФАС МО от 27.02.2004 по делу N КА-А40/801-04; ФАС СЗО от 01.08.2003 по делу N А-13-159/03-15.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 АПК РФ, суд постановил:
решение от 07.04.2005, постановление от 14.07.2005 Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-6104/05-80-27 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС РФ N 33 по г. Москве - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п.1 ст.236 НК РФ объектом налогообложения ЕСН для налогоплательщиков, указанных в абзацах 2 и 3 подп.1 п.1 ст.235 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Налоговый орган считает, что общество обязано удерживать ЕСН с сумм пенсионных взносов, которые оно перечисляло в негосударственный пенсионный фонд.
Общество считает, что объект налогообложения ЕСН не возникает, т.к. взносы, перечисляемые в негосударственный пенсионный фонд без указания конкретных физических лиц, материальной выгодой для работников не являлись.
Суд указал, что объект обложения ЕСН не возникает.
В соответствии с п.1 ст.237 НК РФ налоговая база определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц за налоговый период. При этом учитываются любые выплаты и вознаграждения, вне зависимости от формы, в которой они осуществляются.
Согласно п.2 ст.237 НК РФ налогоплательщики, указанные в подп.1 п.1 ст.235 НК РФ, определяют налоговую базу отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.
Проанализировав приведенные правовые нормы, суд указал, что в налоговую базу включаются только такие выплаты, которые образуют реальный доход у конкретных физических лиц.
Учитывая, что перечисляемые обществом пенсионный взносы поступали в негосударственный пенсионный фонд, а не работникам общества, суд сделал вывод, что они не являлись для данных работников материальной выгодой, а для общества - объектом налогообложения.
Суд поддержал позицию общества, решение и постановление апелляционной инстанции по делу оставил без изменения, в удовлетворении кассационной жалобы налогового органа отказал.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24 октября 2005 г. N КА-А40/10460-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании